Закреплена за кафедрой | Кафедра зоологии и физиологии |
---|---|
Направление подготовки | 06.04.01. Биология |
Профиль | Физиология и нутрициология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 06_04_01_Физ_нутр-1- 2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Лабораторные | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 76 | 49 | 76 | 49 |
Итого | 108 | 81 | 108 | 81 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра зоологии и физиологии
Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.
1.1. | Целями освоения учебной дисциплины являются: ознакомить студентов с физиологическими основами и механизмами адаптации человека и животных, учением о стрессе, со специфическими механизмами адаптации человека к условиям высокогорья, пустыни, приполярья. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01 |
ПК-3 | способностью применять методические основы проектирования, выполнения полевых и лабораторных биологических, экологических исследований, использовать современную аппаратуру и вычислительные комплексы (в соответствии с направленностью (профилем) программы магистратуры) |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | о различных концепциях о содержании понятия "гомеостаз" и уметь обосновать свои предпочтения в выборе определенной теории; о различных концепциях о содержании понятия "стресс" и уметь обосновать свои предпочтения в приверженности определенным идеям; о физиологах, стоящих на позициях нервизма, доминирования гуморальной регуляции и представителях нейроэндокринной теории. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | показать различия в представлениях У. Кеннона, К.Бернара, П.Д. Горизонтова о гомеостазе и обосновать собственную точку зрения; привести примеры разных точек зрения о содержании понятия "адаптации"; представить план изучения физиологии адаптации к пустынным, высокогорным и северным территориям с учетом методологических требований к натурным исследованиям. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | представлениями о методах оценки дыхания, кровообращения, теплового обмена, состояния крови у человека в экстримальных условиях среды; навыками организации научных исследований, адекватного подбора методик в экспедиционных группах; экспресс-методами комплексной оценки функционального состояния человека в экстремальных условиях среды и при перемещении в климатоконтрастные регионы. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Предмет, задачи и методы экологической физиологии. Понятия «гомеостаз», «адаптация». Классификация адаптаций. Характеристика факторов внешней среды. | ||||||
1.1. | Предмет, задачи и методы экологической физиологии. Гомеостаз и принципиальные механизмы его регуляции. Понятие адаптации. | Лекции | 3 | 1 | Л1.1 | |
1.2. | Классификация адаптаций по Харду, Хензелю и Хильдебранту, Слониму. | Лабораторные | 3 | 3 | Л2.1, Л1.1 | |
1.3. | Характеристика факторов внешней среды. Экстремальные факторы среды и критерии их определения. | Сам. работа | 3 | 6 | Л2.1, Л1.1 | |
Раздел 2. Роль нервной деятельности в поведении животных. Гормональная регуляция в процессе адаптации. Учение о генерализованном адаптационном синдроме Г. Селье. Стратегии биохимической адаптации. | ||||||
2.1. | Физиологические основы и механизмы адаптации. Роль нервной системы в процессе адаптации. Системный подход в изучении приспособления организма окружающей среде. | Лекции | 3 | 1 | Л1.1 | |
2.2. | Гормональная регуляция в процессе адаптации. Учение о генерализованном адаптационном синдроме Г. Селье. Схема механизма клеточной адаптации. | Лабораторные | 3 | 3 | Л2.1, Л1.1 | |
2.3. | Исследование адаптации на уровне клеток и тканей. Стратегии биохимической адаптации. | Сам. работа | 3 | 6 | Л2.1, Л1.1 | |
Раздел 3. Приспособление живых организмов к термическим воздействиям на уровне целого организма, тканей и клеток. Механизмы физической и химической терморегуляции. | ||||||
3.1. | Приспособление живых организмов к термическим воздействиям. Эктотермные и эндотермные организмы. Приспособление к термическим воздействиям на уровне целого организма, тканей и клеток. | Лекции | 3 | 1 | Л2.1, Л1.1 | |
3.2. | Приспособление к термическим воздействиям на уровне целого организма, тканей и клеток. Пути изменения теплоотдачи и теплопродукции. | Лабораторные | 3 | 3 | Л3.1, Л1.1 | |
3.3. | Механизмы физической и химической терморегуляции. | Сам. работа | 3 | 6 | Л2.1, Л1.1 | |
Раздел 4. Адаптация человека к условиям аридной, юмидной зоны и высоким широтам. | ||||||
4.1. | Изменение внешнего дыхания, обмена веществ, сосудистых реакций и водно-солевого баланса на разынх стадиях адаптивного процесса. | Лекции | 3 | 1 | Л1.1 | |
4.2. | Нервные и гуморальные механизмы адаптации к аридной и юмидной зонам. | Лабораторные | 3 | 3 | Л1.1 | |
4.3. | Адаптация человека к высоким широтам. Изменение дыхания, обмена веществ, кровообращения, особенности клеточного метаболизма. | Сам. работа | 3 | 6 | Л2.1, Л1.1 | |
Раздел 5. Адаптация человека и животных к различным условиям газовой среды. Человек в высокогорье. | ||||||
5.1. | Классификация гипоксических состояний. Влияние острой гипоксии на физиологические функции организма. Гено-фенотипическая адаптация человека к условиям высокогорья. | Лекции | 3 | 1 | Л1.1 | |
5.2. | Влияние избытка кислорода на организм. Токсическое действие кислорода; синдром Бера. | Лабораторные | 3 | 3 | Л3.1, Л2.2, Л1.1 | |
5.3. | Приспособления к недостатку кислорода при погружении в воду у человека и животных. Влияние углекислого газа в среде на физиологические функции организма. | Сам. работа | 3 | 6 | Л2.1, Л1.1 | |
Раздел 6. Космическая биология. Воздействие на человека перегрузок, невесомости, гиподинамии, различного вида излучений, изоляции во время космических полетов. | ||||||
6.1. | Естественная гравитация и действие ускорений. Изменения дыхания, кровообращения, состояние системы крови. | Лекции | 3 | 1 | Л1.1 | |
6.2. | Функциональные и морфологические изменения, вызванные действием на организм различного вида излучений. | Лабораторные | 3 | 3 | Л1.1 | |
6.3. | Невесомость, ее влияние на физиологические функции организма. Гиподинамия. | Сам. работа | 3 | 6 | Л2.1, Л1.1 | |
Раздел 7. Психофизиология экстремальных состояний. Условия возникновения психоэмоционального стресса. Факторы психического напряжения в малых изолированных группах. | ||||||
7.1. | Этапы психической адаптации (предстартовый период, острые психические реакции входа, психическое напряжение, острые психические реакции выхода, реадаптация). | Лекции | 3 | 1 | Л1.1 | |
7.2. | Условия возникновения психоэмоционального (психического) стресса. | Лабораторные | 3 | 3 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
7.3. | Факторы психического напряжения в малых изолированных группах. | Сам. работа | 3 | 7 | Л2.1, Л1.1 | |
Раздел 8. Индивидуальные особенности адаптаций к экстремальным факторам среды. Типология поведенческих реакций человека. | ||||||
8.1. | Индивидуальные особенности адаптаций к экстремальным факторам среды. | Лекции | 3 | 1 | Л1.1 | |
8.2. | Роль свойств темперамента и вегетативного статуса в реагировании на внешние возмущающие факторы. | Лабораторные | 3 | 3 | Л1.1 | |
8.3. | Типология поведенческих реакций человека. | Сам. работа | 3 | 6 | Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. Приложения ФОС |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. Приложения ФОС |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. Приложения ФОС |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Под ред. Григорьева А.И. | Экология человека: учебник | ГЭОТАР-Медиа, 2016 | www.studentlibrary.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | под ред. О. Г. Чораян | Экологическая физиология человека: учеб. пособие для вузов | Ростов н/Д : Изд-во РГУ, 1990 | 50 |
Л2.2 | Трифонова Т.А., Мищенко Н.В., Орешникова Н.В. | ПРИКЛАДНАЯ ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | редкол. тома: А. Д. Слоним | Экологическая физиология животных: Руководство по физиологии. Ч. 2 : Физиологические системы в процессе адаптации и факторы среды обитания. | Л. : Наука, Ленингр. отд-ние., 1981 | 1 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная база данных «Scopus» | www.scopus.com | ||
Э2 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
Э3 | Научная электронная библиотека elibrary | elibrary.ru | ||
Э4 | Курс на платформе Moodle Курс на платформе Moodle Курс на платформе Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) 4. Киберленинка (https://cyberleninka.ru) 5. BioOne Complete (http://www.bioone.org) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
119Л | абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
112Л | лаборатория анатомии, гистологии и цитологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя - 1; доска меловая 1 шт.; шкаф для хранения наглядного материала по анатомии и цитологии – 3 шт.; шкаф для хранения аксессуаров по ВИВР; тумбочки для хранения инструментов и оборудования – 3 шт.; электрифицированные лабораторные столы – 8 шт.; лабораторные столы – 2 шт.; раковина; компьютер: марка Samsung модель Sync Master 783DF - 1 единица; коллекция костей скелета и муляжей внутренних органов человека; наглядный материал по анатомии человека (схемы, планшеты, рисунки); ростомер электронный РЭП; микроскопы: Альтами 104; Микромед 1 вар. 1-20; Биолам. |
Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Физиология адаптации». Дисциплина «Физиология адаптации» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, практические занятия, самостоятельная работа. Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Физиология адаптации». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников. Практические занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, в также, в ходе самостоятельной работы. При подготовке к практическому занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, продумать ответы на контрольные вопросы. Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различныхметодов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемомуматериалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формойсамостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованныхисточников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем. В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом практическом занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме экзамена. Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы. |