МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Физиологическая антропология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки06.04.01. Биология
ПрофильФизиология и нутрициология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_04_01_Физ_нутр-2- 2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.б.н., профессор, Филатова О.В.

Рецензент(ы):
д.б.н., профессор, Соколова Г.Г.

Рабочая программа дисциплины
Физиологическая антропология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.04.01 Биология (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015 г. №1052)

составлена на основании учебного плана:
06.04.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Мацюра А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «Физиологическая антропология» являются:
сформировать понимание закономерностей становления соматотипа в процессе индивидуального развития;
научить выделить знания о связи конституции и физиологических функций, болезней, психологических особенностей человека.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 способностью применять методические основы проектирования, выполнения полевых и лабораторных биологических, экологических исследований, использовать современную аппаратуру и вычислительные комплексы (в соответствии с направленностью (профилем) программы магистратуры)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.современное оборудование для выполнения лабораторных исследований.
3.2.Уметь:
3.2.1.настраивать и применять современное оборудование для выполнения лабораторных исследований.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.основными методами физиологического и антропологического исследования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет и содержание физиологической антропологии
1.1. Предмет физиологической антропологии Лекции 3 1 ПК-3 Л3.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Метод антропоскопии. Сам. работа 3 8 ПК-3 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Конституция человека
2.1. Генетические и фенотипические маркеры конституции человека. Лекции 3 1 ПК-3 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.2. Метод антропометрии. Метод антропоскопии.Методы оценки конституции человека Лабораторные 3 5 ПК-3 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.3. Критерий реактивности организма и темпов развития. Сам. работа 3 12 ПК-3 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Классификация типов телосложения по внешней форме тела
3.1. Классификация типов телосложения по внешней форме тела. Классификация типов телосложения по антропометрическим критериям. Лекции 3 2 ПК-3 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
3.2. Определение типов телосложения Лабораторные 3 5 ПК-3 Л3.1, Л1.2, Л2.2
3.3. Классификация типов телосложения детей Сам. работа 3 12 ПК-3 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 4. Факторы и основные закономерности роста и развития
4.1. Особенности формирования конституции у детей. Лекции 3 2 ПК-3 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
4.2. Оценка физического развития лиц юношеского возраста Лабораторные 3 5 ПК-3 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.3. Акселерация роста и развития. Сам. работа 3 16 ПК-3 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
Раздел 5. Влияние гормонов на соматотип
5.1. Влияние гормонов на соматотип. Лекции 3 1 ПК-3 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
5.2. Определение соматотипа по половой дифференцировке тела и индексу трохантерному. Лабораторные 3 5 ПК-3 Л3.1, Л1.2, Л2.2
5.3. Влияние глюкортикоидов на соматотип. Влияние тиреоидных гормонов на соматотип. Ожирение Сам. работа 3 16 ПК-3 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 6. Частная возрастная морфология
6.1. Морфологические особенности детей грудного возраста и периода первого детства. Лекции 3 1 ПК-3 Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
6.2. Физическое развитие детей периода второго детства и подросткового возраста. Лабораторные 3 4 ПК-3 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
6.3. Старение организма и витаукт Сам. работа 3 12 ПК-3 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 М. А. Козлова, А. И. Козлов Антропология: учебник и практикум для вузов Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/EFB028CA-0DDE-464E-A66C-2A24F7418501
Л1.2 Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология: учеб. для вузов М.: Изд-во МГУ; Высшая школа., 2002 53
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Харрисон, Дж. Биология человека: учебник М. : Мир, 1979 3
Л2.2 под ред. Б. А. Никитюка и В. П. Чтецова Морфология человека:: чеб. пособие для вузов/ М. : Изд-во МГУ, 1990 27
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Филатова О.В., Томилова И.Н Физиологическая антропология: метод. указания Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2010 2
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс на платформе Moodle portal.edu.asu.ru
Э2 Научно популярный портал «Элементы большой науки». elementy.ru
Э3 Российская научная электронная библитотека концепции открытой науки. cyberleninka.ru
Э4 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э5 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э6 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
227Л лаборатория физиологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; лабораторные столы – 8 шт.; весовой стол; химической посуды; реактивы; 2 раковины; компьютер: марка Aquarius модель Pro P30 S46 - 1 единица; стационарный проектор: марка Casio XJ модель M140 - 1 единица; стационарный экран: марка Digis Optimal-C 1:1 111" (200*200) модель MW DSOC-1103 - 1 единица; монитор: марка Acer модель AL 1917; шкаф вытяжной ЛАБ-900 ШВ-Н ЛОиП; сухожаровой шкаф; весы электронные ВСП-0,5/0,1-1; термометры автоматические и водные; автоматический гематологический анализатор в комплекте Mythic 22; глюкометр ONE TOUCH ULTRA; коагулометр автоматический MaxmatPL Coag с принадлежностями; анализатор оценки баланса водных секторов организма МЕДАСС; капнометр ультразвуковой КП-01 ЕЛАМЕД; электрокардиограф ЭК1Т-07; индикатор глазного давления; динамометр кистевой ДК-100; спирометр сухой портативный; тазомер акушерский; ростомер электронный РЭП; термометр Checktemp; тонометр OMRON М6 Comfort с адаптером; холодильник «Саратов»; спиртовые горелки; дозаторы автоматические 0,5*5 мл, 1-10 мкл, 10-100 мкл, 100-1000 мкл; камера УФ-бактерицидная КВ-02-«Я»-ФП; облучатель-рециркулятор УФ-бактерицидный «СИБЭСТ-20»; полка ультравиола-ультрафиолет; тонометры МТ-20; штатив Rekam QPod S-500; комплект лабораторной посуды и реактивы для проведения лабораторных работ по физиологии.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Физиологическая антропология».
Дисциплина «Физиологическая антропология».Физиология сенсорных систем» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельную работу.
Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Физиология сенсорных систем». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета.
При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, продумать ответы на контрольные вопросы.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различныхметодов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемомуматериалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формойсамостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованныхисточников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
Конспекты научной литературы при самостоятельной подготовке кзанятиям должны быть выполнены также аккуратно, содержать ответы накаждый поставленный в теме вопрос, иметь ссылку на источник информациис обязательным указанием автора, названия и года издания используемойнаучной литературы. Конспект может быть опорным (содержать лишьосновные ключевые позиции), но при этом позволяющим дать полный ответпо вопросу, но может быть и подробным. Объем конспекта определяетсясамим студентом.
В процессе работы с учебной и научной литературой студент может: делать записи по ходу чтения в виде простого или развернутого плана(создавать перечень основных вопросов, рассмотренных в источнике);составлять тезисы (цитирование наиболее важных мест статьи илимонографии, короткое изложение основных мыслей автора);готовить аннотации (краткое обобщение основных вопросов работы);создавать конспекты (развернутые тезисы).
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины.