МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Актуальные проблемы физиологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки06.06.01. Биологические науки
НаправленностьФизиология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость7 ЗЕТ
Учебный план06_06_01_Физиология-34-2020
Часов по учебному плану 252
в том числе:
аудиторные занятия 126
самостоятельная работа 99
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 21 23
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 24 32 56 56 56
Практические 30 40 70 70 70
Сам. работа 54 45 99 99 99
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 0 144 252 252 252

Программу составил(и):
д.б.н., профессор, Филатова О.В.

Рецензент(ы):
д.б.н., профессор, Соколова Г.Г.;

Рабочая программа дисциплины
Актуальные проблемы физиологии

разработана в соответствии с ФГОС:
ПРИКАЗ от 30 июля 2014 г. N 871. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта Высшего образования по направлению подготовки 06.06.01 Биологические науки (уровень подготовки Кадров высшей квалификации)

составлена на основании учебного плана:
06.06.01 Биологические науки
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Мацюра А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель: подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации, способных к инновационной деятельности в сфере науки и образования, методическое обеспечение реализации ФГОС ВО по данному направлению подготовки и на этой основе развитие у аспирантов личностных качеств, а также формирование универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВО по данному направлению подготовки.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях
УК-5 способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития
ПК-1 способностью демонстрировать знание принципов структурной и функциональной организации организма человека и животных, использоывать поведенческие, физиологические, биохимические, генетические, молекулярно-биологические подходы для анализа функций организма
ПК-2 способностью применять современные экспериментальные методы исследования закономерностей функционирования основных систем организма, а также механизмов поддержания постоянства внутренней среды организма, нервной и гуморальной регуляции физиологических функций
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.закономерности функционирования живых организмов и их отдельных систем, органов, тканей и клеток;современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами и современной аппаратурой в лабораторных условиях;основные методы научно-исследовательской деятельности;возможные сферы и направления профессиональной самореализации; приемы и технологии целеполагания и целереализации; пути достижения более высоких уровней профессионального и личного развития.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать поведенческие, физиологические, биохимические, генетические, молекулярно-биологические подходы для анализа функций организма;применять современные экспериментальные методы работы с биологическими объектамии современной аппаратурой в лабораторных условиях;применять в профессиональной деятельности знания по теории и методологии физиологии для решения теоретических и практических исследовательских задач;выявлять и формулировать проблемы собственного развития, исходя из этапов профессионального роста и требований рынка труда к специалисту, формулировать цели профессионального и личностного развития.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками анализа функционального состояния живых организмов, их отдельных систем, органов тканей и клеток;современными экспериментальными методами работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях с помощью современной аппаратуры;навыками сбора, обработки, анализа и систематизации информации по теме исследования, выбора методов и средств решения задачи исследования;приемами целеполагания, планирования, реализации необходимых видов деятельности, оценки и самооценки результатов деятельности по решению профессиональных задач; приемами выявления и осознания своих возможностей, личностных и профессионально-значимых качеств с целью их совершенствования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Современный этап развития физиологии: проблемы и перспективы
1.1. Актуальные проблемы и перспективы развития современной молекулярно-клеточной, системной и когнитивной физиологии. Лекции 4 4 Л2.1, Л1.3, Л1.2
1.2. Ведущие отечественные и зарубежные учёные-физиологи, научные физиологические школы и направления их деятельности. Сам. работа 4 6
Раздел 2. Физиология сердечно-сосудистой системы
2.1. Электрокардиография. Вычисление основных параметров ЭКГ по Баевскому. Лекции 4 2 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
2.2. Электрокардиография Практические 4 10 Л2.1, Л1.3, Л3.1, Л1.2
2.3. Оценка функционального состояния организма человека. Сам. работа 4 10 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Современный этап развития нутрициологии
3.1. Значение белков, жиров, углеводов в питании человека. Лекции 4 4 Л2.1, Л1.3, Л1.2
3.2. Оценка рациона питания различных категорий работников Практические 4 6 Л2.1, Л1.3, Л3.1, Л1.2
3.3. Современные проблемы нутрициологии Сам. работа 4 12
3.4. Значение витаминов в питании человека. Лекции 4 8 Л2.1, Л1.3, Л1.2
3.5. Оценка обеспеченности витаминами рациона питания. Практические 4 4 Л2.1, Л1.3, Л3.1, Л1.2
3.6. Современные проблемы обеспеченности витаминами рациона питания Сам. работа 4 12
3.7. Роль воды и минеральных веществ в поддержании гомеостаза Лекции 4 2 Л2.1, Л1.3, Л1.2
3.8. Оценка обеспеченности микроэлементами рациона питания. Практические 4 4 Л2.1, Л1.3, Л3.1, Л1.2
3.9. Современные проблемы обеспеченности микроэлементами рациона питания Сам. работа 4 10
3.10. Концепции питания. Концепция сбалансированного питания. Концепция адекватного питания. Лекции 4 4 Л2.1, Л1.3, Л1.2
3.11. Оценка пищевого поведения. Практические 4 6 Л2.1, Л1.3, Л3.1, Л1.2
3.12. Нутригенетика и нутригеномика – новые направления в нутрициологии. Сам. работа 4 4
3.13. Зачет 4 0 Л2.1, Л3.2, Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л1.4
Раздел 4. Современный этап развития физиологии обмена веществ
4.1. Параметры обменных процессов в организме. Лекции 4 2 Л2.1, Л1.3, Л1.2
4.2. Расчет основного обмена по таблицам, формулам. Антропометрия. Индекс массы тела. Практические 4 10 Л2.1, Л3.2, Л1.3, Л3.1, Л1.2
4.3. Современный этап развития физиологии обмена веществ: проблемы и перспективы Сам. работа 4 10
Раздел 5. Физиология и патофизиология обмена белков
5.1. Обмен белков. Лекции 4 8 Л2.1, Л1.3, Л1.2
5.2. Гипераминоацидемии, фенилкетонурия. Нарушения обмена триптофана, метионина, цистеина, тирозина и рядя других аминокислот. Сам. работа 4 10 Л2.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 6. Физиология и патофизиология обмена жиров
6.1. Обмен жиров. Лекции 4 8 Л2.1, Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л1.4
6.2. Стеанорея. Сам. работа 4 9 Л2.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 7. Физиология и патофизиология обмена углеводов
7.1. Обмен углеводов. Лекции 4 10 Л2.1, Л1.3, Л1.2
7.2. Участие адреналина, глюкокортикостероидов и катехоламинов в процессах глюконеогенеза и распада гликогена. Сам. работа 4 4 Л2.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 8. Ожирение
8.1. Современные представления о механизмах развития ожирения Лекции 4 4 Л2.1
8.2. Современные методы оценки ожирения Практические 4 10 Л3.2, Л3.1
8.3. Генетические механизмы развития ожирения Сам. работа 4 4
Раздел 9. Методы исследования обмена веществ
9.1. Калиперометрия.Биоимпедансометрия. Практические 4 20 Л3.2, Л3.1
9.2. Другие методы изучения компонентного состава тела. Сам. работа 4 8
9.3. Экзамен 4 27 Л2.1, Л3.2, Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л1.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Филатова О.В. Физиология сердечно-сосудистой системы: учебное пособие Барнаул: Изд-во Алт.ун-та, 2013 elibrary.asu.ru
Л1.2 под ред. В. М. Смирнов Нормальная физиология: учеб. для мед. вузов М. : Академия, 2012 25
Л1.3 Агаджанян Н.А., Барбараш Н.А., Белов А.Ф., Берг М.Д., Смирнов В.М. Нормальная физиология: учеб. для мед. вузов М.: Академия, 2012 5
Л1.4 О. В. Филатова Физиологическая антропология [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. Андрея Глебовича Камкина, Андрея Александровича Каменского Фундаментальная и клиническая физиология: учебник М.: Академия, 2004 10
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Киселев В.Д.,Томилова И.Н., Плешкова Н.В. Лабораторный практикум по физиологии человека: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2009 51
Л3.2 Филатова О.В., Томилова И.Н Физиологическая антропология: метод. указания Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2010 2
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э3 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э4 ЭУМКД Актуальные проблемы физиологии portal.edu.asu.ru
Э5 Курс в Moodle "Актуальные проблемы физиологии" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
227Л лаборатория физиологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; лабораторные столы – 8 шт.; весовой стол; химической посуды; реактивы; 2 раковины; компьютер: марка Aquarius модель Pro P30 S46 - 1 единица; стационарный проектор: марка Casio XJ модель M140 - 1 единица; стационарный экран: марка Digis Optimal-C 1:1 111" (200*200) модель MW DSOC-1103 - 1 единица; монитор: марка Acer модель AL 1917; шкаф вытяжной ЛАБ-900 ШВ-Н ЛОиП; сухожаровой шкаф; весы электронные ВСП-0,5/0,1-1; термометры автоматические и водные; автоматический гематологический анализатор в комплекте Mythic 22; глюкометр ONE TOUCH ULTRA; коагулометр автоматический MaxmatPL Coag с принадлежностями; анализатор оценки баланса водных секторов организма МЕДАСС; капнометр ультразвуковой КП-01 ЕЛАМЕД; электрокардиограф ЭК1Т-07; индикатор глазного давления; динамометр кистевой ДК-100; спирометр сухой портативный; тазомер акушерский; ростомер электронный РЭП; термометр Checktemp; тонометр OMRON М6 Comfort с адаптером; холодильник «Саратов»; спиртовые горелки; дозаторы автоматические 0,5*5 мл, 1-10 мкл, 10-100 мкл, 100-1000 мкл; камера УФ-бактерицидная КВ-02-«Я»-ФП; облучатель-рециркулятор УФ-бактерицидный «СИБЭСТ-20»; полка ультравиола-ультрафиолет; тонометры МТ-20; штатив Rekam QPod S-500; комплект лабораторной посуды и реактивы для проведения лабораторных работ по физиологии.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, аспирант должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Актуальных проблемы физиологии».
Изучение дисциплины строится по модели смешанного обучения, при котором работа в аудитории (практические работы), сочетается с самостоятельной работой в электронной среде (СДО Moodle, https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1573).
Дисциплина «Актуальных проблемы физиологии» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, практические занятия, самостоятельную работу.
Во время аспирант получает систематизированные научные знания о предмете «Актуальных проблемы физиологии». Изучая и прорабатывая материал лекций, аспирант должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Практические занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты практического задания. Выполнение всех практических заданий является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета, экзамена.
При подготовке к лабораторному занятию аспиранту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы практикума; продумать ответы на контрольные вопросы.
Важным элементом обучения аспиранта является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы аспирант, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация аспирантов. Текущий контроль осуществляется на каждом практическом занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета, экзамена.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы.