МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Техногенные системы и экологический риск

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Направление подготовки05.04.06. Экология и природопользование
ПрофильЭкологический мониторинг и оценка состояния окружающей среды
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_04_06_Экомониторинг-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 9
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.б.н., проф., Соколова Г.Г.

Рецензент(ы):
д.б.н., директор ИВЭП СО РАН, Пузанов А.В.

Рабочая программа дисциплины
Техногенные системы и экологический риск

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.04.06 ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015г. №1041)

составлена на основании учебного плана:
05.04.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Соколова Г.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины - формирование у специалистов знаний о современных методах исследования экологических рисков, проведении анализа и о подходах к разработке управленческих решений по снижению рисков, обусловленных природными и техногенными факторами.
Задачи
Сформировать у студента навыки и умения по следующим направлениям деятельности:
- характеристика техногенных систем, их взаимодействия с окружающей средой;
- оценка экологического риска;
- характеристика технических аварий и катастроф;
- ознакомление с мерами по ликвидации последствий технических аварий и катастроф.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4 способностью использовать современные методы обработки и интерпретации экологической информации при проведении научных и производственных исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- типы техногенных систем, особенности их воздействия на окружающую среду;
- классификацию природных и техногенных катастроф, их последствия для человеческого общества и природной среды;
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять на практике различные методы оценки экологического риска;
- прогнозировать возможные экологические последствия различных антропогенных воздействий на окружающую среду;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- основными методами и методиками расчета техногенного воздействия на окружающую среду;
- основными подходами к оценке риска крупномасштабных аварий с большими последствиями;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ФОРМЫ И СТЕПЕНЬ ОПАСНОСТИ
1.1. Цели и задачи предмета, его структура и содержание. Методы оценки экологического риска. Идентификация опасностей: классификации источников опасных воздействий, определение возможных ущербов от них. Лекции 4 0,5 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Параметры опасных природных явлений, приводящих к чрезвычайным ситуациям Лабораторные 4 2 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА КАК СИСТЕМА. ОПАСНЫЕ ПРИРОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕДНОГО ФАКТОРА. ИДЕНТИФИКАЦИЯ ОПАСНОСТИ
2.1. Условия и факторы, обеспечивающие безопасную жизнедеятельность в окружающей среде. Естественные «питательные» циклы, механизмы саморегуляции, самоочищение биосферы. Лекции 4 0,5 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.2. Классификация источников опасных воздействий. Опасности, исходящие из космоса. Землетрясения, извержения вулканов, цунами, лесные пожары, наводнения. Колебания уровня водотоков и водоемов. Эрозионные процессы. Склоновые процессы. Сам. работа 4 6 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.3. Основные загрязнители почвы, воздуха, воды, их источники. Превращения химических загрязнителей в окружающей среде. Сам. работа 4 6 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.4. Климат. Современные климатические модели как основа для оценки глобальных изменений состояния окружающей среды Опасности, создаваемые атмосферными процессами. Явления, связанные со снегом, льдом и холодом. Циклоны (тайфуны, ураганы), смерчи и др Лабораторные 4 2 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.5. Экологические последствия антропогенного влияния на гидросферу суши. Химический состав водных объектов и влияние на его формирование деятельности человека Лабораторные 4 2 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.6. Динамическое равновесие в окружающей среде. Круговорот энергии и вещества в биосфере. Сам. работа 4 6 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.7. Возобновляемые и невозобновляемые природные ресурсы. Сам. работа 4 6 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.8. Природные опасности в морях и океанах. Параметры опасных природных явлений, приводящие к чрезвычайным ситуациям. Сам. работа 4 6 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 3. ПАРАМЕТРЫ ОПАСНЫХ ПРИРОДНЫХ ЯВЛЕНИЙ, СОЗДАЮЩИХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ.
3.1. Оценка тяжести чрезвычайных ситуаций, создаваемых различными видами неблагоприятных опасных явлений в показателях восстановимости и возможных сроков восстановления потерь. Лекции 4 0,5 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.2. Биогеохимические стандарты. Трансграничное загрязнение воздуха. Концепция критических нагрузок. Лабораторные 4 1 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 4. ТЕХНОГЕННЫЕ СИСТЕМЫ И ИХ ВОЗДЕЙСТВИЕ С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ.
4.1. Техногенные системы: определение и классификация. Основные загрязнители почвы, воздуха, воды, их источники. Лекции 4 0,5 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.2. Глобальные экологические проблемы: климатические изменения, разрушение озонового слоя, загрязнение природных вод нефтепродуктами и др. Лабораторные 4 1 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 5. ХАРАКТЕРИСТИКА РИСКА ПРИ РАЗНЫХ ТИПАХ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ.
5.1. История природопользования и природных опасностей. Основные черты хозяйственно-культурной эволюции. Лекции 4 0,5 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
5.2. Основные черты хозяйственно-культурной эволюции. Риск для общества охотников, собирателей, рыболовов. Риск для индустриальных стран. Лабораторные 4 2 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
5.3. Масштаб современных и прогнозируемых техногенных воздействий на человека и окружающую среду в рамках концепции устойчивого развития. Сам. работа 4 7 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 6. МОНИТОРИНГ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ПРОЦЕДУРАХ ОЦЕНКИ РИСКА
6.1. Концепция и структура системы мониторинга, принципы ее функционирования. Роль мониторинга в анализе и предупреждении опасного развития последствий глобальных проблем Лекции 4 1 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
6.2. Мониторинг двух важнейших антропогенных факторов – развитие производительных сил и рост народонаселения. Сам. работа 4 4 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 7. ПРИРОДНЫЙ РИСК В РОССИИ. ОБЩАЯ ОЦЕНКА И ПРОГНОЗ УРОВНЯ РИСКА
7.1. Наиболее распространенные природные опасности в России. Современные природно-техногенные опасности и ущерб от них. Общая оценка и прогноз уровня риска. Лекции 4 1 Л2.3, Л2.2, Л1.1
7.2. Наиболее распространенные природные опасности в России Сам. работа 4 6 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 8. УПРАВЛЕНИЕ РИСКОМ. ИНФОРМАЦИЯ О РИСКЕ
8.1. Экологический подход к оценке состояния и регулированию качества окружающей среды. Экологическое и санитарно-гигиеническое нормирование. Предельно допустимые экологические нагрузки. Лекции 4 0,5 Л2.3, Л2.1, Л1.1
8.2. Расчет и построение полей риска на картографической основе Лабораторные 4 1 Л2.3, Л2.2, Л1.1
8.3. Оценка риска для здоровья населения и экосистем от хозяйствующих объектов Лабораторные 4 1 Л2.3, Л2.2, Л1.1
8.4. Основные принципы обеспечения экологической безопасности. Управление риском как основа принятия решений выбора оптимальной стратегии развития. Сам. работа 4 6 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 9. ОПАСНЫЕ ПРИРОДНЫЕ И ТЕХНО-ПРИРОДНЫЕ ПРОЦЕССЫ ПРОЯВЛЕНИЙ УЩЕРБА НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ
9.1. Виды опасностей. Вероятность и последствия. Оценка и прогноз. Виды ущербов. Оценка ущерба. Лекции 4 1 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
9.2. Экологический ущерб на территории России. Стоимостная оценка риска Лабораторные 4 1 Л2.3, Л2.1, Л1.1
9.3. Технические аварии и катострофы, меры по ликвидации их последствий. Сам. работа 4 6 Л2.3, Л2.2, Л1.1
Раздел 10. УСТОЙЧИВОСТЬ СОСТОЯНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
10.1. Масштаб современных и прогнозируемых техногенных воздействий на человека и окружающую среду в рамках концепции устойчивого развития. Лекции 4 0,5 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
10.2. Полтика экологической безопасности. Лабораторные 4 6 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
10.3. Уменьшение последствий и компенсация ущерба. Научные основы оценки предельно-допустимых техногенных воздействий на окружающую среду. Сам. работа 4 4 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 11. ХАРАКТЕРИСТИКА НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ ФАКТОРОВ СРЕДЫ
11.1. Наиболее опасные факторы воздействия на здоровье населения. События с высокой и низкой вероятностью. Систематические опасные воздействия. Долгосрочные эффекты опасных воздействий. Лекции 4 0,5 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 12. ФАКТОРЫ ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА К РИСКУ
12.1. Социальные аспекты риска. Восприятие рисков и реакция общества на них Лабораторные 4 3 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
12.2. Основные черты хозяйственно-культурной эволюции. Социальный риск. Особенности восприятия риска разными культурами и народами. Сам. работа 4 6 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 13. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МЕТОДЫ СНИЖЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РИСКА. ВОЗМОЖНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ
13.1. Основные направления и методы снижения экологического риска. Проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов. Лекции 4 1 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
13.2. 2 Лабораторные 4 2 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
13.3. Экологически безопасное использование биотехнологий. Ресурсосбережение и комплексное использование сырья – стратегия решения экологических проблем. Управление риском – основа принятия решений выбора оптимальной стратегии развития. Сам. работа 4 7 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под ред. Саевича К.Ф. Общая и прикладная экология: Учебник Вышэйшая школа, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=452747
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Парамонов Е. Г. Техногенные системы и экологический риск: учеб. метод пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2006
Л2.2 Баринов А.В. Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них: учеб. пособие для вузов М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003
Л2.3 Сынзыныс Б.И., Тянтова Е.Н., Мелехова О.П. Экологический риск: учеб. пособие М.: Логос, 2005
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1.Сайт: Оценка риска воздействия окружающей среды на здоровье http://demoscope.ru/erh/index.html
Э2 2.Обучающая программа по РД “Методическое руководство по оценке степени риска аварий на магистральных нефтепроводах” http:// safety.fromru.com/soft/pipe/inf_pipe.htm
Э3 Курс в Moodle "Техногенная системы и экологический риск" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office (Excel, Word, Power Point, Acrobat Reader), Internet explorer, или другое аналогичное. ОНД-86.
Microsoft Windows
7-Zip
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.mnr.gov.ru/
http://www.ecocommunity.ru/
http://www.priroda.ru/
http://ecoportal.su
http://www.aseko.org/
http://ecoportal.ru/
http://www.erh.ru/
http://www.ecoline.ru/
http://elibrary.asu.ru
http://elibrary.ru
http://www.scopus.com
https://link.springer.com/
http://cyberleninka.ru/
http://ecograde.bio.msu.ru/
http://www.consultant.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
111Л лаборатория землеведения и почвоведения; кабинет почвоведения; кабинет почвоведения, земледелия и агрохимии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 26 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optimal-C – 1 шт.; шкаф для хранения наглядного материала для занятий по почвоведению и геологии (коллекция почв, минералов, схемы, рисунки) – 2 шт.
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При освоении дисциплины используются следующие сочетания видов учебной работы с методами и формами активизации познавательной деятельности для достижения запланированных результатов обучения и формирования компетенций.

Методы и формы организации обучения (ФОО)
ФОО

Методы Лекц. Лаб. раб. Пр. зан./Сем., Тр*., Мк** СРС К. пр.
IT-методы х х х
Работа в команде х х
Case-study
Игра
Методы проблемного обучения. х
Обучение
на основе опыта х х х
Опережающая самостоятельная работа х х х
Проектный метод х х
Поисковый метод х х
Исследовательский метод х х

Для достижения поставленных целей преподавания дисциплины реализуются следующие средства, способы и организационные мероприятия:
- изучение теоретического материала дисциплины на лекциях с использованием компьютерных технологий и информационных библиотечных ресурсов;
- самостоятельное изучение теоретического материала дисциплины с использованием Internet-ресурсов, информационных баз, методических разработок, специальной учебной и научной литературы;
- закрепление теоретического материала при проведении индивидуальных работ путем выполнения проблемно-ориентированных, поисковых, творческих заданий.

Организация и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов (CРC)

Текущая и опережающая СРС, направленная на углубление и закрепление знаний, а также развитие практических умений заключается в:
- работе студентов с лекционным материалом, поиск и анализ литературы и электронных источников информации по заданной проблеме и выбранной теме реферата
- подготовке к устным опросам, к текущему и итоговому контролю,
- использовании материалов из тематических информационных ресурсов на иностранных языках,
- изучении тем, вынесенных на самостоятельную проработку,
- изучении теоретического материала к индивидуальным заданиям,
- подготовке к зачету.

Темы, выносимые на самостоятельную проработку:
- Оценка радиационного риска
- Минимизация негативного техногенного воздействия на окружающую природную среду
- Геологические факторы экологического риска
- Региональный подход к управлению риском
- Риски загрязнения компонентов природных сред

Творческая проблемно-ориентированная самостоятельная работа
(ТСР) направлена на развитие интеллектуальных умений, комплекса универсальных (общекультурных) и профессиональных компетенций, повышение творческого потенциала студентов и заключается в:
 поиске, анализе, структурировании и презентации информации, анализе научных публикаций по определенной теме исследований,
 анализе статистических и фактических материалов по заданной теме,
 исследовательской работе и участии в научных студенческих конференциях, семинарах и олимпиадах.