МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Биоресурсы и их рациональное использование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки06.04.01. Биология
ПрофильСовременные аспекты изучения фиторазнообразия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_04_01_Фитораз-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.б.н., профессор, Яныгина Л.В.

Рецензент(ы):
д.б.н., профессор, Мацюра А.В.

Рабочая программа дисциплины
Биоресурсы и их рациональное использование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.04.01 Биология (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.10.2015г. №1052)

составлена на основании учебного плана:
06.04.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2017-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Мацюра А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Получение знаний о биологических ресурсах биосферы и основах рациональной эксплуатации животного и растительного мира;
изучение теоретических основ ресурсоведения;
анализ особенностей пространственного распределения и освоения различных видов биоресурсов;
изучение методов оценки запасов и контроля за состоянием ресурсных видов растительного и животного происхождения;
освоение экологических основ рационального использования ресурсных видов и сообществ.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ОПК-3 готовностью использовать фундаментальные биологические представления в сфере профессиональной деятельности для постановки и решения новых задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности планирования мероприятий по изучению биоресурсов, при оценке природных ресурсов
принципы разработки мероприятий по оценке современного состояния природных ресурсов мира, Российской Федерации и Сибири;
особенности организации работ при оценке природных ресурсов, планировании мероприятий по рациональному использования биологических ресурсовбиологических ресурсов
методы оценки природных ресурсов, пути сохранения и рационального использования биологических ресурсов;
особенности пространственного распределения различных видов биологических ресурсов;
теоретические основы ресурсоведения; современное состояние природных ресурсов мира, Российской Федерации и Сибири.
3.2.Уметь:
3.2.1.Разрабатывать план мероприятий по эффективному использованию биологических ресурсов; рассчету ущерба растительному и животному миру в результате хозяйственной деятельности;
организовать проектную деятельность в лабораторных и полевых исследованиях;
организовать самостоятельный профессиональный трудовой процесс, выстраивать отношения с коллегами и работать в команде;
проводить оценку продуктивности популяций ресурсных видов различного происхождения;
разрабатывать план мероприятий по эффективному использованию биологических ресурсов;
рассчитывать ущербы растительному и животному миру в результате хозяйственной деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способностью использовать знания о биологических ресурсах в своей профессиональной деятельности;
навыками поиска и использования информации;
навыками работы в профессиональных, в том числе предпринимательских коллективах
способностью планировать мероприятия по изучению биоресурсов;
теоретическими основами дисциплины; понятийным аппаратом различных подходов;
способностью использовать знания о биологических ресурсах в своей профессиональной и повседневной деятельности.


4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Биоресурсы как объекты живой природы различного уровня организации
1.1. Цели, задачи и направления изучения биоресурсов. Биоресурсы как элемент биотических сообществ, место и роль их в экосистемах и биосфере. Лекции 1 4 ОПК-3 Л2.3, Л2.4, Л2.2
1.2. Сравнительный анализ продуктивности ресурсных видов в различных экосистемах. Оценка продуктивности ресурсных сообществ в различных климатических зонах. Лабораторные 1 6 ОПК-3 Л2.3, Л2.4, Л2.2
1.3. Морские и пресноводные биоресурсы мира. Оценка состояния рыбных ресурсов России. Сам. работа 1 18 ОПК-3 Л2.3, Л2.4, Л1.2
1.4. Ресурсы растительного мира. Биоразнообразие биоресурсов растительного происхождения. Лабораторные 1 6 ОПК-3 Л2.4, Л2.1, Л1.2
1.5. Ресурсы животного мира. Биоразнообразие ресурсов животного мира. Сам. работа 1 12 ОПК-3 Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л1.2
Раздел 2. Раздел 2 Экологические основы рационального использования биологических ресурсов. Оптимизация управления биоресурсами.
2.1. Экологические основы рационального использования ресурсных видов и сообществ. Лекции 1 4 ОПК-3 Л2.5
2.2. Методы контроля за состоянием ресурсных видов и сообществ. Лабораторные 1 6 ОПК-3 Л2.6
Раздел 3. Раздел 3 Проблемы сохранения и воспроизводства биоресурсов в условиях локальных и глобальных антропогенных изменений природной среды.
3.1. Методы сохранения и восстановления популяций ресурсных видов в экосистемах. Лабораторные 1 6 ОПК-3 Л2.6, Л1.2, Л2.5
3.2. Методы оценки ущерба, наносимого биоресурсам в результате техногенных факторов. Сам. работа 1 19 ОПК-3 Л2.3, Л2.6, Л2.5
3.3. Экзамен 1 27

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложения ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложения ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложения ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ирисова Н.Л. Проблемы сохранения генофонда животных: учеб. пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2008 6
Л1.2 Пушкин С. В. Охрана биоразнообразия: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 О. Н. Барышникова, Е. П. Крупочкин Разнообразие природной среды: факторы формирования и методы исследования: монография Изд-во АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
Л2.2 Барышников Г. Я., Антюфеева Т. В., Коршунов Е. П., Крылатова А. Е. Охотничьи ресурсы Алтайского края и их рациональное использование: монография Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
Л2.3 Абдурахманов Г.М. Основы зоологии и зоогеографии: Учебник для вузов М.: Академия, 2001 15
Л2.4 Колесников С. И. Экология: учеб. пособие М. : Дашков и К, 2008 6
Л2.5 А.Л. Новоселов, И.Ю. Новоселова Модели и методы принятия решений в природопользовании: учебное пособие М.: Юнити-Дана, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115170
Л2.6 Шамраев, А.В. Экологический мониторинг и экспертиза : учебное пособие Оренбург : Оренбургский государственный университет, 2014 URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=270263
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 elibrary.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем

СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Леса, лесные ресурсы и лесоуправление в Российской Федерации http://www.profor.info/sites/profor.info/files/Background-ForestGovernance-Russia-Russian.pdf
Информационно-аналитическая система "Экологический контроль природной среды по данным биологического и физико-химического мониторинга" (Кафедра общей экологии Биологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова)
Сайт "Биометрика" о корректном использовании методов статистического анализа для медиков и биологов [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.biometrica.tomsk.ru/
Сайт о биресурсах Российской Федерации http:// http://www.sevin.ru/bioresrus/classification.html

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
326Л лаборатория биогеографии и экологии сообществ - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optima-C - 1 единица; проектор Epson EB-X04 - 1 шт.; микроскоп Альтами ПС0745 - 3 шт.; микроскоп Биомед 6 - 1 шт.; микроскоп Микмед - 2 шт.; рабочее место преподавателя, моноблок Powercool P21 Intel - 1 шт.; принтер LaserJet 1320 - 1 шт.; микроскоп Биолам Р-11 - 8 шт.
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Биоресурсы и их рациональное использование».
Дисциплина «Биоресурсы и их рациональное использование» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельную работу.
Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Биоресурсы и их рациональное использование». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета.
При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы практикума; продумать ответы на контрольные вопросы.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме экзамена.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы.