МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Биология человека

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планv06_03_01_Биология ОЗО-12345-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 40
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 6 12 6
Лабораторные 20 12 20 12
Сам. работа 40 54 40 54
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д.б.н, профессор, Федорова О.И.

Рецензент(ы):
д.б.н, профессор, Филатова О.В.

Рабочая программа дисциплины
Биология человека

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВПО по направлению подготовки - 020400.62 «Биология», утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ «04» февраля 2010 г. № 100.

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Мацюра А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель преподавания дисциплины: освоение материала о антропологически значимых параметрах морфологии человека, формирование представлений о роли эволюционной идеи в изучении антропогенеза, изучение основ расоведения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основы теорией антропогенеза, схемы классификаций сомато- и психотипов человека, факторы расообразования;
- морфологию и образе жизни отдельных представителей, австралопитековых, архантропов, палеоантропов и неоантропов;
- особенности олдувайской, ашельской, мустьерской культур.
- о современных методах исследования морфологии человека;
- основы конституциологии;
- о методах популяционной генетики.
3.2.Уметь:
3.2.1.- определить место человека в системе животного мира;
- различать принципы различных схем классификаций морфологических, физиологических и психологических типов, определять их;
- охарактеризовать ранние и поздние этапы становления культуры, развития речи и социализации людей.
- реализовать методы выявления физического состояния и морфологического статуса человека;
- применить знания об этнических различиях в человеческой популяции в практике научной работы;
- использовать знания о статистических методах исследования в антропологии.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- знаниями о доказательствах эволюции, процессах роста и развития организма, факторах расо- и этнообразования;
- механизмы адаптивных изменений расовых признаков, морфо-функциональных особенностей жителей разных географических зон;
- знаниями об этногенезе и может проиллюстрировать на примерах динамику формирования этносов.
- методами антропометрии и антропоскопии;
- навыками изучения морфологии человека с учетом пола, календарного и биологического возраста, места проживания испытуемых;
- математическими методами анализа , применяемых в антропологии ( вариационная статистика, кластерный и дисперсионный анализ).

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение. Антропогенез как раздел антропологии, изучающий происхождение и социогенез человека. Место человека в системе животного мира.
1.1. Общая эколого-географическая и морфофизиологическая характеристика приматов. Человек как примат. Сигнальная теория антропогенеза. Лекции 6 1 Л2.4, Л1.1, Л1.2
1.2. Общая эколого-географическая и морфофизиологическая характеристика приматов. Человек как примат. Сигнальная теория антропогенеза. Лабораторные 6 1 Л2.2, Л1.2
1.3. Антропогенез как раздел антропологии, изучающий происхождение и социогенез человека. Сам. работа 6 4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Животные предки человека. Основные этапы эволюции приматов и гоминоидов.
2.1. Выделение человеческой линии эволюции. Основные этапы эволюции приматов. Эволюция гоминоидов. Поздние этапы эволюции гоминоидов. Лекции 6 1 Л2.1, Л2.4, Л1.1, Л1.2
2.2. Выделение филетической линии человека по палеонтологическим данным. «Молекулярные часы» и «шимпазоидная гипотеза». Лабораторные 6 1 Л2.2, Л1.1
2.3. Основные этапы эволюции приматов. Сам. работа 6 4 Л2.1, Л2.4, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Ранние этапы эволюции гоминид. Факторы и критерии гоминизации.
3.1. Трудовая теория антопогенеза Ф. Энгельса. Факторы и критерии гоминизации. Прародина человечества. Сам. работа 6 2 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Происхождение Homo sapiens. Гипотезы и поли- и моноцентризма.
4.1. Гипотезы моно- и полицентризма. Лабораторные 6 1 Л2.1, Л2.3, Л1.2
4.2. Гипотезы моно- и полицентризма. Сам. работа 6 3 Л2.1, Л2.4, Л1.1
Раздел 5. Эволюция мозга приматов и становление высших психических функций человека. Общая патология психических расстройств.
5.1. Цитоархетоническая (по Бродману) и палеоневрологическая реконструкция топографии корковых полей на внутренней поверхности черепа австралопитека и синантропа. Лабораторные 6 1 Л2.1, Л2.2, Л1.2
5.2. Скачок в эволюции мозга приматов и появление у австралопитека и синантропа СИМФС с площадью корковых полей, близкой современному человеку. Сам. работа 6 4 Л2.4, Л1.1, Л1.2
Раздел 6. Происхождение человеческого общества. Современный человек и эволюция.
6.1. Зачатки идеологических представлений. Общинно-родовой строй. Брак и семья. Общественные отношения. Лабораторные 6 2 Л2.1, Л2.2, Л1.2
6.2. Организация власти. Духовная культура. Современный человек и эволюция. Сам. работа 6 4 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
Раздел 7. Морфология человека. Рост и конституция человека. Морфологические, физиологические, биохимические, психофизиологические, психогенетические, биосоциальные, генетические, медицинские и экологические основы конституции человека.
7.1. Старение и продолжительность жизни. Конституция, схемы классификаций морфологической, физиологической и психологической конституций. Психофизиологические и биосоциальные особенности человека. Морфологические, функциональные аспекты, биохимическая индивидуальность и морфофункциональные взаимоотношения, психофизиологические, психологические, психогенетические и генетические основы конституции человека. Методы анализа и коррекции физиологического состояния. Лабораторные 6 1 Л2.1, Л2.3, Л1.2
7.2. Здоровье и экология. Медицинские и экологические аспекты конституциональной антропологии. Сам. работа 6 3 Л2.3, Л1.1, Л1.2
Раздел 8. Экологические аспекты развития и существования человека. Факторы риска, причины и типы основных патологий у коренных жителей разных климато-географических регионах и у мигрантов в условиях адаптационного стресса. Разнообразие человеческих экосистем. Экология питания. Климатическая адаптация и стресс.
8.1. Экология питания. Среднесуточное потребление питательных веществ в разных популяциях. Зависимость характера пищи от среды обитания. Географическое распределение болезней, связанных с алиментарной недостаточностью. Стресс и адаптация. Климатическая адаптация и стресс. Температурная среда. Лекции 6 1 Л2.4, Л1.1, Л1.2
8.2. Акклиматизация к высоким и низким температурам. Жизнь в высокогорных условиях: реакции организма мигрантов и независимая от расовой принадлежности адаптация аборигенных популяций. Лабораторные 6 1 Л2.1, Л1.1
8.3. Социокультурные аспекты климатической адаптации. Методы анализа и коррекции физиологического состояния. Сам. работа 6 6 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
Раздел 9. Популяционный полиморфизм и географическая изменчивость Homo sapiens.
9.1. Популяционный полиморфизм и географическая изменчивость Homo sapiens. Лекции 6 1 Л2.4, Л1.1, Л1.2
9.2. Изоляция и политипия. Расселение по земному шару и формирование новых адаптивных типов. Лабораторные 6 1 Л2.1, Л2.3, Л1.2
9.3. Изоляция и политипия. Расселение по земному шару и формирование новых адаптивных типов. Сам. работа 6 8 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.2
Раздел 10. Смешение, адаптация и изоляция Homo sapiens. Расселение по земному шару и формирование новых адаптивных типов.
10.1. Смещение, адаптация и изоляция Homo sapiens. Миграция и мигранты. Адаптация и антропологические особенности. Лекции 6 1 Л2.4, Л1.1, Л1.2
10.2. Смещение и генный поток как факторы изменчивости. Лабораторные 6 1 Л2.1, Л2.2, Л1.2
10.3. Смещение и генный поток как факторы изменчивости. Сам. работа 6 8 Л2.4, Л1.1, Л1.2
Раздел 11. Стабильность популяций. Демография и демографические тенденции в мире и современной России.
11.1. Плотность населения и его численность. Регуляция численности популяций (генетические механизмы). Процессы, регулирующие численность популяций. Лекции 6 1 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
11.2. Демография и демографические тенденции современной России. Лабораторные 6 2 Л2.1, Л2.3, Л1.2
11.3. Демография и демографические тенденции современной России. Сам. работа 6 8 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложения ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложения ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложения ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гизуллина А. В. АНТРОПОЛОГИЯ. КУРС ЛЕКЦИЙ. Учебное пособие для академического бакалавриата: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Козлова М.А., Козлов А.И. АНТРОПОЛОГИЯ. Учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Северцов А.С. Теория эволюции: учеб. для вузов М.: Владос, 2005
Л2.2 Зорина З. А. Основы этологии и генетики поведения: учеб. для вузов М.: МГУ: Высшая школ, 2002
Л2.3 Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология: учеб. для вузов М.: Изд-во МГУ; Высшая школа., 2002 53
Л2.4 М. А. Козлова, А. И. Козлов Антропология: учебник и практикум для вузов Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/EFB028CA-0DDE-464E-A66C-2A24F7418501
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э3 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э4 Курс на Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
112Л лаборатория анатомии, гистологии и цитологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя - 1; доска меловая 1 шт.; шкаф для хранения наглядного материала по анатомии и цитологии – 3 шт.; шкаф для хранения аксессуаров по ВИВР; тумбочки для хранения инструментов и оборудования – 3 шт.; электрифицированные лабораторные столы – 8 шт.; лабораторные столы – 2 шт.; раковина; компьютер: марка Samsung модель Sync Master 783DF - 1 единица; коллекция костей скелета и муляжей внутренних органов человека; наглядный материал по анатомии человека (схемы, планшеты, рисунки); ростомер электронный РЭП; микроскопы: Альтами 104; Микромед 1 вар. 1-20; Биолам.
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

В ходе изучения дисциплины «Биология человека» студентам предстоит изучить важные для антропологии морфологические особенности человека, возрастные особенности формирования морфо- и психотипов, современные представления об антропогенезе, основы этнической антропологии.
В рамках первого модуля «Антропологически значимые морфологические характеристики человека» предметом изучения являются методы антропологических исследований (антропометрия, антропоскопия, палеонтологические и исторические методы, методы генетики и молекулярной биологии, статистические методы), рельеф кожи, папиллярный узор и его вариации, обучаются определению типов папиллярного рельефа. Рассматривают пигментацию, структуру волос как морфологические признаки. Изучают особенности строения человека в связи с прямохождением и в сравнении с антропоморфными обезьянами. Знакомятся с описательными характеристиками мягких частей лица и их популяционную изменчивость.
В рамках второго модуля «Основные размеры и пропорции тела» студенты знакомятся с понятием конституции, частными конституциями (эндокринная, физиологическая, половая, биохимическая, иммунологическая, психологическая и др.). Рассматривают разные схемы определения морфологической, физиологической и психической конституции. Особый акцент делается на взаимосвязь психологических, физиологических и морфологических конституциональных признаков. Отдельный аспект модуля – популяционный полиморфизм и географическая изменчивость Homo sapiens (адаптивные свойства телосложения, экология болезней человека).



Третий модуль «Рост и развитие организма человека» дисциплины связан с вопросами возрастной периодизации у человека, типами роста различных морфофункциональных систем. Рассматриваются критические периоды в онтогенезе, феномены акселерации и долгожительства, эпохальные колебания темпов развития, понятие биологического возраста и его критериев.
В процессе освоения четвертого модуля «Антропогенез» учащимся предстоит познакомиться с основные этапами развития жизни на Земле, определить место человека в системе животного мира, рассмотреть основные этапы эволюции приматов (гоминоиды, гоминиды, австралопитековые, архантропы, палеоантропы, неоантропы). Одновременно характеризуется динамика социо-, культуро- и техногенеза.
В рамках пятого модуля «Этническая антропология» предметом изучения являются понятия расы и наций, больших и малых человеческих рас. Обосновывается видовое единство человечества. Критически рассматривается расизм и приводятся доказательства опровержения теории расизма. Рассматриваются факторы расообразования и вопрос об адаптивности расовых признаков.