Закреплена за кафедрой | Кафедра зоологии и физиологии |
---|---|
Направление подготовки | 06.06.01. Биологические науки |
Направленность | Физиология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 7 ЗЕТ |
Учебный план | 06_06_01_Физиология-34-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | 2 (4) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 21 | 23 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 24 | 32 | 56 | 56 | 56 | |
Практические | 30 | 40 | 70 | 70 | 70 | |
Сам. работа | 54 | 45 | 99 | 99 | 99 | |
Часы на контроль | 0 | 0 | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 0 | 144 | 252 | 252 | 252 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра зоологии и физиологии
Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.
1.1. | Цель: подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации, способных к инновационной деятельности в сфере науки и образования, методическое обеспечение реализации ФГОС ВО по данному направлению подготовки и на этой основе развитие у аспирантов личностных качеств, а также формирование универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВО по данному направлению подготовки. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01 |
УК-1 | способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях |
УК-5 | способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития |
ПК-1 | способностью демонстрировать знание принципов структурной и функциональной организации организма человека и животных, использоывать поведенческие, физиологические, биохимические, генетические, молекулярно-биологические подходы для анализа функций организма |
ПК-2 | способностью применять современные экспериментальные методы исследования закономерностей функционирования основных систем организма, а также механизмов поддержания постоянства внутренней среды организма, нервной и гуморальной регуляции физиологических функций |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | закономерности функционирования живых организмов и их отдельных систем, органов, тканей и клеток;современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами и современной аппаратурой в лабораторных условиях;основные методы научно-исследовательской деятельности;возможные сферы и направления профессиональной самореализации; приемы и технологии целеполагания и целереализации; пути достижения более высоких уровней профессионального и личного развития. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | использовать поведенческие, физиологические, биохимические, генетические, молекулярно-биологические подходы для анализа функций организма;применять современные экспериментальные методы работы с биологическими объектамии современной аппаратурой в лабораторных условиях;применять в профессиональной деятельности знания по теории и методологии физиологии для решения теоретических и практических исследовательских задач;выявлять и формулировать проблемы собственного развития, исходя из этапов профессионального роста и требований рынка труда к специалисту, формулировать цели профессионального и личностного развития. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками анализа функционального состояния живых организмов, их отдельных систем, органов тканей и клеток;современными экспериментальными методами работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях с помощью современной аппаратуры;навыками сбора, обработки, анализа и систематизации информации по теме исследования, выбора методов и средств решения задачи исследования;приемами целеполагания, планирования, реализации необходимых видов деятельности, оценки и самооценки результатов деятельности по решению профессиональных задач; приемами выявления и осознания своих возможностей, личностных и профессионально-значимых качеств с целью их совершенствования. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Современный этап развития физиологии: проблемы и перспективы | ||||||
1.1. | Актуальные проблемы и перспективы развития современной молекулярно-клеточной, системной и когнитивной физиологии. | Лекции | 4 | 4 | Л2.1, Л1.3, Л1.2 | |
1.2. | Ведущие отечественные и зарубежные учёные-физиологи, научные физиологические школы и направления их деятельности. | Сам. работа | 4 | 6 | ||
Раздел 2. Физиология сердечно-сосудистой системы | ||||||
2.1. | Электрокардиография. Вычисление основных параметров ЭКГ по Баевскому. | Лекции | 4 | 2 | Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1 | |
2.2. | Электрокардиография | Практические | 4 | 10 | Л2.1, Л1.3, Л3.1, Л1.2 | |
2.3. | Оценка функционального состояния организма человека. | Сам. работа | 4 | 10 | Л2.1, Л1.1 | |
Раздел 3. Современный этап развития нутрициологии | ||||||
3.1. | Значение белков, жиров, углеводов в питании человека. | Лекции | 4 | 4 | Л2.1, Л1.3, Л1.2 | |
3.2. | Оценка рациона питания различных категорий работников | Практические | 4 | 6 | Л2.1, Л1.3, Л3.1, Л1.2 | |
3.3. | Современные проблемы нутрициологии | Сам. работа | 4 | 12 | ||
3.4. | Значение витаминов в питании человека. | Лекции | 4 | 8 | Л2.1, Л1.3, Л1.2 | |
3.5. | Оценка обеспеченности витаминами рациона питания. | Практические | 4 | 4 | Л2.1, Л1.3, Л3.1, Л1.2 | |
3.6. | Современные проблемы обеспеченности витаминами рациона питания | Сам. работа | 4 | 12 | ||
3.7. | Роль воды и минеральных веществ в поддержании гомеостаза | Лекции | 4 | 2 | Л2.1, Л1.3, Л1.2 | |
3.8. | Оценка обеспеченности микроэлементами рациона питания. | Практические | 4 | 4 | Л2.1, Л1.3, Л3.1, Л1.2 | |
3.9. | Современные проблемы обеспеченности микроэлементами рациона питания | Сам. работа | 4 | 10 | ||
3.10. | Концепции питания. Концепция сбалансированного питания. Концепция адекватного питания. | Лекции | 4 | 4 | Л2.1, Л1.3, Л1.2 | |
3.11. | Оценка пищевого поведения. | Практические | 4 | 6 | Л2.1, Л1.3, Л3.1, Л1.2 | |
3.12. | Нутригенетика и нутригеномика – новые направления в нутрициологии. | Сам. работа | 4 | 4 | ||
3.13. | Зачет | 4 | 0 | Л2.1, Л3.2, Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л1.4 | ||
Раздел 4. Современный этап развития физиологии обмена веществ | ||||||
4.1. | Параметры обменных процессов в организме. | Лекции | 4 | 2 | Л2.1, Л1.3, Л1.2 | |
4.2. | Расчет основного обмена по таблицам, формулам. Антропометрия. Индекс массы тела. | Практические | 4 | 10 | Л2.1, Л3.2, Л1.3, Л3.1, Л1.2 | |
4.3. | Современный этап развития физиологии обмена веществ: проблемы и перспективы | Сам. работа | 4 | 10 | ||
Раздел 5. Физиология и патофизиология обмена белков | ||||||
5.1. | Обмен белков. | Лекции | 4 | 8 | Л2.1, Л1.3, Л1.2 | |
5.2. | Гипераминоацидемии, фенилкетонурия. Нарушения обмена триптофана, метионина, цистеина, тирозина и рядя других аминокислот. | Сам. работа | 4 | 10 | Л2.1, Л1.3, Л1.2 | |
Раздел 6. Физиология и патофизиология обмена жиров | ||||||
6.1. | Обмен жиров. | Лекции | 4 | 8 | Л2.1, Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л1.4 | |
6.2. | Стеанорея. | Сам. работа | 4 | 9 | Л2.1, Л1.3, Л1.2 | |
Раздел 7. Физиология и патофизиология обмена углеводов | ||||||
7.1. | Обмен углеводов. | Лекции | 4 | 10 | Л2.1, Л1.3, Л1.2 | |
7.2. | Участие адреналина, глюкокортикостероидов и катехоламинов в процессах глюконеогенеза и распада гликогена. | Сам. работа | 4 | 4 | Л2.1, Л1.3, Л1.2 | |
Раздел 8. Ожирение | ||||||
8.1. | Современные представления о механизмах развития ожирения | Лекции | 4 | 4 | Л2.1 | |
8.2. | Современные методы оценки ожирения | Практические | 4 | 10 | Л3.2, Л3.1 | |
8.3. | Генетические механизмы развития ожирения | Сам. работа | 4 | 4 | ||
Раздел 9. Методы исследования обмена веществ | ||||||
9.1. | Калиперометрия.Биоимпедансометрия. | Практические | 4 | 20 | Л3.2, Л3.1 | |
9.2. | Другие методы изучения компонентного состава тела. | Сам. работа | 4 | 8 | ||
9.3. | Экзамен | 4 | 27 | Л2.1, Л3.2, Л1.3, Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л1.4 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. приложение ФОС |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. приложение ФОС |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение ФОС |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Филатова О.В. | Физиология сердечно-сосудистой системы: учебное пособие | Барнаул: Изд-во Алт.ун-та, 2013 | elibrary.asu.ru |
Л1.2 | под ред. В. М. Смирнов | Нормальная физиология: учеб. для мед. вузов | М. : Академия, 2012 | 25 |
Л1.3 | Агаджанян Н.А., Барбараш Н.А., Белов А.Ф., Берг М.Д., Смирнов В.М. | Нормальная физиология: учеб. для мед. вузов | М.: Академия, 2012 | 5 |
Л1.4 | О. В. Филатова | Физиологическая антропология [Электронный ресурс]: учеб. пособие | АлтГУ, 2015 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | под ред. Андрея Глебовича Камкина, Андрея Александровича Каменского | Фундаментальная и клиническая физиология: учебник | М.: Академия, 2004 | 10 |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Киселев В.Д.,Томилова И.Н., Плешкова Н.В. | Лабораторный практикум по физиологии человека: учеб. пособие | Изд-во АлтГУ, 2009 | 51 |
Л3.2 | Филатова О.В., Томилова И.Н | Физиологическая антропология: метод. указания | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2010 | 2 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная база данных «Scopus» | www.scopus.com | ||
Э2 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
Э3 | Научная электронная библиотека elibrary | elibrary.ru | ||
Э4 | ЭУМКД Актуальные проблемы физиологии | portal.edu.asu.ru | ||
Э5 | Курс в Moodle "Актуальные проблемы физиологии" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
119Л | абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
227Л | лаборатория физиологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; лабораторные столы – 8 шт.; весовой стол; химической посуды; реактивы; 2 раковины; компьютер: марка Aquarius модель Pro P30 S46 - 1 единица; стационарный проектор: марка Casio XJ модель M140 - 1 единица; стационарный экран: марка Digis Optimal-C 1:1 111" (200*200) модель MW DSOC-1103 - 1 единица; монитор: марка Acer модель AL 1917; шкаф вытяжной ЛАБ-900 ШВ-Н ЛОиП; сухожаровой шкаф; весы электронные ВСП-0,5/0,1-1; термометры автоматические и водные; автоматический гематологический анализатор в комплекте Mythic 22; глюкометр ONE TOUCH ULTRA; коагулометр автоматический MaxmatPL Coag с принадлежностями; анализатор оценки баланса водных секторов организма МЕДАСС; капнометр ультразвуковой КП-01 ЕЛАМЕД; электрокардиограф ЭК1Т-07; индикатор глазного давления; динамометр кистевой ДК-100; спирометр сухой портативный; тазомер акушерский; ростомер электронный РЭП; термометр Checktemp; тонометр OMRON М6 Comfort с адаптером; холодильник «Саратов»; спиртовые горелки; дозаторы автоматические 0,5*5 мл, 1-10 мкл, 10-100 мкл, 100-1000 мкл; камера УФ-бактерицидная КВ-02-«Я»-ФП; облучатель-рециркулятор УФ-бактерицидный «СИБЭСТ-20»; полка ультравиола-ультрафиолет; тонометры МТ-20; штатив Rekam QPod S-500; комплект лабораторной посуды и реактивы для проведения лабораторных работ по физиологии. |
Приступая к изучению дисциплины, аспирант должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Актуальных проблемы физиологии». Изучение дисциплины строится по модели смешанного обучения, при котором работа в аудитории (практические работы), сочетается с самостоятельной работой в электронной среде (СДО Moodle, https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1573). Дисциплина «Актуальных проблемы физиологии» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, практические занятия, самостоятельную работу. Во время аспирант получает систематизированные научные знания о предмете «Актуальных проблемы физиологии». Изучая и прорабатывая материал лекций, аспирант должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников. Практические занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты практического задания. Выполнение всех практических заданий является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета, экзамена. При подготовке к лабораторному занятию аспиранту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы практикума; продумать ответы на контрольные вопросы. Важным элементом обучения аспиранта является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы аспирант, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем. В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация аспирантов. Текущий контроль осуществляется на каждом практическом занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета, экзамена. Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы. |