МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Физиология трудовых процессов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планv06_03_01_Биология ОЗО-12345-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 40
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Лабораторные 20 20 20 20
Сам. работа 40 40 40 40
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
Канд. биол. наук, доцент, Воронина И.Ю.

Рецензент(ы):
Доктор биол. наук, профессор, соколова Г.Г.

Рабочая программа дисциплины
Физиология трудовых процессов

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВПО по направлению подготовки 020400.62 Биология, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 04 февраля 2010 г. № 100 (степень "Бакалавр")

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Мацюра А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать у студентов представление о физиологических закономерностях трудовой деятельности человека.
Научить студентов понимать физиологические механизмы формирования трудовых навыков
давать физиологическую характеристику функционального состояния в процессе трудовой деятельности
обосновывать физиологические принципы рациональной организации трудовых процессов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.закономерности функционирования человеческого организма в процессе трудовой деятельности; теоретические основы и базовые представления физиологических наук о структурной и функциональной организации биологических объектов; основные современные теоретические и метологические подходы по выбранному профилю; приборы, используемые для оценки функционального состояния организма человека; перечислить методы физиологических исследований систем органов человека;основные методологические подходы к изучению физиологии человека.
3.2.Уметь:
3.2.1.оценить функциональное состояние человека в процессе трудовой деятельности; интерпретировать результаты физиологического исследования; анализировать информацию физиологического характера и осуществлять манипуляции с биологическим объектами на основе гуманистических принципов; самостоятельно работать с приборами; применять современную аппаратуру и оборудование для работы с биологическими объектами в условиях производства и в лабораторных условиях; понимать, излагать и критически анализировать биологическую информацию и представлять результаты лабораторных исследований.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.основными методами физиологического исследования; самостоятельно работать с приборами; владением основными физиологическими методами анализа и оценки состояния живых систем; методами физиологических исследований; методами получения, обработки, анализа и синтеза лабораторной биологической информации; навыками применения принципов составления научно-технических материалов; навыками в области организации и управления при проведении научно-исследовательских и производственных биологических работ.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные положения физиологии труда. Краткая характеристика основных форм трудовой деятельности
1.1. Понятие о физиологии труда. Межпредметные связи. Исторический очерк. Проблемы и методы физиологии труда. Ключевые понятия и практические задачи физиологии труда. Лекции 6 2 Л1.2, Л3.1, Л1.1
1.2. Физический труд и умственный труд. Основные формы трудовой деятельности. Сам. работа 6 4 Л1.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
Раздел 2. Общие закономерности регуляции рабочей деятельности человека
2.1. Центральная нервная регуляция рабочей деятельности. Учение о доминанте и усвоении ритма А.А. Ухтомского. Состояние оперативного покоя, формирование динамического стереотипа. Предупредительная иннервация мышечной деятельности. Лекции 6 2 Л1.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2
2.2. Моторные и висцеральные функции при труде. Уровни системной регуляции взаимодействия органов. Дезинтеграция. Функции анализаторов и значение их деятельности в трудовых процессах. Рецепторная спецификация и доминантная установка трудовой деятельности. Сам. работа 6 4 Л1.2, Л3.1, Л1.1
Раздел 3. Опорно-двигательный аппарат и его рабочее применение Физический труд
3.1. Оценка физической работоспособности Лабораторные 6 2 Л1.2, Л3.1, Л1.1
3.2. Физиология нервно- мычечной системы в процессе труда. Рабочая поза. Дефицит движения (гиподинамия) и потеря физической работоспособности. Сам. работа 6 6 Л1.2, Л3.1, Л1.1
Раздел 4. Физиология умственного труда
4.1. Основные формы интеллектуального труда.Оценка умственной работоспособности Лабораторные 6 6 Л1.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
4.2. Затраты энергии при умственном труде. Работоспособность и утомление в процессе умственного труда. Оптимизация трудового процесса. Сам. работа 6 6 Л1.2, Л3.1, Л1.1
Раздел 5. Функции внутренних органов в трудовых процессах
5.1. Показатели деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной систем и системы крови при динамической работе. Терморегуляция и эндокринные функции при выполнении трудовых процессов. Биохимические основы мышечной и умственной деятельности. Лекции 6 2 Л1.2, Л3.1, Л1.1
5.2. Определение аэробных и анаэробных возможностей организма. Лабораторные 6 4 Л1.2, Л3.1, Л1.1
5.3. Энергетический и калориметрический метод оценки тяжести работы. Другие критерии оценки тяжести работы. Аналитическое и интегральное направления. Медико-физиологическая классификация работ Сам. работа 6 4 Л1.2, Л3.1, Л1.1
Раздел 6. Работоспособность и утомление
6.1. Определение работоспособности и ее динамика. Определение, теории,виды, стадии утомления. Механизмы развития утомления. Восстановление Отдых и профилактика утомления. Лекции 6 2 Л1.2, Л3.1, Л1.1
6.2. Оценка острого физического и умственного утомления. Оценка степени хронического утомления. Расчет индексов физического и умственного утомления. Лабораторные 6 2 Л1.2, Л3.1, Л1.1
6.3. Переутомление. Перегрузки и истощение. Хронические и острые перегрузки (повреждения). Поражение аппарата поддержания позы. Острые и хронические истощения. Реакция тревоги и адаптационный синдром. Стресс. Вегетативная дистония, ее симптомы. Сам. работа 6 4 Л1.2, Л3.1, Л1.1
Раздел 7. Эргономические аспекты рационализации трудовых процессов. Физиологическая рационализация режимов труда и отдыха
7.1. Понятие «эргономическая система». Физиологические основы разработки рациональных режимов труда и отдыха. Профессиональные заболевания, производственный травматизм. Лекции 6 2 Л1.2, Л3.1, Л1.1, Л2.2
7.2. Оценка интегральной тяжести труда Лабораторные 6 4 Л1.2, Л3.1, Л1.1, Л2.2
7.3. Физиологические основы рациональной организации трудовых процессов. Поддержание и повышение работоспособности. Сам. работа 6 4 Л1.2, Л3.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 8. Трудовое обучение. Упражнение
8.1. Понятие и структура умений. Физиологические и психологические этапы формирования навыка. Физиологические основы упражнения. Лекции 6 2 Л1.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
8.2. Проведение и интерпретация тестов профессиональной пригодности. Лабораторные 6 2 Л1.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
8.3. Физиологически обоснованные методы производственного обучения. Профессиональная ориентация и профессиональная пригодность. Тесты профессиональной пригодности. Сам. работа 6 4 Л1.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
Раздел 9. Действие производственных и природных факторов на человека. Физиолого-гигиенические особенности различных видов труда и труда в экстремальных условиях.
9.1. Понятия производственная среда, производственные факторы. Санитарно-гигиенические условия труд и их воздействие на организм.Действие производственных и природных факторов на человека. Физиолого-гигиенические особенности различных видов труда и труда в экстремальных условиях. Труд и пищевой режим. Труд и биоритмы Сам. работа 6 4 Л1.2, Л3.1, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. ПРИЛОЖЕНИЕ ФОС.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. ПРИЛОЖЕНИЕ ФОС.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. ПРИЛОЖЕНИЕ ФОС.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Плотникова М.В. Психофизиология профессиональной деятельности: учебное пособие Тюмень: ТГУ.- , 2016 e.lanbook.com
Л1.2 Воронина И.Ю. Физиология трудовых процессов: учебное пособие Алтайский госуниверситет, 2017 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Карпов А.В. - Отв. ред. ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Яценко М.В., Кайгородова Н.З. Эколого-психофизиологическое обеспечение умственной дея-: монография Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2014 elibrary.asu.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Козьяков Р. В. Психофизиология профессиональной деятельности: Методическая литература Директ-Медиа, 2013 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) elibrary.ru
Э2 Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) www.scopus.com
Э3 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru) elibrary.asu.ru
Э4 Курс на платформе Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
227Л лаборатория физиологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; лабораторные столы – 8 шт.; весовой стол; химической посуды; реактивы; 2 раковины; компьютер: марка Aquarius модель Pro P30 S46 - 1 единица; стационарный проектор: марка Casio XJ модель M140 - 1 единица; стационарный экран: марка Digis Optimal-C 1:1 111" (200*200) модель MW DSOC-1103 - 1 единица; монитор: марка Acer модель AL 1917; шкаф вытяжной ЛАБ-900 ШВ-Н ЛОиП; сухожаровой шкаф; весы электронные ВСП-0,5/0,1-1; термометры автоматические и водные; автоматический гематологический анализатор в комплекте Mythic 22; глюкометр ONE TOUCH ULTRA; коагулометр автоматический MaxmatPL Coag с принадлежностями; анализатор оценки баланса водных секторов организма МЕДАСС; капнометр ультразвуковой КП-01 ЕЛАМЕД; электрокардиограф ЭК1Т-07; индикатор глазного давления; динамометр кистевой ДК-100; спирометр сухой портативный; тазомер акушерский; ростомер электронный РЭП; термометр Checktemp; тонометр OMRON М6 Comfort с адаптером; холодильник «Саратов»; спиртовые горелки; дозаторы автоматические 0,5*5 мл, 1-10 мкл, 10-100 мкл, 100-1000 мкл; камера УФ-бактерицидная КВ-02-«Я»-ФП; облучатель-рециркулятор УФ-бактерицидный «СИБЭСТ-20»; полка ультравиола-ультрафиолет; тонометры МТ-20; штатив Rekam QPod S-500; комплект лабораторной посуды и реактивы для проведения лабораторных работ по физиологии.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Физиология трудовых процессов»
Дисциплина «Физиология трудовых процессов» включает следующие виды занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия и самостоятельную работу.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает изучение рекомендованных источников и литературы по тематике занятия.
Отдельным видом самостоятельной работы является самостоятельная работа на лекции.
Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лекци лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины.

Методические рекомендации по подготовке к устному ответу на вопросы текущего контроля.
Устный опрос проводится на лабораторном занятии, непосредственно перед выполнением лабораторных работ.
При подготовке к устному ответу на вопросы текущего контроля необходимо:
- внимательно ознакомиться с тематикой лабораторного занятия;
- изучить рекомендованную литературу;
- составить краткий план ответа на каждый вопрос;
- проверить свои знания, отвечая на вопросы для самопроверки;

Методические рекомендации по подготовке рефератов.
Студент может предложить свою версию темы, предварительно согласовав формулировку с преподавателем. Выбрав тему, студент должен подготовить работу и сдать в сроки, предварительно оговариваемые с преподавателем.
Объем реферата вместе с титульным листом, оглавлением и списком использованной литературы, составляет около 15 тысяч знаков с пробелами (формат A4, 14 шрифт полуторный интервал). На обложке необходимо указать название учебного учреждения, факультет, курс, группу, Ф.И.О. студента, тему реферата и год выполнения.
Для правильного оформления реферата необходимо использовать пособие «Методические рекомендации по оформлению выпускных квалификационных работ» / Сост. Бобина И.В., Бородулина И.Д., Воронина И.Ю., Кудряшова И.В., Кучина Е.А., Сперанская Н.Ю., Соколова Г.Г., Филатова О.В., Шапетько Е.В. – Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2018. – 78 с.Список использованной литературы должен включать не менее 5 источников.
Вне зависимости от объема работы, основной её целью является раскрытие темы на основе прочитанных источников из списка предложенной основной и дополнительной литературы. Дословно цитируемый текст должен быть заключен в кавычки с последующей ссылкой на источник с указанием страницы или раздела. В качестве источников допускается использование научных и образовательных публикаций и изданий.

Методические рекомендации для студентов по подготовке к лабораторным работам
Лабораторные занятия являются основным видом учебных занятий и позволяют интегрировать теоретические знания и формировать практические умения и навыки студентов в процессе учебной деятельности.
На лабораторных занятиях осуществляются следующие формы работ со студентами: индивидуальная (оценка знаний, выполненных тестовых заданий, проверка рабочих тетрадей); групповая (выполнение заданий малыми группами по 2-4 человека); фронтальная (подведение итогов выполнения лабораторных работ, подведение итогов выполнения теста).
Структура и последовательность занятий: на первом, вводном, занятии проводится инструктаж студентов по охране труда, технике безопасности и правилам работы в лаборатории по инструкциям утвержденного образца с фиксацией результатов в журнале инструктажа. Студенты также знакомятся с основными требованиями преподавателя по выполнению учебного плана, с графиком прохождения лабораторных занятий, с графиком прохождения контрольных заданий, с основными формам отчетности по выполненным работам и заданиям.
Студентам для выполнения лабораторных работ необходима специальная лабораторная тетрадь. Тестовые задания выполняются на специальных бланках, выдаваемых преподавателем индивидуально. Для каждого занятия подготовлены методические указания по выполнению лабораторной работы и/или практического задания, необходимый раздаточный материал.
Структура лабораторного занятия
1. Объявление темы, цели и задач занятия.
2. Проверка теоретической подготовки студентов к лабораторному занятию.
3. Выполнение лабораторной работы и/или практических задач.
4. Подведение итогов занятия (формулирование выводов).
5. Проверка лабораторных тетрадей.
В начале занятия называется его тема, цель и этапы проведения.
По теме занятия проводится устный опрос, что необходимо для осознанного выполнения лабораторной работы или практического.
Индивидуальный контроль осуществляется в форме тестов. После написания теста его вопросы проговариваются еще раз, и на них даются правильные ответы. Тесты проверяются во внеучебное время.
Лабораторная работа или практические задания выполняются в соответствии с методическими указаниями.
Перед уходом из лаборатории студенты должны навести порядок на своем рабочем месте столе.
Лабораторный отчет оформляется по следующей схеме:
Дата
Тема занятия
Номер лабораторной работы (задания)
Цель и задачи лабораторной работы (задания)
Результаты выполнения в предусмотренной методическими указаниями форме (таблица, рисунок и т.д.)
Выводы в соответствии с целью и задачами.

Методические рекомендации по подготовке к зачету.
К зачету допускается студент, выполнивший в полном объеме задания, предусмотренные в рабочей программе. В случае пропуска лабораторных занятий по уважительным или неуважительным причинам студент самостоятельно выполняет и сдает на проверку в письменном виде общие или индивидуальные задания, определяемые преподавателем. Зачет проходит в устной форме на основе перечня вопросов, которые отражают содержание действующей рабочей программы учебной дисциплины. В билет включены два теоретических вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Зачет проводится в устной форме. На ответ и подготовку студенту отводится 35 минут.
Студентам рекомендуется:
1. готовиться к зачету в группе (два-три человека);
2. внимательно прочитать вопросы к зачету
3. составить план ответа на каждый вопрос, выделив ключевые моменты материала;
4. изучив несколько вопросов, обсудить их с однокурсниками. Ответ должен быть аргументированным.
Результат сдачи зачета оцениваются отметкой «зачтено» или «не зачтено».