Закреплена за кафедрой | Кафедра зоологии и физиологии |
---|---|
Направление подготовки | 06.04.01. Биология |
Профиль | Физиология и нутрициология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 06_04_01_Физ_нутр-1- 2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Лабораторные | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 76 | 76 | 76 | 76 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра зоологии и физиологии
Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.
1.1. | Целью освоения учебной дисциплины «Нейрофизиология поведения» является формирование целостной системы представлений о тесной взаимосвязи внутренних нейрофизиологических механизмах и сопряженных с ними процессов, лежащих в основе внешних проявлений различных форм поведения в норме и патологии. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.02 |
ПК-3 | способностью применять методические основы проектирования, выполнения полевых и лабораторных биологических, экологических исследований, использовать современную аппаратуру и вычислительные комплексы (в соответствии с направленностью (профилем) программы магистратуры) |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | способы регистрации физиологических процессов, обработки и оценки экспериментальных данных, используемые для оценки поведения человека; нормативные документы, регламентирующие организацию и методику проведения научно- исследовательских и производственно-технологических биологических работ; принципы планирования, организации и проведения научно-исследовательских и производственных биологических работ с учетом научных, социальных и этических вопросов профессиональной деятельности. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применить на практике физиологические методы оценки функционального состояния органов, систем организма; самостоятельно ставить задачи научно-исследовательских работ; самостоятельно выполнять лабораторные, вычислительные и интерпретационные биологические исследования; объективно оценивать результаты своей профессиональной деятельности. Демонстрировать ответственность за качество выполненных работ. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | основными методами физиологического исследования, интерпретировать результаты физиологического исследования; навыками самостоятельной научно-исследовательской работы и работы в научном коллективе, навыками оформления результатов научно-исследовательских и производственных биологических работ с использованием нормативных документов; навыками профессионально представлять и обосновывать результаты научно-исследовательских и производственно-технологических биологических работ с использованием соответствующей техники. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Предмет, задачи, история нейрофизиологии поведения. Основы клеточной нейрофизиологии | ||||||
1.1. | Современные представления о молекулярных механизмах ионной проводимости возбудимых мембран | Лекции | 3 | 1 | ПК-3 | Л2.4, Л2.1 |
1.2. | Вклад отечественных исследователей в развитие нейрофизиологии поведения. Эволюция поведения и его нейрофизиологического обеспечения | Сам. работа | 3 | 11 | ПК-3 | Л2.4 |
1.3. | Л.работа. Параметры возбудимости. Пороговый потенциал, пороговый ток, лабильность, аккомодация. Л.работа. Кривая сила-длительность. Л.работа. Проведение потенциала действия по нервному волокну. Л.работа. Скорость проведения возбуждения по немиелинизированным и миелинизированным волокнам. | Лабораторные | 3 | 2 | ПК-3 | Л2.1 |
Раздел 2. Передача информации в мозге. Саморегуляция функционального состояния головного мозга | ||||||
2.1. | Синапсы. Синаптическая передача. Медиаторы. Неспецифические системы мозга. | Лекции | 3 | 1 | ПК-3 | Л2.1, Л2.3 |
2.2. | Регистрация электроэнцефалограммы (ЭЭГ) человека при разных функциональных состояниях | Лабораторные | 3 | 6 | ПК-3 | |
2.3. | Функциональные состояния мозга и работоспособность. Цикл сон-бодрствование. Нейрофизиология бодрствования. Нейрофизиология сна. | Сам. работа | 3 | 9 | ПК-3 | |
Раздел 3. Нейрофизиология движения | ||||||
3.1. | Иерархичность управления движением. | Лекции | 3 | 1 | ПК-3 | |
3.2. | Нейрофизиология стриарной системы. Нейронная организация двигательной области коры, соотношение периферических афферентных входов и эфферентной проекции. | Сам. работа | 3 | 8 | ПК-3 | Л2.1 |
Раздел 4. Нейрофизиология пищевого, питьевого и полового поведения | ||||||
4.1. | Системная организация инстинктивного поведения | Лекции | 3 | 1 | ПК-3 | Л2.4 |
4.2. | Центр голода (латеральное ядро) и центр жажды (вентромедиальное ядро) гипоталамуса. Центр регуляции полового поведения. | Сам. работа | 3 | 8 | ПК-3 | Л2.4 |
Раздел 5. Нейрофизиология эмоций, мотиваций и агрессивного поведения | ||||||
5.1. | Нейрофизиология эмоций, мотиваций и агрессии. | Лекции | 3 | 1 | ПК-3 | Л2.4, Л2.2 |
5.2. | Электрофизиологические коорреляты различных эмоциональных состояний | Лабораторные | 3 | 6 | ПК-3 | |
5.3. | Морфо-функциональная организация лимбической системы. Функциональное значение лимбической системы и ее основных компонентов: хабенуло-интерпедункулярный комплекс, гиппокампальную систему и миндалевидный комплекс. | Сам. работа | 3 | 8 | ПК-3 | Л2.4, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 6. Нейрофизиология обучения и памяти | ||||||
6.1. | Моноаминергическая система мозга как основа функциональной связи эмоций и памяти. | Лекции | 3 | 1 | ПК-3 | Л2.2 |
6.2. | Вовлечение в нейрофизиологическую организацию памяти корковых и подкорковых образований головного мозга, роль префронтальной коры, базальных ганглиев, гиппокампа, миндалевидного комплекса и РФ среднего мозга. | Сам. работа | 3 | 8 | ПК-3 | Л2.3 |
Раздел 7. Нейрофизиология тревоги и стресса | ||||||
7.1. | Серотонинергическая система мозга как биологический триггер стрессорного поведения. | Лекции | 3 | 1 | ПК-3 | Л2.4, Л2.1 |
7.2. | Электроэнцефалографические корреляты тревоги и стресса | Лабораторные | 3 | 4 | ПК-3 | Л2.1 |
7.3. | Участие гипоталамо-гипофизарно-адреналового комплекса и симпатической нервной системы в реализации стресс-реакции. | Сам. работа | 3 | 8 | ПК-3 | Л2.4, Л2.1 |
Раздел 8. Нейрофизиология восприятия, речи сознания и мышления. Нейрофизиология аддиктивного поведения | ||||||
8.1. | Роль коры и подкорковых образований в сознательном восприятии, мышлении и речи.Роль нейромедиаторных систем в механизмах подкрепления и аддикций. | Лекции | 3 | 1 | ПК-3 | Л2.2 |
8.2. | Электроэнцефалографические корреляты когнитивной деятельности и речи | Лабораторные | 3 | 6 | ПК-3 | Л2.1, Л2.2 |
8.3. | Локализация функций в коре больших полушарий. Межполушарная асимметрия.Нейрофизиология и нейрохимия подкрепляющей системы мозга | Сам. работа | 3 | 16 | ПК-3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. приложение ФОС |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотренно |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение ФОС |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Шульговский В. В. | Основы нейрофизиологии: Учеб. пособие для вузов | М.: Аспект Пресс, 2000 | 5 |
Л2.2 | Лурия А. Р. | Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга: монография | М.: Академический Проект, 2000 | 2 |
Л2.3 | Радченко А.Н. | Ассоциативная память. Нейронные сети. Оптимизация нейропроцессоров: | СПб. : Наука, 1998 | 3 |
Л2.4 | Николаева Е. И. | Психофизиология: Психологическая физиология с основами физиологической психологии: учеб. для вузов | М.: ПЕР СЭ, 2003 | 8 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс на Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
Э2 | Научная электронная библиотека elibrary | elibrary.ru | ||
Э3 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
Э4 | Электронная база данных «Scopus» | www.scopus.com | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
119Л | абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
219Л | лаборатория психофизиологии и нейротехнологии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютер марки AST; монитор Aser; принтер HP Laser Jet P2015d; ростомер электронный РЭП; электроэнцефалограф «Нейрон-Спектр-4/ВМП; ширма ПВХ односекционная; тазомер акушерский. |
Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины Нейрофизиология поведения Дисциплина «Нейрофизиология поведения» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, практические занятия, самостоятельную работу. Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Нейрофизиология поведения». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников. Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета. Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем. В процессе работы с учебной и научной литературой студент может: делать записи по ходу чтения в виде простого или развернутого плана (создавать перечень основных вопросов, рассмотренных в источнике); составлять тезисы (цитирование наиболее важных мест статьи или монографии, короткое изложение основных мыслей автора); готовить аннотации (краткое обобщение основных вопросов работы); создавать конспекты (развернутые тезисы). В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом практическом занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета. Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы. |