МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Безопасность в туризме

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.03. Гостиничное дело
ПрофильГостиничное дело
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план43_03_03_ГД-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Кирюшин К.Ю.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Безопасность в туризме

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.03.03 Гостиничное дело (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 04.12.2015г. №1432)

составлена на основании учебного плана:
43.03.03 Гостиничное дело
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Редькин А.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Редькин А.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины- создание у студентов максимально полного и реального представления об опасностях и угрозах в современном туризме,а также о методах их предотвращения и борьбы с последствиями.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.07

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-9 способностью использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций
ПК-7 готовностью применять современные технологии гостиничной деятельности в работе с потребителем
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.− основные природные и техносферные опасности, их свойства и характеристики, характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду,методы защиты от них применительно к сфере своей профессиональной деятельности;
3.2.Уметь:
3.2.1.организовать защитные мероприятия при возникновении чрезвычайных ситуаций, обеспечить техническую и коммерческую, а также информационную
безопасность деятельности предприятий туристической индустрии, оказывать медицинскую помощь.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.законодательными и правовыми основами в области безопасности и охраны окружающей среды, требованиями безопасности технических регламентов в сфере профессиональной деятельности;
способами и технологиями защиты в чрезвычайных ситуациях;
понятийно - терминологическим аппаратом в области безопасности;
навыками рационализации профессиональной деятельности с целью обеспечения безопасности и защиты окружающей среды.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы безопасности в туризме
1.1. Основные положения и задачи безопасности жизнедеятельности. Основные понятия курса. Лекции 6 2 ПК-7 Л2.1, Л2.3, Л2.4
1.2. Что такое безопасность жизнедеятельности? Сам. работа 6 10 ОК-9 Л2.3, Л2.4
1.3. Опасность: признаки, виды, идентификация. Риск как мера опасности. Принципы, методы и средства обеспечения безопасности в туризме. Лекции 6 2 ПК-7 Л2.1, Л2.3, Л2.4
1.4. основные природные и техносферные опасности, их свойства и характеристики, характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду,методы защиты от них применительно к сфере своей профессиональной деятельности Практические 6 2 ОК-9 Л2.1, Л2.3, Л2.4
1.5. Каковы причины возникновения опасной ситуации в туризме Сам. работа 6 10 ОК-9, ПК-7 Л2.3, Л2.4
1.6. понятие «условия труда» и каковы основные направления по их улучшению. Сам. работа 6 8 ОК-9, ПК-7 Л2.2, Л2.3, Л2.4
Раздел 2. Экстремальные и чрезвычайные ситуации.
2.1. Чрезвычайные ситуации и методы зашиты от них. Классификация и общая характеристика ЧС. Лекции 6 2 ПК-7 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
2.2. Каковы основные характеристики и классификация опасных и вредных производственных факторов. Сам. работа 6 8 ОК-9, ПК-7 Л2.1, Л2.3, Л2.4
2.3. Классификация и общая характеристика ЧС. Техногенные ЧС. Практические 6 2 ОК-9, ПК-7 Л2.2, Л2.3, Л2.4
2.4. Обеспечение безопасной жизнедеятельности в ЧС. Устойчивость функционирования объектов экономики в ЧС. Ликвидация последствий ЧС. Лекции 6 4 ПК-7 Л2.3, Л2.4
2.5. В чем заключаются основные пути обеспечения безопасности труда? Сам. работа 6 8 ОК-9, ПК-7 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
2.6. Обеспечение безопасности человека при автономном существовании в природной среде Практические 6 2 ОК-9, ПК-7 Л2.1, Л2.3, Л2.4
2.7. Социальные опасности и туризм. Техногенные опасности и туризм. Специфические опасности в туризме. Безопасность дестинации. Лекции 6 4 ОК-9, ПК-7 Л2.1, Л2.3, Л2.4
2.8. Обеспечение безопасности туристов при проведении различных видов походов. Практические 6 2 ОК-9, ПК-7 Л2.2, Л2.3, Л2.4
2.9. Походная аптечка. Безопасность в индустрии туризма. Безопасность музейно-выставочной деятельности. Лекции 6 2 ОК-9, ПК-7 Л2.3, Л2.4
2.10. Меры безопасности туристов в международном туризме. Практические 6 2 ОК-9, ПК-7 Л2.1, Л2.3, Л2.4
2.11. Что такое средства коллективной защиты? Дать определения понятий «безопасность труда», «производственная санитария», «охрана труда». Сам. работа 6 12 ОК-9, ПК-7 Л2.1, Л2.3, Л2.4
2.12. Терроризм как реальная угроза международному туризму. Борьба с терроризмом в РФ. Практические 6 2 ОК-9, ПК-7 Л2.3, Л2.4
2.13. Медицинские аспекты безопасности в туризме. Практические 6 2 ОК-9, ПК-7 Л2.3, Л2.4
2.14. Криминогенные факторы в дестинации. Практические 6 2 ОК-9, ПК-7 Л2.3, Л2.4
2.15. Влияние социальных опасностей на развитие туризма (на конкретных примерах). Практические 6 2 ОК-9, ПК-7 Л2.1, Л2.3, Л2.4
2.16. Идентификация опасностей в туризме. Природные опасности и туризм. Лекции 6 2 ПК-7 Л2.3, Л2.4
2.17. Поиск и обзор литературы и электронных источников в библиотеке. Подготовка доклада. Конспектирование. Подготовка к контрольной работе. Тестирование. Написание реферата. Расчетно-графические работы. Сам. работа 6 16 ОК-9, ПК-7 Л2.3, Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение ФОс
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н. Г. Занько, К. Р. Малаян, О. Н. Русак Безопасность жизнедеятельности: учебник СПб.: Лань, 2008
Л2.2 Гончаренко Л.П., Куценко Е.С. Управление безопасностью: учеб. пособие М.: КноРус, 2010
Л2.3 Бабайцев И.В., Мастрюков Б.С., Медведев В.Т., Папаев С.Т., Мастрюков Б.С. Безопасность жизнедеятельности: учеб. для вузов М.: Академия, 2012
Л2.4 Арефьев В. Е Безопасность туризма и туристской дестинации : монография Барнаул : Изд-во АлтГУ , 2013 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Безопасность в туризме" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
средства MS Office _; Word, Excel,
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://elibrary.asu.ru/handle/asu

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
108М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; интерактивная доска: SMART Board – 1 ед.; персональные компьютеры: NAIO Corp Z520 – 13 ед.
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания студентам при подготовке семинарских/лабораторных занятий.
Семинар (от лат. seminarium – «рассадник», переносное – «школа») - один из основных видов учебных практических занятий, состоящий в обсуждении студентами предложенной заранее темы, а также сообщений, докладов, рефератов, выполненных ими по результатам учебных исследований.
Ценность семинара как формы обучения состоит в следующем:
- вы имеете возможность не просто слушать, но и говорить, что способствует усвоению материала: подготовленное вами выступление, высказанное дополнение или вывод «включают» дополнительные механизмы вашей памяти;
- происходит углубление знаний за счет того, что вопросы рассматриваются на более высоком, методологическом, уровне или через их проблемную постановку;
- немаловажную роль играет обмен знаниями: нередко при подготовке к семинару студентам удается найти исключительно интересные и познавательные сюжеты, что расширяет кругозор всей группы;
- развивается логическое мышление, способность анализировать, сопоставлять, делать выводы;
- на семинаре вы учитесь выступать, дискуссировать, обсуждать, аргументировать, убеждать, что особенно важно для будущих специалистов сервиса и туризма;
- имея возможность на занятии говорить, вы учитесь оперировать необходимой в вашей будущей работе терминологией.
В данной дисциплине используется 3 основных вида семинаров: а) обычные, или систематические, предназначенные для изучения курса в целом; б) тематические, обычно применяемые для углубленного изучения основных или наиболее важных тем курса; в) спецсеминары исследовательского характера с независимой от лекций тематикой.
При подготовке к семинару ваша основная задача – найти ответы на поставленные вопросы, поэтому лучше законспектировать найденный материал.
Чтобы наиболее рационально и полно использовать все возможности семинара как вида занятия, для подготовки к нему вам также необходимо:
- внимательно прочитать конспект лекции по данной тематике;
- ознакомиться с соответствующим разделом учебника;
- проработать дополнительную литературу и источники;
- выполнить творческие задания.
Система университетского образования базируется на рациональном сочетании нескольких видов учебной деятельности, в том числе лекций, практических занятий и самостоятельной работы студентов. Последний компонент является основой полноценного образования: только упорный собственный труд и желание приобрести знания могут стать гарантией превращения студента в высококлассного специалиста. Поэтому стимулирование самостоятельной, индивидуальной работы студентов, как учебной, так и научной, представляется одним из основных направлений в совершенствовании современного высшего образования.
Цель самостоятельной работы студентов заключается в глубоком, полном усвоении учебного материала и в развитии навыков самообразования.
Самостоятельная работа студентов по данному курсу складывается из нескольких составляющих:
- работа с текстами: учебниками, нормативными материалами, дополнительной литературой, в том числе материалами интернета, а также проработка конспектов лекций;
- написание докладов, рефератов, курсовых работ;
- составление графиков, таблиц, схем;
- подготовка к экзамену.
Таким образом, самостоятельная работа студентов является необходимым компонентом получения полноценного высшего образования. В учебном плане на нее отводится не менее половины учебного времени.Однако не стоит пренебрегать и аудиторными занятиями. Успехи в учебе напрямую зависят от посещаемости занятий. Здесь действует то же правило, что и при чтении книг: «Тот, кто много читает, грамотно пишет»; «Тот, кто посещает занятия, лучше усваивает материал».
Учебные программы и методические материалы составлены таким образом, что каждая дисциплина является необходимой составной частью общего образовательного процесса. Порядок изучения дисциплин находится в строгой логической последовательности. Усвоение одной дисциплины является предпосылкой для успешного перехода к следующему курсу. Задания, проблемные вопросы, предложенные вам при изучении всех дисциплин, в том числе и для самостоятельного выполнения, носят междисциплинарный характер. Содержание лекционных курсов и подбор заданий учитывают специфику получаемой специальности.