МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Статистика
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра финансов и кредита
Направление подготовки38.03.01. Экономика
ПрофильФинансы и кредит
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz38_03_01_ФиК-45-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 22
самостоятельная работа 185
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2
курсовая работа: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 185 185 185 185
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, В.В. Воробьева;к.э.н., доцент, Гражданкина О.А.

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Л.А. Капустян

Рабочая программа дисциплины
Статистика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 ЭКОНОМИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015г. №1327)

составлена на основании учебного плана:
38.03.01 Экономика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра финансов и кредита

Протокол от 18.05.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н. С.И. Межов

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра финансов и кредита

Протокол от 18.05.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой д.э.н. С.И. Межов

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью преподавания дисциплины «Статистика» - овладение знаниями общих основ статистической науки, навыками организации и проведения статистических исследований, анализа и обобщения их результатов, использования статистических методов прогнозирования.
Задачами дисциплины являются: овладение комплексом современных методов сбора, обработки, обобщения и анализа статистической информации для изучения тенденций и закономерностей экономических явлений и процессов; освоение статистических методов анализа социально-экономических процессов и явлений; изучение системы социально-экономических показателей, основных экономических классификаций, используемых в отечественной и международной статистике.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2: способностью осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.методы сбора, обработки и анализа статистической информации для решения прикладных экономических задач; основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на микроуровне; основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на микро и макроуровне.
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на микро- и макроуровне, включая статистику цен, рынка труда и уровня жизни; анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей; осуществлять поиск информации по полученному заданию, сбор, анализ данных, необходимых для решения поставленных экономических задач.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных; методами расчета и статистического анализа важнейших показателей, характеризующих производственный потенциал, затраты и результаты в производстве товаров и услуг, экономическую эффективность деятельности предприятий, важнейших видов экономической деятельности и экономики в целом; современными методиками расчета и анализа динамики социально-экономических показателей, характеризующих развитие социальных и экономических процессов и явлений на микрои макроуровне.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методологические основы статистики
1.1. Предмет и метод статистики Лекции 2 0 ОПК-2 Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.2. Предмет и метод статистики Сам. работа 2 20 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Статистическое наблюдение. Выборочное наблюдение Лекции 2 0 ОПК-2 Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.4. Статистическое наблюдение. Выборочное наблюдение Сам. работа 2 20 ОПК-2 Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.5. Статистические группировки и классификации Лекции 2 2 ОПК-2 Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.6. Статистические группировки и классификации Практические 2 4 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.7. Статистические группировки и классификации Сам. работа 2 20 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.8. Способы наглядного представления статистических данных Лекции 2 0 ОПК-2 Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.9. Способы наглядного представления статистических данных Практические 2 0 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.10. Способы наглядного представления статистических данных Сам. работа 2 20 ОПК-2 Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.11. Абсолютные и относительные показатели Лекции 2 2 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.12. Абсолютные и относительные показатели Практические 2 2 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.13. Абсолютные и относительные показатели Сам. работа 2 10 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.14. Средние величины и показатели вариации Лекции 2 2 ОПК-2 Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.15. Средние величины и показатели вариации Практические 2 2 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.16. Средние величины и показатели вариации Сам. работа 2 8 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.17. Статистическое изучение связи между явлениями Лекции 2 0 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.18. Статистическое изучение связи между явлениями Практические 2 0 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.19. Статистическое изучение связи между явлениями Сам. работа 2 8 ОПК-2 Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.20. Ряды динамики Лекции 2 2 ОПК-2 Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.21. Ряды динамики Практические 2 2 ОПК-2 Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.22. Ряды динамики Сам. работа 2 8 ОПК-2 Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.23. Основы индексного анализа Лекции 2 2 ОПК-2 Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.24. Основы индексного анализа Практические 2 2 ОПК-2 Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.25. Основы индексного анализа Сам. работа 2 8 ОПК-2 Л1.1, Л1.3, Л2.1
Раздел 2. Основы социально-экономической статистики
2.1. Статистика населения, уровня жизни населения Лекции 2 0 ОПК-2 Л1.1, Л1.3, Л2.1
2.2. Статистика населения, уровня жизни населения Практические 2 0 ОПК-2 Л1.1, Л1.3, Л2.1
2.3. Статистика населения, уровня жизни населения Сам. работа 2 6 ОПК-2 Л1.1, Л1.3, Л2.1
2.4. Статистика рынка труда, использования рабочей силы и рабочего времени Лекции 2 0 ОПК-2 Л1.1, Л1.3, Л2.1
2.5. Статистика рынка труда, использования рабочей силы и рабочего времени Практические 2 0 ОПК-2 Л1.2, Л1.3, Л2.1
2.6. Статистика рынка труда, использования рабочей силы и рабочего времени Сам. работа 2 24 ОПК-2 Л1.2, Л1.3, Л2.1
2.7. Статистика национального богатства Лекции 2 0 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.8. Статистика национального богатства Сам. работа 2 20 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
2.9. Подготовка курсовой работы Сам. работа 2 13 ОПК-2 Л1.1, Л1.3, Л2.1
2.10. Промежуточная аттестация Экзамен 2 9 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И. И. Елисеева Статистика в 2 т.: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2017 https://www.biblio-online.ru/book/91E57093-4665-48C7-8FE4-7BF231DA7800
Л1.2 В.Н. Долгова, Т.Ю. Медведева Статистика: учебник и практикум для бакалвров М.: Издательство Юрайт, 2019 https://biblio-online.ru/viewer/9AEB3BD0-9797-4AD9-856B-38294B4D49A2/statistika#page/1
Л1.3 под. редакцией В.Г. Минашкина Статистика: учебник для академического бакалавриата: учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт, 2017 https://biblio-online.ru/viewer/E8811641-A4BA-4F80-9DD1-A742425A9FB0/statistika#page/394
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В. Б. Яковлев Статистика. Расчеты в Microsoft Excel : учеб. пособие для вузов: учеб. пособие для вузов М.: Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/viewer/A518BFC0-B182-4ACA-9BE4-45240807598F/statistika-raschety-v-microsoft-excel#page/1
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Федеральная служба государственной статистики (Росстат) http://www.gks.ru
Э2 Министерство финансов Российской Федерации (официальный сайт) http://www.minfin.ru
Э3 Центральный банк Российской Федерации (официальный сайт) http://www.cbr.ru
Э4 Электронные образовательные ресурсы ФГБОУ ВПО "Алтайский государственный университет" http://portal.edu.asu.ru
Э5 Электронно-библиотечная система издательства "Лань" http://e.lanbook.com
Э6 Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online" http://www.biblioclub.ru
Э7 Справочная правовая система «КонсультантПлюс» http://www.consultant.ru
Э8 Российская государственная библиотека http://www.rsl.ru
Э9 Курс в Moodle «Статистика» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2741
Э10 Единый образовательный портал АГУ курс Статистика для студентов ЗАОЧНОГО отделения (Преподаватель: Гражданкина О.А.) https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7095
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
Acrobat Reader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу дисциплины составляют лекции, которые представляются систематически в сочетании с практическими занятиями. Аудиторные занятия (лекции и практические занятия) объединены с самостоятельной внеаудиторной работой обучающихся над рекомендуемой литературой, заданиями, представленными в данной рабочей программе, а также заданиями, которые выдаёт преподаватель.

Преподаватель, читающий дисциплину, ведет учет посещаемости и осуществляет контроль за выполнением самостоятельной работы. Текущий контроль заключается в мониторинге выполнения учебной программы дисциплины на аудиторных занятиях и оценке работы на практических занятиях.
В рамках текущего контроля работа обучающихся оценивается по следующим критериям:
- полнота ответов на теоретические вопросы дисциплины;
- верное решение задач;
- эффективное участие в работе команды при обсуждении проблемных ситуаций;
- использование дополнительных материалов.
Промежуточная аттестация по дисциплине проходит в устной форме.