Закреплена за кафедрой | Кафедра зоологии и физиологии |
---|---|
Направление подготовки | 06.04.01. Биология |
Профиль | Физиология и нутрициология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 06_04_01_Физ_нутр-1- 2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Лабораторные | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 49 | 49 | 49 | 49 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра зоологии и физиологии
Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.
1.1. | Ознакомить студентов с современными представлениями о структурно-функциональных особенностях системы обмена веществ. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.03 |
ПК-1 | способностью творчески использовать в научной и производственно-технологической деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов дисциплин (модулей), определяющих направленность (профиль) программы магистратуры |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | как использовать современные лабораторные и полевые методы исследований для изучения строения организма человека и животных, их онтогенеза, физиологии, биохимии, приспособлениям к условиям окружающеей среды; как использовать современные лабораторные и полевые методы исследований для изучения строения организма человека и животных, их онтогенеза, физиологии, биохимии, приспособлениям к условиям окружающеей среды, особенно в той части котораая относится к теме НИР. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | использовать современные лабораторные и полевые методы исследований для изучения строения организма человека и животных, их онтогенеза, физиологии, биохимии, приспособлениям к условиям окружающеей среды; методы исследований для изучения строения организма человека и животных, их онтогенеза, физиологии, биохимии, приспособлениям к условиям окружающеей среды, особенно в той части котораая относится к теме НИР. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | современными лабораторными и полевыми методами исследований для изучения строения организма человека и животных, их онтогенеза, физиологии, биохимии, приспособлениям к условиям окружающеей среды; современными лабораторными и полевыми методами исследований для изучения строения организма человека и животных, их онтогенеза, физиологии, биохимии, приспособлениям к условиям окружающеей среды, особенно в той части котораая относится к теме НИР. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Основные параметры обмена веществ | ||||||
1.1. | Сущность обмена веществ. Основные показатели: основной обмен, валовый обмен, рабочая прибавка. Параметры обменных процессов в организме. Интенсивность энергетического обмена (правило Рубнера). | Лекции | 3 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
1.2. | Обмен веществ и энергии при различных уровнях функциональной активности организма. | Сам. работа | 3 | 10 | Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 2. Обмен белков. Нарушения азотистого обмена | ||||||
2.1. | Обмен белков. Нарушения переваривания и всасывания белков. Аутоинтоксикация организма на фоне низкого содержания в крови аминокислот. Нарушение работы гамма-глутамильного цикла всасывания аминокислот. Молекулярные нарушения обмена аминокислот. Наследственный характер нарушения обмена аминокислот. Токсический эффект аминокислот и их метаболитов. Гипераминоацидемии – повышенное содержание в крови отдельных аминокислот и аминоацидурии – обнаружение в моче аминокислот. Первичные аминоацидурии. | Лекции | 3 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
2.2. | Переваривание и всасывание белков, жиров, углеводов | Лабораторные | 3 | 8 | Л2.1 | |
2.3. | Фенилкетонурия – нарушение обмена фенилаланина, как результат дефекта фенилаланингидроксилазы. Нарушения обмена триптофана (в моче индолацетат, индоллактат, индолпируват), метионина, цистеина, тирозина и рядя других аминокислот. Вторичные аминоацидурии связанные с нарушением канальциевого транспорта аминокислот в почках. Нарушение биосинтеза мочевины. | Сам. работа | 3 | 10 | Л1.1 | |
Раздел 3. Обмен жиров. Нарушения липидного обмена | ||||||
3.1. | Обмен жиров. Нарушения переваривания и всасывания липидов. Стеанорея. Нарушение поступления желчи в 12-перстную кишку. Гепатогенная стеанорея при закупорке или сужении желчных путей, гепатитах и циррозе. Снижение метаболической активности слизистой оболочки тонкого отдела кишечника. Гиперлипопротеинемия, гипопротеинемия. Основные причины атеросклероза. Отсутствие у клеток рецепторов на ЛПНП. | Лекции | 3 | 2 | Л1.1 | |
3.2. | Способы оценки энергетических затрат организма | Лабораторные | 3 | 8 | Л2.1 | |
3.3. | Нарушение желчегенеза и транспорта холестерола липопротеидами. Гиперхолистеролемии. Холестериозы. Атеросклероз. | Сам. работа | 3 | 10 | ||
Раздел 4. Обмен углеводов. Нарушения углеводного обмена. | ||||||
4.1. | Обмен углеводов. Патологические типы гипергликемий. Наиболее распространенная форма патологической гипергликемии – сахарный диабет. Роль инсулина в регуляции углеводного обмена. Причины дефицита инсулина: генетические нарушения синтеза этого гормона, заболевания поджелудочной железы – вторичный диабет. Глюкозурия. Кетонемия и кетонурия, кетоацидоз. Участие адреналина, глюкокортикостероидов и катехоламинов в процессах глюконеогенеза и распада гликогена. | Лекции | 3 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
4.2. | Определение витаминов, макро- и микроэлементов в биосредах организма. | Лабораторные | 3 | 8 | Л2.1 | |
4.3. | Заболевания гипоталамуса и надпочечников. Повышенная секреция соматотропного гормона и АГКТ, катехоламинов и люкокортикоидов – причины гипергликемии. Гипогликемия физиологическая. Патологическая гипогликемия. Причины патологической гипогликимии. | Сам. работа | 3 | 19 | Л1.1 | |
4.4. | Экзамен | 3 | 27 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. приложение ФОС |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение ФОС |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | под ред. Андрея Глебовича Камкина, Андрея Александровича Каменского | Фундаментальная и клиническая физиология: учебник | М.: Академия, 2004 | 10 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Мак-Мюррей, У. | Обмен веществ у человека: Основы учения о взаимосвязи биохии с физиологией и патологией: | Мир, 1980 | 10 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная база данных «Scopus» | www.scopus.com | ||
Э2 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
Э3 | Научная электронная библиотека elibrary | elibrary.ru | ||
Э4 | Онлайн-библиотека биологической литературы | www.biolib.de | ||
Э5 | Российская научная электронная библитотека концепции открытой науки | cyberleninka.ru | ||
Э6 | Курс на Moodle "Физиология обмена веществ" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
227Л | лаборатория физиологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; лабораторные столы – 8 шт.; весовой стол; химической посуды; реактивы; 2 раковины; компьютер: марка Aquarius модель Pro P30 S46 - 1 единица; стационарный проектор: марка Casio XJ модель M140 - 1 единица; стационарный экран: марка Digis Optimal-C 1:1 111" (200*200) модель MW DSOC-1103 - 1 единица; монитор: марка Acer модель AL 1917; шкаф вытяжной ЛАБ-900 ШВ-Н ЛОиП; сухожаровой шкаф; весы электронные ВСП-0,5/0,1-1; термометры автоматические и водные; автоматический гематологический анализатор в комплекте Mythic 22; глюкометр ONE TOUCH ULTRA; коагулометр автоматический MaxmatPL Coag с принадлежностями; анализатор оценки баланса водных секторов организма МЕДАСС; капнометр ультразвуковой КП-01 ЕЛАМЕД; электрокардиограф ЭК1Т-07; индикатор глазного давления; динамометр кистевой ДК-100; спирометр сухой портативный; тазомер акушерский; ростомер электронный РЭП; термометр Checktemp; тонометр OMRON М6 Comfort с адаптером; холодильник «Саратов»; спиртовые горелки; дозаторы автоматические 0,5*5 мл, 1-10 мкл, 10-100 мкл, 100-1000 мкл; камера УФ-бактерицидная КВ-02-«Я»-ФП; облучатель-рециркулятор УФ-бактерицидный «СИБЭСТ-20»; полка ультравиола-ультрафиолет; тонометры МТ-20; штатив Rekam QPod S-500; комплект лабораторной посуды и реактивы для проведения лабораторных работ по физиологии. |
119Л | абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Физиология обмена веществ». Изучение данной дисциплины строится по модели смешанного обучения, при котором работа в аудитории (лекции, лабораторные работы), сочетается с самостоятельной работой в электронной среде (СДО Moodle, https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2480). Дисциплина «Физиология обмена веществ» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельную работу. Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Физиология обмена веществ». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников. Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета, экзамена. При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы практикума; продумать ответы на контрольные вопросы. Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем. В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета, экзамена. Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы. |