Закреплена за кафедрой | Кафедра зоологии и физиологии |
---|---|
Направление подготовки | 06.03.01. Биология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 06_03_01_Биология-4-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 20 | 18 | 20 |
Лабораторные | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 66 | 28 | 66 | 28 |
Итого | 108 | 72 | 108 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра зоологии и физиологии
Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В., профессор, д.б.н.
1.1. | Цель преподавания дисциплины: ознакомить студентов с закономерностями размножения и индивидуального развития организмов как фундаментальной основой жизненных процессов. Задачи дисциплины: в ходе изучения материала студент должен – изучить основные этапы онтогенеза, фаз эмбрионального развития и уметь изложить и проиллюстрировать схематическими рисунками основные процессы развития в их реальной последовательности и взаимосвязи; - получить представление о механизмах морфогенеза, цитодифференцировки и роста; - получить представление о связи онтогенеза и эволюции; – знать основные причины появления аномалий развития; – овладеть навыками работы с эмбриональными препаратами, иметь представление о методах получения и исследования эмбрионального материала. – овладеть навыками работы с эмбриональными препаратами, иметь представление о методах получения и исследования эмбрионального материала. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.06 |
ОПК-9 | способностью использовать базовые представления о закономерностях воспроизведения и индивидуального развития биологических объектов, методы получения и работы с эмбриональными объектами |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | -основные методы и практические достижения биологии развития, основные этапы онтогенеза и фазы эмбрионального развития, особенности их протекания у разных групп животных, критические периоды в развитии зародыша; - историю, методологию и теоретическую базу биологии развития, основные этапы онтогенеза и фазы эмбрионального развития, их особенности у позвоночных животных, механизмы развития и роста, причины тератогенеза. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | – переводить информацию о некоторых основных процессах развития в графическую форму; сравнивать особенности протекания фаз эмбрионального развития у модельных видов животных; – формировать суждения о взаимовлиянии частей развивающегося зародыша, процессах детерминации, регуляции развития, роста, регенерации, факторах тератогенеза, иллюстрируя свои пояснения схемами и графическими изображениями. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | – использования методов получения и работы с эмбриональным материалом некоторых позвоночных животных распознавания стадий развития на препаратах эмбрионов модельных видов животных, применения полученных знаний из области биологии развития в повседневной деятельности; – использования общих методов получения и работы с эмбриональным материалом некоторых групп позвоночных животных; распознавания стадий развития на препаратах эмбрионов различных видов животных и их схематического изображения; применения полученных знаний из области биологии развития в профессиональной и повседневной деятельности. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение | ||||||
1.1. | Предмет, методы, методология биологии индивидуального развития | Лекции | 7 | 2 | ОПК-9 | Л2.1, Л1.3 |
1.2. | История эмбриологии как борьба преформизма и эпигенеза | Сам. работа | 7 | 4 | ОПК-9 | Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Основные достижения эволюционной и экспериментальной эмбриологии | Сам. работа | 7 | 4 | ОПК-9 | Л2.1 |
Раздел 2. Гаметогенез | ||||||
2.1. | Сперматогенез и оогенез | Лекции | 7 | 2 | ОПК-9 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Сравнительный анализ спермато- и оогенеза | Сам. работа | 7 | 2 | ОПК-9 | Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1 |
2.3. | Изучение гаметогенеза и строения гамет у разных групп животных | Лабораторные | 7 | 6 | ОПК-9 | Л2.4, Л1.2 |
Раздел 3. Оплодотворение | ||||||
3.1. | Особенности процесса оплодотворения | Лекции | 7 | 2 | ОПК-9 | Л2.1, Л2.3, Л1.1 |
3.2. | Изучение процесса оплодотворения на примере аскариды | Лабораторные | 7 | 3 | ОПК-9 | |
Раздел 4. Дробление и бластуляция | ||||||
4.1. | Особенности процесса дробления | Лекции | 7 | 2 | ОПК-9 | Л2.1, Л2.3, Л1.1 |
4.2. | Изучение процессов дробления и бластуляции у разных групп животных | Лабораторные | 7 | 3 | ОПК-9 | Л2.2, Л1.2 |
Раздел 5. Гаструляция и нейруляция у позвоночных животных | ||||||
5.1. | Особенности гаструляции и нейруляции | Лекции | 7 | 2 | ОПК-9 | Л2.1, Л2.3, Л1.1 |
5.2. | Детерминация и регуляция | Лекции | 7 | 2 | ОПК-9 | Л2.1, Л2.4, Л1.1 |
5.3. | Эмбриональная индукция | Лекции | 7 | 2 | ОПК-9 | Л2.4, Л1.1 |
5.4. | Изучение процессов гаструляции и нейруляции на примере амфибий и птиц | Лабораторные | 7 | 8 | ОПК-9 | Л2.2, Л2.4, Л1.2 |
Раздел 6. Некоторые сведения об органогенезах. Внезародышевые оболочки позвоночных | ||||||
6.1. | Изучение процессов формирования внезародышевых оболочек и основных органов у позвоночных животных | Лабораторные | 7 | 4 | ОПК-9 | Л2.2, Л1.3, Л1.2 |
6.2. | Производные зародышевых листков. Раннее развитие позвоночных животных. | Сам. работа | 7 | 10 | ОПК-9 | Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1 |
Раздел 7. Механизмы клеточной дифференцировки | ||||||
7.1. | Механизмы клеточной дифференцировки | Лекции | 7 | 2 | ОПК-9 | Л2.1, Л2.4, Л1.1 |
Раздел 8. Рост | ||||||
8.1. | Рост | Лекции | 7 | 2 | ОПК-9 | Л2.4, Л2.3 |
Раздел 9. Регенерация | ||||||
9.1. | Регенерация и онтогенез. Виды и способы регенерации. Соматический эмбриогенез. | Сам. работа | 7 | 4 | ОПК-9 | Л2.4, Л1.1 |
Раздел 10. Тератогенез | ||||||
10.1. | Тератогенез и его механизмы | Лекции | 7 | 2 | ОПК-9 | Л2.3, Л1.1 |
10.2. | Критические периоды развития зародыша. Влияние абиогенных и биогенных факторов. | Сам. работа | 7 | 4 | ОПК-9 | Л2.3, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. Приложения ФОС |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. Приложения ФОС |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. Приложения ФОС |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Голиченков В.А., Иванов В.А., Никерясова Е.Н. | Эмбриология: Учебник для биол. спец. ун-тов. | М.: Изд. центр «Академия, 2004 | 64 |
Л1.2 | И. В. Кудряшова | Практические занятия по эмбриологии: учеб. пособие | Изд-во АлтГУ, 2017 | elibrary.asu.ru |
Л1.3 | А. К. Дондуа | Биология развития. Начала сравнительной эмбриологии. Т.1: учеб. для ун-тов | Изд-во СПбГУ, 2005 | 50 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Белоусов Л.В. | Основы общей эмбриологии: Учебник для вузов по спец. «Биология» | М.: Изд-во Моск. ун-та,, 1993 | 55 |
Л2.2 | Под ред В.А. Голиченкова, М.Л. Семеновой | Практикум по эмбриологии:: Учеб. пособие для биол. спец. ун-тов. | Издат центр «Академия», 2004 | 71 |
Л2.3 | Гилберт С. Ф. | Биология развития: Т.1: | М. : Мир., 1993 | 60 |
Л2.4 | Токин Б.П. | Общая эмбриология: Учеб. для биол. спец. ун-тов | М.: Высш. шк, 1987 | 91 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная база данных «Scopus» | www.scopus.com | ||
Э2 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
Э3 | Научная электронная библиотека elibrary | elibrary.ru | ||
Э4 | Кафедра физиологии человека и животных биологического факультета БГУ. Научно-образовательный сайт по эмбриологии и биологии развития | www.bio.bsu.by | ||
Э5 | Кафедра эмбриологии СПбГУ. Научно-образовательный сайт по эмбриологии и биологии развития | www. embryo.pu.ru. | ||
Э6 | Курс на платформе "Moodle" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Acrobat Reader Microsoft Windows 7-Zip | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) Кафедра эмбриологии СПбГУ. Научно-образовательный сайт по эмбриологии и биологии развития [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. embryo.pu. ru. – Загл. с экрана. Кафедра физиологии человека и животных биологического факультета БГУ. Научно-образовательный сайт по эмбриологии и биологии развития [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bio.bsu.by/physioha/bir.html |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
119Л | абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
423Л | препараторская - помещение для хранения и профилактического обслуживания оборудования | Рабочее место преподавателя; шкафы для хранения зоологического оборудовани – 5 единиц; лабораторные столы – 3 единицы; дночерпатели, сачки, энтомологические булавки, препаровальные иглы, пинцеты энтомологические, эксикаторы, одноразовые микротомные ножи для криотомии, лезвия для микротомов в кассетах, мешки спальные, палатки, бинокли, сети рыбацкие, лотки почкообразные. |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
212Л | лаборатория микроскопии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; проектор: марка Epson модель EB-X04 - 1 единица; стационарный экран: марка Lumen – 1 единица; микроскоп Альтами ПС0745 – 8 шт; микроскоп медицинский БИОМЕД-6 – 16 шт.; стереомикроскоп МС-2 zoom – 1 шт. |
Приступая к изучению дисциплины «Биология индивидуального развития», студент должен ознакомиться с содержанием ее рабочей программы. Дисциплина «Биология индивидуального развития» включает следующие виды занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение: лекции, лабораторные занятия, самостоятельную работу. Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Биология индивидуального развития». Лекционный курс должен давать наибольший объем информации и обеспечивать более глубокое понимание учебных вопросов при значительно меньшей затрате времени, чем это требуется большинству студентов на самостоятельное изучение материала. Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников. Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. Основной формой проведения лабораторных занятий по биологии индивидуального развития является изучение эмбриологических микропрепаратов с использованием микроскопа с последующей зарисовкой и обозначением важнейших структур. При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы учебного пособия Л. 1.3 Практические занятия по эмбриологии; продумать ответы на контрольные вопросы. Изучение процессов развития традиционно проходит с обязательной зарисовкой эмбриологических препаратов и обозначением на рисунках соответствующих структур. Разъяснение важности этого метода познания и рекомендации к выполнению эмбриологических рисунков приводятся в учебном пособии Л. 1.3. Практические занятия по эмбриологии. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы по соответствующей теме. Тема занятия зачитывается при предоставлении альбома с набором предусмотренных рисунков, выполненных с реальных препаратов, на которых изображены и обозначены все важные структуры, иллюстрирующие процессы развития, а также ответов на контрольные вопросы. В случае отсутствия на лабораторном занятии студент имеет возможность отработать тему занятия, обратившись на кафедру и получив микроскоп и набор препаратов. В крайнем случае, не имея возможности посещать занятия по состоянию здоровья или иной уважительной причине можно использовать для изучения темы микрофотографии, сделанные с реальных препаратов и оформленные в презентацию, или найти их в соответствующей галерее в курсе БИР на образовательной платформе Moodle. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета. Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем. Конспекты научной литературы при самостоятельной подготовке к занятиям должны содержать ответы на каждый поставленный в теме вопрос. Конспект может быть опорным (содержать лишь основные ключевые позиции), но при этом позволяющим дать полный ответ по вопросу, но может быть и подробным. Приветствуется использование схем или иных способов сворачивания информации. Объем конспекта определяется самим студентом. По некоторым темам предлагается заполнение сравнительных таблиц. В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фиксации результатов тестирования и решения эмбриологических задач в письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС. Тестирование проводится c использованием образовательной платформы Moodle (https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1344) в качестве подготовки к теме предстоящего лабораторного занятия. Его результаты фиксируются в начале лабораторного занятия. Тест содержит 10 заданий, включающих вопросы с вариантами ответов. Каждое из заданий оценивается в 1 балл. На проведение теста отводится 10 мин. В целом результаты теста оцениваются по бинарной шкале, при этом одновременное применение 4-х-балльной шкалы позволяет осуществить индивидуальный подход к уровню знаний каждого студента. Эмбриологические задачи по соответствующей теме предлагаются в начале лабораторного занятия в виде билетов, содержащих 3–5 задач. Каждая из задач предполагает развернутый ответ в виде 1–2 предложений. На их решение отводится до 10 мин. Результаты оцениваются по бинарной шкале. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета. Зачет по биологии индивидуального развития может быть получен студентом при следующих условиях: • выполненные тесты и решенные эмбриологические задачи не менее чем на 50%; • посещение всех лабораторных занятий или отработка пропущенных; • полностью зачтенный альбом со всеми рисунками по темам. При демонстрации базового и повышенного уровня знаний в ходе тестирования (не менее 70% правильных ответов), для данного студента вопросы по соответствующей теме исключаются из перечня зачетных вопросов. Таким образом, количество вопросов при подготовке к зачету для каждого студента будет индивидуальным. Во время зачета студент получает билет, в котором содержится один вопрос и одна эмбриологическая задача. Вопросы составлены таким образом, что студент должен продемонстрировать не только конкретные знания по дисциплине, но и способность логически рассуждать, анализировать, обобщать материал, узнавать и распознавать стадию развития, важнейшие структуры эмбриона. На подготовку отводится 15-20 мин. Оценивание происходит по бинарной системе с учетом вышеперечисленных видов деятельности. |