МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы медицинских знаний

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки05.03.02. География
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план05_03_02_География-1-2020
Часов по учебному плану 54
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 36 36 36 36
Итого 54 54 54 54

Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Требухов А.В.

Рецензент(ы):
д.б.н., профессор, Филатова О.В.

Рабочая программа дисциплины
Основы медицинских знаний

разработана в соответствии с ФГОС:
ГОС ВПО по направлению подготовки дипломированного специалиста 656500 – «Безопасность жизнедеятельности в техносфере» утвержден Министерством образования РФ 05.04.2000 г. РЕГ. № 304 ТЕХ/ДС.

составлена на основании учебного плана:
05.03.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Мацюра А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель - привить студентам осознание ценности собственного здоровья и здорового образа жизни. Обучить навыкам оказания первой доврачебной помощи.
Задачи курса:
-Формирование знаний и практических умений у студентов по оценке количества и качества здоровья человека.
-Развитие положительной мотивации сохранении и укрепления собственного здоровья студентами через овладение принципами здорового образа жизни.
-Ознакомление студентов с организационными формами отечественного здравоохранения и медицинского обслуживания .
-Ознакомления с наиболее часто встречающимися заболеваниями и неотложными состояниями, привитие навыков оказания доврачебной помощи

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ФТД.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-9 способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные природные и техногенные опасности, их свойства и характеристики;
правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности;
анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов и приемы первой помощи.
3.2.Уметь:
3.2.1.идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их реализации;
принимать решения по целесообразным действиям в ЧС;
распознавать жизненные нарушения при неотложных состояниях и травмах.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности жизнедеятельности;
приемами и способами использования индивидуальных средств защиты в ЧС;
приемами оказания первой помощи пострадавшим в ЧС и экстремальных ситуациях.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Здоровье и болезнь. Факторы риска болезней современности: генетический, экологический, образ жизни.
1.1. Показатели общественного здоровья. Определение объективных показателей индивидуального здоровья. Практические 2 2 ОК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Определение здоровья. Компоненты здоровья. Болезнь и предболезнь. Наследственность и болезни. Генная терапия и генная инженерия. Здоровье и конституция человека.Виды воздействия загрязнителей на организм человека. Экология города.Болезни стресса. Гиподинамия. Венерические болезни. КУрение. Алкоголизм и наркомания. Профилактика болезней, обусловленных нездоровым обазом жизни. Сам. работа 2 4 ОК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Костно-мышечная система, связанные с нею нарушения и патологии
2.1. Доврачебная помощь при травмах костно-мышечной системы (ушибы, растяжения, вывихи, переломы). Первая помощь при острых болях позвоночника. Практические 2 2 ОК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Строение и функции опорно-двигательного аппарата. Нарушения опорно-двигательного аппарата (осанка, плоскостопие) и их профилактика. Распространенные болезни (остеохондроз, артриты, арторозы). Факторы риска возникновения заболеваний опорно-двигательного аппарата. Сам. работа 2 4 ОК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Сердечно-сосудистая система в норме и птологии.
3.1. Доврачебная помощь при гипертоническом кризе, приступе стенокардии, обмороке, коллапсе, шоке Практические 2 2 ОК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Строение и функции системы кровообращения. Распространенные болезни сердечно-сосудистой системы (гипертония, атеросклероз, ишемическая болезнь сердца, стенокардия, инфаркт, инсульт). Формы сердечно-сосудистой недостаточности (обморок, коллапс, шок). Факторы риска и профилактика. Сам. работа 2 4 ОК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Дыхательная система и ее нарушения
4.1. Первая помощь при нарушении функций дыхания (приступ бронхиальной астмы, аспирация инородными телами, утопление) и уклинической смерти. Реанимация (искуственное дыхание, непрямой массаж сердца). Практические 2 2 ОК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.2. Строение и функции дыхательной системы. Группы заболеваний дыхательной системы (инфекционные заболевания органов внешнего дыхания, аспирация инородными телами. Синдром острой дыхательной недостаточности, травмы, нарушения нервной регуляции, асфиксия, гипоксия). Клиническая смерть и реанимация. Сам. работа 2 4 ОК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 5. Кровь и защитные функции организма
5.1. Доврачебная помощь при кровотечениях. Практические 2 2 ОК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.2. Состав и функции крови. Анемии при кровотечениях. Кровь и свертывающая система. Гемофилия, повышенная свертываемость. Кровь и иммунитет. Факторы клеточного и гуморального иммунитета. Иммунная система. Сам. работа 2 4 ОК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 6. Понятие о реактивности организма
6.1. Первая помощь при ранениях, воспалениях, вызванных разными внешними агентами. Сепсис, правила асептики и антисептики. Группы крови. Гемотрансфузионный шок. Профилактика аллергических проявлений. Первая помощь при острых аллергических реакциях. Практические 2 2 ОК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.2. Peaктивность и инфекция. Инфекционный процесс (заражение, ворота инфекции, способы проникновения в организм, инкубационный период). Профилактика инфекционных болезней. Реактивность и воспаление. Реактивность и иммунитет. Врожденный и приобретенный иммунитет, вакцины и сыворотки. Патологии иммунной системы (аллергии, бронхиальная астма, анафилактический шок, отек Квинке, дерматиты, сывороточная болезнь). Сам. работа 2 4 ОК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 7. Пищеварение и обмен веществ
7.1. Отравления и доврачебная помощь. Болезни внутренних органов, понятие «острый живот» и действия при обнаружении симптомов. Практические 2 2 ОК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
7.2. Строение и функции пищеварительной системы. Болезни пищеварительной системы (гастриты, колиты, язвенная болезнь; метеоризм, запоры, понос), факторы риска и профилактика. Сам. работа 2 4 ОК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 8. Рациональное питание
8.1. Составление и оценка рациона питания. Практические 2 2 ОК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
8.2. Роль белков, жиров, углеводов, минеральных веществ и витаминов в обмене веществ. Эндокринная система и обмен веществ. Болезни обмена веществ и недостаточности питания (диабет, ожирение, авитаминозы, дефицит минеральных веществ и белков, голодание). Факторы риска и профилактика болезней пищеварения и обмена веществ. Гигиена полости рта, гигиена питания. Сам. работа 2 4 ОК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 9. Нервная система и высшая нервная деятельность
9.1. Определение типа темперамента, типа ВНД, личностного профиля. Значение типа ВНД и темперамента для семейного благополучия, в учебном процессе, при выборе профессии, климата в рабочем коллективе. Практические 2 2 ОК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
9.2. Общий план строения и функции нервной системы. Безусловные и условные рефлексы. Первая и вторая сигнальные системы. Торможение и возбуждение в нервной системе. Типы ВНД по Павлову. ВНД и темперамент. Нарушения ВНД (неврозы, неврастения, неврозы навязчивых состояний,истерия, психастения). Сам. работа 2 4 ОК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение, ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение, ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение, ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Артюнина Г.П. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учеб. пособие для пед. вузов М.: Фонд "Мир", 2009 156
Л1.2 Мисюк М. Н. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебник и практикум для прикладного бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/0DFFF3DF-1B11-4580-9C97-9CFDB0A409A4
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шайтор В.М. Скорая и неотложная медицинская помощь детям: практическое руководство ГЭОТАР-Медиа, 2017 www.studentlibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) www.scopus.com
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru) elibrary.asu.ru
Э3 Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) elibrary.ru
Э4 Курс на Moodle "Основы медицинских знаний" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем

1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Основы медицинских знаний».
Дисциплина «Основы медицинских знаний» включает следующие виды занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: семинары, практические занятия и самостоятельную работу.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает изучение рекомендованных источников и литературы по тематике занятия.
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на практических и семинарских занятиях в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины.

Методические рекомендации по подготовке к семинару.
При подготовке к семинару необходимо:
- внимательно ознакомиться с тематикой семинарского занятия;
- изучить рекомендованную литературу;
- составить краткий план ответа на каждый вопрос;
- проверить свои знания, отвечая на вопросы для самопроверки.

Методические рекомендации для подготовки к практическим занятиям.
Основная цель практических занятий способствовать усвоению теоретического материала и выработать навыки применения приобретенных знаний в практической деятельности. Тематика практических занятий соответствует содержанию рабочей программе курса. Для подготовки к практическому занятию студенту необходимо изучить теоретический материал по данной теме, запомнить основные определения и правила, разобрать данные в лекциях решения задач.

Методические рекомендации по подготовке к зачету.
К зачету допускается студент, выполнивший в полном объеме задания, предусмотренные в рабочей программе. В случае пропуска лабораторных занятий по уважительным или неуважительным причинам студент самостоятельно выполняет и сдает на проверку в письменном виде общие или индивидуальные задания, определяемые преподавателем. Зачет проходит в устной форме на основе перечня вопросов, которые отражают содержание действующей рабочей программы учебной дисциплины. В билет включены два теоретических вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Зачет проводится в устной форме. На ответ и подготовку студенту отводится 35 минут.
Студентам рекомендуется:
1. готовиться к зачету в группе (два-три человека);
2. внимательно прочитать вопросы к зачету
3. составить план ответа на каждый вопрос, выделив ключевые моменты материала;
4. изучив несколько вопросов, обсудить их с однокурсниками. Ответ должен быть аргументированным.
Результат сдачи зачета оцениваются отметкой «зачтено» или «не зачтено».