МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Безопасность в туризме
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.01. Сервис
ПрофильСоциально-культурный сервис и туризм
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz43_03_01_С-4-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 128
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 128 128 128 128
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Кирюшин К.Ю.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Безопасность в туризме

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.03.01 "Сервис" (квалификация (степень) "бакалавр"). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 октября 2015 года № 1169

составлена на основании учебного плана:
43.03.01 Сервис
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Редькин А.Г.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Редькин А.Г.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины- создание у студентов максимально полного и реального представления об опасностях и угрозах в современном туризме,а также о методах их предотвращения и борьбы с последствиями.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.07

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-8: готовностью пользоваться основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий
ПК-10: готовностью к проведению экспертизы и (или) диагностики объектов сервиса
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.− основные природные и техносферные опасности, их свойства и характеристики, характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду,методы защиты от них применительно к сфере своей профессиональной деятельности;
3.2.Уметь:
3.2.1.организовать защитные мероприятия при возникновении чрезвычайных ситуаций, обеспечить техническую и коммерческую, а также информационную
безопасность деятельности предприятий туристической индустрии, оказывать медицинскую помощь.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.законодательными и правовыми основами в области безопасности и охраны окружающей среды, требованиями безопасности технических регламентов в сфере профессиональной деятельности;
способами и технологиями защиты в чрезвычайных ситуациях;
понятийно - терминологическим аппаратом в области безопасности;
навыками рационализации профессиональной деятельности с целью обеспечения безопасности и защиты окружающей среды.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы безопасности в туризме
1.1. Основные положения и задачи безопасности жизнедеятельности. Основные понятия курса. Лекции 4 1 ОК-8 Л2.3, Л2.6
1.2. Что такое безопасность жизнедеятельности? Сам. работа 4 18 ОК-8 Л2.2, Л2.3, Л2.5, Л2.6
1.3. Опасность: признаки, виды, идентификация. Риск как мера опасности. Принципы, методы и средства обеспечения безопасности в туризме. Лекции 4 1 ОК-8 Л2.2, Л2.3, Л2.5, Л2.6
1.4. основные природные и техносферные опасности, их свойства и характеристики, характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду,методы защиты от них применительно к сфере своей профессиональной деятельности Практические 4 1 ОК-8 Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л2.6
1.5. Каковы причины возникновения опасной ситуации в туризме Сам. работа 4 18 ОК-8 Л2.3, Л2.6
1.6. понятие «условия труда» и каковы основные направления по их улучшению. Сам. работа 4 18 ОК-8 Л2.3, Л2.6
Раздел 2. Экстремальные и чрезвычайные ситуации.
2.1. Чрезвычайные ситуации и методы зашиты от них. Классификация и общая характеристика ЧС. Лекции 4 1 ОК-8 Л2.3, Л2.4, Л2.6
2.2. Каковы основные характеристики и классификация опасных и вредных производственных факторов. Сам. работа 4 18 ОК-8 Л2.2, Л2.3, Л2.6
2.3. Классификация и общая характеристика ЧС. Техногенные ЧС. Практические 4 1 ОК-8 Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.6
2.4. Обеспечение безопасной жизнедеятельности в ЧС. Устойчивость функционирования объектов экономики в ЧС. Ликвидация последствий ЧС. Лекции 4 1 ОК-8 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.5, Л2.6
2.5. В чем заключаются основные пути обеспечения безопасности труда? Сам. работа 4 18 ОК-8 Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.6
2.6. Обеспечение безопасности человека при автономном существовании в природной среде Практические 4 1 ОК-8 Л2.3, Л2.6
2.7. Социальные опасности и туризм. Техногенные опасности и туризм. Специфические опасности в туризме. Безопасность дестинации. Лекции 4 0 ОК-8 Л2.3, Л2.6
2.8. Обеспечение безопасности туристов при проведении различных видов походов. Практические 4 1 ОК-8 Л2.3, Л2.4, Л2.6
2.9. Походная аптечка. Безопасность в индустрии туризма. Безопасность музейно-выставочной деятельности. Лекции 4 0 ОК-8 Л2.3, Л2.5, Л2.6
2.10. Меры безопасности туристов в международном туризме. Практические 4 1 ОК-8 Л2.2, Л2.3, Л2.6
2.11. Что такое средства коллективной защиты? Дать определения понятий «безопасность труда», «производственная санитария», «охрана труда». Сам. работа 4 18 ОК-8 Л2.1, Л2.3, Л2.6
2.12. Терроризм как реальная угроза международному туризму. Борьба с терроризмом в РФ. Практические 4 1 ОК-8 Л2.3, Л2.6
2.13. Медицинские аспекты безопасности в туризме. Практические 4 1 ОК-8 Л2.3, Л2.5, Л2.6
2.14. Криминогенные факторы в дестинации. Практические 4 1 ОК-8 Л2.3, Л2.5, Л2.6
2.15. Идентификация опасностей в туризме. Природные опасности и туризм. Лекции 4 0 ОК-8 Л2.3, Л2.5, Л2.6
2.16. Поиск и обзор литературы и электронных источников в библиотеке. Подготовка доклада. Конспектирование. Подготовка к контрольной работе. Тестирование. Написание реферата. Расчетно-графические работы. Сам. работа 4 20 ОК-8 Л2.3, Л2.5, Л2.6
2.17. Зачет 4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
См. приложение ФОС
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение ФОС
5.3. Фонд оценочных средств
См. приложение ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н. Г. Занько, К. Р. Малаян, О. Н. Русак Безопасность жизнедеятельности: учебник СПб.: Лань, 2008
Л2.2 Каракеян В.И., Никулина И.М. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие М.: Юрайт, 2009
Л2.3 Михайлов Л.А., Соломин В.П., Беспамятных Т.А., Грунин О.А., Михайлов А.Л., Старостенко А.В., Шатровой О.В., Закревский Н.В., Киселева Э.М., Ребко Э.М., Сопко Г.И., Михайлов Л.А. Безопасность жизнедеятельности: учеб. для вузов СПб.: Питер, 2012
Л2.4 Гончаренко Л.П., Куценко Е.С. Управление безопасностью: учеб. пособие М.: КноРус, 2010
Л2.5 Бабайцев И.В., Мастрюков Б.С., Медведев В.Т., Папаев С.Т., Мастрюков Б.С. Безопасность жизнедеятельности: учеб. для вузов М.: Академия, 2012
Л2.6 Арефьев В. Е Безопасность туризма и туристской дестинации : монография Барнаул : Изд-во АлтГУ , 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/56
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Безопасность в туризме (заочное отделение)" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3676
6.3. Перечень программного обеспечения
средства MS Office _; Word, Excel,
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://elibrary.asu.ru/handle/asu/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
108М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; интерактивная доска: SMART Board – 1 ед.; персональные компьютеры: NAIO Corp Z520 – 13 ед.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания студентам при подготовке семинарских/лабораторных занятий.
Семинар (от лат. seminarium – «рассадник», переносное – «школа») - один из основных видов учебных практических занятий, состоящий в обсуждении студентами предложенной заранее темы, а также сообщений, докладов, рефератов, выполненных ими по результатам учебных исследований.
Ценность семинара как формы обучения состоит в следующем:
- вы имеете возможность не просто слушать, но и говорить, что способствует усвоению материала: подготовленное вами выступление, высказанное дополнение или вывод «включают» дополнительные механизмы вашей памяти;
- происходит углубление знаний за счет того, что вопросы рассматриваются на более высоком, методологическом, уровне или через их проблемную постановку;
- немаловажную роль играет обмен знаниями: нередко при подготовке к семинару студентам удается найти исключительно интересные и познавательные сюжеты, что расширяет кругозор всей группы;
- развивается логическое мышление, способность анализировать, сопоставлять, делать выводы;
- на семинаре вы учитесь выступать, дискуссировать, обсуждать, аргументировать, убеждать, что особенно важно для будущих специалистов сервиса и туризма;
- имея возможность на занятии говорить, вы учитесь оперировать необходимой в вашей будущей работе терминологией.
В данной дисциплине используется 3 основных вида семинаров: а) обычные, или систематические, предназначенные для изучения курса в целом; б) тематические, обычно применяемые для углубленного изучения основных или наиболее важных тем курса; в) спецсеминары исследовательского характера с независимой от лекций тематикой.
При подготовке к семинару ваша основная задача – найти ответы на поставленные вопросы, поэтому лучше законспектировать найденный материал.
Чтобы наиболее рационально и полно использовать все возможности семинара как вида занятия, для подготовки к нему вам также необходимо:
- внимательно прочитать конспект лекции по данной тематике;
- ознакомиться с соответствующим разделом учебника;
- проработать дополнительную литературу и источники;
- выполнить творческие задания.
Система университетского образования базируется на рациональном сочетании нескольких видов учебной деятельности, в том числе лекций, практических занятий и самостоятельной работы студентов. Последний компонент является основой полноценного образования: только упорный собственный труд и желание приобрести знания могут стать гарантией превращения студента в высококлассного специалиста. Поэтому стимулирование самостоятельной, индивидуальной работы студентов, как учебной, так и научной, представляется одним из основных направлений в совершенствовании современного высшего образования.
Цель самостоятельной работы студентов заключается в глубоком, полном усвоении учебного материала и в развитии навыков самообразования.
Самостоятельная работа студентов по данному курсу складывается из нескольких составляющих:
- работа с текстами: учебниками, нормативными материалами, дополнительной литературой, в том числе материалами интернета, а также проработка конспектов лекций;
- написание докладов, рефератов, курсовых работ;
- составление графиков, таблиц, схем;
- подготовка к экзамену.
Таким образом, самостоятельная работа студентов является необходимым компонентом получения полноценного высшего образования. В учебном плане на нее отводится не менее половины учебного времени.Однако не стоит пренебрегать и аудиторными занятиями. Успехи в учебе напрямую зависят от посещаемости занятий. Здесь действует то же правило, что и при чтении книг: «Тот, кто много читает, грамотно пишет»; «Тот, кто посещает занятия, лучше усваивает материал».
Учебные программы и методические материалы составлены таким образом, что каждая дисциплина является необходимой составной частью общего образовательного процесса. Порядок изучения дисциплин находится в строгой логической последовательности. Усвоение одной дисциплины является предпосылкой для успешного перехода к следующему курсу. Задания, проблемные вопросы, предложенные вам при изучении всех дисциплин, в том числе и для самостоятельного выполнения, носят междисциплинарный характер. Содержание лекционных курсов и подбор заданий учитывают специфику получаемой специальности.