МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы первой помощи и здорового образа жизни
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование(с двумя профилями подготовки)
ПрофильАнглийский язык/Китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план44_03_05_АиК-1-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 12 8 12
Практические 20 16 20 16
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.б.н., Доцент, Воронина И.Ю.

Рецензент(ы):
д.б.н., Профессор, Филатова О.В.

Рабочая программа дисциплины
Основы первой помощи и здорового образа жизни

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018г. №125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Мацюра А.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.овладение основами оказания первой медицинской помощи. Формирование у студентов осознанного отношения к здоровью как ценности и убеждения в приоритете здорового образа жизни.
Задачи:
формирование у студентов системы знаний о здоровье и факторах его укрепляющих;
выявление особенностей и специфики социальных предпосылок формирования здорового образа жизни;
знать основные группы острых заболеваний и состояний, требующих оказания неотлож-ной помощи;
обучение студентов основам оказания первой медицинской помощи при возникновении неотложных состояний и травм;
подготовка студентов к проведению профилактических мероприятий при возникновении эпидемий;
овладеть навыками оказания первой медицинской помощи при заболеваниях различных органов и систем.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.3

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-7: Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
УК-8: Способен создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные природные и техногенные опасности, их свойства и характеристики;
- правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности;
- анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов, возможностей снижения или исключения их травмирующего действия.
- приемы первой медицинской помощи.
3.2.Уметь:
3.2.1.идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их реализации;
принимать решения по целесообразным действиям в ЧС;
распознавать жизненные нарушения при неотложных состояниях и травмах.
оказывать первую медицинскую помощь
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.понятийно-терминологическим аппаратом в области медицины катастроф и безопасности жизнедеятельности;
приемами и способами использования индивидуальных средств защиты в ЧС;
приемами оказания первой помощи пострадавшим в ЧС и экстремальных ситуациях.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Здоровье и факторы его определяющие. Состояние здоровья учащихся.
1.1. Критерии индивидуального здоровья. Факторы, влияющие на здоровье человека. Индивидуальное здоровье. Лекции 3 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Состояние здоровья учащихся.Определение понятия "здоровье". Общественное здоровье. Критерии и факторы общественного здоровья. Здоровье населения и индивидуальное здоровье. Определение факторов риска развития болещней. Оценка уровня индивидуального здоровья. Медико-статистические показатели состояния здоровья учащихся различных возрастных групп. Группы здоровья учащихся. Взаимосвязь здоровья, предболезни, болезни. Основные признаки нарушения здоровья ребёнка. Лекции 3 6 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема. Роль школы в формировании здоровья и профилактики заболеваний учащихся.
2.1. Критерии нормирования и расчет индивидуальных физических нагрузок при занятии спортом. Гигиена питания. Составление пищевого рациона.Особенности питания различных групп населения. Лечебное питание. Диеты, как основа лечебного питания. Практические 3 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Понятие "здоровый образ жизни". Основные составляющие здорового образа жизни. Медико-гигиенические аспекты здорового образа жизни. Здоровый образ жизни, как социальная проблема. Микро- и макросоциальные факторы, определяющие образ жизни человека. Законодательные акты по оздоровлению нации. Принципы и методы формирования здорового образа жизни учащихся. Здоровьесберегающая функция учебно-воспитательного процесса. Гигиенические требования к условиям и режиму обучения в школе. Роль учителя в формировании здоровья учащихся и профилактике заболеваний. Совместная деятельность школы и семьи в формировании здоровья и здорового образа жизни учащихся. Понятие о рациональном и сбалансированном питании. Рациональное питание, как один из критериев здорового образа жизни. Занятия спортом и здоровье. Здоровый образ жизни и гигиена питания. Пища и ее составляющие. Биологическая роль входящих в продукты питания макронутриентов (белков, жиров, углеводов) и микронутриентов (витаминов и минеральных веществ). Биологическая рол Сам. работа 3 10 Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Болезни и их классификация. Задачи и принципы первой медицинской помощи.Первая медицинская помощь при внезапном прекращении сердечной деятельности и дыхания. Сердечно-легочная реанимация.Оказания первой медицинской помощи при ранениях и травмах.
3.1. Оценка показателей общественного здоровья (на примере Алтайского края). Классификация болезней по МКБ 10. Понятие транспортной иммобилизации. Принципы оказания первой медицинской помощи при ранениях и травмах различных видов. Кровопотеря, признаки, тяжесть, оказание первой медицинской помощи.Признаки остановки сердца, причины, диагностика, неотложная помощь. Острая дыхательная недостаточность, причины, признаки, диагностика, оценка степени тяжести, общие принципы искусственной вентиляции легких. Лекции 3 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Здооровье и болезнь. Определение "болезнь". Факторы, влияющие на развите болезней. Классификация болезней. Понятие патологический процесс и патологическое состояние. Поняте патогенеза заболеваний. Синдромы и симптомы болезней. Диагностика болезней.Основные принципы лечения болезней и их профилактики. Общественное здоровье.Понятие о терминальных состояниях. Общие принципы помощи при терминальных состояниях. Болевой (травматический) шок. Механизм развития шока, и его признаки.Профилактика шока. Обморок и коллапс.Предагональное и агональное состояние, клиническая и биологическая смерть, их признаки. Приёмы и этапы сердечно - лёгочной реанимации. Показания к реанимации. Ошибки реанимации. Критерии эффективности реанимации. Методы и приемы оценки состояния больных и травмированных. Задачи и принципы оказания первой медицинской, доврачебной и врачебной (специализированной) помощи. Травматология. Классификация ран. Признаки раны. Осложнения ран, раневая инфекция. Травмы. Понятие "травма". Виды травм. Клинические Сам. работа 3 20 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Первая медицинская помощь при острых состояниях.Основы микробиологии, иммунологии и эпидемиологии. Меры профилактики инфекционных болезней.
4.1. Первая медицинская помощь при утоплении и удушении, инородных телах в дыхательных путях, аллергических состояниях. Гипогликемическая и гипергликемическая кома. Причины, первая медицинская помощь при диабетической и гипогликемической коме. Помощь при гипертоническом кризе. Синдром бронхобструкции. Неотложные состояния при заболеваниях с бронхобструктивном синдромом.Алгоритм первой медицинской помощи при данных заболеваниях. Практические 3 14 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.2. Понятие "острого состояния",виды и его признаки. Особенности алгоритма первой медицинской помощи пострадавши при острых состояниях. Синдром гипретензионный - Гипертоническая болезнь и гипертонический криз. Первая помощь при приступах бронхиальной астмы, почечной колики, стенокардии, эпилептическом припадке. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе. Пищевые отравления не микробного характера. Неотложная помощь при острых отравлениях. Алкогольные, лекарственные, отравления наркотиками. Отравления фосфорорганическими соединениями, ядовитыми газами, средствами бытовой химии. Эпидемиология. Понятие об инфекционном процессе Характеристика патогенных микроорганизмов (классификация, свойства, устойчивость к воздействию факторов внешней среды). Эпидемический процесс, его основные факторы и закономерности. Иммунитет и восприимчивость организма человека к инфекционным болезням. Противоэпидемические мероприятия и профилактика инфекционных заболеваний в детских коллективах. Понятие о дезинфекции, дезинсекции, дер Сам. работа 3 14 Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. приложение ФОС
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение ФОС
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение ФОС
Приложения
Приложение 1.   ФОС Основы мед. знаний.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Волокитина Т.В., Бральнина Г.Г., Никитинская Н.И. Основы медицинских знаний: учеб. пособие М.: Академия, 2010 249
Л1.2 Артюнина Г.П. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учеб. пособие для пед. вузов М.: Фонд "Мир", 2009 156
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шайтор В.М. Скорая и неотложная медицинская помощь детям: практическое руководство ГЭОТАР-Медиа, 2017 http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970441169.html
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс на Moodle https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7054
Э2 3.Научная электронная библиотека elibrary http://elibrary.r
Э3 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного http://elibrary.asu.ru
Э4 Электронная база данных «Scopus» http://www.scopus.com
Э5 ЭУМКД"Основы медициснких зананий". http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2027
Э6 Основы медицинских знаний /Под ред. Ю.С. Тарасова. - В 2-х томах. - Том 1. - Самара, 1996. - 175 с. Режим доступа: http://www.all-library.com/medicina/tradicionnaya-medicina/15303-osnovy-medicinskix-znanij.html http://www.all-library.com/medicina/tradicionnaya-medicina/15303-osnovy-medicinskix-znanij.html
Э7 Артюнина Г.П., Гончар Н.Т., Игнатькова С.А. Основы медицинских знаний: Здоровье, болезнь и образ жизни (учеб--ное пособие для студентов педагогических вузов) – Псков: 2003, 292 с. http://bookfi.org/book/791681
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Основы медицинских знаний».
Дисциплина «Основы медицинских знаний» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, практические занятия, самостоятельную работу.
Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Основы медицинских знаний». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Практические занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, в также, в ходе самостоятельной работы. При подготовкек практическому занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по
заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем,продумать ответы на контрольные вопросы.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы.