МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Физиологическая антропология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки06.06.01. Биологические науки
НаправленностьФизиология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость7 ЗЕТ
Учебный план06_06_01_Физиология-34-2020
Часов по учебному плану 252
в том числе:
аудиторные занятия 126
самостоятельная работа 99
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 21 23
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 24 24 32 32 56 56
Практические 30 30 40 40 70 70
Сам. работа 54 54 45 45 99 99
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 144 144 252 252

Программу составил(и):
д.б.н., профессор , Филатова О.В.

Рецензент(ы):
д.б.н., профессор , Соколова Г.Г.

Рабочая программа дисциплины
Физиологическая антропология

разработана в соответствии с ФГОС:
ПРИКАЗ от 30 июля 2014 г. N 871. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта Высшего образования по направлению подготовки 06.06.01 Биологические науки (уровень подготовки Кадров высшей квалификации)

составлена на основании учебного плана:
06.06.01 Биологические науки
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Мацюра А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «Физиологическая антропология» являются:
сформировать понимание закономерностей становления соматотипа в процессе индивидуального развития;
научить выделить знания о связи конституции и физиологических функций, болезней, психологических особенностей человека.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях
УК-5 способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития
ПК-1 способностью демонстрировать знание принципов структурной и функциональной организации организма человека и животных, использоывать поведенческие, физиологические, биохимические, генетические, молекулярно-биологические подходы для анализа функций организма
ПК-2 способностью применять современные экспериментальные методы исследования закономерностей функционирования основных систем организма, а также механизмов поддержания постоянства внутренней среды организма, нервной и гуморальной регуляции физиологических функций
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.закономерности функционирования живых организмов, их отдельных систем, органов тканей и клеток;
теоретические основы и базовые представления физиологических наук о структурной и функциональной организации биологических объектов
теоретические основы и базовые представления физиологических наук о структурной и функциональной организации биологических объектов и гомеостатической регуляции
современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами и современной аппаратурой в лабораторных условиях
методы изучения биологических объектов и систем; основные приборы и приспособления, применяемые при изучении живых организмов и их реакции на воздействие среды.
устройства и приспособления для экспериментального изучения биологических объектов в полевых и лабораторных условиях и способен их применять; методы анализа получаемой информации с использованием современного оборудования.
основные методы научно-исследовательской деятельности.
основные концепции современной философии науки, основные стадии эволюции науки, функции и основания научной картины мира
методологические проблемы, возникающие при решении исследовательских и практических задач.
возможные сферы и направления профессиональной самореализации; приемы и технологии целеполагания и целереализации; пути достижения более высоких уровней профессионального и личного развития.
сущность процесса целеполагания, отдельных особенностей процесса и способов его реализации, характеристик профессионального развития личности.
полное содержание процесса целеполагания, отдельных особенностей процесса и способов его реализации, характеристик профессионального развития личности.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать поведенческие, физиологические, биохимические, генетические, молекулярно-биологические подходы для анализа функций организма
при решении исследовательских задач генерировать новые идеи, исходя из полученных данных
выделять и систематизировать основные идеи в научных текстах; критически оценивать любую поступающую информацию, вне зависимо от источника; избегать автоматического применения стандартных формул и приемов при решении задач.
применять в профессиональной деятельности знания по теории и методологии физиологии для решения теоретических и практических исследовательских задач;
анализировать альтернативные варианты решения исследовательских и практических задач и оценивать потенциальные выигрыши/проигрыши реализации этих вариантов.
при решении исследовательских и практических задач генерировать новые идеи, поддающиеся операционализации исходя из наличных ресурсов и ограничений.
выявлять и формулировать проблемы собственного развития, исходя из этапов профессионального роста и требований рынка труда к специалисту, формулировать цели профессионального и личностного развития.
формулировать цели личностного и профессионального развития, исходя из тенденций развития области профессиональной деятельности, этапов профессионального роста, индивидуально-личностных особенностей.
осуществлять личностный выбор в различных профессиональных и морально-ценностных ситуациях, оценивать последствия принятого решения и нести за него ответственность перед собой и обществом.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками анализа функционального состояния живых организмов, их отдельных систем, органов тканей и клеток
навыками оценки функционального состояния живых организмов, прогнозирования его изменения в различных условиях среды
владением основными физиологическими методами анализа и оценки состояния живых систем.
приемами целеполагания, планирования, реализации необходимых видов деятельности, оценки и самооценки результатов деятельности по решению профессиональных задач; приемами выявления и осознания своих возможностей, личностных и профессионально-значимых качеств с целью их совершенствования.
приемами и технологиями целеполагания, целереализации и оценки результатов деятельности по решению профессиональных задач.
приемами и технологиями целеполагания, целереализации и оценки результатов деятельности по решению нестандартных профессиональных задач, полностью аргументируя выбор предлагемого варианта решения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет и содержание физиологической антропологии
1.1. Предмет физиологической антропологии. История воззрений на антропологию. Метод антропометрии Лекции 3 4 ПК-1 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Метод антропоскопии. Сам. работа 3 4 ПК-2, УК-1 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Конституция человека
2.1. Генетические и фенотипические маркеры конституции человека. Лекции 3 4 ПК-1 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.2. Метод антропометрии. Метод антропоскопии.Методы оценки конституции человека. Практические 3 8 ПК-2, УК-1 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.3. Критерий реактивности организма и темпов развития. Сам. работа 3 4 УК-1, УК-5 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Классификация типов телосложения по внешней форме тела
3.1. Тканевые компоненты и анализ телосложения. Классификация типов телосложения по внешней форме тела. Системы Виолы, Кречмера. Система Шелдона. Классификация типов телосложения по антропометрическим критериям. Лекции 3 4 ПК-1 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.2. Оценка основных антропометрических данных непараметрическим методом и методом расчета индексов физического развития. Практические 3 8 ПК-2, УК-1, УК-5 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
3.3. Классификация типов телосложения детей В. Г. Штефко и А.Д. Островского. Классификация типов телосложения детей В. В. Бунака. Схема соматотипирования по В.Н. Шевкуненко и А.М. Геселевич. Сам. работа 3 4 ПК-2, УК-1, УК-5 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 4. Факторы и основные закономерности роста и развития
4.1. Особенности формирования конституции у детей. Темпы созревания у детей с различной коституцией. Факторы формирования соматотипа. Роль наследственности. Средовые факторы формирования соматотипа. Соотношение темпов онтогенеза и конституционально-зависимых признаков. Лекции 3 4 ПК-1 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.2. Зачет 3 0 ПК-1, ПК-2, УК-1, УК-5 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2
4.3. Оценка физического развития лиц юношеского возраста Практические 3 5 ПК-2, УК-1, УК-5 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.4. Акселерация роста и развития. Виды акселерации. Темпы акселерации в ХХ веке. Оценка физического развития новорожденных детей. Сам. работа 3 14 ПК-2, УК-1 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 5. Влияние гормонов на соматотип
5.1. Влияние эстрогенов на соматотип. Роль половых стериодов в перипубертатном периоде. Влияние половых стериодов на соматотип у девочек. Влияние эстрогенов в доклимактерическом и климактерическом периодах. Эстрогены, телосложение и вес. Действие прогестинов на организм. Лекции 3 4 ПК-1 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
5.2. Определение соматотипа по половой дифференцировкетела. Определение эволютивного типа конституции по индексу трохантерному. Практические 3 5 ПК-2, УК-1 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1
5.3. Влияние глюкортикоидов на соматотип. Влияние тиреоидных гормонов на соматотип. Ожирение Сам. работа 3 16 УК-5 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 6. Частная возрастная морфология
6.1. Морфологические особенности детей грудного возраста. Физическое развитие детей периода первого детства. Лекции 3 4 ПК-1 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
6.2. Физическое развитие детей периода второго детства и подросткового возраста. Практические 3 4 ПК-2, УК-1 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3
6.3. Старение организма и витаукт Сам. работа 3 12 УК-1, УК-5 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1
6.4. Зачет 3 0 ПК-1, ПК-2, УК-1, УК-5 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 7. Географическая и популяционная политипия Homo sapiens.
7.1. Расовые признаки. Типологическая и популяционная концепция расы. Лекции 4 16 ПК-1 Л2.2, Л1.1
7.2. Оценка основных антропометрических данных методом внутрисемейных корреляций. Практические 4 20 ПК-2, УК-1, УК-5 Л1.1, Л1.2
7.3. Расовые классификации. Количественные методы классификаций Сам. работа 4 23 УК-1, УК-5 Л2.2, Л1.1, Л1.3
Раздел 8. Экологическая антропологи
8.1. Механизмы адаптации. Акклиматизация и физиологический стресс. Тенденции экологической изменчивости. Лекции 4 16 ПК-1 Л2.2, Л1.1, Л1.2
8.2. Влияние климатогеографических условий на морфофункциональные показатели коренных жителей контрастных регионов. Практические 4 20 ПК-2, УК-1 Л1.1
8.3. Формирование адаптивных типов человека и их аналогии в животном мире. Сам. работа 4 22 ПК-2, УК-1, УК-5 Л2.1, Л1.1
8.4. Экзамен 4 27 ПК-1, ПК-2, УК-1, УК-5 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Б. И. Липский, Б. В. Марков. Философская антропология. Социальная философия : учебное пособие М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/9B7FB087-3482-48B5-95D8-6A2A04CD67AA
Л1.2 М. А. Козлова, А. И. Козлов Антропология: учебник и практикум для вузов Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/EFB028CA-0DDE-464E-A66C-2A24F7418501
Л1.3 Орлова, Э. А. Социальная и культурная антропология : учебник и практикум для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/D359AC43-6341-4453-97FC-3EE73EF8D353.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология: учеб. для вузов М.: Изд-во МГУ; Высшая школа., 2002 53
Л2.2 под ред. Б. А. Никитюка и В. П. Чтецова Морфология человека:: чеб. пособие для вузов/ М. : Изд-во МГУ, 1990 27
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Филатова О.В., Томилова И.Н Физиологическая антропология: метод. указания Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2010 2
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э3 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э4 Научно популярный портал «Элементы большой науки». elementy.ru
Э5 База данных по биологии человека. humbio.ru
Э6 Курс на платформе Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
227Л лаборатория физиологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; лабораторные столы – 8 шт.; весовой стол; химической посуды; реактивы; 2 раковины; компьютер: марка Aquarius модель Pro P30 S46 - 1 единица; стационарный проектор: марка Casio XJ модель M140 - 1 единица; стационарный экран: марка Digis Optimal-C 1:1 111" (200*200) модель MW DSOC-1103 - 1 единица; монитор: марка Acer модель AL 1917; шкаф вытяжной ЛАБ-900 ШВ-Н ЛОиП; сухожаровой шкаф; весы электронные ВСП-0,5/0,1-1; термометры автоматические и водные; автоматический гематологический анализатор в комплекте Mythic 22; глюкометр ONE TOUCH ULTRA; коагулометр автоматический MaxmatPL Coag с принадлежностями; анализатор оценки баланса водных секторов организма МЕДАСС; капнометр ультразвуковой КП-01 ЕЛАМЕД; электрокардиограф ЭК1Т-07; индикатор глазного давления; динамометр кистевой ДК-100; спирометр сухой портативный; тазомер акушерский; ростомер электронный РЭП; термометр Checktemp; тонометр OMRON М6 Comfort с адаптером; холодильник «Саратов»; спиртовые горелки; дозаторы автоматические 0,5*5 мл, 1-10 мкл, 10-100 мкл, 100-1000 мкл; камера УФ-бактерицидная КВ-02-«Я»-ФП; облучатель-рециркулятор УФ-бактерицидный «СИБЭСТ-20»; полка ультравиола-ультрафиолет; тонометры МТ-20; штатив Rekam QPod S-500; комплект лабораторной посуды и реактивы для проведения лабораторных работ по физиологии.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины Физиологическая антропология.
Дисциплина Физиологическая антропология включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельную работу.
Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете Физиология пищеварения. Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к зачету/экзамену.
При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы практикума и продумать ответы на контрольные вопросы.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.

В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачёта/экзамена.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы.