МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Биология индивидуального развития

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 20 18 20
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 66 28 66 28
Итого 108 72 108 72

Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Кудряшова И.В.

Рецензент(ы):
д.б.н., профессор, Овчаренко Н.Д.

Рабочая программа дисциплины
Биология индивидуального развития

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.03.01 БИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №944)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Мацюра А.В., профессор, д.б.н.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В., профессор, д.б.н.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.
Цель преподавания дисциплины: ознакомить студентов с закономерностями размножения и индивидуального развития организмов как фундаментальной основой жизненных процессов.
Задачи дисциплины: в ходе изучения материала студент должен
– изучить основные этапы онтогенеза, фаз эмбрионального развития и уметь изложить и проиллюстрировать схематическими рисунками основные процессы развития в их реальной последовательности и взаимосвязи;
- получить представление о механизмах морфогенеза, цитодифференцировки и роста;
- получить представление о связи онтогенеза и эволюции;
– знать основные причины появления аномалий развития;
– овладеть навыками работы с эмбриональными препаратами, иметь представление о методах получения и исследования эмбрионального материала.







– овладеть навыками работы с эмбриональными препаратами, иметь представление о методах получения и исследования эмбрионального материала.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-9 способностью использовать базовые представления о закономерностях воспроизведения и индивидуального развития биологических объектов, методы получения и работы с эмбриональными объектами
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-основные методы и практические достижения биологии развития, основные этапы онтогенеза и фазы эмбрионального развития, особенности их протекания у разных групп животных, критические периоды в развитии зародыша;
- историю, методологию и теоретическую базу биологии развития, основные этапы онтогенеза и фазы эмбрионального развития, их особенности у позвоночных животных, механизмы развития и роста, причины тератогенеза.
3.2.Уметь:
3.2.1.– переводить информацию о некоторых основных процессах развития в графическую форму; сравнивать особенности протекания фаз эмбрионального развития у модельных видов животных;
– формировать суждения о взаимовлиянии частей развивающегося зародыша, процессах детерминации, регуляции развития, роста, регенерации, факторах тератогенеза, иллюстрируя свои пояснения схемами и графическими изображениями.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.– использования методов получения и работы с эмбриональным материалом некоторых позвоночных животных распознавания стадий развития на препаратах эмбрионов модельных видов животных, применения полученных знаний из области биологии развития в повседневной деятельности;
– использования общих методов получения и работы с эмбриональным материалом некоторых групп позвоночных животных; распознавания стадий развития на препаратах эмбрионов различных видов животных и их схематического изображения; применения полученных знаний из области биологии развития в профессиональной и повседневной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Предмет, методы, методология биологии индивидуального развития Лекции 7 2 ОПК-9 Л2.1, Л1.3
1.2. История эмбриологии как борьба преформизма и эпигенеза Сам. работа 7 4 ОПК-9 Л2.1, Л1.1
1.3. Основные достижения эволюционной и экспериментальной эмбриологии Сам. работа 7 4 ОПК-9 Л2.1
Раздел 2. Гаметогенез
2.1. Сперматогенез и оогенез Лекции 7 2 ОПК-9 Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Сравнительный анализ спермато- и оогенеза Сам. работа 7 2 ОПК-9 Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1
2.3. Изучение гаметогенеза и строения гамет у разных групп животных Лабораторные 7 6 ОПК-9 Л2.4, Л1.2
Раздел 3. Оплодотворение
3.1. Особенности процесса оплодотворения Лекции 7 2 ОПК-9 Л2.1, Л2.3, Л1.1
3.2. Изучение процесса оплодотворения на примере аскариды Лабораторные 7 3 ОПК-9
Раздел 4. Дробление и бластуляция
4.1. Особенности процесса дробления Лекции 7 2 ОПК-9 Л2.1, Л2.3, Л1.1
4.2. Изучение процессов дробления и бластуляции у разных групп животных Лабораторные 7 3 ОПК-9 Л2.2, Л1.2
Раздел 5. Гаструляция и нейруляция у позвоночных животных
5.1. Особенности гаструляции и нейруляции Лекции 7 2 ОПК-9 Л2.1, Л2.3, Л1.1
5.2. Детерминация и регуляция Лекции 7 2 ОПК-9 Л2.1, Л2.4, Л1.1
5.3. Эмбриональная индукция Лекции 7 2 ОПК-9 Л2.4, Л1.1
5.4. Изучение процессов гаструляции и нейруляции на примере амфибий и птиц Лабораторные 7 8 ОПК-9 Л2.2, Л2.4, Л1.2
Раздел 6. Некоторые сведения об органогенезах. Внезародышевые оболочки позвоночных
6.1. Изучение процессов формирования внезародышевых оболочек и основных органов у позвоночных животных Лабораторные 7 4 ОПК-9 Л2.2, Л1.3, Л1.2
6.2. Производные зародышевых листков. Раннее развитие позвоночных животных. Сам. работа 7 10 ОПК-9 Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1
Раздел 7. Механизмы клеточной дифференцировки
7.1. Механизмы клеточной дифференцировки Лекции 7 2 ОПК-9 Л2.1, Л2.4, Л1.1
Раздел 8. Рост
8.1. Рост Лекции 7 2 ОПК-9 Л2.4, Л2.3
Раздел 9. Регенерация
9.1. Регенерация и онтогенез. Виды и способы регенерации. Соматический эмбриогенез. Сам. работа 7 4 ОПК-9 Л2.4, Л1.1
Раздел 10. Тератогенез
10.1. Тератогенез и его механизмы Лекции 7 2 ОПК-9 Л2.3, Л1.1
10.2. Критические периоды развития зародыша. Влияние абиогенных и биогенных факторов. Сам. работа 7 4 ОПК-9 Л2.3, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложения ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложения ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

см. Приложения ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Голиченков В.А., Иванов В.А., Никерясова Е.Н. Эмбриология: Учебник для биол. спец. ун-тов. М.: Изд. центр «Академия, 2004 64
Л1.2 И. В. Кудряшова Практические занятия по эмбриологии: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
Л1.3 А. К. Дондуа Биология развития. Начала сравнительной эмбриологии. Т.1: учеб. для ун-тов Изд-во СПбГУ, 2005 50
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Белоусов Л.В. Основы общей эмбриологии: Учебник для вузов по спец. «Биология» М.: Изд-во Моск. ун-та,, 1993 55
Л2.2 Под ред В.А. Голиченкова, М.Л. Семеновой Практикум по эмбриологии:: Учеб. пособие для биол. спец. ун-тов. Издат центр «Академия», 2004 71
Л2.3 Гилберт С. Ф. Биология развития: Т.1: М. : Мир., 1993 60
Л2.4 Токин Б.П. Общая эмбриология: Учеб. для биол. спец. ун-тов М.: Высш. шк, 1987 91
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс на платформе "Moodle" portal.edu.asu.ru
Э2 Кафедра эмбриологии СПбГУ. Научно-образовательный сайт по эмбриологии и биологии развития www. embryo.pu.ru.
Э3 Кафедра физиологии человека и животных биологического факультета БГУ. Научно-образовательный сайт по эмбриологии и биологии развития www.bio.bsu.by
Э4 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э5 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э6 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Acrobat Reader
Microsoft Windows
7-Zip
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Кафедра эмбриологии СПбГУ. Научно-образовательный сайт по эмбриологии и биологии развития [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. embryo.pu. ru. – Загл. с экрана.
Кафедра физиологии человека и животных биологического факультета БГУ. Научно-образовательный сайт по эмбриологии и биологии развития [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bio.bsu.by/physioha/bir.html


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
212Л лаборатория микроскопии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; проектор: марка Epson модель EB-X04 - 1 единица; стационарный экран: марка Lumen – 1 единица; микроскоп Альтами ПС0745 – 8 шт; микроскоп медицинский БИОМЕД-6 – 16 шт.; стереомикроскоп МС-2 zoom – 1 шт.
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
423Л препараторская - помещение для хранения и профилактического обслуживания оборудования Рабочее место преподавателя; шкафы для хранения зоологического оборудовани – 5 единиц; лабораторные столы – 3 единицы; дночерпатели, сачки, энтомологические булавки, препаровальные иглы, пинцеты энтомологические, эксикаторы, одноразовые микротомные ножи для криотомии, лезвия для микротомов в кассетах, мешки спальные, палатки, бинокли, сети рыбацкие, лотки почкообразные.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины



Приступая к изучению дисциплины «Биология индивидуального развития», студент должен ознакомиться с содержанием ее рабочей программы.

Дисциплина «Биология индивидуального развития» включает следующие виды занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение: лекции, лабораторные занятия, самостоятельную работу.

Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Биология индивидуального развития». Лекционный курс должен давать наибольший объем информации и обеспечивать более глубокое понимание учебных вопросов при значительно меньшей затрате времени, чем это требуется большинству студентов на самостоятельное изучение материала.
Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.

Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. Основной формой проведения лабораторных занятий по биологии индивидуального развития является изучение эмбриологических микропрепаратов с использованием микроскопа с последующей зарисовкой и обозначением важнейших структур.
При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы учебного пособия Л. 1.3 Практические занятия по эмбриологии; продумать ответы на контрольные вопросы.
Изучение процессов развития традиционно проходит с обязательной зарисовкой эмбриологических препаратов и обозначением на рисунках соответствующих структур. Разъяснение важности этого метода познания и рекомендации к выполнению эмбриологических рисунков приводятся в учебном пособии Л. 1.3. Практические занятия по эмбриологии. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы по соответствующей теме. Тема занятия зачитывается при предоставлении альбома с набором предусмотренных рисунков, выполненных с реальных препаратов, на которых изображены и обозначены все важные структуры, иллюстрирующие процессы развития, а также ответов на контрольные вопросы.
В случае отсутствия на лабораторном занятии студент имеет возможность отработать тему занятия, обратившись на кафедру и получив микроскоп и набор препаратов. В крайнем случае, не имея возможности посещать занятия по состоянию здоровья или иной уважительной причине можно использовать для изучения темы микрофотографии, сделанные с реальных препаратов и оформленные в презентацию, или найти их в соответствующей галерее в курсе БИР на образовательной платформе Moodle. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета.

Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
Конспекты научной литературы при самостоятельной подготовке к занятиям должны содержать ответы на каждый поставленный в теме вопрос. Конспект может быть опорным (содержать лишь основные ключевые позиции), но при этом позволяющим дать полный ответ по вопросу, но может быть и подробным. Приветствуется использование схем или иных способов сворачивания информации. Объем конспекта определяется самим студентом. По некоторым темам предлагается заполнение сравнительных таблиц.

В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов.

Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фиксации результатов тестирования и решения эмбриологических задач в письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Тестирование проводится c использованием образовательной платформы Moodle (https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1344) в качестве подготовки к теме предстоящего лабораторного занятия. Его результаты фиксируются в начале лабораторного занятия. Тест содержит 10 заданий, включающих вопросы с вариантами ответов. Каждое из заданий оценивается в 1 балл. На проведение теста отводится 10 мин. В целом результаты теста оцениваются по бинарной шкале, при этом одновременное применение 4-х-балльной шкалы позволяет осуществить индивидуальный подход к уровню знаний каждого студента.
Эмбриологические задачи по соответствующей теме предлагаются в начале лабораторного занятия в виде билетов, содержащих 3–5 задач. Каждая из задач предполагает развернутый ответ в виде 1–2 предложений. На их решение отводится до 10 мин. Результаты оцениваются по бинарной шкале.

Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета.
Зачет по биологии индивидуального развития может быть получен студентом при следующих условиях:
• выполненные тесты и решенные эмбриологические задачи не менее чем на 50%;
• посещение всех лабораторных занятий или отработка пропущенных;
• полностью зачтенный альбом со всеми рисунками по темам.
При демонстрации базового и повышенного уровня знаний в ходе тестирования (не менее 70% правильных ответов), для данного студента вопросы по соответствующей теме исключаются из перечня зачетных вопросов. Таким образом, количество вопросов при подготовке к зачету для каждого студента будет индивидуальным.
Во время зачета студент получает билет, в котором содержится один вопрос и одна эмбриологическая задача. Вопросы составлены таким образом, что студент должен продемонстрировать не только конкретные знания по дисциплине, но и способность логически рассуждать, анализировать, обобщать материал, узнавать и распознавать стадию развития, важнейшие структуры эмбриона. На подготовку отводится 15-20 мин. Оценивание происходит по бинарной системе с учетом вышеперечисленных видов деятельности.