Закреплена за кафедрой | Кафедра зоологии и физиологии |
---|---|
Направление подготовки | 06.03.01. Биология |
Форма обучения | Очно-заочная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | v06_03_01_Биология ОЗО-12345-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 6 | 12 | 6 |
Лабораторные | 20 | 12 | 20 | 12 |
Сам. работа | 40 | 54 | 40 | 54 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра зоологии и физиологии
Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.
1.1. | Цель преподавания дисциплины: освоение материала о антропологически значимых параметрах морфологии человека, формирование представлений о роли эволюционной идеи в изучении антропогенеза, изучение основ расоведения. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06 |
ПК-1 | способностью эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - основы теорией антропогенеза, схемы классификаций сомато- и психотипов человека, факторы расообразования; - морфологию и образе жизни отдельных представителей, австралопитековых, архантропов, палеоантропов и неоантропов; - особенности олдувайской, ашельской, мустьерской культур. - о современных методах исследования морфологии человека; - основы конституциологии; - о методах популяционной генетики. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - определить место человека в системе животного мира; - различать принципы различных схем классификаций морфологических, физиологических и психологических типов, определять их; - охарактеризовать ранние и поздние этапы становления культуры, развития речи и социализации людей. - реализовать методы выявления физического состояния и морфологического статуса человека; - применить знания об этнических различиях в человеческой популяции в практике научной работы; - использовать знания о статистических методах исследования в антропологии. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - знаниями о доказательствах эволюции, процессах роста и развития организма, факторах расо- и этнообразования; - механизмы адаптивных изменений расовых признаков, морфо-функциональных особенностей жителей разных географических зон; - знаниями об этногенезе и может проиллюстрировать на примерах динамику формирования этносов. - методами антропометрии и антропоскопии; - навыками изучения морфологии человека с учетом пола, календарного и биологического возраста, места проживания испытуемых; - математическими методами анализа , применяемых в антропологии ( вариационная статистика, кластерный и дисперсионный анализ). |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение. Антропогенез как раздел антропологии, изучающий происхождение и социогенез человека. Место человека в системе животного мира. | ||||||
1.1. | Общая эколого-географическая и морфофизиологическая характеристика приматов. Человек как примат. Сигнальная теория антропогенеза. | Лекции | 6 | 1 | Л2.4, Л1.1, Л1.2 | |
1.2. | Общая эколого-географическая и морфофизиологическая характеристика приматов. Человек как примат. Сигнальная теория антропогенеза. | Лабораторные | 6 | 1 | Л2.2, Л1.2 | |
1.3. | Антропогенез как раздел антропологии, изучающий происхождение и социогенез человека. | Сам. работа | 6 | 4 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
Раздел 2. Животные предки человека. Основные этапы эволюции приматов и гоминоидов. | ||||||
2.1. | Выделение человеческой линии эволюции. Основные этапы эволюции приматов. Эволюция гоминоидов. Поздние этапы эволюции гоминоидов. | Лекции | 6 | 1 | Л2.1, Л2.4, Л1.1, Л1.2 | |
2.2. | Выделение филетической линии человека по палеонтологическим данным. «Молекулярные часы» и «шимпазоидная гипотеза». | Лабораторные | 6 | 1 | Л2.2, Л1.1 | |
2.3. | Основные этапы эволюции приматов. | Сам. работа | 6 | 4 | Л2.1, Л2.4, Л1.1, Л1.2 | |
Раздел 3. Ранние этапы эволюции гоминид. Факторы и критерии гоминизации. | ||||||
3.1. | Трудовая теория антопогенеза Ф. Энгельса. Факторы и критерии гоминизации. Прародина человечества. | Сам. работа | 6 | 2 | Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.2 | |
Раздел 4. Происхождение Homo sapiens. Гипотезы и поли- и моноцентризма. | ||||||
4.1. | Гипотезы моно- и полицентризма. | Лабораторные | 6 | 1 | Л2.1, Л2.3, Л1.2 | |
4.2. | Гипотезы моно- и полицентризма. | Сам. работа | 6 | 3 | Л2.1, Л2.4, Л1.1 | |
Раздел 5. Эволюция мозга приматов и становление высших психических функций человека. Общая патология психических расстройств. | ||||||
5.1. | Цитоархетоническая (по Бродману) и палеоневрологическая реконструкция топографии корковых полей на внутренней поверхности черепа австралопитека и синантропа. | Лабораторные | 6 | 1 | Л2.1, Л2.2, Л1.2 | |
5.2. | Скачок в эволюции мозга приматов и появление у австралопитека и синантропа СИМФС с площадью корковых полей, близкой современному человеку. | Сам. работа | 6 | 4 | Л2.4, Л1.1, Л1.2 | |
Раздел 6. Происхождение человеческого общества. Современный человек и эволюция. | ||||||
6.1. | Зачатки идеологических представлений. Общинно-родовой строй. Брак и семья. Общественные отношения. | Лабораторные | 6 | 2 | Л2.1, Л2.2, Л1.2 | |
6.2. | Организация власти. Духовная культура. Современный человек и эволюция. | Сам. работа | 6 | 4 | Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2 | |
Раздел 7. Морфология человека. Рост и конституция человека. Морфологические, физиологические, биохимические, психофизиологические, психогенетические, биосоциальные, генетические, медицинские и экологические основы конституции человека. | ||||||
7.1. | Старение и продолжительность жизни. Конституция, схемы классификаций морфологической, физиологической и психологической конституций. Психофизиологические и биосоциальные особенности человека. Морфологические, функциональные аспекты, биохимическая индивидуальность и морфофункциональные взаимоотношения, психофизиологические, психологические, психогенетические и генетические основы конституции человека. Методы анализа и коррекции физиологического состояния. | Лабораторные | 6 | 1 | Л2.1, Л2.3, Л1.2 | |
7.2. | Здоровье и экология. Медицинские и экологические аспекты конституциональной антропологии. | Сам. работа | 6 | 3 | Л2.3, Л1.1, Л1.2 | |
Раздел 8. Экологические аспекты развития и существования человека. Факторы риска, причины и типы основных патологий у коренных жителей разных климато-географических регионах и у мигрантов в условиях адаптационного стресса. Разнообразие человеческих экосистем. Экология питания. Климатическая адаптация и стресс. | ||||||
8.1. | Экология питания. Среднесуточное потребление питательных веществ в разных популяциях. Зависимость характера пищи от среды обитания. Географическое распределение болезней, связанных с алиментарной недостаточностью. Стресс и адаптация. Климатическая адаптация и стресс. Температурная среда. | Лекции | 6 | 1 | Л2.4, Л1.1, Л1.2 | |
8.2. | Акклиматизация к высоким и низким температурам. Жизнь в высокогорных условиях: реакции организма мигрантов и независимая от расовой принадлежности адаптация аборигенных популяций. | Лабораторные | 6 | 1 | Л2.1, Л1.1 | |
8.3. | Социокультурные аспекты климатической адаптации. Методы анализа и коррекции физиологического состояния. | Сам. работа | 6 | 6 | Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2 | |
Раздел 9. Популяционный полиморфизм и географическая изменчивость Homo sapiens. | ||||||
9.1. | Популяционный полиморфизм и географическая изменчивость Homo sapiens. | Лекции | 6 | 1 | Л2.4, Л1.1, Л1.2 | |
9.2. | Изоляция и политипия. Расселение по земному шару и формирование новых адаптивных типов. | Лабораторные | 6 | 1 | Л2.1, Л2.3, Л1.2 | |
9.3. | Изоляция и политипия. Расселение по земному шару и формирование новых адаптивных типов. | Сам. работа | 6 | 8 | Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.2 | |
Раздел 10. Смешение, адаптация и изоляция Homo sapiens. Расселение по земному шару и формирование новых адаптивных типов. | ||||||
10.1. | Смещение, адаптация и изоляция Homo sapiens. Миграция и мигранты. Адаптация и антропологические особенности. | Лекции | 6 | 1 | Л2.4, Л1.1, Л1.2 | |
10.2. | Смещение и генный поток как факторы изменчивости. | Лабораторные | 6 | 1 | Л2.1, Л2.2, Л1.2 | |
10.3. | Смещение и генный поток как факторы изменчивости. | Сам. работа | 6 | 8 | Л2.4, Л1.1, Л1.2 | |
Раздел 11. Стабильность популяций. Демография и демографические тенденции в мире и современной России. | ||||||
11.1. | Плотность населения и его численность. Регуляция численности популяций (генетические механизмы). Процессы, регулирующие численность популяций. | Лекции | 6 | 1 | Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2 | |
11.2. | Демография и демографические тенденции современной России. | Лабораторные | 6 | 2 | Л2.1, Л2.3, Л1.2 | |
11.3. | Демография и демографические тенденции современной России. | Сам. работа | 6 | 8 | Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. Приложения ФОС |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. Приложения ФОС |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. Приложения ФОС |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Гизуллина А. В. | АНТРОПОЛОГИЯ. КУРС ЛЕКЦИЙ. Учебное пособие для академического бакалавриата: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Козлова М.А., Козлов А.И. | АНТРОПОЛОГИЯ. Учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Северцов А.С. | Теория эволюции: учеб. для вузов | М.: Владос, 2005 | |
Л2.2 | Зорина З. А. | Основы этологии и генетики поведения: учеб. для вузов | М.: МГУ: Высшая школ, 2002 | |
Л2.3 | Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. | Антропология: учеб. для вузов | М.: Изд-во МГУ; Высшая школа., 2002 | 53 |
Л2.4 | М. А. Козлова, А. И. Козлов | Антропология: учебник и практикум для вузов | Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/EFB028CA-0DDE-464E-A66C-2A24F7418501 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная база данных «Scopus» | www.scopus.com | ||
Э2 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
Э3 | Научная электронная библиотека elibrary | elibrary.ru | ||
Э4 | Курс на Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
112Л | лаборатория анатомии, гистологии и цитологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя - 1; доска меловая 1 шт.; шкаф для хранения наглядного материала по анатомии и цитологии – 3 шт.; шкаф для хранения аксессуаров по ВИВР; тумбочки для хранения инструментов и оборудования – 3 шт.; электрифицированные лабораторные столы – 8 шт.; лабораторные столы – 2 шт.; раковина; компьютер: марка Samsung модель Sync Master 783DF - 1 единица; коллекция костей скелета и муляжей внутренних органов человека; наглядный материал по анатомии человека (схемы, планшеты, рисунки); ростомер электронный РЭП; микроскопы: Альтами 104; Микромед 1 вар. 1-20; Биолам. |
119Л | абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ В ходе изучения дисциплины «Биология человека» студентам предстоит изучить важные для антропологии морфологические особенности человека, возрастные особенности формирования морфо- и психотипов, современные представления об антропогенезе, основы этнической антропологии. В рамках первого модуля «Антропологически значимые морфологические характеристики человека» предметом изучения являются методы антропологических исследований (антропометрия, антропоскопия, палеонтологические и исторические методы, методы генетики и молекулярной биологии, статистические методы), рельеф кожи, папиллярный узор и его вариации, обучаются определению типов папиллярного рельефа. Рассматривают пигментацию, структуру волос как морфологические признаки. Изучают особенности строения человека в связи с прямохождением и в сравнении с антропоморфными обезьянами. Знакомятся с описательными характеристиками мягких частей лица и их популяционную изменчивость. В рамках второго модуля «Основные размеры и пропорции тела» студенты знакомятся с понятием конституции, частными конституциями (эндокринная, физиологическая, половая, биохимическая, иммунологическая, психологическая и др.). Рассматривают разные схемы определения морфологической, физиологической и психической конституции. Особый акцент делается на взаимосвязь психологических, физиологических и морфологических конституциональных признаков. Отдельный аспект модуля – популяционный полиморфизм и географическая изменчивость Homo sapiens (адаптивные свойства телосложения, экология болезней человека). Третий модуль «Рост и развитие организма человека» дисциплины связан с вопросами возрастной периодизации у человека, типами роста различных морфофункциональных систем. Рассматриваются критические периоды в онтогенезе, феномены акселерации и долгожительства, эпохальные колебания темпов развития, понятие биологического возраста и его критериев. В процессе освоения четвертого модуля «Антропогенез» учащимся предстоит познакомиться с основные этапами развития жизни на Земле, определить место человека в системе животного мира, рассмотреть основные этапы эволюции приматов (гоминоиды, гоминиды, австралопитековые, архантропы, палеоантропы, неоантропы). Одновременно характеризуется динамика социо-, культуро- и техногенеза. В рамках пятого модуля «Этническая антропология» предметом изучения являются понятия расы и наций, больших и малых человеческих рас. Обосновывается видовое единство человечества. Критически рассматривается расизм и приводятся доказательства опровержения теории расизма. Рассматриваются факторы расообразования и вопрос об адаптивности расовых признаков. |