Закреплена за кафедрой | Кафедра зоологии и физиологии |
---|---|
Направление подготовки | 06.04.01. Биология |
Профиль | Физиология и нутрициология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 06_04_01_Физ_нутр-2- 2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Лабораторные | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 76 | 76 | 76 | 76 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра зоологии и физиологии
Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.
1.1. | Целями освоения учебной дисциплины «Физиологическая антропология» являются: сформировать понимание закономерностей становления соматотипа в процессе индивидуального развития; научить выделить знания о связи конституции и физиологических функций, болезней, психологических особенностей человека. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01 |
ПК-3 | способностью применять методические основы проектирования, выполнения полевых и лабораторных биологических, экологических исследований, использовать современную аппаратуру и вычислительные комплексы (в соответствии с направленностью (профилем) программы магистратуры) |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | современное оборудование для выполнения лабораторных исследований. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | настраивать и применять современное оборудование для выполнения лабораторных исследований. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | основными методами физиологического и антропологического исследования. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Предмет и содержание физиологической антропологии | ||||||
1.1. | Предмет физиологической антропологии | Лекции | 3 | 1 | ПК-3 | Л3.1, Л1.2, Л2.2 |
1.2. | Метод антропоскопии. | Сам. работа | 3 | 8 | ПК-3 | Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1 |
Раздел 2. Конституция человека | ||||||
2.1. | Генетические и фенотипические маркеры конституции человека. | Лекции | 3 | 1 | ПК-3 | Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.2. | Метод антропометрии. Метод антропоскопии.Методы оценки конституции человека | Лабораторные | 3 | 5 | ПК-3 | Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.3. | Критерий реактивности организма и темпов развития. | Сам. работа | 3 | 12 | ПК-3 | Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1 |
Раздел 3. Классификация типов телосложения по внешней форме тела | ||||||
3.1. | Классификация типов телосложения по внешней форме тела. Классификация типов телосложения по антропометрическим критериям. | Лекции | 3 | 2 | ПК-3 | Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1 |
3.2. | Определение типов телосложения | Лабораторные | 3 | 5 | ПК-3 | Л3.1, Л1.2, Л2.2 |
3.3. | Классификация типов телосложения детей | Сам. работа | 3 | 12 | ПК-3 | Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
Раздел 4. Факторы и основные закономерности роста и развития | ||||||
4.1. | Особенности формирования конституции у детей. | Лекции | 3 | 2 | ПК-3 | Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1 |
4.2. | Оценка физического развития лиц юношеского возраста | Лабораторные | 3 | 5 | ПК-3 | Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
4.3. | Акселерация роста и развития. | Сам. работа | 3 | 16 | ПК-3 | Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1 |
Раздел 5. Влияние гормонов на соматотип | ||||||
5.1. | Влияние гормонов на соматотип. | Лекции | 3 | 1 | ПК-3 | Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
5.2. | Определение соматотипа по половой дифференцировке тела и индексу трохантерному. | Лабораторные | 3 | 5 | ПК-3 | Л3.1, Л1.2, Л2.2 |
5.3. | Влияние глюкортикоидов на соматотип. Влияние тиреоидных гормонов на соматотип. Ожирение | Сам. работа | 3 | 16 | ПК-3 | Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
Раздел 6. Частная возрастная морфология | ||||||
6.1. | Морфологические особенности детей грудного возраста и периода первого детства. | Лекции | 3 | 1 | ПК-3 | Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1 |
6.2. | Физическое развитие детей периода второго детства и подросткового возраста. | Лабораторные | 3 | 4 | ПК-3 | Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
6.3. | Старение организма и витаукт | Сам. работа | 3 | 12 | ПК-3 | Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. Приложение ФОС |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. Приложение ФОС |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | М. А. Козлова, А. И. Козлов | Антропология: учебник и практикум для вузов | Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/EFB028CA-0DDE-464E-A66C-2A24F7418501 |
Л1.2 | Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. | Антропология: учеб. для вузов | М.: Изд-во МГУ; Высшая школа., 2002 | 53 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Харрисон, Дж. | Биология человека: учебник | М. : Мир, 1979 | 3 |
Л2.2 | под ред. Б. А. Никитюка и В. П. Чтецова | Морфология человека:: чеб. пособие для вузов/ | М. : Изд-во МГУ, 1990 | 27 |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Филатова О.В., Томилова И.Н | Физиологическая антропология: метод. указания | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2010 | 2 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс на платформе Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
Э2 | Научно популярный портал «Элементы большой науки». | elementy.ru | ||
Э3 | Российская научная электронная библитотека концепции открытой науки. | cyberleninka.ru | ||
Э4 | Научная электронная библиотека elibrary | elibrary.ru | ||
Э5 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
Э6 | Электронная база данных «Scopus» | www.scopus.com | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
119Л | абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
227Л | лаборатория физиологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; лабораторные столы – 8 шт.; весовой стол; химической посуды; реактивы; 2 раковины; компьютер: марка Aquarius модель Pro P30 S46 - 1 единица; стационарный проектор: марка Casio XJ модель M140 - 1 единица; стационарный экран: марка Digis Optimal-C 1:1 111" (200*200) модель MW DSOC-1103 - 1 единица; монитор: марка Acer модель AL 1917; шкаф вытяжной ЛАБ-900 ШВ-Н ЛОиП; сухожаровой шкаф; весы электронные ВСП-0,5/0,1-1; термометры автоматические и водные; автоматический гематологический анализатор в комплекте Mythic 22; глюкометр ONE TOUCH ULTRA; коагулометр автоматический MaxmatPL Coag с принадлежностями; анализатор оценки баланса водных секторов организма МЕДАСС; капнометр ультразвуковой КП-01 ЕЛАМЕД; электрокардиограф ЭК1Т-07; индикатор глазного давления; динамометр кистевой ДК-100; спирометр сухой портативный; тазомер акушерский; ростомер электронный РЭП; термометр Checktemp; тонометр OMRON М6 Comfort с адаптером; холодильник «Саратов»; спиртовые горелки; дозаторы автоматические 0,5*5 мл, 1-10 мкл, 10-100 мкл, 100-1000 мкл; камера УФ-бактерицидная КВ-02-«Я»-ФП; облучатель-рециркулятор УФ-бактерицидный «СИБЭСТ-20»; полка ультравиола-ультрафиолет; тонометры МТ-20; штатив Rekam QPod S-500; комплект лабораторной посуды и реактивы для проведения лабораторных работ по физиологии. |
Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Физиологическая антропология». Дисциплина «Физиологическая антропология».Физиология сенсорных систем» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельную работу. Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Физиология сенсорных систем». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников. Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета. При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, продумать ответы на контрольные вопросы. Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различныхметодов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемомуматериалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формойсамостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованныхисточников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем. Конспекты научной литературы при самостоятельной подготовке кзанятиям должны быть выполнены также аккуратно, содержать ответы накаждый поставленный в теме вопрос, иметь ссылку на источник информациис обязательным указанием автора, названия и года издания используемойнаучной литературы. Конспект может быть опорным (содержать лишьосновные ключевые позиции), но при этом позволяющим дать полный ответпо вопросу, но может быть и подробным. Объем конспекта определяетсясамим студентом. В процессе работы с учебной и научной литературой студент может: делать записи по ходу чтения в виде простого или развернутого плана(создавать перечень основных вопросов, рассмотренных в источнике);составлять тезисы (цитирование наиболее важных мест статьи илимонографии, короткое изложение основных мыслей автора);готовить аннотации (краткое обобщение основных вопросов работы);создавать конспекты (развернутые тезисы). В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета. Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины. |