МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Анатомия человека

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планv06_03_01_Биология ОЗО-12345-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 22
самостоятельная работа 50
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Лабораторные 12 12 12 12
Сам. работа 50 50 50 50
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Томилова И.Н.

Рецензент(ы):
д.б.н., профессор , Филатова О.В.

Рабочая программа дисциплины
Анатомия человека

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки - 06.03.01 «Биология», утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ «07» августа 2014 г. № 944.

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Мацюра А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.• сформировать представление о принципах системной организации, дифференциации, интеграции органов и систем организма человека;
• ознакомить со строением тела человека с точки зрения его индивидуального и исторического развития;
• научить анализировать строение органов и систем с точки зрения выполняемой функции;
• сформировать теоретическую базу знаний для дальнейшего изучения физиологии человека
• понимать морфофункциональные связи в строении тела человека, единство организма, его структуры с внешней средой.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 способностью применять принципы структурной и функциональной организации биологических объектов и владением знанием механизмов гомеостатической регуляции; владением основными физиологическими методами анализа и оценки состояния живых систем
ПК-1 способностью эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности строения и топографии органов и их систем;
особенности строения и топографии органов и их систем с учетом половых и возрастных особенностей;
особенности строения и топографии органов и их систем с учетом выполняемых функций, половых и возрастных особенностей;
современные методы работы и оборудование для исследовательских и лабораторных работ по анатомии;
знать основные методы нормальной анатомии человека.
3.2.Уметь:
3.2.1.Демонстрировать на анатомических препаратах, муляжах и планшетах строение органов и систем
выделить и распознать особенности строения органов и систем с точки зрения возрастных и половых особенностей;
объяснять особенности строения органов и систем с точки зрения выполняемой функции;
применять современные экспериментальные методы работы при изучении анатомических особенностей человека;
на практике использовать современное экспериментальное оборудование.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.представления основных принципов строения органов, систем органов и организма человека в целом
представления основных принципов и взаимосвязей в строении органов, систем органов и организма человека в целом с учетом половых и возрастных особенностей;
представления основных принципов и взаимосвязей в функционировании всех органов и систем организма;
описания и сравнительного анализа при изученииособенностей строения органов и систем;
работы с современной аппаратурой как лабораторной, так ипри выполнении исследовательских работ.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Положение человека в системе животного мира. Эмбриональное развитие. Опорно-двигательный аппарат. человека.
1.1. Положение человека в системе животного мира. Эмбриональное развитие Опорно-двигательный аппарат человека. Лекции 4 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.2
1.2. 1. Особенности строения осевого скелета человека 2. Мышцы человеческого тела Лабораторные 4 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.2
1.3. Сходство и отличие человека от других представителей п/т позвоночных. Составление сводной (обобщающей) таблицы по теме Составление кроссворда по теме и ответов к нему. Особенности опорно-двигательного человека обусловленные прямохож- дением. Составление сводной (обобщающей) таблицы по теме Составление кроссворда по теме и ответов к нему Работа с муляжами и планшетами Сам. работа 4 12 ОПК-4 Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Внутренние органы человека
2.1. Внутренние органы человека Лекции 4 2 ОПК-4
2.2. 3. Строение пищеварительной системы. 4. Строение дыхательной системы. 5. Строение мочеполовой системы Лабораторные 4 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.2
2.3. Подготовка информационного сообщения Работа с муляжами и планшетами Сам. работа 4 8 ОПК-4 Л1.1
Раздел 3. Эндокринная система
3.1. Эндокринная система Лекции 4 2 ОПК-4 Л1.1
3.2. 6. Особенности расположения и кровоснабжения желез внутренней секреции Лабораторные 4 2 ОПК-4 Л1.1
3.3. Составление сводной (обобщающей) таблицы по теме Составление кроссворда по теме и ответов к нему Сам. работа 4 4 ОПК-4 Л1.1
Раздел 4. Сердечно-сосудистая система. Лимфатическая система. Органы кроветворения и иммунной защиты.
4.1. Сердечно-сосудистая система. Лимфатическая система. Органы кроветворения и иммунной защиты. Лекции 4 2 ОПК-4 Л1.1
4.2. 7. Строение сердца. 8. Аорта и ее главнейшие ветви Лабораторные 4 2 ОПК-4 Л1.1
4.3. 1.Онтогенез системы кровообращения. Особенности кровообращения плода Подготовка информационного сообщения Работа с муляжами и планшетами 2.Особенности строения лимфатических сосудов. Строение тимуса, лимфатических узлов, селезенки. 3.Органы кроветворения Подготовка информационного сообщения Составление кроссворда по теме и ответов к нему Работа с муляжами и планшетами Сам. работа 4 12 ОПК-4 Л1.1, Л2.4
Раздел 5. Нервная система человека. Органы чувств человека
5.1. Нервная система человека. Органы чувств человека Лекции 4 2 ОПК-4 Л2.3, Л2.1, Л1.1
5.2. 9. Строение головного мозга 10. Строение спинного мозга 11. Строение вегетативной нервной системы 12.Строение зрительного, слухового, вестибулярного и обонятельного анализатора Лабораторные 4 4 ОПК-4 Л2.3, Л2.1, Л1.1
5.3. Лимбическая система. Подготовка информационного сообщения. Строение и функции коры больших полушарий. Подготовка информационного сообщения. Составление кроссворда по теме и ответов к нему. Работа с муляжами и планшетами. Вкусовой анализатор. Подготовка информационного сообщения. Составление кроссворда по теме и ответов к нему. Соматосенсорный анализатор. Подготовка информационного сообщения. Составление кроссворда по теме и ответов к нему. Сам. работа 4 14 ОПК-4 Л2.5, Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см.Приложения ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.Приложения ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.Приложения ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 М.Р. Сапин, Д.Б. Никитюк, С.В. Клочкова Анатомия человека: учебник ГЭОТАР-Медиа, 2017 www.studentlibrary.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Киселев С.Ю. АНАТОМИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ. Учебное пособие для вузов: Гриф другой организации М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 под ред. Р. Е. Калинина Анатомия человека. Опорно-двигательный аппарат: учебное пособие ГЭОТАР-Медиа, 2017 www.studentlibrary.ru
Л2.3 Фонсова Н.А., Сергеев И.Ю., Дубынин В.А. АНАТОМИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.4 Колесников Л.Л. Анатомия человека : атлас : в 3 т. Т. 2. Спланхнология: учебное наглядное пособие ГЭОТАР-Медиа, 2018 www.studentlibrary.ru
Л2.5 Гайворонский И.В., Ничипорук Г.И., Гайворонский А.И. АНАТОМИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И ОРГАНОВ ЧУВСТВ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Atlas of Human Anatomy / Трифонов Е.В. www.anatomyatlases.org
Э2 Человек: анатомия, физиология, психология. Энциклопедический иллюстрированный словарь / Под ред. А.С. Батеува, Е.П. Ильина и Л.В. Соколовой. - СПб: Питер, 2011. – 672 с. www.book.ru
Э3 Анатомия, физиология, психология человека. Краткий иллюстрированный словарь / Под ред. А.С. Батеува. - СПб: Питер, 2011. – 256 с. 7662 www.book.ru
Э4 Функциональная анатомия центральной нервной системы. 6-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие Гайворонский И.В., Гайворонский А.И. . - СПб: Питер, 2011. – 256 с. www.book.ru
Э5 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э6 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э7 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э8 Курс в Moodle "Анатомия человека" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)



7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
112Л лаборатория анатомии, гистологии и цитологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя - 1; доска меловая 1 шт.; шкаф для хранения наглядного материала по анатомии и цитологии – 3 шт.; шкаф для хранения аксессуаров по ВИВР; тумбочки для хранения инструментов и оборудования – 3 шт.; электрифицированные лабораторные столы – 8 шт.; лабораторные столы – 2 шт.; раковина; компьютер: марка Samsung модель Sync Master 783DF - 1 единица; коллекция костей скелета и муляжей внутренних органов человека; наглядный материал по анатомии человека (схемы, планшеты, рисунки); ростомер электронный РЭП; микроскопы: Альтами 104; Микромед 1 вар. 1-20; Биолам.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины. Анатомия человека.
Дисциплина Анатомия человека включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельную работу.
Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Анатомия человека». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета
При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, продумать ответы на контрольные вопросы.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной, научной литературой, анатомическими атласами, муляжами и планшетами является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций, анатомических атласов, муляжей и планшетов. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
В процессе работы с учебной и научной литературой студент может: делать записи по ходу чтения в виде простого или развернутого плана (создавать перечень основных вопросов, рассмотренных в источнике); составлять тезисы (цитирование наиболее важных мест статьи или монографии, короткое изложение основных мыслей автора); готовить аннотации (краткое обобщение основных вопросов работы); создавать конспекты (развернутые тезисы).
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде тестов в письменной форме или системе Moodle с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы.