МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Биологические основы поведения человека

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование(с двумя профилями подготовки)
ПрофильБиология и химия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_03_05_БиХ-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 10

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (10) Итого
Недель 8,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 16 18 16
Практические 18 20 18 20
Сам. работа 72 36 72 36
Итого 108 72 108 72

Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Кудряшова И.В.

Рецензент(ы):
д.б.н., профессор, Мацюра А.В.

Рабочая программа дисциплины
Биологические основы поведения человека

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018г. №125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2017-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Мацюра А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса: формирование у магистрантов системы знаний о биологических основах поведения человека на основе естественнонаучного этологического подхода, стимулирование потребности к анализу поведения современного человека и его эволюционных истоков, использованию полученных знаний для решения практических и профессиональных задач.
Задачи курса:
• Знакомство с историей, методологией, основными концепциями и понятийным аппаратом этологии человека как части общей этологии.
• Сравнительный анализ этологического и психологического подходов к изучению поведения человека.
• Формирование естественнонаучного подхода к рассмотрению различных форм поведения человека, анализ его эволюционных истоков.
• Анализ прикладных вопросов, связанных с поведением человека с позиций этологии.
• Использование полученных знаний для решения практических и профессиональных задач.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-8 Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.методологию и методы этологии человека как раздела общей этологии, ее основные понятия и концепции, связь с другими науками, возможности применения этологического подхода в педагогической деятельности;биологические истоки поведения человека, основные достижения этологии человека, возможности использования этологических знаний в образовательном процессе
3.2.Уметь:
3.2.1.применять естественнонаучный подход, основанный на сравнительном анализе поведения животных и человека, осуществлять синтез этологического и психологического подходов в процессе анализа поведения участников педагогической деятельности;применять знания из области этологии человека в преподавании биологии в средней школе, а также при организации проектной и внеучебной деятельности учащихся
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1. анализировать проблемы педагогической деятельности с позиций этологии, применять для их решения этологический подход,использовать этологические методы в разных видах учебной и внеучебной деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Этология человека: история, методология, методы. Отличия этологического подхода от подходов других наук, изучающих поведение. Основные направления этологии человека, ее возможности и перспективы. Лекции 10 4 Л2.1, Л1.2
1.2. Определение поведения. Основные категории поведения. Классификации врожденных форм поведения. Основные подходы к изучению поведения. Сам. работа 10 2 Л2.1, Л1.2
1.3. Этологическая теория поведения. Основные понятия и концепции, их применимость к анализу поведения человека. Практические 10 2 Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Некоторые аспекты онтогенеза поведения человека
2.1. Проблема взаимодействия врожденных стереотипов и приобретенного индивидуального опыта у детей Практические 10 2 ОПК-8 Л1.3, Л1.1, Л2.3
2.2. Биологические основы чувства справедливости и его становление в онтогенезе поведения. Практические 10 2 ОПК-8 Л1.3, Л2.3
2.3. Биологические основы некоторых фобий. Сам. работа 10 2 ОПК-8 Л1.3, Л2.3
2.4. Онтогенез агрессивного и умиротворяющего поведения Сам. работа 10 4 ОПК-8 Л1.3, Л2.3
2.5. Эмоциональная связь родителей и детей и ее последствия в онтогенезе поведения Сам. работа 10 4 ОПК-8 Л1.3, Л2.3
Раздел 3. Экспрессивное поведение человека
3.1. Выразительные движения и их связь с эмоциональным состоянием. Практические 10 2 ОПК-8 Л2.2
3.2. Эволюционные истоки эмоционального поведения. Виды эмоций. Релизеры эмоционального поведения. Вторичные эмоции как уникальный продукт эволюции человека. Сам. работа 10 4 ОПК-8 Л2.2
Раздел 4. Основные формы невербальной коммуникации человека
4.1. Ольфакторная коммуникация. Биологические основы отношений полов и родственных отношений, основанных на восприятии запахов. Роль запахов в индивидуальном общении. Сам. работа 10 4 ОПК-8 Л2.3
4.2. Мимическая коммуникация. Врожденные основы человеческой мимики. Распространенные мимические выражения и их коммуникативное значение. Практические 10 2 Л2.2
4.3. Жестовая и тактильная коммуникация. Жесты древнего филогенетического происхождения. Тактильные контакты в повседневной жизни. Груминг. Сам. работа 10 4 ОПК-8 Л2.2
Раздел 5. Биологические основы поведения в конфликтных ситуациях
5.1. Амбивалентность поведения как результат конфликта мотиваций. Ритуализация. Сходство ритуального поведения у человека и животных. Универсальные компоненты угрозы и умиротворения. Градации угрозы и умиротворения Лекции 10 4 ОПК-8 Л2.2, Л2.3
5.2. Агрессия у человека и ее ритуализация. Поведенческие проявления отношений доминирования-подчинения Практические 10 2 ОПК-8 Л2.2, Л2.3
5.3. Ухаживание как конфликт. Поведенческие последовательности при ухаживании. Практические 10 2 ОПК-8 Л2.2, Л2.3
Раздел 6. Биологические основы некоторых аспектов социального поведения человека
6.1. Типология сообществ. Структура сообществ и механизмы ее поддержания. Лекции 10 4 ОПК-8 Л2.2, Л1.1
6.2. Видовая специфика поддержания иерархической структуры у человека. Ранговые релизеры. Практические 10 2 ОПК-8 Л2.2, Л1.1, Л2.3
6.3. Социобиологический подход к изучению человеческих отношений. Теория отбора родичей. Родственный и реципрокный альтруизм. Парохиализм и ксенофобия. Биологические истоки индоктринации. Лекции 10 4 ОПК-8 Л2.2, Л1.1, Л2.3
6.4. Пространственное поведение человека. Персональное пространство. Факторы, влияющие на пространственное поведение. Практические 10 2 ОПК-8 Л2.2, Л2.3
6.5. Территориальность как поведенческая универсалия. Проявления территориальности у человека. Сам. работа 10 8 ОПК-8
Раздел 7. Биологические основы некоторых аспектов полового поведения человека
7.1. Эволюция человека и половой отбор. Родительский вклад и различия половых стратегий у мужчин и женщин. Проблема выбора полового партнера. Практические 10 2 ОПК-8 Л2.2, Л2.3
7.2. Универсальные критерии мужской и женской привлекательности Сам. работа 10 4 ОПК-8 Л2.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Определение понятий “поведение”, “психика”, “психическая деятельность” Основные аспекты поведения и науки, их изучающие
2. Основные подходы к изучению поведения
3. Основные категории поведения. Классификации врожденных форм поведения
4. Этология человека: история, методология, методы
5. Отличия этологического подхода от подходов других наук, изучающих поведение Основные направления этологии человека, ее возможности и перспективы
6. Этологическая теория поведения. Основные понятия и концепции, их применимость к анализу поведения человека
7. Проблема взаимодействия врожденных стереотипов и приобретенного индивидуального опыта у детей
8. Биологические основы некоторых фобий
9. Биологические основы чувства справедливости и его становление в онтогенезе поведения.
10. Онтогенез агрессивного и умиротворяющего поведения
11. Эволюционные истоки эмоционального поведения
12. Виды эмоций. Релизеры эмоционального поведения
13. Выразительные движения и их связь с эмоциональным состоянием
14. Вторичные эмоции как уникальный продукт эволюции человека
15. коммуникация. Биологические основы отношений полов и родственных отношений, основанных на восприятии запахов
16. Роль запахов в индивидуальном общении
17. Мимическая коммуникация. Врожденные основы человеческой мимики
18. Распространенные мимические выражения и их коммуникативное значение
19. Жестовая коммуниация. Жесты древнего филогенетического происхождения
20. Тактильная коммуникация Тактильные контакты в повседневной жизни. Груминг
21. Амбивалентность поведения как результат конфликта мотиваций
22. Ритуализация. Сходство ритуального поведения у человека и животных
23. Универсальные компоненты угрозы и умиротворения. Градации угрозы и умиротворения. Агрессия у человека и ее ритуализация
24. Поведенческие проявления отношений доминирования-подчинения
25. Ухаживание как конфликт. Поведенческие последовательности при ухаживании.
26. Типология сообществ. Структура сообществ и механизмы ее поддержания Территориальность и индивидуальное пространство как факторы организации сообществ. Связь территориальности и доминирования Доминирование и иерархия как факторы организации сообществ
27. Виды иерархии. Детерминация иерархического ранга
28. Основные факторы организации сообществ у приматов
29. Видовая специфика поддержания иерархической структуры у человека. Ранговые релизеры
30. Социобиологический подход к изучению человеческих отношений. Теория отбора родичей. Родственный и реципрокный альтруизм
31. Парохиализм и ксенофобия. Биологические истоки индоктринации
32. Пространственное поведение человека. Персональное пространство. Факторы, влияющие на пространственное поведение
33. Территориальность как поведенческая универсалия. Проявления территориальности у человека
34. Эволюция человека и половой отбор
35. Родительский вклад и различия половых стратегий у мужчин и женщин
36. Проблема выбора полового партнера
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Эволюционный подход к изучению поведения человека
Особенности этологического изучения невербальной коммуникации у человека
Этологические исследования в психиатрии и психологии
Механизмы репродуктивного поведения человека (ольфаторные релизеры)
Механизмы репродуктивного поведения человека (мимичесие релизеры)
Особенности восприятия и освоения младенцами родного языка
Человек и человекообразные обезьяны: языковые способности и возможности диалога
Критерии выбора полового партнера: биологические и культурные детерминанты
Пространственное поведение человека в условиях большого города
Влияние плотности поселения на территориальное поведение человека
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Алтайский государственный университет»
Кафедра зоологии и физиологии










ФОНД
ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
по дисциплине (модулю)

Биологические основы поведения человека
(наименование дисциплины/модуля)

Направление 06.04.01 – Биология

Информационные технологии в биологическом образовании
(профиль/специализация)






Разработчик:
Доцент кафедры зоологии и физиологии

____________/И.В. Кудряшова /
подпись









Барнаул 2017



Визирование ФОС для исполнения в очередном учебном году


Фонд оценочных средств пересмотрен, обсужден и одобрен для исполнения
в _______-_______ учебном году на заседании кафедры __________________

Внесены следующие изменения и дополнения: Протокол от___________ №____
Зав.кафедрой Мацюра А.В., профессор
фио, должность



Визирование ФОС для исполнения в очередном учебном году


Фонд оценочных средств пересмотрен, обсужден и одобрен для исполнения
в _______-_______ учебном году на заседании кафедры __________________

Внесены следующие изменения и дополнения: Протокол от___________ №____
Зав.кафедрой ________________________
фио, должность



Визирование ФОС для исполнения в очередном учебном году


Фонд оценочных средств пересмотрен, обсужден и одобрен для исполнения
в _______-_______ учебном году на заседании кафедры __________________

Внесены следующие изменения и дополнения: Протокол от___________ №____
Зав.кафедрой ________________________
фио, должность



Визирование ФОС для исполнения в очередном учебном году


Фонд оценочных средств пересмотрен, обсужден и одобрен для исполнения
в _______-_______ учебном году на заседании кафедры __________________

Внесены следующие изменения и дополнения: Протокол от___________ №____
Зав.кафедрой ________________________
фио, должность




1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
Перечень формируемых компетенций:
ОК-1 – способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу
Компетенции/контролируемые этапы Показатели Наименование оценочного средства
Начальный этап формирования компетенции (ий) осуществляется в период освоения учебной дисциплины и характеризуется освоением учебного материала
ОК-1 – способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу. Знает:
методы этологии человека, ее основные понятия и концепции, связь с другими науками, изучающими поведение человека, иметь представление о закономерностях онтогенеза и эволюции.
Умеет: применять естественнонаучный подход, основанный на сравнительном анализе поведения животных и человека.
Владеет: способностью анализировать некоторые прикладные вопросы, связанные с поведением человека с позиций этологии. Тест,
ситуационная задача,
собеседование
доклад,
реферат
Базовый этап формирования компетенции (ий) (формируется по окончании изучения дисциплины (модуля))
ОК-1 Знает: методологию и методы этологии человека как раздела общей этологии, ее основные понятия и концепции, связь с другими науками, основные историю, методологию и методы этологии человека как раздела общей этологии, ее основные понятия и концепции, связь с другими науками, основные достижения в изучении поведения человека, его онто- и филогенеза.
Умеет: применять естественнонаучный подход, основанный на сравнительном анализе поведения животных и человека, осуществлять синтез этологического и психологического подходов в процессе изучения поведения человека.
Владеет: навыками анализа прикладных вопросов, связанных с поведением человека, с позиций этологии, навыками ведения дискуссии по проблемам, связанным с эволюционными истоками и биологическими основами поведения человека. Вопросы к экзамену

Заключительный этап формирования компетенций направлен на закрепление определенных компетенций в период прохождения практик, НИР, ГИА

1. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания
Сопоставление шкал оценивания
4-балльная шкала
(уровень освоения) Отлично
(повышенный уровень) Хорошо
(базовый уровень) Удовлетворительно
(пороговый уровень) Неудовлетворительно
(уровень не сформирован)
100-балльная шкала 85-100 70-84 50-69 0-49
Бинарная шкала Зачтено Не зачтено

Оценивание выполнения тестов и решения ситуационных задач

Бинарная шкала Критерии
Зачтено Выполнено не менее 50% заданий предложенного теста и решено не менее 50% ситуационнных задач
Не зачтено Выполнено менее 50% заданий предложенного теста и решено менее 50% ситауционных задач


4-балльная шкала
(уровень освоения) Критерии
Отлично
(повышенный уровень) выполнено не менее 85% заданий предложенного теста и ситуационных задач, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос;
Хорошо
(базовый уровень) выполнено не менее 70% заданий предложенного теста и ситуационных задач, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос;.
Удовлетворительно
(пороговый уровень) выполнено не менее 50% заданий предложенного теста и ситуационных задач, в заданиях открытого типа дан не полный, ответ на поставленный вопрос;
Неудовлетвори-тельно
(уровень не сформирован) выполнено менее 50% заданий предложенного теста и ситуационных задач, в заданиях открытого типа на поставленные вопросы ответ отсутствует или неполный, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (терминах, понятиях).


Оценивание доклада

4-балльная шкала
(уровень освоения) Критерии
Отлично
(повышенный уровень) Выставляется магистранту, если доклад является самостоятельно подготовленным текстом, выполненным на основе полученных рекомендаций, с использованием как рекомендованных, так и самостоятельно найденных современных источников информации, в том числе и материалов сети Интернет хорошо структурированным, полностью раскрывающим заявленную тему, проиллюстрированным примерами и средствами визуализации (презентации). Магистрант свободно владеет монологической речью, отвечает на вопросы слушателей, инициирует дискуссию по проблемным вопросам.
Хорошо
(базовый уровень) Выставляется магистранту, если доклад является самостоятельно подготовленным текстом, выполненным на основе полученных рекомендаций, с использованием рекомендованных источников информации, в том числе и материалов сети Интернет, хорошо структурированным, полностью раскрывающим заявленную тему, проиллюстрированным примерами и средствами визуализации (презентации). Магистрант свободно владеет монологической речью, отвечает на вопросы слушателей, но допускает незначительные ошибки.
Удовлетворительно
(пороговый уровень) Выставляется магистранту, если доклад является самостоятельно подготовленным текстом, выполненным на основе полученных рекомендаций, с использованием рекомендованных источников информации, раскрывающим заявленную тему, проиллюстрированным примерами. Магистрант владеет монологической речью, но в основном читает текст доклада, отвечает на вопросы слушателей, но допускает ошибки, неуверенность в ответах.

Неудовлетворительно
(уровень не сформирован) Выставляется магистранту, если доклад является результатом плагиата, не раскрывает заявленную тему, не соответствует логике дисциплины, представляет собой неизмененные фрагменты текста из рекомендованных источников, не связанные между собой логически.

Оценивание реферата

Реферат оценивается по 100 балльной шкале, балы переводятся в оценки успеваемости следующим образом:
• 86 – 100 баллов – «отлично»;
• 70 – 75 баллов – «хорошо»;
• 51 – 69 баллов – «удовлетворительно;
• менее 51 балла – «неудовлетворительно».
Баллы учитываются в процессе текущей оценки знаний программного материала.

Критерии и показатели, используемые при оценивании реферата

Критерии Показатели
1.Новизна реферированного текста
Макс. – 20 баллов – актуальность проблемы и темы;
– новизна и самостоятельность в постановке проблемы, в формулировании нового аспекта выбранной для анализа проблемы;
– наличие авторской позиции; самостоятельность суждений.
2. Степень раскрытия сущности проблемы
Макс. – 30 баллов – соответствие плана теме реферата;
– соответствие содержания теме и плану реферата;
– полнота и глубина раскрытия основных понятий проблемы;
– обоснованность способов и методов работы с материалом;
– умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал;
– умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, аргументировать основные положения и выводы.
3. Обоснованность выбора источников
Макс. – 20 баллов – круг, полнота использования литературных источников по проблеме;
– привлечение новейших работ по проблеме (журнальные публикации, материалы сборников научных трудов и т.д.).
4. Соблюдение требований к оформлению Макс. – 15 баллов – правильное оформление ссылок на используемую литературу;
– грамотность и культура изложения
– владение терминологией и понятийным аппаратом проблемы;
– соблюдение требований к объему реферата;
– культура оформления: выделение абзацев.
5. Грамотность
Макс. – 15 баллов – отсутствие орфографических и синтаксических ошибок, стилистических погрешностей;
– отсутствие опечаток, сокращений слов кроме общепринятых;
– литературный стиль.

Оценивание ответа на экзамене

4-балльная шкала
(уровень освоения) Критерии
Отлично
(повышенный уровень) Магистрантом дан ответ, в котором отражены прочные знания основных процессов изучаемой предметной области, глубина и полнота раскрытия темы; владение терминологическим аппаратом; умение объяснять сущность, явлений, процессов, событий, делать выводы и обобщения, давать аргументированные объяснения, приводить примеры; свободное владение монологической речью, самостоятельность (без наводящих вопросов), логичность и последовательность изложения.
Хорошо
(базовый уровень) Магистрантом дан ответ, обнаруживающий достаточно прочные знания основных процессов изучаемой предметной области, глубину и полноту раскрытия темы; владение терминологическим аппаратом; умение объяснять сущность, явлений, процессов, событий, делать выводы и обобщения, давать аргументированные объяснения, приводить примеры; свободное владение монологической речью, логичность и последовательность изложения. Допускается одна – две неточности в ответе, которые устраняются при наводящих вопросах преподавателя.
Удовлетворительно
(пороговый уровень) Магистрантом дан ответ, ответ, свидетельствующий о знании в основном процессов и явлений изучаемой предметной области, но отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы; неполным и неточным знанием основных вопросов теории; слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры; недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, которые студент способен устранить под руководством преподавателя.
Неудовлетворительно
(уровень не сформирован) Магистрантом дан ответ, обнаруживающий существенные пробелы в знаниях процессов и явлений изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы; принципиальными ошибками в изложении основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов; неумением давать аргументированные объяснения, применять полученные знания в своей профессиональной и повседневной деятельности, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. При этом ошибки в ответе не устраняются даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя. Так же оценивается ответ, который не соответствует вопросу экзаменационного билета.




2. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки планируемых результатов обучения дисциплине, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

ТИПОВЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

Перечень примерных вопросов и ситуационных задач
1. В чем сходство и различие методов и подходов этологии человека и психологии?
2. В чем выражается видовая специфика человеческой улыбки?
3. В чем выражается видовая специфика ритуала приветствия у человека?
4. Какова роль груминга в контексте социальных взаимодействий?
5. Какие поведенческие демонстрации при ухаживании характерны и для человека, и для животных?
6. Почему нищие при выпрашивании подаяния часто разводят руками?
7. Почему нищие часто берут с собой “на дело” детей и собак?
8. Какие средства выражения агрессии из обычного репертуара животных недоступны человеку?
9. Какие средства выражения агрессии одинаковы у человека и множества других биологических видов?
10. Какова природа чувства справедливости у человека? Имеется ли у него генетическая основа и как это можно доказать экспериментально?
11. Какова природа агрессивности человека по современным представлениям?
12. Имеется ли у человека врожденное стремление к примирению после конфликта?
13. Стремление к альтруизму у человека обусловлено культурно или имеет генетическую основу? Докажите.
14. Когнитивные ресурсы в большей степени задействованы в родственном или реципрокном альтруизме?
15. Каковы биологические основы индоктринации?
16. Каковы биологические основы конфликта «отцов и детей»?
17. Какие поведенческие последовательности чаще поддерживаются культурными традициями: связанные с агрессией или подчинением и почему?
18. Приведите статистические и экспериментальные доказательства возможности применения теории отбора родичей к поведению человека.
19. Как связаны выразительные движения и эмоциональные ощущения?
20. Какие поведенческие маркеры социального статуса вы знаете?



ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ/ЗАЧЕТУ

Перечень заданий /вопросов
1. Определение понятий “поведение”, “психика”, “психическая деятельность” Основные аспекты поведения и науки, их изучающие
2. Основные подходы к изучению поведения
3. Основные категории поведения. Классификации врожденных форм поведения
4. Этология человека: история, методология, методы
5. Отличия этологического подхода от подходов других наук, изучающих поведение Основные направления этологии человека, ее возможности и перспективы
6. Этологическая теория поведения. Основные понятия и концепции, их применимость к анализу поведения человека
7. Проблема взаимодействия врожденных стереотипов и приобретенного индивидуального опыта у детей
8. Биологические основы некоторых фобий
9. Биологические основы чувства справедливости и его становление в онтогенезе поведения.
10. Онтогенез агрессивного и умиротворяющего поведения
11. Эволюционные истоки эмоционального поведения
12. Виды эмоций. Релизеры эмоционального поведения
13. Выразительные движения и их связь с эмоциональным состоянием
14. Вторичные эмоции как уникальный продукт эволюции человека
15. коммуникация. Биологические основы отношений полов и родственных отношений, основанных на восприятии запахов
16. Роль запахов в индивидуальном общении
17. Мимическая коммуникация. Врожденные основы человеческой мимики
18. Распространенные мимические выражения и их коммуникативное значение
19. Жестовая коммуниация. Жесты древнего филогенетического происхождения
20. Тактильная коммуникация Тактильные контакты в повседневной жизни. Груминг
21. Амбивалентность поведения как результат конфликта мотиваций
22. Ритуализация. Сходство ритуального поведения у человека и животных
23. Универсальные компоненты угрозы и умиротворения. Градации угрозы и умиротворения. Агрессия у человека и ее ритуализация
24. Поведенческие проявления отношений доминирования-подчинения
25. Ухаживание как конфликт. Поведенческие последовательности при ухаживании.
26. Типология сообществ. Структура сообществ и механизмы ее поддержания Территориальность и индивидуальное пространство как факторы организации сообществ. Связь территориальности и доминирования Доминирование и иерархия как факторы организации сообществ
27. Виды иерархии. Детерминация иерархического ранга
28. Основные факторы организации сообществ у приматов
29. Видовая специфика поддержания иерархической структуры у человека. Ранговые релизеры
30. Социобиологический подход к изучению человеческих отношений. Теория отбора родичей. Родственный и реципрокный альтруизм
31. Парохиализм и ксенофобия. Биологические истоки индоктринации
32. Пространственное поведение человека. Персональное пространство. Факторы, влияющие на пространственное поведение
33. Территориальность как поведенческая универсалия. Проявления территориальности у человека
34. Эволюция человека и половой отбор
35. Родительский вклад и различия половых стратегий у мужчин и женщин
36. Проблема выбора полового партнера

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ

Примерный перечень тем
Основные направления этологии человека, ее возможности и перспективы.
Биологические основы детских фобий.
Формирование чувства справедливости у детей.
Агрессия и примирение в детском возрасте.
Любовь, чувство вины, и стыд как уникальный продукт эволюции человека.
Поведенческие проявления агрессии у человека.
Поведенческие последовательности подчинения у человека.
Роль запахов в отношениях полов.
Тактильные контакты как маркеры социальных связей у приматов и человека.
Парохиализм и ксенофобия у человека, их развитие в онтогенезе.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

Примерный перечень тем
Эволюционный подход к изучению поведения человека
Особенности этологического изучения невербальной коммуникации у человека
Этологические исследования в психиатрии и психологии
Механизмы репродуктивного поведения человека (ольфаторные релизеры)
Механизмы репродуктивного поведения человека (мимичесие релизеры)
Особенности восприятия и освоения младенцами родного языка
Человек и человекообразные обезьяны: языковые способности и возможности диалога
Критерии выбора полового партнера: биологические и культурные детерминанты
Пространственное поведение человека в условиях большого города
Влияние плотности поселения на территориальное поведение человека


Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций

Лекционный курс предполагает систематизированное изложение основных вопросов учебного плана.
На первой лекции лектор обязан предупредить студентов, применительно к какому базовому учебнику (учебникам, учебным пособиям) будет прочитан курс.
Лекционный курс должен давать наибольший объем информации и обеспечивать более глубокое понимание учебных вопросов при значительно меньшей затрате времени, чем это требуется большинству студентов на самостоятельное изучение материала.
Лабораторные занятия представляют собой детализацию лекционного теоретического материала, проводятся в целях закрепления курса и охватывают все основные разделы.
Основной формой проведения практических занятий является обсуждение наиболее проблемных и сложных вопросов по отдельным темам, разбор примеров и ситуаций в аудиторных условиях. В обязанности преподавателя входят: оказание методической помощи и консультирование студентов по соответствующим темам курса.
Активность на лабораторных занятиях оценивается по следующим критериям:
• Выполнение контрольных заданий и решение ситуационных задач;
• ответы на вопросы, предлагаемые преподавателем;
• участие в дискуссиях;
• написание реферата;
• выступление с докладом.
Доклады и оппонирование докладов проверяют степень владения теоретическим материалом, а также корректность и строгость рассуждений.
Оценивание заданий, выполненных на лабораторном занятии, входит в накопленную оценку.
Проведение контрольной работы
Контрольный билет содержит 5–10 заданий, включающих вопросы и ситуационные задачи, предполагающих развернутый ответ в виде одного-двух предложений. Каждое из заданий оценивается в 1 балл. На проведение теста отводится 10–15 мин. В целом результаты теста оцениваются по бинарной системе, однако при демонстрации базового и повышенного уровня знаний по всем тестам, студент получает дополнительно 0,5 балла при ответе на экзаменационный билет (по 4-хбалльной системе).
Самостоятельная работа магистранта
Для успешного усвоения курса необходимо не только посещать аудиторные занятия, но и вести активную самостоятельную работу. При самостоятельной проработке курса обучающиеся должны:
• просматривать основные определения и факты;
• повторить законспектированный на лекционном занятии материал и дополнить его с учетом рекомендованной по данной теме литературы;
• изучить рекомендованную основную и дополнительную литературу, составлять тезисы, аннотации и конспекты наиболее важных моментов;
• готовиться к тестированию и контрольным работам, проводимым на практических занятиях;
• самостоятельно подготовить доклады, написать реферат
Оценивание самостоятельной работы входит в накопленную оценку.
Методические рекомендации к написанию реферата
Общие требования к тексту:
1. Минимальный объем страниц – 20-25.
2. Текст выполняется на листе А4 на одной стороне листа.
3. Размеры полей: правое – 10 мм, левое – 30 мм, нижнее и верхнее по 20 мм.
4. Страницы нумеруются арабскими цифрами по правому краю внизу. На титульном листе номер страницы не ставится, но учитывается.
5. Шрифт текста – Times New Roman. Кегль – 12-14. Межстрочный интервал – 1,5, кроме титульной страницы.
6. Структура оформления реферата:
• Титульный лист;
• Содержание;
• Введение;
• Основная часть (из нескольких глав);
• Заключение;
• Библиографический список.
Все части реферата оформляются в соответствии с требованиями к оформлению выпускных квалификационных работ, принятых на биологическом факультете и основанных на ГОСТ 2001
Проведение экзамена
Во время экзамена магистранты получают билет, в котором содержится два вопроса. Вопросы составлены таким образом, что студент должен продемонстрировать не только конкретные знания по дисциплине, но и способность логически рассуждать, анализировать, обобщать материал. На подготовку отводится 30-40 мин.
Оценивание по дисциплине
Оценивание происходит по формуле:
Оценка итоговая = 0,5 * Оценка накопленная + 0,5 * Оценка итогового контроля
• Накопленная оценка проставляется за активность обучающегося на лабораторных/практических занятиях, прохождение текущего контроля и выполнение самостоятельной работы.
• Оценка итогового контроля проставляется за прохождение контрольного испытания по курсу в формате, определенным рабочим учебным планом.
Округление оценки происходит в пользу студента.



6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Резникова Ж.И. Зоопсихология. Интеллект и язык животных и человека. В 2 ч. Часть 2 : учебник для вузов Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/15A7F2CB-ECFD-4FD6-878A-291DF9EE3861
Л1.2 Кудряшова И.В. Основы этологии: учебное пособие АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
Л1.3 Резникова Ж.И. Зоопсихология. Интеллект и язык животных и человека. В 2 ч. Часть 1 : учебник для вузов Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/8BC2F500-4B00-47D2-B1F6-3F52442853E7
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сотская М.Н. Зоопсихология и сравнительная психология в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/ADA8146D-5874-4E27-9777-C7887EB4DBC7
Л2.2 Мак-Фарленд, Д. Поведение животных: Психобиология, этология и эволюция: М. : Мир, 1988
Л2.3 Сотская М.Н. Зоопсихология и сравнительная психология в 2 ч. Часть 2.: учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт, 2015 www.biblio-online.ru/book/8DA2F4EA-0B3C-4CD5-8D6F-EC67BA7024F1
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://ethology.ru/library/
Э2 www. ido.edu.ru/psychology/animal_psychology
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Word 2007
Microsoft Excel 2007
Microsoft PowerPoint 2007
Acrobat Reader
Opera / Google Chrome / Internet Explorer / Mozilla
.
6.4. Перечень информационных справочных систем

Сайт по этологии и смежным дисциплинам [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:www. ethology.ru. – Загл. с экрана.
Сайт по психологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа:www. ido.edu.ru/psychology/animal_psychology
Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» (Контракт №389-44/17 от 06.03.2017) (http://biblioclub.ru)
электронно-библиотечная система издательства "Юрайт" (Контракт № 1212-223/17 от 16.06.2017
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (Свидетельство о государственной регистрации базы данных №2014620457 от 20.03.2014) (http://elibrary.asu.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


Лекционный курс предполагает систематизированное изложение основных вопросов учебного плана.
На первой лекции лектор обязан предупредить магистрантов, применительно к какому базовому учебнику (учебникам, учебным пособиям) будет прочитан курс.
Лекционный курс должен давать наибольший объем информации и обеспечивать более глубокое понимание учебных вопросов при значительно меньшей затрате времени, чем это требуется большинству магистрантов на самостоятельное изучение материала.
Лабораторные занятия представляют собой детализацию лекционного теоретического материала, проводятся в целях закрепления курса и охватывают все основные разделы.
Основной формой проведения практических занятий является обсуждение наиболее проблемных и сложных вопросов по отдельным темам, разбор примеров и ситуаций в аудиторных условиях. В обязанности преподавателя входят: оказание методической помощи и консультирование магистрантов по соответствующим темам курса.
Активность на лабораторных занятиях оценивается по следующим критериям:
• Выполнение контрольных заданий и решение ситуационных задач;
• ответы на вопросы, предлагаемые преподавателем;
• участие в дискуссиях;
• написание реферата;
• выступление с докладом.
Доклады и оппонирование докладов проверяют степень владения теоретическим материалом, а также корректность и строгость рассуждений.
Оценивание заданий, выполненных на лабораторном занятии, входит в накопленную оценку.
Проведение контрольной работы
Контрольный билет содержит 5–10 заданий, включающих вопросы и ситуационные задачи, предполагающих развернутый ответ в виде одного-двух предложений. Каждое из заданий оценивается в 1 балл. На проведение теста отводится 10–15 мин. В целом результаты теста оцениваются по бинарной системе, однако при демонстрации базового и повышенного уровня знаний по всем тестам, магистранта получает дополнительно 0,5 балла при ответе на экзаменационный билет (по 4-хбалльной системе).
Самостоятельная работа магистранта
Для успешного усвоения курса необходимо не только посещать аудиторные занятия, но и вести активную самостоятельную работу. При самостоятельной проработке курса обучающиеся должны:
• просматривать основные определения и факты;
• повторить законспектированный на лекционном занятии материал и дополнить его с учетом рекомендованной по данной теме литературы;
• изучить рекомендованную основную и дополнительную литературу, составлять тезисы, аннотации и конспекты наиболее важных моментов;
• готовиться к контрольным работам, проводимым на лабораторных занятиях;
• самостоятельно подготовить доклады, написать реферат
Оценивание самостоятельной работы входит в накопленную оценку.
Методические рекомендации к написанию реферата
Общие требования к тексту:
1. Минимальный объем страниц – 20-25.
2. Текст выполняется на листе А4 на одной стороне листа.
3. Размеры полей: правое – 10 мм, левое – 30 мм, нижнее и верхнее по 20 мм.
4. Страницы нумеруются арабскими цифрами по правому краю внизу. На титульном листе номер страницы не ставится, но учитывается.
5. Шрифт текста – Times New Roman. Кегль – 12-14. Межстрочный интервал – 1,5, кроме титульной страницы.
6. Структура оформления реферата:
• Титульный лист;
• Содержание;
• Введение;
• Основная часть (из нескольких глав);
• Заключение;
• Библиографический список.
Все части реферата оформляются в соответствии с требованиями к оформлению выпускных квалификационных работ, принятых на биологическом факультете и основанных на ГОСТ 2001
Проведение экзамена
Во время экзамена магистранты получают билет, в котором содержится два вопроса. Вопросы составлены таким образом, что магистрант должен продемонстрировать не только конкретные знания по дисциплине, но и способность логически рассуждать, анализировать, обобщать материал. На подготовку отводится 30-40 мин.
Оценивание по дисциплине
Оценивание происходит по формуле:
Оценка итоговая = 0,5 * Оценка накопленная + 0,5 * Оценка итогового контроля
• Накопленная оценка проставляется за активность обучающегося на лабораторных/практических занятиях, прохождение текущего контроля и выполнение самостоятельной работы.
• Оценка итогового контроля проставляется за прохождение контрольного испытания по курсу в формате, определенным рабочим учебным планом.
Округление оценки происходит в пользу магистранта.