Закреплена за кафедрой | Кафедра зоологии и физиологии |
---|---|
Направление подготовки | 06.03.01. Биология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 06_03_01_Биология-4-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Лабораторные | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 66 | 66 | 66 | 66 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра зоологии и физиологии
Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.
1.1. | Ознакомить студентов с современными представлениями о структурно-функциональных особенностях системы дыхания |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.05 |
ПК-1 | способностью эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | методы физиологических исследований; как использовать современные лабораторные и полевые методы исследований для изучения строения организма человека и животных, их онтогенеза, физиологии, биохимии, приспособлениям к условиям окружающеей среды. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | самостоятельно работать с приборами; использовать современные лабораторные и полевые методы исследований для изучения строения организма человека и животных, их онтогенеза, физиологии, биохимии, приспособлениям к условиям окружающеей среды. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками интерпретации результата; современными лабораторными и полевыми методами исследований для изучения строения организма человека и животных, их онтогенеза, физиологии, биохимии, приспособлениям к условиям окружающеей среды. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ФИЗИОЛОГИЯ ДЫХАНИЯ | ||||||
1.1. | Основные этапы процесса дыхания.Дыхательный акт и вентиляция легких. Биомеханика дыхательного акта. | Лекции | 7 | 2 | ПК-1 | Л2.1 |
1.2. | Регуляция дыхания и дыхательное поведение позвоночных животных. Физиологическое значение эволюционных изменений системы дыхания | Сам. работа | 7 | 14 | ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. ГАЗООБМЕН В ЛЕГКИХ И ПЕРЕНОС ГАЗОВ КРОВЬЮ | ||||||
2.1. | Основная закономерность легочного газообмена. Обмен газов между альвеолярным воздухом и кровью. Транспорт кислорода кровью. Транспорт кровью углекислого газа.Обмен газов между кровью и тканями. | Лекции | 7 | 4 | ПК-1 | Л2.1 |
2.2. | Спирометрия | Лабораторные | 7 | 6 | ПК-1 | Л2.1, Л3.2 |
2.3. | Причины регионарных различий вентиляции легких. Основные структуры и факторы, определяющие сопротивление воздухоносных путей. Работа дыхания по преодолению эластического и неэластического соротивления. | Сам. работа | 7 | 16 | ПК-1 | Л2.1 |
Раздел 3. НАРУШЕНИЯ ФУНКЦИЙ ДЫХАНИЯ И МЕХАНИЗМЫ ИХ КОМПЕНСАЦИИ. | ||||||
3.1. | Механизмы развития и компенсации альвеолярной гиповентиляции. Роль сурфактанта в компенсации нарушений функции внешнего дыхания. Нарушения газообмена в легких. Нарушения перфузии легких и механизмы их компенсации. | Лекции | 7 | 4 | ПК-1 | Л2.1 |
3.2. | Функциональные пробы в оценке внешнего дыхания | Лабораторные | 7 | 6 | ПК-1 | Л3.2, Л3.1 |
3.3. | Факторы, определяющие эффективность легочного газообмена. Кровь как жидкостная фракция внутренней дыхательной среды. Функциональная система поддержания оптимальных величин дыхательных показателей кислотно-щелочного равновесия, напряжения кислорода и углекислого газа организма. | Сам. работа | 7 | 16 | ПК-1 | Л2.1 |
Раздел 4. РЕГУЛЯЦИЯ ДЫХАНИЯ. | ||||||
4.1. | Дыхательный центр, его структура и организация. Пневмотаксический центр варолиева моста. Роль механорецепторов легких в регуляции дыхания. Рефлекторная саморегуляция дыхания. | Лекции | 7 | 4 | ПК-1 | Л2.1 |
4.2. | Капнография | Лабораторные | 7 | 6 | ПК-1 | Л2.1, Л3.2, Л3.1 |
4.3. | Хеморецепторный контур регуляции соответствия легочной вентиляции и интенсивностью метаболизма. Эндокринные механизмы легочной вентиляции. Роль рефлексов с механорецепторов легких и воздухоносных путей и проприорецепторов дыхательных мышц в формировании паттерна дыхания. Механорецепторный контур регуляции и энергетическая оптимизация дыхательного акта. | Сам. работа | 7 | 14 | ПК-1 | Л2.1 |
Раздел 5. НАРУШЕНИЯ РЕГУЛЯЦИИ ДЫХАНИЯ И МЕХАНИЗМЫ ИХ КОМПЕНСАЦИИ | ||||||
5.1. | Причины и механизмы нарушения регуляции дыхания. Состояние гипоксической гипоксии. Нарушения эффекторных звеньев регуляции дыхания. Механизм развития альвеолярной гиповентиляции. Диспноэ и патологические типы дыхания.Обструктивный тип дыхания. Рестриктивные поражения легких. | Лекции | 7 | 4 | ПК-1 | Л2.1 |
5.2. | Диагностика нарушений внешнего дыхания | Лабораторные | 7 | 6 | ПК-1 | Л3.2, Л3.1 |
5.3. | Компенсаторные реакции при гипоксии, гиперкапнии, гипероксии. Реакция организма на гипокапнию | Сам. работа | 7 | 6 | ПК-1 | Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. ПРИЛОЖЕНИЕ ФОС |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. ПРИЛОЖЕНИЕ ФОС |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. ПРИЛОЖЕНИЕ ФОС |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Судаков К.В., Андрианов В.В., Вагин Ю.Е., Джебраилова Т.Д., Киселев И.И., Умрюхин П.Е. | Нормальная физиология: учебник | ГЭОТАР-Медиа, 2015 | www.studentlibrary.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | под ред. Андрея Глебовича Камкина, Андрея Александровича Каменского | Фундаментальная и клиническая физиология: учебник | М.: Академия, 2004 | 10 |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Томилова И.Н. | Большой практикум по физиологии человека: учебное пособие | Алт. ун-та, 2013 | http://elibrary.asu.ru/handle/asu/512 |
Л3.2 | Киселев В.Д.,Томилова И.Н., Плешкова Н.В. | Лабораторный практикум по физиологии человека: учеб. пособие | Изд-во АлтГУ, 2009 | 51 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная база данных «Scopus» | www.scopus.com | ||
Э2 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
Э3 | Научная электронная библиотека elibrary | elibrary.ru | ||
Э4 | Курс на Moodle "Физиология дыхания" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
227Л | лаборатория физиологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; лабораторные столы – 8 шт.; весовой стол; химической посуды; реактивы; 2 раковины; компьютер: марка Aquarius модель Pro P30 S46 - 1 единица; стационарный проектор: марка Casio XJ модель M140 - 1 единица; стационарный экран: марка Digis Optimal-C 1:1 111" (200*200) модель MW DSOC-1103 - 1 единица; монитор: марка Acer модель AL 1917; шкаф вытяжной ЛАБ-900 ШВ-Н ЛОиП; сухожаровой шкаф; весы электронные ВСП-0,5/0,1-1; термометры автоматические и водные; автоматический гематологический анализатор в комплекте Mythic 22; глюкометр ONE TOUCH ULTRA; коагулометр автоматический MaxmatPL Coag с принадлежностями; анализатор оценки баланса водных секторов организма МЕДАСС; капнометр ультразвуковой КП-01 ЕЛАМЕД; электрокардиограф ЭК1Т-07; индикатор глазного давления; динамометр кистевой ДК-100; спирометр сухой портативный; тазомер акушерский; ростомер электронный РЭП; термометр Checktemp; тонометр OMRON М6 Comfort с адаптером; холодильник «Саратов»; спиртовые горелки; дозаторы автоматические 0,5*5 мл, 1-10 мкл, 10-100 мкл, 100-1000 мкл; камера УФ-бактерицидная КВ-02-«Я»-ФП; облучатель-рециркулятор УФ-бактерицидный «СИБЭСТ-20»; полка ультравиола-ультрафиолет; тонометры МТ-20; штатив Rekam QPod S-500; комплект лабораторной посуды и реактивы для проведения лабораторных работ по физиологии. |
119Л | абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Физиология дыхания» Дисциплина «Физиология дыхания» включает следующие виды занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия и самостоятельную работу. Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает изучение рекомендованных источников и литературы по тематике занятия. Отдельным видом самостоятельной работы является самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лекци лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями. В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета. Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины. Методические рекомендации по подготовке к устному ответу на вопросы текущего контроля. Устный опрос проводится на лабораторном занятии, непосредственно перед выполнением лабораторных работ. При подготовке к устному ответу на вопросы текущего контроля необходимо: - внимательно ознакомиться с тематикой лабораторного занятия; - изучить рекомендованную литературу; - составить краткий план ответа на каждый вопрос; - проверить свои знания, отвечая на вопросы для самопроверки; Методические рекомендации для студентов по подготовке к лабораторным работам Лабораторные занятия являются основным видом учебных занятий и позволяют интегрировать теоретические знания и формировать практические умения и навыки студентов в процессе учебной деятельности. На лабораторных занятиях осуществляются следующие формы работ со студентами: индивидуальная (оценка знаний, выполненных тестовых заданий, проверка рабочих тетрадей); групповая (выполнение заданий малыми группами по 2-4 человека); фронтальная (подведение итогов выполнения лабораторных работ, подведение итогов выполнения теста). Структура и последовательность занятий: на первом, вводном, занятии проводится инструктаж студентов по охране труда, технике безопасности и правилам работы в лаборатории по инструкциям утвержденного образца с фиксацией результатов в журнале инструктажа. Студенты также знакомятся с основными требованиями преподавателя по выполнению учебного плана, с графиком прохождения лабораторных занятий, с графиком прохождения контрольных заданий, с основными формам отчетности по выполненным работам и заданиям. Студентам для выполнения лабораторных работ необходима специальная лабораторная тетрадь. Тестовые задания выполняются на специальных бланках, выдаваемых преподавателем индивидуально. Для каждого занятия подготовлены методические указания по выполнению лабораторной работы и/или практического задания, необходимый раздаточный материал. Структура лабораторного занятия 1. Объявление темы, цели и задач занятия. 2. Проверка теоретической подготовки студентов к лабораторному занятию. 3. Выполнение лабораторной работы и/или практических задач. 4. Подведение итогов занятия (формулирование выводов). 5. Проверка лабораторных тетрадей. В начале занятия называется его тема, цель и этапы проведения. По теме занятия проводится устный опрос, что необходимо для осознанного выполнения лабораторной работы или практического. Индивидуальный контроль осуществляется в форме тестов. После написания теста его вопросы проговариваются еще раз, и на них даются правильные ответы. Тесты проверяются во внеучебное время. Лабораторная работа или практические задания выполняются в соответствии с методическими указаниями. Перед уходом из лаборатории студенты должны навести порядок на своем рабочем месте столе. Лабораторный отчет оформляется по следующей схеме: Дата Тема занятия Номер лабораторной работы (задания) Цель и задачи лабораторной работы (задания) Результаты выполнения в предусмотренной методическими указаниями форме (таблица, рисунок и т.д.) Выводы в соответствии с целью и задачами. Методические рекомендации по подготовке к зачету. К зачету допускается студент, выполнивший в полном объеме задания, предусмотренные в рабочей программе. В случае пропуска лабораторных занятий по уважительным или неуважительным причинам студент самостоятельно выполняет и сдает на проверку в письменном виде общие или индивидуальные задания, определяемые преподавателем. Зачет проходит в устной форме на основе перечня вопросов, которые отражают содержание действующей рабочей программы учебной дисциплины. В билет включены два теоретических вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Зачет проводится в устной форме. На ответ и подготовку студенту отводится 35 минут. Студентам рекомендуется: 1. готовиться к зачету в группе (два-три человека); 2. внимательно прочитать вопросы к зачету 3. составить план ответа на каждый вопрос, выделив ключевые моменты материала; 4. изучив несколько вопросов, обсудить их с однокурсниками. Ответ должен быть аргументированным. Результат сдачи зачета оцениваются отметкой «зачтено» или «не зачтено». |