МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы медицинских знаний
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки43.03.02. Туризм
ПрофильТехнологии и организация внутреннего и международного туризма
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план43_03_02_Т-4-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 36 36 36 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.б.н, доцент, Требухов А.В.

Рецензент(ы):
д.б.н., профессор, Филатова О.В.

Рабочая программа дисциплины
Основы медицинских знаний

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.03.02 ТУРИЗМ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 14.12.2015г. №1463)

составлена на основании учебного плана:
43.03.02 Туризм
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Мацюра А.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель - привить студентам осознание ценности собственного здоровья и здорового образа жизни. Обучить навыкам оказания первой доврачебной помощи.
Задачи курса:
-Формирование знаний и практических умений у студентов по оценке количества и качества здоровья человека.
-Развитие положительной мотивации сохранении и укрепления собственного здоровья студентами через овладение принципами здорового образа жизни.
-Ознакомление студентов с организационными формами отечественного здравоохранения и медицинского обслуживания .
-Ознакомления с наиболее часто встречающимися заболеваниями и неотложными состояниями, привитие навыков оказания доврачебной помощи

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ФТД.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-7: способностью поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности, пропаганды активного долголетия, здорового образа жизни и профилактики заболеваний
ПК-3: готовностью к реализации проектов в туристской индустрии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.определение основных категорий и понятий, характеризующих физическое здоровье и здоровый образ жизни человека; основы физического здоровья человека; возможности укрепления здоровья человека; основные методы физического воспитания и самовоспитания;
определение основных категорий и понятий, характеризующих физическое здоровье и здоровый образ жизни человека; основы физического здоровья человека; принципы здорового образа жизни человека; основные методы физического воспитания и самовоспитания; возможности укрепления здоровья человека; возможности адаптационных резервов организма человека;
определение основных категорий и понятий, характеризующих физическое здоровье и здоровый образ жизни человека; основы законодательства о физической культуре и спорте; основы физического здоровья человека; принципы здорового образа жизни человека; основные методы физического воспитания и самовоспитания; возможности укрепления здоровья человека; возможности адаптационных резервов организма человека.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать принципы здорового образа жизни человека; применять основные методы физического воспитания и самовоспитания;
укреплять свое физическое здоровье, развивать адаптационные резервы своего организма; логично и аргументировано представить необходимость здорового образа жизни человека;
развивать адаптационные резервы своего организма; укреплять свое физическое здоровье; интерпретировать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.опытом использования принципов здорового образа жизни; опытом применения основных методов физического воспитания и самовоспитания;
опытом укрепления своего физического здоровья; демонстрирует применение основных методов физического воспитания и самовоспитания;
навыками развития адаптационных резервов своего организма; навыками укрепления своего физического здоровья; готовностью к достижению оптимального уровня своего физического здоровья.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Здоровье и болезнь. Факторы риска болезней современности: генетический, экологический, образ жизни.
1.1. Определение здоровья. Компоненты здоровья. Болезнь и предболезнь.Общественное и индивидуальное здоровье Лекции 2 2
1.2. Показатели общественного здоровья. Определение объективных показателей индивидуального здоровья. Практические 2 2 Л1.1
1.3. Наследственность и болезни. Генная терапия и генная инженерия. Здоровье и конституция человека.Виды воздействия загрязнителей на организм человека. Экология города.Болезни стресса. Гиподинамия. Венерические болезни. КУрение. Алкоголизм и наркомания. Профилактика болезней, обусловленных нездоровым обазом жизни. Сам. работа 2 4 Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Костно-мышечная система, связанные с нею нарушения и патологии
2.1. Строение и функции опорно-двигательного аппарата. Нарушения опорно-двигательного аппарата (осанка, плоскостопие) и их профилактика. Лекции 2 2
2.2. Доврачебная помощь при травмах костно-мышечной системы (ушибы, растяжения, вывихи, переломы). Первая помощь при острых болях позвоночника. Практические 2 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Распространенные болезни (остеохондроз, артриты, арторозы). Факторы риска возникновения заболеваний опорно-двигательного аппарата. Сам. работа 2 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Сердечно-сосудистая система в норме и птологии.
3.1. Строение и функции системы кровообращения. Распространенные болезни сердечно-сосудистой системы (гипертония, атеросклероз, ишемическая болезнь сердца, стенокардия, инфаркт, инсульт). Лекции 2 2
3.2. Доврачебная помощь при гипертоническом кризе, приступе стенокардии, обмороке, коллапсе, шоке Практические 2 2
3.3. Формы сердечно-сосудистой недостаточности (обморок, коллапс, шок). Факторы риска и профилактика. Сам. работа 2 4 Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Дыхательная система и ее нарушения
4.1. Строение и функции дыхательной системы. Группы заболеваний дыхательной системы (инфекционные заболевания органов внешнего дыхания, аспирация инородными телами. Лекции 2 2
4.2. Первая помощь при нарушении функций дыхания (приступ бронхиальной астмы, аспирация инородными телами, утопление) и кклинической смерти. Реанимация (искуственное дыхание, непрямой массаж сердца). Практические 2 2
4.3. Синдром острой дыхательной недостаточности, травмы, нарушения нервной регуляции, асфиксия, гипоксия). Клиническая смерть и реанимация. Сам. работа 2 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 5. Кровь и защитные функции организма
5.1. Состав и функции крови. Анемии при кровотечениях. Кровь и свертывающая система. Гемофилия, повышенная свертываемость. Лекции 2 2
5.2. Доврачебная помощь при кровотечениях. Практические 2 2
5.3. Кровь и иммунитет. Факторы клеточного и гуморального иммунитета. Иммунная система. Сам. работа 2 4 Л1.1, Л1.2
Раздел 6. Понятие о реактивности организма
6.1. Peaктивность и инфекция. Инфекционный процесс (заражение, ворота инфекции, способы проникновения в организм, инкубационный период). Профилактика инфекционных болезней. Реактивность и воспаление. Реактивность и иммунитет. Врожденный и приобретенный иммунитет, вакцины и сыворотки. Лекции 2 2
6.2. Первая помощь при ранениях, воспалениях, вызванных разными внешними агентами. Сепсис, правила асептики и антисептики. Группы крови. Гемотрансфузионный шок. Профилактика аллергических проявлений. Первая помощь при острых аллергических реакциях. Практические 2 2
6.3. Патологии иммунной системы (аллергии, бронхиальная астма, анафилактический шок, отек Квинке, дерматиты, сывороточная болезнь). Сам. работа 2 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 7. Пищеварение и обмен веществ
7.1. Строение и функции пищеварительной системы. Лекции 2 2
7.2. Отравления и доврачебная помощь. Болезни внутренних органов, понятие «острый живот» и действия при обнаружении симптомов. Практические 2 2
7.3. Болезни пищеварительной системы (гастриты, колиты, язвенная болезнь; метеоризм, запоры, понос), факторы риска и профилактика. Сам. работа 2 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 8. Рациональное питание
8.1. Болезни обмена веществ и недостаточности питания (диабет, ожирение, авитаминозы, дефицит минеральных веществ и белков, голодание).Роль белков, жиров, углеводов, минеральных веществ и витаминов в обмене веществ. Эндокринная система и обмен веществ. Лекции 2 2
8.2. Составление и оценка рациона питания. Практические 2 2
8.3. Факторы риска и профилактика болезней пищеварения и обмена веществ. Гигиена полости рта, гигиена питания. Сам. работа 2 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 9. Нервная система и высшая нервная деятельность
9.1. Общий план строения и функции нервной системы. Безусловные и условные рефлексы. Первая и вторая сигнальные системы. Торможение и возбуждение в нервной системе. Типы ВНД по Павлову. ВНД и темперамент. Лекции 2 2
9.2. Определение типа темперамента, типа ВНД, личностного профиля. Значение типа ВНД и темперамента для семейного благополучия, в учебном процессе, при выборе профессии, климата в рабочем коллективе. Практические 2 2
9.3. Нарушения ВНД (неврозы, неврастения, неврозы навязчивых состояний,истерия, психастения). Сам. работа 2 4 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Определение понятия «здоровье». Концепции здоровья.
2. Условия возникновения и периоды течения инфекционного заболевания.
3. Доврачебная помощь при укусах насекомых и змей. Анафилактический шок.
4. Факторы, определяющие здоровье и болезнь.
5. Воспаление.
6. Доврачебная помощь при стенокардии и гипертоническом кризе.
7. Общественное и индивидуальное здоровье.
8. Влияние алкоголя и никотина на организм
9. Понятия: кома, обморок, коллапс.
10. Строение и функции сердечно-сосудистой системы (Сосуды. Круги кровообращения. Строение и работа
11. сердца. Регуляция сердечной деятельности)
12. ОРЗ и ОРВИ.
13. Доврачебная помощь при поражениях электрическим током.
14. Строение пищеварительного тракта. Пищеварительные железы
15. Ишемическая болезнь сердца и ее основные проявления: стенокардия, инфаркт.
16. Профилактика инфекционных заболеваний.
17. Состав крови: плазма и форменные элементы. Функции крови. Группы крови, резус фактор.
18. Нарушения осанки. Плоскостопие. Причины возникновения и профилактика
19. Доврачебная помощь при отравлениях.
20. Нервная система. Анализаторы.
21. Остеохондроз. Артрит.
22. Доврачебная помощь при остановке дыхания, утоплении, попадании инородного тела.
23. Здоровый образ жизни: разумное чередование труда и отдыха; работоспособность и утомление
24. Гипертоническая болезнь
25. Доврачебная помощь при вывихах, ушибах.
26. Здоровый образ жизни: двигательная активность; закаливание организма.
27. Понятие о генетических болезнях. Классификация генетических болезней
28. Доврачебная помощь при переломах костей.
29. Влияние загрязнений среды обитания на здоровье человека.
30. Бронхиальная астма
31. Доврачебная помощь при ожогах, тепловых ударах.
32. Строение и функции опорно-двигательной системы (Строение скелета. Строение и функции мышц. Типы костей, виды суставов)
33. Туберкулез
34. Доврачебная помощь при отморожении и переохлаждении.
35. Строение дыхательной системы. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания
36. Заболевания системы крови: анемия, гемофилия.
37. Универсальная аптечка.
38. Иммунитет, типы и виды иммунитета, механизм развития иммунного ответа.
39. Стресс
40. Понятие о доврачебной медицинской помощи. Виды смерти. Реанимация
41. Темперамент, характер и личность.
42. Патологии иммунной системы: аллергия, отек Квинке.
43. Асептика и антисептика
44. Рациональное питание.
45. Причины наследственных заболеваний. Генная терапия и генная инженерия
46. Доврачебная помощь при ранах и кровотечениях
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
-1. Здоровый образ жизни
2. Основные факторы долголетия
3. Рациональное питание
4. Туберкулез
5. Клещевой энцефалит
6. Ботулизм: причины, симптомы, первая помощь и профилактика
7. Острые респираторные заболевания
8. Болезни передающиеся половым путем
9. Концепция устойчивых социокультурных эталонов здоровья
10. Психологические аспекты проблематики здоровья
11. Современные представления о здоровье, болезни, предболезни и профилактике
12. Критерии оценки индивидуального здоровья
13. Модели организации здравоохранения
14. Охрана здоровья женщин и детей
15. Нормативно0-правовая база охраны здоровья населения России.
16. Перспективы здравоохранения в России
17. Хромосомные болезни, хромосомные мутации
18. Генная терапия
19. Генная инженерия, клонирование.
20. Основные понятия экологии человека
21. Профессиональная психогигиена и психопрофилактика
22. Компьютер и здоровье
23. Болезни цивилизации
24. Инфекционные болезни
25. Гематогенные инфекции
26. Зоонозы, орнитозы
27. Основные принципы ухода за больными на дому
28. Факторы определяющие здоровье и болезнь
29. Общественное и индивидуальное здоровье
30. Влияние загрязнений среды обитания на здоровье
31. Гипертоническая болезнь
32. Ишемическая болезнь сердца и е основные проявления: стенокардия, инфаркт.
33. Нарушения осанки, плоскостопие. Причины возникновения и профилактика.
34. Остеохондроз, артрит
35. Бронхиальная астма
36. Заболевания системы крови: анемия, гемофилия
37. Аллергия
38. Влияние никотина на организм
39. Влияние алкоголя на организм
40. Наркомания
41. Стресс
42. Первая помощь при неотложных состояниях
43. Доврачебная помощь при неотложных состояниях
44. Доврачебная помощь при вывихах, ушибах
45. Доврачебная помощь при остановке дыхания, утоплении, попадании инородного дела
46. Доврачебная помощь при ранах и кровотечениях
47. Доврачебная помощь при поражении электрическим током
48. Доврачебная помощь при отморожении и переохлаждении
49. Доврачебная помощь при ожогах и тепловых ударах
50. Доврачебная помощь при отравлениях
5.3. Фонд оценочных средств
1. Сформировать представление о здоровье, оценить значение факторов, влияющих на здоровье.
2. Демографические показатели: рождаемости, заболеваемости, смертности.
3. Физиологические пробы, характеризующие здоровье человека.
4. Состояния, требующие неотложной медицинской помощи.
5. Основные приемы сердечно-легочной реанимации.
6. Оказание неотложной помощи при остановке сердца и критических состояниях.
7. Тактика оказания первой медицинской помощи при: инородных телах, укусах, судорогах и аллергических реакциях.
8. Расскажите о способах остановки кровотечений в порядке само- и взаимопомощи.
9. Принципы наложения повязок разного вида и типа на различные участки тела больных и пострадавших.
10. Правила и способы наложения повязок, способы транспортировки больных и пострадавших.
11. Диагностика основных отравлений и оказание первой помощи при них.
12. Тактика оказания первой медицинской помощи при ожогах.
13. Тактика оказания первой медицинской помощи при отморожениях.
14. Общие правила ухода за больными.
15. Уход за пораженными и больными.
16. Показания и противопоказания для применения горчичников, грелок, компрессов, пузыря со льдом.
17. Методы введения лекарств при оказании экстренной помощи.
18. Предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
19. Здоровье: определение понятия, виды, факторы, укрепляющие здоровье, и факторы риска.
20. Первая медицинская помощь: определение понятия, значение первой медицинской помощи, задачи и правила оказания.
21. Травматизм: определение, виды. Меры профилактики травм и первая медицинская помощь при них.
22. Закрытые повреждения: ушиб, растяжение и разрыв связок, вывих, перелом. Закрытые повреждения органов грудной клетки, брюшной полости и мозга. Симптомы, оказание первой медицинской помощи.
23. Открытые повреждения (раны): определение, классификация, основные осложнения. Симптомы, оказание первой медицинской помощи. Понятие об асептике и антисептике. 24. Транспортная иммобилизация: общие сведения, показания, основные правила и средства. Транспортная иммобилизация при повреждениях различных частей тела.
25. Синдром длительного сдавления тканей: определение, периоды, степени тяжести. Алгоритм оказания первой медицинской помощи.
26. Кровотечение: определение, классификация; виды остановки кровотечения; способы временной остановки кровотечения.
27. Реанимация: определение понятия, гипоксия как главный фактор умирания. Виды смерти, признаки. Показания к реанимации, противопоказания. Правила и техника непрямого массажа сердца и ИВЛ «изо рта в рот (нос)». Ошибки и контроль реанимации.
28. Применение лекарственных средств: определение доброкачественности лекарства. Пути введения лекарств. Инструменты для инъекций, виды инъекций. Места и техника уколов, ошибки и осложнения инъекций.
29. Аллергические реакции на введение лекарств. Алгоритм оказания первой медицинской помощи.
30. Элементы ухода за больными (термометрия, методика определения пульса и дыхания, измерение артериального давления, применение пузыря со льдом, согревающих компрессов: показания, противопоказания, техника).
31. Пути передачи инфекции и распространения ее в организме.
32. Иммунопрофилактика.
33. Первая медицинская помощь при острых отравлениях алкоголем.
34. Первая медицинская помощь при отравлении лекарствами.
35. Первая медицинская помощь при отравлении препаратами бытовой химии.
36. Первая медицинская помощь при отравлении наркотическими и токсическими веществами.
37. Первая медицинская помощь при поражении электрическим током и молнией.
38. Первая медицинская помощь при ожогах: термических, химических. Степени ожогов. Определение площади ожога (измерение ладонью, правило «девяток»).
39. Первая медицинская помощь при отморожениях, замерзании. Четыре степени отморожения.
40. Первая медицинская помощь при утоплении, удушении.
41. Первая медицинская помощь при тепловом и солнечном ударах.
42. Первая медицинская помощь при укусах животных и насекомых.
43. Первая медицинская помощь при инородных телах различных органов (слухового прохода, полости носа, ротовой полости, гортани, трахеи, бронхов, желудочнокишечного тракта, глаза).
Приложения
Приложение 1.   ФОС 7 ОМЗТуризм .docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Артюнина Г.П. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учеб. пособие для пед. вузов М.: Фонд "Мир", 2009 156
Л1.2 Мисюк М.Н. ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/0DFFF3DF-1B11-4580-9C97-9CFDB0A409A4
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шайтор В.М. Скорая и неотложная медицинская помощь детям: практическое руководство ГЭОТАР-Медиа, 2017 http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970441169.html
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ
Э2 http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
Э3 http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
Э4 http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека
Э5 http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук
Э6 http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
Э7 http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ
Э8 http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ
Э9 http://www.pstlib.nsc.ru/
Э10 http://www.poiskknig.ru
Э11 Курс на Moodle "Основы медицинских знаний" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2027
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1.Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» (Контракт №138-44/15 от 19.03.2015) (http://biblioclub.ru)
2.Электронно-библиотечная система издательства «Лань» (Контракт №208-44/15 от 05.03.2015) (http://e.lanbook.com/).
3.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (Свидетельство о государственной регистрации базы данных №2014620457 от 20.03.2014) (http://elibrary.asu.ru/)
4. www.konkurs.dnttm.ru – обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров конкурсов и пр
5. http://www.nlr.ru:8101/ - Российская национальная библиотека
6. http://www.rubricon.ru/ - Крупнейший энциклопедический ресурс Интернета
7. http://lib.febras.ru/katalog.htm – Центральная научная библиотека ДВО РАН

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям
При подготовке к семинарским занятиям необходимо:
- внимательно ознакомиться с тематикой семинара;
- прочесть конспект текста лекции по теме, изучить рекомендованную литературу;
- составить краткий план ответа на каждый вопрос семинарского занятия;
- проверить свои знания, отвечая на вопросы для самопроверки;
Подготовка к семинарам .Работа с литературными источниками
В процессе подготовки к семинарским занятиям , необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно - методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной , справочной и популярной литературой, материалами периодически х изданий и Интернета , статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний , позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов с вое отношение к конкретной проблеме. Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме семинарского или практического занятия, что позволяет студентам проявить свою индивидуальность в рамках выступления на данных занятиях, вы явить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме
Темы методические рекомендации по подготовке рефератов
По итогам тем 6-10 в рамках самоподготовки и промежуточного и итогового контроля знаний студенты готовят рефераты.
Студент может предложить свою версию темы, предварительно согласовав формулировку с преподавателем. Выбрав тему, студент должен подготовить работу и сдать в сроки, предварительно оговариваемые с преподавателем. Обсуждение рефератов проходит в рамках итогового экзамена.
Объем реферата вместе с титульным листом, оглавлением и списком использованной литературы, составляет около 15 тысяч знаков с пробелами (формат A4, 14 шрифт полуторный интервал). На обложке необходимо указать название учебного учреждения, факультет, курс, группу, Ф.И.О. студента, тему реферата и год выполнения.
Оформление реферата производится в соответствии с методическими рекомендациями по оформлению курсовых и дипломных работ. Список использованной литературы должен включать не менее 3 источников.
Вне зависимости от объема работы, основной её целью является раскрытие темы на основе прочитанных источников из списка предложенной основной и дополнительной литературы. Дословно цитируемый текст должен быть заключен в кавычки с последующей ссылкой на источник с указанием страницы или раздела. В качестве источников допускается использование научных и образовательных публикаций и изданий.
Работа сдается преподавателю за месяц до проведения экзамена и может быть возвращена автору с замечаниями преподавателя на доработку. Если реферат не сдан в срок, студент не допускается к экзамену.
Преподаватель оценивает самостоятельность выполнения реферата, степень знания и глубину понимания использованной литературой, логику изложения.