Закреплена за кафедрой | Кафедра зоологии и физиологии |
---|---|
Направление подготовки | 06.03.01. Биология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 06_03_01_Биология-4-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 14 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 12 | 12 |
Лабораторные | 16 | 16 | 16 | 16 |
Сам. работа | 44 | 44 | 44 | 44 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра зоологии и физиологии
Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.
1.1. | Ознакомить студентов c дисциплиной "Иммунология", как раздела биологии, основными пинципами методами функционирования иммунной системы, современным достижениям науки. Задачи дисциплины: По завершению изучения дисциплины, сформировать у студентов знания общих приниципов и законов функционирования иммунной системы, механизмов вовлечения иммунной системы в поддержания гомеостаза. Иметь представления о роли и значении отдельных факторов, влияющих на состояние иммунитета и здоровья человека. Знать методы определения иммунного статуса человека, уметь интерпретировать данные иммунограммы. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ОПК-4 | способностью применять принципы структурной и функциональной организации биологических объектов и владением знанием механизмов гомеостатической регуляции; владением основными физиологическими методами анализа и оценки состояния живых систем |
ПК-1 | способностью эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | -cтроение и закономерности функционирования иммунной системы разных в филогенетическом плане организмов; -основные иммунологические термины и константы; -регуляторные механизмы иммунной системы, обеспечивающие иммунный гомеостаз; -принципы функциональной оценки состояния иммунной системы человека и животных. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | -оценивать функциональное состояние иммунной системы организма (1-2 уровень иммунологического исследования); -планировать обследование иммунной системы в соотвествии с прикладными задачами; -интерпретировать полученные результаты иммунологического исследования. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | -интерпретировать данные иммунологического исследования; -иметь базовые навыки иммунологического исследования; -опыт работы с современной аппаратурой для гематологических и иммунологичских исследований. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение | ||||||
1.1. | Иммунология как наука. Предмет и задачи иммунологии. | Лекции | 8 | 1 | ОПК-4 | Л1.1 |
1.2. | История развития иммунологии. Значение достижений иммунологии для практической деятельности человека. Теории иммунитета.Формирование иммунитета у животных и человека. | Сам. работа | 8 | 2 | ОПК-4 | Л1.1 |
Раздел 2. Общая характеристика системы иммунитета. Неспецифический Иммунитет | ||||||
2.1. | Общая организация иммунной системы организма млекопитающих.Органы иммуной системы. Врожденный иммунитет. | Лекции | 8 | 1 | ОПК-4 | Л1.1 |
2.2. | Определение фагоцитарной активности полиморфоядерных лейкоцитов Тест восстановления цитросинего тетразолия (НСТ-тест). | Лабораторные | 8 | 4 | ОПК-4, ПК-1 | Л1.2, Л1.1 |
2.3. | Гуморальные факторы неспецифического иммунитета. | Сам. работа | 8 | 4 | ОПК-4 | |
Раздел 3. Общая характеристика специфического (лимфоцитарного) иммунитета | ||||||
3.1. | Общая характеристика и классификация антигенов. Типы специфичностей антигенов. Клетки иммунной системы: В- и Т-лимфоциты, антигенпрезентирующие клетки. | Лекции | 8 | 2 | ОПК-4 | Л1.1 |
3.2. | Эффекторные функции клеток иммунной системы: клеточный и гуморальный иммунный ответ. Центральные и периферические органы лимфоидной системы, их структура и функции в иммунном ответе. | Сам. работа | 8 | 6 | ОПК-4 | Л1.1 |
Раздел 4. Молекулярная иммунология | ||||||
4.1. | Иммуноглобулины, особенности их строения и функций. Значения и механизмы формирования пространственной организация антигенсвязывающего участка иммуноглобулинов. Соматическая рекомбинация генов легких и тяжелых цепей иммуноглобулинов – основа вариабельности иммуноглобулинов. Общая характеристика строения и функций различных классов иммуноглобулинов. Антигенраспознающие рецепторы. Иммуноглобулиновые рецепторы В и Т-клеток. Соматическая рекомбинация генов ТКР. Участие ко-рецепторов CD4 и C CD8 при распознавании антигенов ТКР. | Лекции | 8 | 1 | ОПК-4 | Л1.1 |
4.2. | Количественное определение иммуноглобулинов методом радиальной иммунодиффузии по Манчини. | Лабораторные | 8 | 6 | ОПК-4, ПК-1 | Л1.2 |
4.3. | Структурная организация и значение главного комплекса гистосовместимости (МНС). Природные функции продуктов МНС. Терминология и законы трансплантации. Кодоминантное наследование полиморфизма и полигенных признаков. Генетическая организация и основные белки комплекса МНС у мышей и человека. Процессирование микробных и вирусных антигенов антигенпрезентирующими клетками (АПК). Экспрессия на мембране АПК комплексов "молекула гистосовместимости-пептид".Участие корецепторов CD4 и CD8 при распознавании антигенов ТКР. Цитокины. Разнообразие цитокининов и их функций. Общая хараткеристика и функции интерлейкина, факторы некроза опухолей (ФНО-А) и других цитокининов. | Сам. работа | 8 | 4 | ОПК-4 | Л1.1 |
Раздел 5. Клеточная иммунология | ||||||
5.1. | Структурно-функциональная организация Т и В-систем иммунитета.Механизы и значение антигеннезависимой дифференцировки Т и В-лимфоцитов.Т-система иммунитета. Антигеннезависимая дифференцировка лимфоцитов в тимусе. Формирование основных субпопуляций Т-клеток. Положительная и отрицательная селекция клеток в тимусе. Миграция тимоцитов в периферические органы и лимфоидные образования. | Лекции | 8 | 3 | ОПК-4 | |
5.2. | Определение субпопуляций лимфоцитов с помощью моноклональных антител. | Лабораторные | 8 | 6 | ОПК-4, ПК-1 | Л1.2 |
5.3. | В-система иммунитета. Антигеннезависимая дифференцировка В-лимфоцитов в костном мозге. Участие стромальных клеток. Основные этапы дифференцировки. Селекция В-клеток. Миграция В-клеток на периферию. | Сам. работа | 8 | 6 | ОПК-4 | |
Раздел 6. Иммунный ответ и взаимодействие клеток | ||||||
6.1. | Общая характеристика иммунного ответа. Первичный и вторичный иммунные ответы. Основные различия первичного и вторичного ответов. Применение вакцин для предупреждения заболеваний. Клеточный иммунный ответ. Основные реакции клеточного иммунитета. Дифференцировка наивных СД4 Т-клеток в Тн1- и Тн2-клетки. Способы активации наивных СД8 Т-клеток. Механизмы цитотоксического действия СД8 Т-клеток и натуральных киллеров. | Лекции | 8 | 2 | ОПК-4 | |
6.2. | Гуморальный иммунный ответ. Активация В-лимфоцитов на периферии. Тимуснезависимая дифференцировка В-клеток. Кооперативное взаимодействие с АПК. Образование активных антителопродуцентов. Генетический контроль иммунного ответа. Характер наследования силы иммунного ответа. Гены иммунного ответа и их фенотипический продукт. Иммунологическая толерантность. Открытие иммунологической толерантности. Клеточные основы толерантности. Толерантность В- и Т-клеточного типа. Роль супрессоров. Искусственное создание толерантности. Регуляляция иммунитета, роль гормонов и биологически-активных веществ. | Сам. работа | 8 | 16 | ОПК-4 | |
Раздел 7. Нарушения иммунитета | ||||||
7.1. | Реакции гиперчувствительности. Реакции гиперчувствительности I, II и III типов. Пусковые механизмы этих реакций. Медиаторы аллергических реакций. Механизмы повреждений. Десенсибилизация. Гиперчувствительность замедленного IV типа. Реакции туберкулинового и гранулематозного типов. | Лекции | 8 | 2 | ОПК-4, ПК-1 | |
7.2. | Аутоиммунные процессы и заболевания. Аутоиммунные заболевания, инициированные антителами и Т-лимфоцитами. Механизмы аутоиммунных реакций. Генетические факторы. Иммунодефицитные состояния. Врожденная (первичная) иммунологическая недостаточность. В-клеточные и Т-клеточные иммунодефициты. Общая характеристика и причины вторичной иммунологической недостаточности. | Сам. работа | 8 | 6 | ОПК-4 | Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение ФОС |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложение ФОС |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение ФОС |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Хаитов Р.М. | Иммунология: учебник | ГЭОТАР-Медиа, 2018 | www.studentlibrary.ru |
Л1.2 | Требухов А.В. | Практикум по иммунологии: учебно-методическое пособие | Барнаул: .Изд-во ООО "Пять плюс", 2016 | 60 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | 1. Электронная база данных «Scopus» | www.scopus.com | ||
Э2 | 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
Э3 | 3.Научная электронная библиотека elibrary | elibrary.ru | ||
Э4 | Курс на Moodle "Иммунология" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
- MS Word, MS Excel, MS PowerPoint. Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) Дополнительные источники : 1. Научная электронная библиотека: [Электронный ресурс]: http://elibrary.ru/defaultx.asp 2. Электронные версии статистических публикаций: [Электронный ресурс]: http://www.infostat.ru/ 3. Университетская информационная система РОССИЯ: [Электронный ресурс]: http://www.cir.ru/index.jsp 4. Электронная библиотека диссертаций РГБ: [Электронный ресурс]: http://diss.rsl.ru/ 5. Онлайн энциклопедия кругосвет: [Электронный ресурс]: http://krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/biologiya/EKOLOGIYA.html 6. Медлайн www.medline.com 7. Медицинские лекции: http://medlec.org/Immunologia/ 8. Медлинкс: http://www.medlinks.ru/topics.php?op=topic&topic=56 9. Иммунология и аллергология http://allimmunology.org/gumoralnyj-immunitet |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
119Л | абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
227Л | лаборатория физиологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; лабораторные столы – 8 шт.; весовой стол; химической посуды; реактивы; 2 раковины; компьютер: марка Aquarius модель Pro P30 S46 - 1 единица; стационарный проектор: марка Casio XJ модель M140 - 1 единица; стационарный экран: марка Digis Optimal-C 1:1 111" (200*200) модель MW DSOC-1103 - 1 единица; монитор: марка Acer модель AL 1917; шкаф вытяжной ЛАБ-900 ШВ-Н ЛОиП; сухожаровой шкаф; весы электронные ВСП-0,5/0,1-1; термометры автоматические и водные; автоматический гематологический анализатор в комплекте Mythic 22; глюкометр ONE TOUCH ULTRA; коагулометр автоматический MaxmatPL Coag с принадлежностями; анализатор оценки баланса водных секторов организма МЕДАСС; капнометр ультразвуковой КП-01 ЕЛАМЕД; электрокардиограф ЭК1Т-07; индикатор глазного давления; динамометр кистевой ДК-100; спирометр сухой портативный; тазомер акушерский; ростомер электронный РЭП; термометр Checktemp; тонометр OMRON М6 Comfort с адаптером; холодильник «Саратов»; спиртовые горелки; дозаторы автоматические 0,5*5 мл, 1-10 мкл, 10-100 мкл, 100-1000 мкл; камера УФ-бактерицидная КВ-02-«Я»-ФП; облучатель-рециркулятор УФ-бактерицидный «СИБЭСТ-20»; полка ультравиола-ультрафиолет; тонометры МТ-20; штатив Rekam QPod S-500; комплект лабораторной посуды и реактивы для проведения лабораторных работ по физиологии. |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины "Иммунология". Дисциплина включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, практические или (лабораторные) занятия, самостоятельную работу. Изучение данной дисциплины строится по модели смешанного обучения, при котором работа в аудитории (лекции, лабораторные работы), сочетается с самостоятельной работой в электронной среде (СДО Moodle, https://portal.edu.asu.ru). Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете. Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников. Практические (лабораторные) занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы.Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета. При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы практикума; продумать ответы на контрольные вопросы. Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различныхметодов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем. В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом или лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета. Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической аттестации за проявленное усердие при освоении дисциплиныили по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы. |