Закреплена за кафедрой | Кафедра зоологии и физиологии |
---|---|
Направление подготовки | 06.03.01. Биология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 06_03_01_Биология-4-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Лабораторные | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 64 | 64 | 64 | 64 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра зоологии и физиологии
Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.
1.1. | ознакомить студентов с принципами клеточной организации биологических объектов; ознакомить с методами цитологических и гистологических исследований с помощью микроскопической техники. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.02 |
ОПК-5 | способностью применять знание принципов клеточной организации биологических объектов, биофизических и биохимических основ, мембранных процессов и молекулярных механизмов жизнедеятельности |
ПК-1 | способностью эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | строение и функции органоидов клетки; о биологическом смысле митоза, мейоза, о явлениях амитоза, эндорепродукции, политении; об ультраструктурном уровне строения хромосом, принципах транскрипции, трансляции и репликации, понимать смысл основной догмы молекулярной биологии; устройство светового микроскопа; правила эксплуатации светового микроскопа; условия работы с объективом x90, правила использования иммерсионных сред. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | распознавать внутриклеточные структуры и элементы строения тканей; описать стадии оогенеза и сперматогенеза, митоза и мейза; раскрыть содержание процессов гликолиза, окислительного фосфорилирования, фотосинтеза, трансмембранного транспорта; сфокусировать изображение на малом и большом увеличении с помощью макро- и микровинтов; распознавать структуры клетки и определять принадлежность ткани к разным гистологическим типам; распознавать различные виды тканей в пределах одного типа. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками изучения клеточной организации биологических объектов; опытом определения типов окраски препаратов с учетом биохимических свойств ядра, цитоплазмы, органоидов и включений; навыками индентификации клеточных органоидов и отдельных тканей; основным приемом работы со световым микроскопом; навыками классификации гистологических объектов; навыками приготовления временных препаратов. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Клеточная теория. Методы исследования в цитологии и гистологии. Прокариоты и эукариоты. | ||||||
1.1. | Предмет изучения цитологии, гистологии, цели и задачи этих дисциплин. Клеточная теория, ее основные положения.Клетки прокариот и эукариот. | Лекции | 4 | 1 | ОПК-5 | Л2.2 |
1.2. | Основы микроскопической техники. Органоиды клеток прокариот и эукариот. | Лабораторные | 4 | 1 | ОПК-5, ПК-1 | Л3.1 |
1.3. | Методы исследования клеток и тканей.Теории происхождения эукариотических клеток. | Сам. работа | 4 | 6 | ОПК-5 | Л2.2 |
Раздел 2. Биомембраны, немембранные структуры клетки. | ||||||
2.1. | Классификация клеточных структур. Немембранные структуры клеток и их производные. Общий план строения биологических мембран. | Лекции | 4 | 1 | ОПК-5 | Л2.2 |
2.2. | Субклеточные компоненты, их биохимические характеристики. Классификация органоидов. Клеточные включения. Немембранные структуры клетки и их производные. | Лабораторные | 4 | 1 | ОПК-5, ПК-1 | Л3.1, Л2.2 |
2.3. | Виды транспорта через мембрану ( пассивный, активный, транспорт в мембранной упаковке (экзоцитоз, эндоцитоз) | Сам. работа | 4 | 6 | ОПК-5 | Л2.2 |
Раздел 3. Вакуолярная система | ||||||
3.1. | Гладкий и шероховатый ретикулум, их значение. Структура и функции комплекса Гольджи, лизосом. | Лекции | 4 | 2 | ОПК-5 | Л2.2 |
3.2. | Вакуолярная система клетки. | Лабораторные | 4 | 2 | ОПК-5 | Л3.1 |
3.3. | Структура и классификация рибосом. Лизосомы, их классификация и функции. | Сам. работа | 4 | 2 | ОПК-5 | Л2.2 |
Раздел 4. Мембранные органоиды | ||||||
4.1. | Строение и функции митохондрий и пластид. | Лекции | 4 | 1 | ОПК-5 | Л2.2 |
4.2. | Митохондрии и пластиды. | Лабораторные | 4 | 2 | ОПК-5, ПК-1 | Л3.1 |
4.3. | Полуавтономная организация митохондрий и пластид. | Сам. работа | 4 | 2 | ОПК-5 | Л2.2 |
Раздел 5. Ядро | ||||||
5.1. | Структура и функции ядра клетки. Состав и организация хроматина. Ядрышко, его строение и функции. | Лекции | 4 | 1 | ОПК-5 | Л2.2 |
5.2. | Ядро. Хроматин ядра. Кариотип. | Лабораторные | 4 | 2 | ОПК-5, ПК-1 | Л3.1 |
5.3. | Морфология митотических хромосом. Кариотип и его значение в науке и практике. | Сам. работа | 4 | 6 | ОПК-5 | Л2.2 |
Раздел 6. Воспроизведение клеток | ||||||
6.1. | Воспроизведение клеток. Клеточный цикл. Митоз, амитоз, эндомитоз, политения. Гаметогенез и мейоз. | Лекции | 4 | 2 | ОПК-5 | Л2.2 |
6.2. | Митоз, амитоз, эндомитоз, политения. Гаметогенез и мейоз. | Лабораторные | 4 | 2 | ОПК-5, ПК-1 | Л3.1 |
6.3. | Центральная догма молекулярной биологии. Транскрипция, трансляция и репликация у прокариот и эукариот. | Сам. работа | 4 | 6 | ОПК-5 | Л2.2 |
Раздел 7. Основные понятия гистологии. Классификация тканей | ||||||
7.1. | Понятия тканях и гистогенезе. Физиологическая и репаративная регенерация. Категории клеток по способу поддержания клеточной популяции. Дифференцировка и детерминация. | Лекции | 4 | 1 | ОПК-5 | Л2.1 |
7.2. | Основные типы тканей. | Сам. работа | 4 | 6 | ОПК-5 | Л2.1 |
Раздел 8. Эпителиальные ткани. Железы | ||||||
8.1. | Общие признаки эпителиев. Морфологическая и генетическая классификация эпителиальных тканей. Эпителии эктодермального, энтодермального и мезодермального происхождения. | Лекции | 4 | 4 | ОПК-5 | Л2.1 |
8.2. | Эпителиальные ткани экто-, энто- и мезодермального происхождения. Эпителий желез. | Лабораторные | 4 | 4 | ОПК-5, ПК-1 | Л3.1, Л2.3, Л2.2 |
8.3. | Железы, их классификация. | Сам. работа | 4 | 6 | ОПК-5 | Л2.1 |
Раздел 9. Трофические соединительные ткани (кровь и кроветворение). | ||||||
9.1. | Ткани внутренней среды. Происхождение, общие признаки, классификация.Трофические ткани. Кровь и лимфа. Плазма и форменные элементы крови. | Лекции | 4 | 2 | ОПК-5 | Л2.1 |
9.2. | Кровь и гемопоэз. | Лабораторные | 4 | 4 | ОПК-5, ПК-1 | Л3.1, Л2.3 |
9.3. | Эритроциты, Лейкоциты, классификация, морфо-функциональная характеристика. Тромбоциты. Участие лимфоцитов в иммунных реакциях, Т- и В-лимфоциты. Гемопоэз. | Сам. работа | 4 | 6 | ОПК-5 | Л2.1 |
Раздел 10. Опорные и собственно соединительные ткани. | ||||||
10.1. | Плотная неоформленная и оформленная соединительные ткани. Опорные ткани. Хрящевая ткань, ее классификация и морфологическая характеристика. Костная ткань. Межклеточное вещество, костные клетки. Виды костной ткани. | Лекции | 4 | 1 | ОПК-5 | Л2.1 |
10.2. | Рыхлая и плотная соединительные ткани. Соединительные ткани со специальными свойствами. Костная и хрящевая ткани. | Лабораторные | 4 | 2 | ОПК-5, ПК-1 | Л3.1, Л2.3 |
10.3. | Рыхлая неоформленная соединительная ткань, состав и строение межклеточного вещества, характеристика клеточных элементов. Понятие о ретикуло-гистиоцитарной системе. Соединительные ткани со специальными свойствами (ретикулярная, жировая, пигментная ткани). Гистогенез и регенерация костной ткани. Надкостница. | Сам. работа | 4 | 6 | ОПК-5 | Л2.1 |
Раздел 11. Мышечная ткань | ||||||
11.1. | Общая характеристика, функции, классификация. Морфология поперечно- полосатой, гладкой и сердечной мускулатуры. Ультраструктура миофибриллы. | Лекции | 4 | 2 | ОПК-5 | Л2.1 |
11.2. | Мышечная ткань. | Лабораторные | 4 | 2 | ОПК-5, ПК-1 | Л3.1, Л2.3 |
11.3. | Принципы мышечного сокращения. | Сам. работа | 4 | 6 | ОПК-5 | Л2.1 |
Раздел 12. Нервная ткань | ||||||
12.1. | Особенности строения нервных клеток, мякотных и безмякотных волокон. Макроглия (эпендима, астроглия, олигодендроглия), ее строение и функции. Микроглия. | Лекции | 4 | 2 | ОПК-5 | Л2.1 |
12.2. | Нервная ткань. | Лабораторные | 4 | 2 | ОПК-5, ПК-1 | Л3.1, Л2.3 |
12.3. | Общий план строения синапса. Рецепторы. | Сам. работа | 4 | 6 | ОПК-5 | Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. Приложения ФОС |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. Приложения ФОС |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. Приложения ФОС |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Антипчук Ю.П. | Гистология с основами эмбриологии: учеб. пособие для вузов | М. : Просвещение, 1983 | 47 |
Л2.2 | Калашникова Л.В., Прокофьева Л.П. | Биология: учебное пособие: Учебные пособия | Издательство "ФЛИНТА", 2017 | e.lanbook.com |
Л2.3 | Бойчук Н.В., Исламов Р.Р., Кузнецов С.Л., Челышев Ю.А. | Гистология. Атлас для практических занятий: учебное наглядное пособие | ГЭОТАР-Медиа, 2010 | www.studentlibrary.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Федорова О.И. | Цитология и гистология: учеб. пособие для вузов | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2012 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная база данных «Scopus» | www.scopus.com | ||
Э2 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
Э3 | Научная электронная библиотека elibrary | elibrary.ru | ||
Э4 | Курс на Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Word, MS Excel, MS PowerPoint. Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) 4. Киберленинка (https://cyberleninka.ru) 5. BioOne Complete (http://www.bioone.org) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
212Л | лаборатория микроскопии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; проектор: марка Epson модель EB-X04 - 1 единица; стационарный экран: марка Lumen – 1 единица; микроскоп Альтами ПС0745 – 8 шт; микроскоп медицинский БИОМЕД-6 – 16 шт.; стереомикроскоп МС-2 zoom – 1 шт. |
119Л | абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины цитология и гистология. Дисциплина цитология и гистология включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельная работа. Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Цитология и гистология». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников. Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием и фиксированными препаратами. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде текущего контроля. .Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета. При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы практикума; продумать ответы на контрольные вопросы. Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различныхметодов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемомуматериалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формойсамостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованныхисточников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем. В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета. Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины. |