МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Физиология адаптации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки06.04.01. Биология
ПрофильФизиология и нутрициология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_04_01_Физ_нутр-1- 2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 76 49 76 49
Итого 108 81 108 81

Программу составил(и):
д.б.н., профессор, Федорова О.И.

Рецензент(ы):
д.б.н., профессор, Соколова Г.Г.

Рабочая программа дисциплины
Физиология адаптации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.04.01 Биология (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015 г. №1052)

составлена на основании учебного плана:
06.04.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Мацюра А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины являются: ознакомить студентов с физиологическими основами и механизмами адаптации человека и животных, учением о стрессе, со специфическими механизмами адаптации человека к условиям высокогорья, пустыни, приполярья.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 способностью применять методические основы проектирования, выполнения полевых и лабораторных биологических, экологических исследований, использовать современную аппаратуру и вычислительные комплексы (в соответствии с направленностью (профилем) программы магистратуры)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о различных концепциях о содержании понятия "гомеостаз" и уметь обосновать свои предпочтения в выборе определенной теории;
о различных концепциях о содержании понятия "стресс" и уметь обосновать свои предпочтения в приверженности определенным идеям;
о физиологах, стоящих на позициях нервизма, доминирования гуморальной регуляции и представителях нейроэндокринной теории.
3.2.Уметь:
3.2.1.показать различия в представлениях У. Кеннона, К.Бернара, П.Д. Горизонтова о гомеостазе и обосновать собственную точку зрения;
привести примеры разных точек зрения о содержании понятия "адаптации";
представить план изучения физиологии адаптации к пустынным, высокогорным и северным территориям с учетом методологических требований к натурным исследованиям.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.представлениями о методах оценки дыхания, кровообращения, теплового обмена, состояния крови у человека в экстримальных условиях среды;
навыками организации научных исследований, адекватного подбора методик в экспедиционных группах;
экспресс-методами комплексной оценки функционального состояния человека в экстремальных условиях среды и при перемещении в климатоконтрастные регионы.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет, задачи и методы экологической физиологии. Понятия «гомеостаз», «адаптация». Классификация адаптаций. Характеристика факторов внешней среды.
1.1. Предмет, задачи и методы экологической физиологии. Гомеостаз и принципиальные механизмы его регуляции. Понятие адаптации. Лекции 3 1 Л1.1
1.2. Классификация адаптаций по Харду, Хензелю и Хильдебранту, Слониму. Лабораторные 3 3 Л2.1, Л1.1
1.3. Характеристика факторов внешней среды. Экстремальные факторы среды и критерии их определения. Сам. работа 3 6 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Роль нервной деятельности в поведении животных. Гормональная регуляция в процессе адаптации. Учение о генерализованном адаптационном синдроме Г. Селье. Стратегии биохимической адаптации.
2.1. Физиологические основы и механизмы адаптации. Роль нервной системы в процессе адаптации. Системный подход в изучении приспособления организма окружающей среде. Лекции 3 1 Л1.1
2.2. Гормональная регуляция в процессе адаптации. Учение о генерализованном адаптационном синдроме Г. Селье. Схема механизма клеточной адаптации. Лабораторные 3 3 Л2.1, Л1.1
2.3. Исследование адаптации на уровне клеток и тканей. Стратегии биохимической адаптации. Сам. работа 3 6 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Приспособление живых организмов к термическим воздействиям на уровне целого организма, тканей и клеток. Механизмы физической и химической терморегуляции.
3.1. Приспособление живых организмов к термическим воздействиям. Эктотермные и эндотермные организмы. Приспособление к термическим воздействиям на уровне целого организма, тканей и клеток. Лекции 3 1 Л2.1, Л1.1
3.2. Приспособление к термическим воздействиям на уровне целого организма, тканей и клеток. Пути изменения теплоотдачи и теплопродукции. Лабораторные 3 3 Л3.1, Л1.1
3.3. Механизмы физической и химической терморегуляции. Сам. работа 3 6 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Адаптация человека к условиям аридной, юмидной зоны и высоким широтам.
4.1. Изменение внешнего дыхания, обмена веществ, сосудистых реакций и водно-солевого баланса на разынх стадиях адаптивного процесса. Лекции 3 1 Л1.1
4.2. Нервные и гуморальные механизмы адаптации к аридной и юмидной зонам. Лабораторные 3 3 Л1.1
4.3. Адаптация человека к высоким широтам. Изменение дыхания, обмена веществ, кровообращения, особенности клеточного метаболизма. Сам. работа 3 6 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Адаптация человека и животных к различным условиям газовой среды. Человек в высокогорье.
5.1. Классификация гипоксических состояний. Влияние острой гипоксии на физиологические функции организма. Гено-фенотипическая адаптация человека к условиям высокогорья. Лекции 3 1 Л1.1
5.2. Влияние избытка кислорода на организм. Токсическое действие кислорода; синдром Бера. Лабораторные 3 3 Л3.1, Л2.2, Л1.1
5.3. Приспособления к недостатку кислорода при погружении в воду у человека и животных. Влияние углекислого газа в среде на физиологические функции организма. Сам. работа 3 6 Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Космическая биология. Воздействие на человека перегрузок, невесомости, гиподинамии, различного вида излучений, изоляции во время космических полетов.
6.1. Естественная гравитация и действие ускорений. Изменения дыхания, кровообращения, состояние системы крови. Лекции 3 1 Л1.1
6.2. Функциональные и морфологические изменения, вызванные действием на организм различного вида излучений. Лабораторные 3 3 Л1.1
6.3. Невесомость, ее влияние на физиологические функции организма. Гиподинамия. Сам. работа 3 6 Л2.1, Л1.1
Раздел 7. Психофизиология экстремальных состояний. Условия возникновения психоэмоционального стресса. Факторы психического напряжения в малых изолированных группах.
7.1. Этапы психической адаптации (предстартовый период, острые психические реакции входа, психическое напряжение, острые психические реакции выхода, реадаптация). Лекции 3 1 Л1.1
7.2. Условия возникновения психоэмоционального (психического) стресса. Лабораторные 3 3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
7.3. Факторы психического напряжения в малых изолированных группах. Сам. работа 3 7 Л2.1, Л1.1
Раздел 8. Индивидуальные особенности адаптаций к экстремальным факторам среды. Типология поведенческих реакций человека.
8.1. Индивидуальные особенности адаптаций к экстремальным факторам среды. Лекции 3 1 Л1.1
8.2. Роль свойств темперамента и вегетативного статуса в реагировании на внешние возмущающие факторы. Лабораторные 3 3 Л1.1
8.3. Типология поведенческих реакций человека. Сам. работа 3 6 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложения ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложения ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложения ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под ред. Григорьева А.И. Экология человека: учебник ГЭОТАР-Медиа, 2016 www.studentlibrary.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. О. Г. Чораян Экологическая физиология человека: учеб. пособие для вузов Ростов н/Д : Изд-во РГУ, 1990 50
Л2.2 Трифонова Т.А., Мищенко Н.В., Орешникова Н.В. ПРИКЛАДНАЯ ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 редкол. тома: А. Д. Слоним Экологическая физиология животных: Руководство по физиологии. Ч. 2 : Физиологические системы в процессе адаптации и факторы среды обитания. Л. : Наука, Ленингр. отд-ние., 1981 1
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э3 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э4 Курс на платформе Moodle Курс на платформе Moodle Курс на платформе Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
4. Киберленинка (https://cyberleninka.ru)
5. BioOne Complete (http://www.bioone.org)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
112Л лаборатория анатомии, гистологии и цитологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя - 1; доска меловая 1 шт.; шкаф для хранения наглядного материала по анатомии и цитологии – 3 шт.; шкаф для хранения аксессуаров по ВИВР; тумбочки для хранения инструментов и оборудования – 3 шт.; электрифицированные лабораторные столы – 8 шт.; лабораторные столы – 2 шт.; раковина; компьютер: марка Samsung модель Sync Master 783DF - 1 единица; коллекция костей скелета и муляжей внутренних органов человека; наглядный материал по анатомии человека (схемы, планшеты, рисунки); ростомер электронный РЭП; микроскопы: Альтами 104; Микромед 1 вар. 1-20; Биолам.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Физиология адаптации».
Дисциплина «Физиология адаптации» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, практические занятия, самостоятельная работа.
Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Физиология адаптации». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Практические занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, в также, в ходе самостоятельной работы. При подготовке к практическому занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, продумать ответы на контрольные вопросы.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различныхметодов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемомуматериалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формойсамостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованныхисточников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом практическом занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме экзамена.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы.