Закреплена за кафедрой | Кафедра зоологии и физиологии |
---|---|
Направление подготовки | 06.03.01. Биология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 06_03_01_Биология-4-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (5) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Лабораторные | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 37 | 37 | 37 | 37 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра зоологии и физиологии
Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.
1.1. | Ознакомление студентов с современным состоянием «Физиологии кровообращения» как раздела физиологии и перспективами ее развития в будущем. Задачи изучения дисциплины: Студенты, завершившие изучение данной дисциплины должны: уметь выделить знания о функциях системы кровообращения, как целой системы органов иметь представление о функциях сердца и сосудистой системы; ориентироваться в выпускаемой научной и учебно-методической литературе по данному предмету. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.05 |
ПК-1 | способностью эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | методы физиологических исследований. как использовать современные лабораторные и полевые методы исследований для изучения строения организма человека и животных, их онтогенеза, физиологии, биохимии, приспособлениям к условиям окружающеей среды. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | самостоятельно работать с приборами. использовать современные лабораторные и полевые методы исследований для изучения строения организма человека и животных, их онтогенеза, физиологии, биохимии, приспособлениям к условиям окружающеей среды. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками интерпритации результата современными лабораторными и полевыми методами исследований для изучения строения организма человека и животных, их онтогенеза, физиологии, биохимии, приспособлениям к условиям окружающеей среды. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. История развития физиологии кровообращения | ||||||
1.1. | История развития физиологии кровообращения | Лекции | 5 | 2 | ПК-1 | Л1.2, Л3.1 |
1.2. | Основные открытия в области физиологии кровообращения в послегарвеевский период. | Сам. работа | 5 | 2 | ПК-1 | Л1.2, Л3.1, Л2.1 |
Раздел 2. Общие принципы организации системы кровообращения | ||||||
2.1. | Общие принципы организации системы кровообращения | Лекции | 5 | 2 | ПК-1 | Л1.2, Л3.1, Л1.1 |
2.2. | Сердце и его работа | Сам. работа | 5 | 2 | ПК-1 | Л1.2, Л3.1, Л2.1 |
Раздел 3. Гомеостаз и кровообращение | ||||||
3.1. | Гомеостаз и сердечно-сосудистая система | Лекции | 5 | 2 | ПК-1 | Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
3.2. | Определение длительности сердечного цикла у человека в покое и при физической нагрузке. | Лабораторные | 5 | 3 | ПК-1 | Л1.2, Л3.1 |
3.3. | Физические основы кровообращения. Лимфатическая система. | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-1 | Л1.2, Л3.1 |
Раздел 4. Строение и общая физиология сердца | ||||||
4.1. | Электрическая и механическая деятельность сердца. | Лекции | 5 | 2 | ПК-1 | Л1.2, Л3.1, Л1.1 |
4.2. | Фазовый анализ сердечного цикла. | Лабораторные | 5 | 2 | ПК-1 | Л1.2, Л3.1 |
4.3. | Необходимые условия для эффективной насосной функции сердца. | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-1 | Л1.2, Л3.1, Л2.1 |
Раздел 5. Нервная и гуморальная регуляция деятельности сердца | ||||||
5.1. | Нервная и гуморальная регуляция деятельности сердца | Лекции | 5 | 2 | ПК-1 | Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
5.2. | Экзогенные рефлексы на сердце. | Лабораторные | 5 | 3 | ПК-1 | Л1.2, Л3.1 |
5.3. | Влияние других гуморальных и метаболических факторов на деятельность сердца. | Сам. работа | 5 | 5 | ПК-1 | Л1.2, Л3.1 |
Раздел 6. Сердечный насос | ||||||
6.1. | Сердечный цикл. Минутный объем сердца. Регуляция ударного объема. | Лекции | 5 | 2 | ПК-1 | Л1.2, Л3.1, Л1.1 |
6.2. | Вычисление работы сердца. | Лабораторные | 5 | 2 | ПК-1 | Л1.2, Л3.1 |
6.3. | Энергетический обмен сердца. | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-1 | Л1.2, Л3.1, Л2.1 |
Раздел 7. Электрокардиограмма | ||||||
7.1. | Основные харатеристики электрокардиограммы. | Лекции | 5 | 2 | ПК-1 | Л1.2, Л3.1, Л1.1 |
7.2. | Электрокардиография. Математический анализ сердечного цикла. | Лабораторные | 5 | 8 | ПК-1 | Л1.2, Л3.1, Л2.1 |
7.3. | Возможности метода ЭКГ. Сравнительная электрокардиология. | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-1 | Л1.2, Л3.1 |
Раздел 8. Периферическая сосудистая система | ||||||
8.1. | Основы строения сосудистой сети. Основные функции сосудов. | Лекции | 5 | 2 | ПК-1 | Л1.2, Л3.1, Л1.1 |
8.2. | Определение артериального давления. Определение объемной скорости кровотока | Лабораторные | 5 | 4 | ПК-1 | Л1.2, Л3.1 |
8.3. | Факторы определяющие артериальное давление. | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-1 | Л1.2, Л3.1, Л2.1 |
Раздел 9. Регуляция венозного и артериального давления | ||||||
9.1. | Регуляция венозного и артериального давления | Лекции | 5 | 4 | ПК-1 | Л1.2, Л3.1, Л1.1 |
9.2. | Определение венозного давления. Влияние холода на артериальное давление | Лабораторные | 5 | 2 | ПК-1 | Л1.2, Л3.1 |
9.3. | Кратковременная регуляция артериального давления. Долговременная регуляция артериального давления. | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-1 | Л1.2, Л3.1 |
Раздел 10. Деятельность сердечно-сосудистой системы при действии физиологических стрессов и при патологии | ||||||
10.1. | Влияние процесса дыхания, силы тяжести, физической нагрузки на деятельность сердечно-сосудистой системы. Гемодинамический шок. | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-1 | Л1.2, Л3.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. Приложение ФОС |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. Приложение ФОС |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. Приложение ФОС |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Филатова О.В. | Физиология сердечно-сосудистой системы: учебное пособие | Барнаул: Изд-во Алт.ун-та, 2013 | elibrary.asu.ru |
Л1.2 | под ред. Андрея Глебовича Камкина, Андрея Александровича Каменского | Фундаментальная и клиническая физиология: учебник | М.: Академия, 2004 | 10 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Под ред. А. Д. Ноздрачева | Общий курс физиологии человека и животных. Том 2.: учебник | М.: Высшая школа, 1991 | 91 |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Филатова О. В., Железкова А. А. | Физиология кровообращения: метод. указания с тестовыми заданиями | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2010 | 2 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная база данных «Scopus» | www.scopus.com | ||
Э2 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
Э3 | Научная электронная библиотека elibrary | elibrary.ru | ||
Э4 | ЭУМКД Физиология сердечно-сосудистой системы | portal.edu.asu.ru | ||
Э5 | База данных издательства Springer | link.springer.com | ||
Э6 | Онлайн-библиотека биологической литературы | www.biolib.de | ||
Э7 | Электронная библиотека университета Оснабрюк Германия | rzblx1.uni-regensburg.de | ||
Э8 | Электронная библиотека (раздел – биология) | openlibrary.org | ||
Э9 | Российская научная электронная библитотека концепции открытой науки | cyberleninka.ru | ||
Э10 | Курс на Moodle "Физиология сердечно-сосудистой системы" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) 4. ЭУМКД Физиология сердечно-сосудистой системы (https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=460) 5. База данных издательства Springer (https://link.springer.com/) 6. Онлайн-библиотека биологической литературы (http://www.biolib.de/) 7. Электронная библиотека университета Оснабрюк Германия (http://rzblx1.uni-regensburg.de/ezeit/fl.phtml?bibid=UBOS&colors=7&lang=de¬ation=W) 8. Электронная библиотека (раздел – биология) (https://openlibrary.org/) 9. Российская научная электронная библитотека концепции открытой науки (http://cyberleninka.ru/) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
227Л | лаборатория физиологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; лабораторные столы – 8 шт.; весовой стол; химической посуды; реактивы; 2 раковины; компьютер: марка Aquarius модель Pro P30 S46 - 1 единица; стационарный проектор: марка Casio XJ модель M140 - 1 единица; стационарный экран: марка Digis Optimal-C 1:1 111" (200*200) модель MW DSOC-1103 - 1 единица; монитор: марка Acer модель AL 1917; шкаф вытяжной ЛАБ-900 ШВ-Н ЛОиП; сухожаровой шкаф; весы электронные ВСП-0,5/0,1-1; термометры автоматические и водные; автоматический гематологический анализатор в комплекте Mythic 22; глюкометр ONE TOUCH ULTRA; коагулометр автоматический MaxmatPL Coag с принадлежностями; анализатор оценки баланса водных секторов организма МЕДАСС; капнометр ультразвуковой КП-01 ЕЛАМЕД; электрокардиограф ЭК1Т-07; индикатор глазного давления; динамометр кистевой ДК-100; спирометр сухой портативный; тазомер акушерский; ростомер электронный РЭП; термометр Checktemp; тонометр OMRON М6 Comfort с адаптером; холодильник «Саратов»; спиртовые горелки; дозаторы автоматические 0,5*5 мл, 1-10 мкл, 10-100 мкл, 100-1000 мкл; камера УФ-бактерицидная КВ-02-«Я»-ФП; облучатель-рециркулятор УФ-бактерицидный «СИБЭСТ-20»; полка ультравиола-ультрафиолет; тонометры МТ-20; штатив Rekam QPod S-500; комплект лабораторной посуды и реактивы для проведения лабораторных работ по физиологии. |
119Л | абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
229Л | препараторская - учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования | Рабочее место преподавателя – 3; лабораторный стол – 1 шт.; раковина; сейф для хранения оборудования; компьютер: марка Intel Celeron 1.8 модель LG Flatron L 17535-SF - 1 единица; анализатор оценки баланса водных секторов организма МЕДАСС; реограф-полианализатор РГПА-6/12 «Реан-Поли»; кушетка; индикатор глазного давления; ширма ПВХ односекционная; тазомер акушерский; тонометр OMRON М6 Comfort с адаптером; принтер лазерный Canon LBP 810; принтер лазерный XEROX Pfaser 3110. |
Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины "Физиология сердечно-сосудистой системы". Дисциплина "Физиология сердечно-сосудистой системы" включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, практические или (лабораторные) занятия, самостоятельную работу. Изучение данной дисциплины строится по модели смешанного обучения, при котором работа в аудитории (лекции, лабораторные работы), сочетается с самостоятельной работой в электронной среде (СДО Moodle, https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=460). Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете "Физиология сердечно-сосудистой системы". Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников. Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы.Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета (или экзамена). При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы практикума; продумать ответы на контрольные вопросы. Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различныхметодов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем. В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом или лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме экзамена. Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплиныили по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы. |