МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Возрастная анатомия, физиология и гигиена
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование(с двумя профилями подготовки)
ПрофильАнглийский язык/Китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_03_05_АиК-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 53
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 53 53 53 53
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Воронина И.Ю.

Рецензент(ы):
д.б.н., профессор, Филатова О.В.

Рабочая программа дисциплины
Возрастная анатомия, физиология и гигиена

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018г. №125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Мацюра Александр Владимирович

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра Александр Владимирович

1. Цели освоения дисциплины

1.1.1. Сформировать у студентов представление о закономерностях строения и развития человеческого организма в онтогенезе.
2. Научить студентов давать морфо-функциональную характеристику возрастных этапов развития ребенка.
3. Научить студентов создавать условия для психо-физического развития ребенка, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья учащихся.
4. Освоить основные гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.3

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-7: Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
УК-8: Способен создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.методы сохранения и укрепления физического здоровья;влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек; способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности; здоровьесберегающие технологии для поддержания здорового образа жизни с учетом физиологических особенностей организма и условий реализации профессиональной деятельности;теоретические основы жизнедеятельности в системе «человек – среда обитания»; правовые, нормативные и организационные основы безопасности жизнедеятельности;основы физиологии человека и рациональные условия его деятельности; анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов;современный комплекс проблем безопасности человека; – средства и методы повышения безопасности; концепцию и стратегию национальной безопасности.
3.2.Уметь:
3.2.1.организовывать режим времени, приводящий к здоровому образу жизни;использовать средства и методы физического воспитания для профессионально-личностного развития, физического самосовершенствования, формирования здорового образа и стиля жизни;планировать свое рабочее и свободное время для оптимального сочетания физической и умственной нагрузки и обеспечения работоспособности; эффективно применять средства защиты от негативных воздействий;планировать мероприятия по защите персонала и населения в чрезвычайных ситуациях; при необходимости принимать участие в проведении спасательных и других неотложных работах при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками здорового образа жизни; навыками соблюдения норм здорового образа жизни в различных ситуациях; навыками соблюдения и пропаганды норм здорового образа жизни в различных жизненных ситуациях и профессиональной деятельности;умениями и навыками оказания первой доврачебной помощи пострадавшим;навыками распознавания возможных угроз для жизни и здоровья человека, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций;навыками создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет возрастной анатомии, физиологии и гигиены. Общие закономерности роста и развития.
1.1. Предмет возрастной анатомии и физиологии. Краткая история развития. Закономерности онтогенетического развития.Факторы, влияющие на рост и развитие детей.Строение нервной ткани, отделы нервной системы. Лекции 1 2 УК-7, УК-8 Л3.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Возрастная периодизация.Акселерация и ретардация роста и развития детей и подростков. Адаптация к школе. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Сам. работа 1 8 УК-7, УК-8 Л3.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Анатомия и физиология нервной системы. Высшая нервная деятельность
2.1. Строение нервной ткани, отделы нервной системы. Высшая нервная деятельность и поведение человека. Типы высшей нервной деятельности. Принцип доминанты Л.Л. Ухтомского. Концепция функциональной системы П.К. Анохина Лекции 1 2 УК-7, УК-8 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.2. Строение нейрона и нерва. Сухожильные рефлексы человека. Кинематометрическая методика исследования подвижности и баланса нервных процессов. Определение силы нервной системы. Оценка функциональной асимметрии мозга (ФАМ). Практические 1 4 УК-7, УК-8 Л3.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Возрастные особенности высшей нервной деятельности человека Сам. работа 1 10 УК-7, УК-8 Л3.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Анатомия и физиология желез внутренней секреции. Половое развитие
3.1. Эндокринный аппарат. Половое созревание. Лекции 1 2 УК-7, УК-8 Л3.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Характеристика желез внутренней секреции Практические 1 2 УК-7, УК-8 Л3.1, Л1.1, Л1.2
3.3. Возрастные особенности функционирования эндокринной системы Сам. работа 1 9 УК-7, УК-8 Л3.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Опорно-двигательный аппарат. Возрастные особенности строения и функционирования опорно-двигательного аппарата
4.1. Понятие об опорно-двигательном аппарате, его функции. Виды соединения костей. Химический состав и строение костей. Процесс роста костей. Лекции 1 2 УК-7, УК-8 Л3.1, Л1.1, Л1.2
4.2. Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата. Сам. работа 1 8 УК-7, УК-8 Л3.1, Л1.1, Л1.2
4.3. Оценка физического развития и состояния опорно-двигательного аппарата. Практические 1 2 УК-7, УК-8 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 5. Анатомия, физиология и гигиена сердечно-сосудистой и дыхательной систем
5.1. Анатомия, физиология и гигиена сердечно-сосудистой и дыхательной системы. Строение органов дыхания и голосового аппарата. Лекции 1 2 УК-7, УК-8 Л3.1, Л1.1, Л1.2
5.2. Измерение кровяного давления и артериального пульса. Электрокардиография. Спирометрия. Определение ЖЕЛ И составляющих ее обьемов. Практические 1 4 УК-7, УК-8 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
5.3. Возрастные особенности сердечно-сосудистой деятельности и дыхания Сам. работа 1 8 УК-7, УК-8 Л3.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 6. Пищеварительная система. Школьная гигиена
6.1. Процесс пищеварения. Гигиенические требования к школьной мебели и воздушной среде учебных помещений. Лекции 1 2 УК-7, УК-8 Л3.1, Л1.1, Л1.2
6.2. Составление и гигиеническая оценка рациона питания. Составление расписания уроков для школьников разных классов. Анализ расписание уроков школы по заданию преподавателя. Практические 1 4 УК-7, УК-8 Л3.1, Л1.1, Л1.2
6.3. Пищеварительные железы. Гигиенические требования к режиму образовательного процесса. Сам. работа 1 10 УК-7, УК-8 Л3.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
СМ. Приложение ФОС
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
СМ. Приложение ФОС
5.3. Фонд оценочных средств
СМ. Приложение ФОС
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Любимова З. В., Никитина А. А. ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ В 2 Т. Т.1 ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА, ЕГО РЕГУЛЯТОРНЫЕ И ИНТЕГРАТИВНЫЕ СИСТЕМЫ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 https://biblio-online.ru/book/B3CA1470-830C-46BB-B216-16E87D0535C7
Л1.2 Любимова З. В., Никитина А. А. ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ В 2 Т. Т.2 ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ И ВИСЦЕРАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 https://biblio-online.ru/book/144E7128-B6A2-4066-A97C-FDABE3A5237E
Л1.3 Щанкин А. А., Малышев В. Г. Дополнительный практикум по возрастной анатомии и физиологии человека: Учебная литература для ВУЗов Директ-Медиа, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=362771
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Филатова О.В. Возрастная физиология и психология: учеб. пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2010 73
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) http://www.scopus.com
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru) http://elibrary.asu.ru
Э3 Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) http://elibrary.ru
Э4 Курс на платформе Moodle https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6404
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
112Л лаборатория анатомии, гистологии и цитологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя - 1; доска меловая 1 шт.; шкаф для хранения наглядного материала по анатомии и цитологии – 3 шт.; шкаф для хранения аксессуаров по ВИВР; тумбочки для хранения инструментов и оборудования – 3 шт.; электрифицированные лабораторные столы – 8 шт.; лабораторные столы – 2 шт.; раковина; компьютер: марка Samsung модель Sync Master 783DF - 1 единица; коллекция костей скелета и муляжей внутренних органов человека; наглядный материал по анатомии человека (схемы, планшеты, рисунки); ростомер электронный РЭП; микроскопы: Альтами 104; Микромед 1 вар. 1-20; Биолам.
227Л лаборатория физиологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; лабораторные столы – 8 шт.; весовой стол; химической посуды; реактивы; 2 раковины; компьютер: марка Aquarius модель Pro P30 S46 - 1 единица; стационарный проектор: марка Casio XJ модель M140 - 1 единица; стационарный экран: марка Digis Optimal-C 1:1 111" (200*200) модель MW DSOC-1103 - 1 единица; монитор: марка Acer модель AL 1917; шкаф вытяжной ЛАБ-900 ШВ-Н ЛОиП; сухожаровой шкаф; весы электронные ВСП-0,5/0,1-1; термометры автоматические и водные; автоматический гематологический анализатор в комплекте Mythic 22; глюкометр ONE TOUCH ULTRA; коагулометр автоматический MaxmatPL Coag с принадлежностями; анализатор оценки баланса водных секторов организма МЕДАСС; капнометр ультразвуковой КП-01 ЕЛАМЕД; электрокардиограф ЭК1Т-07; индикатор глазного давления; динамометр кистевой ДК-100; спирометр сухой портативный; тазомер акушерский; ростомер электронный РЭП; термометр Checktemp; тонометр OMRON М6 Comfort с адаптером; холодильник «Саратов»; спиртовые горелки; дозаторы автоматические 0,5*5 мл, 1-10 мкл, 10-100 мкл, 100-1000 мкл; камера УФ-бактерицидная КВ-02-«Я»-ФП; облучатель-рециркулятор УФ-бактерицидный «СИБЭСТ-20»; полка ультравиола-ультрафиолет; тонометры МТ-20; штатив Rekam QPod S-500; комплект лабораторной посуды и реактивы для проведения лабораторных работ по физиологии.
229Л препараторская - учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочее место преподавателя – 3; лабораторный стол – 1 шт.; раковина; сейф для хранения оборудования; компьютер: марка Intel Celeron 1.8 модель LG Flatron L 17535-SF - 1 единица; анализатор оценки баланса водных секторов организма МЕДАСС; реограф-полианализатор РГПА-6/12 «Реан-Поли»; кушетка; индикатор глазного давления; ширма ПВХ односекционная; тазомер акушерский; тонометр OMRON М6 Comfort с адаптером; принтер лазерный Canon LBP 810; принтер лазерный XEROX Pfaser 3110.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Преподавание возрастной анатомии, физиологии, гигиены в университете преследует цель выработать у студентов понимание фундаментальных и прикладных аспектов возрастной физиологии человека, обеспечивающих студентам освоение смежных дисциплин в подготовке учителя биологии и использование физиологических знаний и навыков в педагогической сфере деятельности; знание возрастных особенностей функций основных систем органов человека ; принципов восприятия, передачи и переработки информации в организме; регуляцию жизненных функций и системы обеспечения гомеостаза; формирование иммунитета; молекулярные механизмы физиологических процессов; ферменты, гормоны, биологически активные вещества; особенности ВНД и психофизиологические особенности человека. Студенты не только получают всю необходимую теоретическую информацию о жизненно важных системах и органах человека, но и знакомятся с методами физиологических исследований.
Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Возрастная анатомия, физиология, гигиена».
Дисциплина «Возрастная анатомия, физиология, гигиена» включает следующие виды занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, семинары, практические занятия и самостоятельную работу.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает изучение рекомендованных источников и литературы по тематике занятия.
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на практических и семинарских занятиях в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины.

Методические рекомендации при работе над конспектом лекций во время проведения лекции.
Лекция закладывает основы знаний по предмету в обобщенной форме. В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, положительный опыт в ораторском искусстве. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.

Методические рекомендации по подготовке к семинару.
При подготовке к семинару необходимо:
- внимательно ознакомиться с тематикой семинарского занятия;
- изучить рекомендованную литературу;
- составить краткий план ответа на каждый вопрос;
- проверить свои знания, отвечая на вопросы для самопроверки.

Методические рекомендации для подготовки к практическим занятиям.
Основная цель практических занятий способствовать усвоению теоретического материала и выработать навыки применения приобретенных знаний в практической деятельности. Тематика практических занятий соответствует содержанию рабочей программе курса. Для подготовки к практическому занятию студенту необходимо изучить теоретический материал по данной теме, запомнить основные определения и правила, разобрать данные в лекциях решения задач.

Методические рекомендации по подготовке к зачету.
К зачету допускается студент, выполнивший в полном объеме задания, предусмотренные в рабочей программе. В случае пропуска лабораторных занятий по уважительным или неуважительным причинам студент самостоятельно выполняет и сдает на проверку в письменном виде общие или индивидуальные задания, определяемые преподавателем. Зачет проходит в устной форме на основе перечня вопросов, которые отражают содержание действующей рабочей программы учебной дисциплины. В билет включены два теоретических вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Зачет проводится в устной форме. На ответ и подготовку студенту отводится 35 минут.
Студентам рекомендуется:
1. готовиться к зачету в группе (два-три человека);
2. внимательно прочитать вопросы к зачету
3. составить план ответа на каждый вопрос, выделив ключевые моменты материала;
4. изучив несколько вопросов, обсудить их с однокурсниками. Ответ должен быть аргументированным.
Результат сдачи зачета оцениваются отметкой «зачтено» или «не зачтено».