МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Общая сенсорная физиология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки06.04.01. Биология
ПрофильФизиология и нутрициология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_04_01_Физ_нутр-1- 2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 9
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Томилова И.Н.

Рецензент(ы):
к.б.н., доцент, Воронина И.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Общая сенсорная физиология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.04.01 Биология (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015 г. №1052)

составлена на основании учебного плана:
06.04.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Мацюра А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «Общая сенсорная физиология» являются: ознакомить студентов с методологией решения нетривиальной физиологической задачи, требующей междисциплинарного синтеза философских, психологических и физиологических знаний с достижениями информатики и технических наук

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 способностью применять методические основы проектирования, выполнения полевых и лабораторных биологических, экологических исследований, использовать современную аппаратуру и вычислительные комплексы (в соответствии с направленностью (профилем) программы магистратуры)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.закономерности функционирования сенсорных систем;
фундаментальные и стыковые прикладные разделы специальных дисциплин магистерской программы;
способы регистрации физиологических процессов, обработки и оценки экспериментальных данных, используемые для оценки сенсорных систем человека;
углубленные теоретические и практические знания в области биологии, часть которых находится на передовом рубеже данной науки;
способы объективной оценки результатов лабораторных, вычислительных и интерпретационных биологических исследований.
3.2.Уметь:
3.2.1.самостоятельно выполнять лабораторные, вычислительные и интерпретационные биологические исследования;
оценить функциональное состояние основных сенсорных систем;
обучаться новым методам исследования и технологиям;
применить на практике физиологические методы оценки функционального состояния основных сенсорных систем;
профессионально представлять и обосновывать результаты научно-исследовательских и производственно-технологических биологических работ с использованием соответствующей техники.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.основными методами физиологического исследования сенсорных систем;
интерпретацией результатов исследования сенсорных систем;
методами анализа функционирования сенсорных систем;
навыками оформления результатов научно-исследовательских и производственных биологических работ с использованием нормативных документов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общая сенсорная физиология
1.1. Предмет общей сенсорной физиологии. Объективная и субъективная сенсорная физиология. Лекции 4 1 ПК-3 Л1.1
1.2. Общая сенсорная физиология Лабораторные 4 8 ПК-3
1.3. Физиология анализаторов Сам. работа 4 8
Раздел 2. Общая объективная и субъективная сенсорная физиология
2.1. Общая объективная сенсорная физиология.Основные характеристики ощущений. Качественные типы ощущений. Модальности ощущений. Лекции 4 1 ПК-3 Л1.1
2.2. Общая объективная и субъективная сенсорная физиология Лабораторные 4 8 ПК-3 Л1.1
2.3. Процесс преобразования (трансдукции). Рецепторный и генераторный потенциалы. Определение рецептора. Свойства рецепторных потенциалов. Трансформация генераторных потенциалов в залпы потенциалов действия.Сенсорная теория принятия решений. Психофизика Стивенса. Сам. работа 4 8 ПК-3 Л1.1
Раздел 3. Ощущение как первопсихическое явление
3.1. Связь психического и физиологического. Психофизиологический параллелизм, психофизиологическая идентичность, психофизиологическое взаимодействие. Современные представления о соотношении психического и физиологического Лекции 4 1 ПК-3
3.2. Физиология восприятия Лабораторные 4 8 ПК-3
3.3. Психологическое описание ощущения. Информационно-психологическая концепция Л.М. Веккера Сам. работа 4 8 ПК-3
Раздел 4. Виртуально-голографическая парадигма психических процессов
4.1. Понятие виртуальности,виртуализация как высокий уровень абстрагирования. Виртуальная рефлексия как современная версия рефлекторной природы ощущений по И.М. Сеченову и И.П. Павлову. Лекции 4 2 ПК-3 Л1.1
4.2. Идея голографической метафоры (К. Прибрам).Виртуально-голографическая конструкция сенсорных систем. Сам. работа 4 8 ПК-3
Раздел 5. Морфология и физиология базальных ганглиев
5.1. Хвостатое ядро – коллектор и переключатель всех сенсорных путей.Нейро-голографическая реконструкция БГ. Лекции 4 1 ПК-3 Л2.1
5.2. Корковые и подкорковые связи БГ. Фронтальный вход в БГ. Саггитальные и латеральные входы БГ. Сам. работа 4 9 ПК-3 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Интегративная сенсорная физиология
6.1. Виртуально-нейродинамический механизм психических явлений. Лекции 4 2 ПК-3
6.2. Квазиголографические принципы обработки и хранения информации Сам. работа 4 8 ПК-3 Л1.1
6.3. Экзамен 4 27 ПК-3 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Батуев А.С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем: учеб. для вузов СПб.[и др.]: Питер, 2008 20
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков: учебное пособие для вузов М. : Академия, 2000 5
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э2 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э3 Курс на Moodle portal.edu.asu.ru
Э4 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Word, MS Excel, MS PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
219Л лаборатория психофизиологии и нейротехнологии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютер марки AST; монитор Aser; принтер HP Laser Jet P2015d; ростомер электронный РЭП; электроэнцефалограф «Нейрон-Спектр-4/ВМП; ширма ПВХ односекционная; тазомер акушерский.
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины Общая сенсорная физиология.
Дисциплина «Общая сенсорная физиология» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, практические занятия, самостоятельную работу.
Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Общая сенсорная физиология». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче экзамена.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
В процессе работы с учебной и научной литературой студент может: делать записи по ходу чтения в виде простого или развернутого плана (создавать перечень основных вопросов, рассмотренных в источнике); составлять тезисы (цитирование наиболее важных мест статьи или монографии, короткое изложение основных мыслей автора); готовить аннотации (краткое обобщение основных вопросов работы); создавать конспекты (развернутые тезисы).
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом практическом занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме экзамена.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы.