МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Нейрофизиология поведения

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки06.04.01. Биология
ПрофильФизиология и нутрициология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_04_01_Физ_нутр-1- 2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Томилова И.Н.

Рецензент(ы):
д.б.н., профессор, Филатова О.В.

Рабочая программа дисциплины
Нейрофизиология поведения

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.04.01 Биология (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015 г. №1052)

составлена на основании учебного плана:
06.04.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Мацюра А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Нейрофизиология поведения» является формирование целостной системы представлений о тесной взаимосвязи внутренних нейрофизиологических механизмах и сопряженных с ними процессов, лежащих в основе внешних проявлений различных форм поведения в норме и патологии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 способностью применять методические основы проектирования, выполнения полевых и лабораторных биологических, экологических исследований, использовать современную аппаратуру и вычислительные комплексы (в соответствии с направленностью (профилем) программы магистратуры)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.способы регистрации физиологических процессов, обработки и оценки экспериментальных данных, используемые для оценки поведения человека;
нормативные документы, регламентирующие организацию и методику проведения научно- исследовательских и производственно-технологических биологических работ;
принципы планирования, организации и проведения научно-исследовательских и производственных биологических работ с учетом научных, социальных и этических вопросов профессиональной деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.применить на практике физиологические методы оценки функционального состояния органов, систем организма;
самостоятельно ставить задачи научно-исследовательских работ;
самостоятельно выполнять лабораторные, вычислительные и интерпретационные биологические исследования;
объективно оценивать результаты своей профессиональной деятельности. Демонстрировать ответственность за качество выполненных работ.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.основными методами физиологического исследования, интерпретировать результаты физиологического исследования;
навыками самостоятельной научно-исследовательской работы и работы в научном коллективе, навыками оформления результатов научно-исследовательских и производственных биологических работ с использованием нормативных документов;
навыками профессионально представлять и обосновывать результаты научно-исследовательских и производственно-технологических биологических работ с использованием соответствующей техники.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет, задачи, история нейрофизиологии поведения. Основы клеточной нейрофизиологии
1.1. Современные представления о молекулярных механизмах ионной проводимости возбудимых мембран Лекции 3 1 ПК-3 Л2.4, Л2.1
1.2. Вклад отечественных исследователей в развитие нейрофизиологии поведения. Эволюция поведения и его нейрофизиологического обеспечения Сам. работа 3 11 ПК-3 Л2.4
1.3. Л.работа. Параметры возбудимости. Пороговый потенциал, пороговый ток, лабильность, аккомодация. Л.работа. Кривая сила-длительность. Л.работа. Проведение потенциала действия по нервному волокну. Л.работа. Скорость проведения возбуждения по немиелинизированным и миелинизированным волокнам. Лабораторные 3 2 ПК-3 Л2.1
Раздел 2. Передача информации в мозге. Саморегуляция функционального состояния головного мозга
2.1. Синапсы. Синаптическая передача. Медиаторы. Неспецифические системы мозга. Лекции 3 1 ПК-3 Л2.1, Л2.3
2.2. Регистрация электроэнцефалограммы (ЭЭГ) человека при разных функциональных состояниях Лабораторные 3 6 ПК-3
2.3. Функциональные состояния мозга и работоспособность. Цикл сон-бодрствование. Нейрофизиология бодрствования. Нейрофизиология сна. Сам. работа 3 9 ПК-3
Раздел 3. Нейрофизиология движения
3.1. Иерархичность управления движением. Лекции 3 1 ПК-3
3.2. Нейрофизиология стриарной системы. Нейронная организация двигательной области коры, соотношение периферических афферентных входов и эфферентной проекции. Сам. работа 3 8 ПК-3 Л2.1
Раздел 4. Нейрофизиология пищевого, питьевого и полового поведения
4.1. Системная организация инстинктивного поведения Лекции 3 1 ПК-3 Л2.4
4.2. Центр голода (латеральное ядро) и центр жажды (вентромедиальное ядро) гипоталамуса. Центр регуляции полового поведения. Сам. работа 3 8 ПК-3 Л2.4
Раздел 5. Нейрофизиология эмоций, мотиваций и агрессивного поведения
5.1. Нейрофизиология эмоций, мотиваций и агрессии. Лекции 3 1 ПК-3 Л2.4, Л2.2
5.2. Электрофизиологические коорреляты различных эмоциональных состояний Лабораторные 3 6 ПК-3
5.3. Морфо-функциональная организация лимбической системы. Функциональное значение лимбической системы и ее основных компонентов: хабенуло-интерпедункулярный комплекс, гиппокампальную систему и миндалевидный комплекс. Сам. работа 3 8 ПК-3 Л2.4, Л2.1, Л2.2
Раздел 6. Нейрофизиология обучения и памяти
6.1. Моноаминергическая система мозга как основа функциональной связи эмоций и памяти. Лекции 3 1 ПК-3 Л2.2
6.2. Вовлечение в нейрофизиологическую организацию памяти корковых и подкорковых образований головного мозга, роль префронтальной коры, базальных ганглиев, гиппокампа, миндалевидного комплекса и РФ среднего мозга. Сам. работа 3 8 ПК-3 Л2.3
Раздел 7. Нейрофизиология тревоги и стресса
7.1. Серотонинергическая система мозга как биологический триггер стрессорного поведения. Лекции 3 1 ПК-3 Л2.4, Л2.1
7.2. Электроэнцефалографические корреляты тревоги и стресса Лабораторные 3 4 ПК-3 Л2.1
7.3. Участие гипоталамо-гипофизарно-адреналового комплекса и симпатической нервной системы в реализации стресс-реакции. Сам. работа 3 8 ПК-3 Л2.4, Л2.1
Раздел 8. Нейрофизиология восприятия, речи сознания и мышления. Нейрофизиология аддиктивного поведения
8.1. Роль коры и подкорковых образований в сознательном восприятии, мышлении и речи.Роль нейромедиаторных систем в механизмах подкрепления и аддикций. Лекции 3 1 ПК-3 Л2.2
8.2. Электроэнцефалографические корреляты когнитивной деятельности и речи Лабораторные 3 6 ПК-3 Л2.1, Л2.2
8.3. Локализация функций в коре больших полушарий. Межполушарная асимметрия.Нейрофизиология и нейрохимия подкрепляющей системы мозга Сам. работа 3 16 ПК-3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотренно
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шульговский В. В. Основы нейрофизиологии: Учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2000 5
Л2.2 Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга: монография М.: Академический Проект, 2000 2
Л2.3 Радченко А.Н. Ассоциативная память. Нейронные сети. Оптимизация нейропроцессоров: СПб. : Наука, 1998 3
Л2.4 Николаева Е. И. Психофизиология: Психологическая физиология с основами физиологической психологии: учеб. для вузов М.: ПЕР СЭ, 2003 8
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс на Moodle portal.edu.asu.ru
Э2 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э3 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э4 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
219Л лаборатория психофизиологии и нейротехнологии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютер марки AST; монитор Aser; принтер HP Laser Jet P2015d; ростомер электронный РЭП; электроэнцефалограф «Нейрон-Спектр-4/ВМП; ширма ПВХ односекционная; тазомер акушерский.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины Нейрофизиология поведения
Дисциплина «Нейрофизиология поведения» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, практические занятия, самостоятельную работу.
Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Нейрофизиология поведения». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
В процессе работы с учебной и научной литературой студент может: делать записи по ходу чтения в виде простого или развернутого плана (создавать перечень основных вопросов, рассмотренных в источнике); составлять тезисы (цитирование наиболее важных мест статьи или монографии, короткое изложение основных мыслей автора); готовить аннотации (краткое обобщение основных вопросов работы); создавать конспекты (развернутые тезисы).
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом практическом занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы.