МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Аграрное природопользование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz05_03_06_ПП-5-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 22
самостоятельная работа 114
контроль 8
Виды контроля по курсам
экзамены: 5
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6 12 12
Практические 6 6 4 4 10 10
Сам. работа 56 56 58 58 114 114
Часы на контроль 4 4 4 4 8 8
Итого 72 72 72 72 144 144

Программу составил(и):
к.с.-х.н., доцент, Максимова Н.Б.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Аграрное природопользование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №998)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.03.2020 г. № 247
Срок действия программы: 2015-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Антюфеева Т.В. канд. геогр. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.03.2020 г. № 247
Заведующий кафедрой Антюфеева Т.В. канд. геогр. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование системы знаний по основным разделам сельскохозяйственного природопользования, об основных законах и принципах агроэкологии, факторах среды, влияющих на продуктивность культурных растений, структуре и динамике сообщества растений, обитающих на сельскохозяйственных полях (фитоценозы) и влиянию компонентов агробиоценозов на жизнедеятельность культивируемых растений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.09

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-16 владением знаниями в области общего ресурсоведения, регионального природопользования, картографии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-теоретические основы природопользования, экономики природопользования, оценки воздействия на окружающую среду, правовых основ природопользования и охраны окружающей среды;
- цели и задачи аграрного природопользования;
- научные основы земельного кадастра;
- основные контролируемые параметры и нормирование загрязнения почв;
- понятия, основные положения противоэрозионной организации территории.
3.2.Уметь:
3.2.1.- Интерпретировать и анализировать различные ситуации в области аграрного природопользования, общего ресурсоведения, регионального природопользования, картографии
- использовать основные положения почвенно-геоботанических, геологических и гидрологических изысканий для целей бонитировки и кадастровой оценки земель;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыком применять современные знания и представления об аграрном природопользовании и охране окружающей среды в исследовательской деятельности;
- методами расчета основных показателей качества земельных ресурсов;
- методами проведения оценки ущерба от комплекса процессов, связанных с деградацией земель, методами почвенно-экологического обеспечения землеустройства.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Научно-методические основы аграрного природопользования
1.1. Понятие аграрного природопользования Лекции 5 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Экологические принципы рационального использования природных и земельных ресурсов Практические 5 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.3. Понятие аграрного природопользования Сам. работа 4 12 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.4. Понятие аграрного природопользования Сам. работа 5 12 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.5. Современное экологическое состояние земельных ресурсов Лекции 4 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.6. Экологическая оценка влияния климатических условий на агроландшафты Алтайского края Практические 4 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.7. Определение структуры земельных угодий для заданного землепользования Практические 4 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.8. Современное экологическое состояние земельных ресурсов Сам. работа 4 16 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.9. Современное экологическое состояние земельных ресурсов Алтайского края Сам. работа 5 12 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Оценка земельно-ресурсного потенциала
2.1. Земельно-деградационные процессы в агроландшафтах Лекции 4 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.2. Особенности проявления земельно-деградационных процессов на пашне и на естественных кормовых угодьях Практические 4 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.3. Основные потоки энергии и вещества в агроландшафтах. Их регулирование Лекции 5 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.4. Геохимическая характеристика агроландшафтов Практические 5 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.5. Основные потоки энергии и вещества в агроландшафтах. Их регулирование Сам. работа 4 12 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.6. Основные потоки энергии и вещества в агроландшафтах Алтайского края. Их регулирование Сам. работа 5 14 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Государственный земельный кадастр
3.1. Государственная кадастровая оценка земель Лекции 4 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.2. Учет земель в Государственном кадастре недвижимости Практические 5 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.3. Государственная кадастровая оценка земель Сам. работа 4 16 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.4. Государственная кадастровая оценка земель Алтайского края Сам. работа 5 12 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.5. Охрана земельных ресурсов и экономика землепользования Лекции 5 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.6. Правовая и экономическая основа охраны земель Практические 5 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.7. Охрана земельных ресурсов и экономика землепользования Сам. работа 5 8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Значение земельных ресурсов в жизни и в производственной деятельности человека.
2. Земельный фонд Российской Федерации.
3. Земельный фонд Алтайского края.
4. Структура земельных органов России.
5. Методы управления земельными ресурсами.
6. Правовое обеспечение управления земельными ресурсами.
7. Основные категории государственного учета земель в Российской Федерации.
8. Понятие экспликации угодий.
9. Земли сельскохозяйственного назначения.
10.Правовой статус земель сельскохозяйственного назначения.
11.Система отчетности о движении земельных ресурсов.
12.Агроэкологическая оценка почвенного покрова.
13.Схема В.В. Докучаева и ее развитие.
14.Геохимические ландшафты.
15.Миграционные потоки в агроландшафтах.
16.Геохимические барьеры в агроландшафтах.
17.Повреждения и деградация земель.
18.Химическое и радиоактивное загрязнение земель.
19.Основные виды земельно-деградационных процессов в агроландшафтах.
20.Экологическое состояние земельных ресурсов Алтайского края.
21.Водная эрозия. Виды водной эрозии. Дефляция. Условия развития и способы противодействия
22.Диагностические признаки эродированных почв.
23.Дегумификация почв.
24. Цели и задачи земельно-кадастровых работ. Основные термины и определения.
25. Принципы бонитировки почв. Бонитировочные шкалы.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Структура аграрного природопользования
2. Теплообеспеченность и влагообеспеченность агроландшафтов.
3. Влияние культурных растений на окружающую среду.
4. Сорняки. Классификации сорняков. Адаптации сорняков к среде обитания.
5. Конкурентные отношения культурных растений и сорняков.
6. Роль почвенных животных в агросистемах.
7. Методы защиты растений.
8. Грибы в агросистемах.
9. Почва — центральное звено в агросистеме.
10. Деструкция органического вещества в почве.
11. Цикл углерода. Пути превращения одноуглеродных соединений.
12. Разложение сложных безазотистых веществ.
13. Круговорот азота, калия и фосфора.
14. Воздействие сельскохозяйственной техники на агросистемы.
15. Воздействие мелиорации на агросистемы.
16. Деградация почв. Эрозия.
17. Химическое загрязнение почв агросистем.
18. Радиационное загрязнение почв агросистем.
19. Пестициды.
20. Нефтяное загрязнение почв.
21. Оптимизация агроландшафта.
22. Законы земледелия – основной фактор стабилизации аграрных экосистем.
23. Основные проблемы земледелия. Меры повышения продуктивности земель.
24. Общая мировая земельная площадь. Виды земель.
25. Типы и виды землепользования.
26. Сельскохозяйственное землепользование. Отрасли сельского хозяйства.
27. Система экологически оптимальной биопродуктивности сельскохозяйственных культур.
28. Биоземледелие и биологическая защита растений.
29. Органическое мини-земледелие с применением вермикультуры, получение биогумуса.
30. Производство экологически безопасной продукции.
31. Вещества, загрязняющие продукты питания и корма, их предельно допустимая концентрация в продуктах.
32. Загрязненность продуктов животноводства остатками антибиотиков.
33. Новая концепция развития сельского хозяйства.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Программа ФОС по дисциплине приведена в ФОСе по каждому разделу дисциплины

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Хайрутдинов З. Н. Теория ландшафтной архитектуры и методология проектирования: учебное пособие для вузов Издательство Юрайт, 2019 urait.ru
Л1.2 Васильева Н.В. Основы землепользования и землеустройства: Учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт, 2019 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Коваленко Н.Я. Экономика сельского хозяйства: Учебник для академического бакалавриата Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Гурова Т.Ф., Назаренко Л.В. Экология и рациональное природопользование: Учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
6.4. Перечень информационных справочных систем
Программа ООН по окружающей среде http://www.un.org/ru/ga/unep/
Эрозия и деградация почв на пахотных угодьях Земли.https://www.google.ru/search?q=erosion&hl=ru&newwindow=1&tbo=u&tbm=isch&source=univ&sa=X&ei=T
Официальный сайт Министерства сельского хозяйства Российской Федерации - www.mcx.ru/
Почвенная эрозия - http://www.soilerosion.net/
Министерство природных ресурсов и экологии России http://www.mnr.gov.ru/
Поисковая картографическая система на базе космоснимков - earth.google.com/
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Работа над конспектом лекции
Основу теоретического обучения студентов составляют лекции. Они дают систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их активной познавательной деятельности, творческого мышления, развитию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные).
Знакомство с дисциплиной происходит уже на первой лекции, где от студента требуется не просто внимание, но и самостоятельное оформление конспекта. При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета как в истории, так и в настоящее время.
Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Осуществляя учебные действия на лекционных занятиях, студенты должны внимательно воспринимать действия преподавателя, запоминать складывающиеся образы, мыслить, добиваться понимания изучаемого предмета, применения знаний на практике, при решении учебно-профессиональных задач. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. В процессе работы на лекции необходимо так же выполнять в конспектах модели изучаемого предмета (рисунки, схемы, чертежи и т.д.), которые использует преподаватель.
Непременным условием глубокого усвоения учебного материала является знание основ, на которых строится изложение материала. Обычно преподаватель напоминает, какой ранее изученный материал и в какой степени требуется подготовить к очередному занятию. Обращение к ранее изученному материалу не только помогает восстановить в памяти известные положения, выводы, но и приводит разрозненные знания в систему, углубляет и расширяет их. Каждый возврат к старому материалу позволяет найти в нем что-то новое, переосмыслить его с иных позиций, определить для него наиболее подходящее место в уже имеющейся системе знаний. Неоднократное обращение к пройденному материалу является наиболее рациональной формой приобретения и закрепления знаний.
Работа с рекомендованной литературой
При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать.
Подготовка к практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студент должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы практикума, его выступлении и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий и контрольных работ.
В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.
Подготовка к семинару
Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа:
- организационный,
- закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах.
Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. Одобряется и поощряется инициативные выступления с докладами и рефератами по темам семинарских занятий.
Подготовка докладов, выступлений и рефератов
Реферат представляет письменный материал по определенной теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. В нем в обобщенном виде представляется материал на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Рефераты могут являться изложением содержания какой-либо научной работы, статьи и т.п. Доклад представляет публичное, развернутое сообщение (информирование) по определенному вопросу или комплексу вопросов, основанное на привлечении документальных данных, результатов исследования, анализа деятельности и т.д. При подготовке к докладу на семинаре по теме, указанной преподавателем, студент должен ознакомиться не только с основной, но и дополнительной литературой, а также с последними публикациями по этой тематике в сети Интернет. Необходимо подготовить текст доклада и иллюстративный материал в виде презентации. Доклад должен включать введение, основную часть и заключение. На доклад отводится 20-25 минут учебного времени. Он должен быть научным, конкретным, определенным, глубоко раскрывать проблему и пути ее решения. Особенно следует обратить внимание на безусловную обязательность решения домашних задач, указанных преподавателем к семинару.