МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Анатомия человека
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование(с двумя профилями подготовки)
ПрофильБиология/Химия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план44_03_05_БиХ-1-2020
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 70
самостоятельная работа 83
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 18,5 14
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 18 18 16 16 34 34
Практические 18 18 18 18 36 36
Сам. работа 36 36 47 47 83 83
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 108 108 180 180

Программу составил(и):
к.б.н. , доцент, Томилова И.Н.

Рецензент(ы):
д.б.н., профессор, Филатова О.В.

Рабочая программа дисциплины
Анатомия человека

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018г. №125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Мацюра А.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.• сформировать представление о принципах системной организации, дифференциации, интеграции органов и систем организма человека;
• ознакомить со строением тела человека с точки зрения его индивидуального и исторического развития;
• научить анализировать строение органов и систем с точки зрения выполняемой функции;
• сформировать теоретическую базу знаний для дальнейшего изучения физиологии человека
• понимать морфофункциональные связи в строении тела человека, единство организма, его структуры с внешней средой.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности строения и топографии органов и их систем;
особенности строения и топографии органов и их систем с учетом выполняемых функций, половых и возрастных особенностей;
знать основные методы нормальной анатомии человека.
3.2.Уметь:
3.2.1.демонстрировать на анатомических препаратах, муляжах и планшетах строение органов и систем;
объяснять особенности строения органов и систем с точки зрения выполняемой функции;
на практике использовать современное экспериментальное оборудование.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.представлениями об основных принципах строения органов, систем органов и организма человека в целом;
представлениями об основных принципах и взаимосвязях в функционировании всех органов и систем организма;
навыками работы с современной аппаратурой как лабораторной, так ипри выполнении исследовательских работ.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Положение человека в системе животного мира. Эмбриональное развитие человека.
1.1. Положение человека в системе животного мира. Эмбриональное развитие человека. Лекции 5 2 ОПК-8 Л1.1
1.2. Сходство и отличие человека от других представителей п/т позвоночных. Составление сводной (обобщающей) таблицы по теме Сам. работа 5 6 ОПК-8 Л1.1
Раздел 2. Опорно-двигательный аппарат
2.1. Опорно-двигательный аппарат Лекции 5 6 ОПК-8 Л1.1
2.2. Лабораторная работа 1. Особенности строения осевого скелета человека Лабораторная работа 2. Особенности строения скелета верхних и нижних конечностей Лабораторная работа 3. Артрология Лабораторная работа 4. Мышцы человеческого тела Практические 5 8 ОПК-8 Л1.1, Л2.4
2.3. Особенности опорно-двигательного человека обусловленные прямохождением. Составление сводной (обобщающей) таблицы "Функциональная миология" Работа с анатомическими атласами Сам. работа 5 10 ОПК-8 Л1.1, Л2.4
Раздел 3. Внутренние органы человека
3.1. Внутренние органы человека Лекции 5 6 ОПК-8 Л1.1, Л2.5
3.2. Лабораторная работа 5. Строение пищеварительной системы. Лабораторная работа 6. Строение дыхательной системы. Лабораторная работа 7. Строение мочеполовой системы Практические 5 6 ОПК-8 Л1.1, Л2.5
3.3. Подготовка информационного сообщения Работа с анатомическими атласами Сам. работа 5 10 ОПК-8 Л1.1
Раздел 4. Эндокринная система
4.1. Эндокринная система Лекции 5 4 ОПК-8 Л1.1, Л2.5
4.2. Лабораторная работа 8. Особенности расположения и кровоснабжения желез внутренней секреции Практические 5 4 ОПК-8 Л1.1, Л2.5
4.3. Составление сводной (обобщающей) таблицы по теме "Эндокринная система" Составление кроссворда по теме и ответов к нему Сам. работа 5 10 ОПК-8 Л1.1, Л2.5
Раздел 5. Сердечно-сосудистая система
5.1. Сердечно-сосудистая система Лекции 6 2 ОПК-8 Л1.1, Л2.5
5.2. Лабораторная работа 9. Строение сердца. Лабораторная работа 10. Аорта и ее главнейшие ветви Лабораторная работа 11. Венозное русло человека Практические 6 6 ОПК-8 Л1.1, Л2.5
5.3. Онтогенез системы кровообращения. Подготовка информационного сообщения Работа с муляжами и планшетами Сам. работа 6 8 ОПК-8 Л1.1, Л2.5
Раздел 6. Лимфатическая система. Органы кроветворения и иммунной защиты.
6.1. Лимфатическая система. Органы кроветворения и иммунной защиты. Лекции 6 2 ОПК-8 Л1.1, Л2.5
6.2. Лабораторная работа 12. Лимфатическая система. Лабораторная работа 13. Органы кроветворения и иммунной защиты. Практические 6 2 ОПК-8
6.3. Особенности строения лимфатической системы. Сам. работа 6 6 ОПК-8 Л1.1, Л2.5
6.4. Строение органов кроветворения и иммунной защиты Подготовка информационного сообщения Сам. работа 6 8 ОПК-8 Л1.1, Л2.5
Раздел 7. Нервная система человека
7.1. Нервная система человека Лекции 6 8 ОПК-8 Л2.1, Л2.2, Л1.1
7.2. Лабораторная работа 14. Строение головного мозга Лабораторная работа 15. Строение спинного мозга Лабораторная работа 16. Строение вегетативной нервной системы Практические 6 6 ОПК-8 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
7.3. Особенности строения и функции архипалео- и неокртекса. Подготовка информационного сообщения Работа с анатомическими атласами Сам. работа 6 12 ОПК-8 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
Раздел 8. Органы чувств человека
8.1. Органы чувств человека Лекции 6 4 ОПК-8 Л2.1, Л1.1
8.2. Лабораторная работа 17. Строение зрительного анализатора Лабораторная работа 18. Строение слухового, вестибулярного Лабораторная работа 19. Строение обонятельного и вкусового анализатора Лабораторная работа 20.Строение соматосенсорного и болевого анализатора Практические 6 4 ОПК-8 Л2.1, Л1.1
8.3. Подготовка информационного сообщения Сам. работа 6 13 ОПК-8 Л2.1, Л1.1
8.4. Экзамен 6 27 ОПК-8 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4, Л2.5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см.Приложения ФОС
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.Приложения ФОС
5.3. Фонд оценочных средств
см.Приложения ФОС
Приложения
Приложение 1.   ФОС Анатомия.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 М.Р. Сапин, Д.Б. Никитюк, С.В. Клочкова Анатомия человека: учебник ГЭОТАР-Медиа, 2017 http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970437124.html
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гайворонский И.В., Ничипорук Г.И., Гайворонский А.И. АНАТОМИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И ОРГАНОВ ЧУВСТВ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/C2E806B1-1759-4B12-87F3-280CDA4DB0F9
Л2.2 Фонсова Н.А., Сергеев И.Ю., Дубынин В.А. АНАТОМИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/3B4DAEB8-3308-483E-982D-46E703184999
Л2.3 Киселев С.Ю. АНАТОМИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ. Учебное пособие для вузов: Гриф другой организации М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/ABFEEC99-63A0-42AB-BA1B-335D825E9A2D
Л2.4 под ред. Р. Е. Калинина Анатомия человека. Опорно-двигательный аппарат: учебное пособие ГЭОТАР-Медиа, 2017 http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970442791.html
Л2.5 Колесников Л.Л. Анатомия человека : атлас : в 3 т. Т. 2. Спланхнология: учебное наглядное пособие ГЭОТАР-Медиа, 2018 http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970441756.html
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная база данных «Scopus» http://www.scopus.com
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета http://elibrary.asu.ru
Э3 Научная электронная библиотека elibrary http://elibrary.ru
Э4 Atlas of Human Anatomy / Трифонов Е.В. http://www.anatomyatlases.org/atlasofanatomy/index.shtml
Э5 Человек: анатомия, физиология, психология. Энциклопедический иллюстрированный словарь / Под ред. А.С. Батеува, Е.П. Ильина и Л.В. Соколовой. - СПб: Питер, 2011. – 672 с. http://www.book.ru/view/907661/1.
Э6 Анатомия, физиология, психология человека. Краткий иллюстрированный словарь / Под ред. А.С. Батеува. - СПб: Питер, 2011. – 256 с. http://www.book.ru/book/907662
Э7 Функциональная анатомия центральной нервной системы. 6-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие Гайворонский И.В., Гайворонский А.И. . - СПб: Питер, 2011. – 256 с. Режим доступа: http://www.book.ru/book/908566
Э8 Курс в Moodle "Анатомия человека" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=462
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Word, MS Excel, MS PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
112Л лаборатория анатомии, гистологии и цитологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя - 1; доска меловая 1 шт.; шкаф для хранения наглядного материала по анатомии и цитологии – 3 шт.; шкаф для хранения аксессуаров по ВИВР; тумбочки для хранения инструментов и оборудования – 3 шт.; электрифицированные лабораторные столы – 8 шт.; лабораторные столы – 2 шт.; раковина; компьютер: марка Samsung модель Sync Master 783DF - 1 единица; коллекция костей скелета и муляжей внутренних органов человека; наглядный материал по анатомии человека (схемы, планшеты, рисунки); ростомер электронный РЭП; микроскопы: Альтами 104; Микромед 1 вар. 1-20; Биолам.
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины. Анатомия человека.
Дисциплина Анатомия человека включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельную работу.
Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Анатомия человека». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета
При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, продумать ответы на контрольные вопросы.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной, научной литературой, анатомическими атласами, муляжами и планшетами является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций, анатомических атласов, муляжей и планшетов. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
В процессе работы с учебной и научной литературой студент может: делать записи по ходу чтения в виде простого или развернутого плана (создавать перечень основных вопросов, рассмотренных в источнике); составлять тезисы (цитирование наиболее важных мест статьи или монографии, короткое изложение основных мыслей автора); готовить аннотации (краткое обобщение основных вопросов работы); создавать конспекты (развернутые тезисы).
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде тестов в письменной форме или системе Moodle с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы.