МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Урбоэкология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Направление подготовки05.04.06. Экология и природопользование
ПрофильЭкологический мониторинг и оценка состояния окружающей среды
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_04_06_Экомониторинг-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Нефедьев П.С.

Рецензент(ы):
д.б.н., директор ИВЭП СО РАН, Пузанов А.В.

Рабочая программа дисциплины
Урбоэкология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.04.06 ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015г. №1041)

составлена на основании учебного плана:
05.04.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Соколова Г.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины - ознакомить студентов с основами взаимодействия искусственной и природной сред на территориях городов и зон их влияния.
Задачи дисциплины:
- познакомить с основами организации и функционирования урбанизированных систем;
- дать представление о принципах взаимодействия человека и городской среды;
- убедить в необходимости сохранения баланса между экономическим развитием города и экологическими интересами.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5 способностью разрабатывать типовые природоохранные мероприятия и проводить оценку воздействия планируемых сооружений или иных форм хозяйственной деятельности на окружающую среду
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- о формах организации городского пространства;
- об основных экологических проблемах городов;
- о принципах рационального проектирования городов с учетом влияния исходных природных факторов
3.2.Уметь:
3.2.1.- находить рациональные способы утилизации промышленных и твердых бытовых отходов;
- применять на практике основные нормы и правила озеленения городов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- анализа геохимического фона города и проводить геохимическое картографирование;
- анализа и прогнозирования экологических ситуаций для практической деятельности человека, необходимой для осуществления профессиональной деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Экология городской среды
1.1. Особенности и перспективы развития городов РФ. Сам. работа 3 4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.2. Урбоэкосистемы. Ландшафт города. Формы организации городского пространства. Лекции 3 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 2. Загрязнение воздушного бассейна городов
2.1. Загрязнение воздуха городской зоны. Лекции 3 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.2. Воздействие транспорта на загрязнение воздуха. Лабораторные 3 4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.3. Состояние химического загрязнения воздуха городов. Сам. работа 3 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 3. Энергообеспечение населенных мест
3.1. Природное топливо. Искусственное топливо. Альтернативное углеродсодержащее топливо. Теплоэнергетика и ее воздействие на природную среду. Лекции 3 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
3.2. Топливно-энергетический комплекс и окружающая среда. Лабораторные 3 4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
3.3. Гидроэнергетика, ядерная энергетика и альтернативная природосберегающая энергетика населенных пунктов. Сам. работа 3 6 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 4. Состояние водных экосистем и гидрогеологические условия городов
4.1. Система водоподготовки в городах и ее проблемы. Лабораторные 3 4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
4.2. Виды водопользования. Сам. работа 3 3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 5. Загрязнение почв
5.1. Методы улучшения почв. Сам. работа 3 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
5.2. Городские почвы. Показатели экологического состояния городских почв. Антропогенное воздействие на почвы города. Лекции 3 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 6. Физическое загрязнение в условиях города
6.1. Источники шума и вибрации в условиях города. Источники электромагнитного излучения. Сам. работа 3 4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
6.2. Мероприятия по снижению уровня физического загрязнения в городах. Сам. работа 3 4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 7. Образование и утилизация отходов
7.1. Виды городских отходов и объемы их образования. Сам. работа 3 4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
7.2. Структура твердых бытовых отходов, способы их утилизации. Лабораторные 3 6 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
7.3. Проблема эффективности управления отходами. Сам. работа 3 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 8. Экология жилища
8.1. Экологическая комфортность жилья. Комплексная оценка микроклимата помещения. Сам. работа 3 4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
8.2. Нормирование параметров микроклимата для различных помещений. Сам. работа 3 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 9. Животный и растительный мир города
9.1. Особенности среды обитания городской растительности. Категории озелененной территории в городе. Сам. работа 3 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
9.2. Синантропные животные. Сам. работа 3 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 10. Состояние здоровья городского населения
10.1. Медико-демографические показатели населения. Сам. работа 3 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 11. Градостроительная экология
11.1. Основы экологического планирования градостроительной деятельности. Сам. работа 3 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
11.2. Понятие о «видеоэкологии». Сам. работа 3 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 12. Геохимический фон городов
12.1. Эколого-геохимическая оценка состояния городов. Сам. работа 3 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
12.2. Оценка природного геохимического фона города. Лабораторные 3 6 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 13. Мониторинг урбанизированных территорий
13.1. Виды мониторинга. Комплексная оценка состояния окружающей среды. Основные механизмы управления качеством окружающей среды. Сам. работа 3 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Тетиор А.Н. Городская экология: учеб. пособие М.: Академия, 2007
Л1.2 Ручин А.Б., Мещеряков В.В., Спиридонов С.Н. Урбоэкология для биологов: М.: КолосС, 2013 www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785953206860.html
Л1.3 А.А. Лештаев Агроэкология и урбоэкология : учебно-методическое пособие , 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Тетиор А.Н. Городская экология: учеб. пособие М.: Академия, 2006
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Урбоэкология" portal.edu.asu.ru
Э2 http://www.biblioclub.ru/
Э3 http://e.lanbook.com/
Э4 http://www.lib.asu.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office (Excel, Word, Power Point, Acrobat Reader), Internet explorer, или другое аналогичное. ОНД-86.
Microsoft Windows
7-Zip
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.mnr.gov.ru/
http://www.ecocommunity.ru/
http://www.priroda.ru/
http://ecoportal.su
http://www.aseko.org/
http://ecoportal.ru/
http://www.erh.ru/
http://www.ecoline.ru/
http://elibrary.asu.ru
http://elibrary.ru
http://www.scopus.com
https://link.springer.com/
http://cyberleninka.ru/
http://ecograde.bio.msu.ru/
http://www.consultant.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
111Л лаборатория землеведения и почвоведения; кабинет почвоведения; кабинет почвоведения, земледелия и агрохимии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 26 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optimal-C – 1 шт.; шкаф для хранения наглядного материала для занятий по почвоведению и геологии (коллекция почв, минералов, схемы, рисунки) – 2 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для более эффективного освоения тем и разделов рабочей программы дисциплины студентам рекомендуется:
1. вести конспект лекций;
2. изучать основную и дополнительную литературу;
3. вести словарь терминов по учебному курсу.

Студенту необходимо знать основные понятия, термины, развернутые определения, использовать данные современной науки.

Студенту необходимо устанавливать причинно-следственные связи, излагать материал с учетом принципов
объективности и научности, уметь осуществлять анализ основных экологических проблем региона.

Студент должен продемонстрировать умение делать аргументированные выводы.