Закреплена за кафедрой | Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства |
---|---|
Направление подготовки | 43.03.03. Гостиничное дело |
Профиль | Гостиничное дело |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | z43_03_03_ГД-34-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 4 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 8 | 8 | 8 | 8 |
Сам. работа | 128 | 128 | 128 | 128 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Редькин А.Г.
1.1. | Цель освоения дисциплины- создание у студентов максимально полного и реального представления об опасностях и угрозах в современном туризме,а также о методах их предотвращения и борьбы с последствиями. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.07 |
ОК-9 | способностью использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций |
ПК-14 | готовностью к организации и выполнению проектов в гостиничной деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | − основные природные и техносферные опасности, их свойства и характеристики, характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду,методы защиты от них применительно к сфере своей профессиональной деятельности; |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | организовать защитные мероприятия при возникновении чрезвычайных ситуаций, обеспечить техническую и коммерческую, а также информационную безопасность деятельности предприятий туристической индустрии, оказывать медицинскую помощь. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | законодательными и правовыми основами в области безопасности и охраны окружающей среды, требованиями безопасности технических регламентов в сфере профессиональной деятельности; способами и технологиями защиты в чрезвычайных ситуациях; понятийно - терминологическим аппаратом в области безопасности; навыками рационализации профессиональной деятельности с целью обеспечения безопасности и защиты окружающей среды. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Теоретические основы безопасности в туризме | ||||||
1.1. | Основные положения и задачи безопасности жизнедеятельности. Основные понятия курса. | Лекции | 4 | 1 | ОК-9 | Л2.6, Л2.4 |
1.2. | Что такое безопасность жизнедеятельности? | Сам. работа | 4 | 18 | ОК-9, ПК-14 | Л2.5, Л2.6, Л2.3, Л2.4 |
1.3. | Опасность: признаки, виды, идентификация. Риск как мера опасности. Принципы, методы и средства обеспечения безопасности в туризме. | Лекции | 4 | 1 | ОК-9, ПК-14 | Л2.5, Л2.6, Л2.3, Л2.4 |
1.4. | основные природные и техносферные опасности, их свойства и характеристики, характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду,методы защиты от них применительно к сфере своей профессиональной деятельности | Практические | 4 | 1 | ОК-9, ПК-14 | Л2.1, Л2.6, Л2.3, Л2.4 |
1.5. | Каковы причины возникновения опасной ситуации в туризме | Сам. работа | 4 | 18 | ОК-9, ПК-14 | Л2.6, Л2.4 |
1.6. | понятие «условия труда» и каковы основные направления по их улучшению. | Сам. работа | 4 | 18 | ОК-9, ПК-14 | Л2.6, Л2.4 |
Раздел 2. Экстремальные и чрезвычайные ситуации. | ||||||
2.1. | Чрезвычайные ситуации и методы зашиты от них. Классификация и общая характеристика ЧС. | Лекции | 4 | 1 | ОК-9 | Л2.6, Л2.2, Л2.4 |
2.2. | Каковы основные характеристики и классификация опасных и вредных производственных факторов. | Сам. работа | 4 | 18 | ОК-9, ПК-14 | Л2.5, Л2.6, Л2.4 |
2.3. | Классификация и общая характеристика ЧС. Техногенные ЧС. | Практические | 4 | 1 | ОК-9, ПК-14 | Л2.6, Л2.2, Л2.3, Л2.4 |
2.4. | Обеспечение безопасной жизнедеятельности в ЧС. Устойчивость функционирования объектов экономики в ЧС. Ликвидация последствий ЧС. | Лекции | 4 | 1 | ОК-9 | Л2.1, Л2.5, Л2.6, Л2.3, Л2.4 |
2.5. | В чем заключаются основные пути обеспечения безопасности труда? | Сам. работа | 4 | 18 | ОК-9, ПК-14 | Л2.1, Л2.6, Л2.2, Л2.3, Л2.4 |
2.6. | Обеспечение безопасности человека при автономном существовании в природной среде | Практические | 4 | 1 | ОК-9, ПК-14 | Л2.6, Л2.4 |
2.7. | Социальные опасности и туризм. Техногенные опасности и туризм. Специфические опасности в туризме. Безопасность дестинации. | Лекции | 4 | 0 | ОК-9 | Л2.6, Л2.4 |
2.8. | Обеспечение безопасности туристов при проведении различных видов походов. | Практические | 4 | 1 | ОК-9, ПК-14 | Л2.6, Л2.2, Л2.4 |
2.9. | Походная аптечка. Безопасность в индустрии туризма. Безопасность музейно-выставочной деятельности. | Лекции | 4 | 0 | ОК-9 | Л2.6, Л2.3, Л2.4 |
2.10. | Меры безопасности туристов в международном туризме. | Практические | 4 | 1 | ОК-9, ПК-14 | Л2.5, Л2.6, Л2.4 |
2.11. | Что такое средства коллективной защиты? Дать определения понятий «безопасность труда», «производственная санитария», «охрана труда». | Сам. работа | 4 | 18 | ОК-9, ПК-14 | Л2.1, Л2.6, Л2.4 |
2.12. | Терроризм как реальная угроза международному туризму. Борьба с терроризмом в РФ. | Практические | 4 | 1 | ОК-9, ПК-14 | Л2.6, Л2.4 |
2.13. | Медицинские аспекты безопасности в туризме. | Практические | 4 | 1 | ОК-9, ПК-14 | Л2.6, Л2.3, Л2.4 |
2.14. | Криминогенные факторы в дестинации. | Практические | 4 | 1 | ОК-9, ПК-14 | Л2.6, Л2.3, Л2.4 |
2.15. | Идентификация опасностей в туризме. Природные опасности и туризм. | Лекции | 4 | 0 | ОК-9 | Л2.6, Л2.3, Л2.4 |
2.16. | Поиск и обзор литературы и электронных источников в библиотеке. Подготовка доклада. Конспектирование. Подготовка к контрольной работе. Тестирование. Написание реферата. Расчетно-графические работы. | Сам. работа | 4 | 20 | ОК-9, ПК-14 | Л2.6, Л2.3, Л2.4 |
2.17. | Зачет | 4 | 0 | ОК-9, ПК-14 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. приложение ФОС |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. приложение ФОС |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение ФОС |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Н. Г. Занько, К. Р. Малаян, О. Н. Русак | Безопасность жизнедеятельности: учебник | СПб.: Лань, 2008 | |
Л2.2 | Гончаренко Л.П., Куценко Е.С. | Управление безопасностью: учеб. пособие | М.: КноРус, 2010 | |
Л2.3 | Бабайцев И.В., Мастрюков Б.С., Медведев В.Т., Папаев С.Т., Мастрюков Б.С. | Безопасность жизнедеятельности: учеб. для вузов | М.: Академия, 2012 | |
Л2.4 | Арефьев В. Е | Безопасность туризма и туристской дестинации : монография | Барнаул : Изд-во АлтГУ , 2013 | elibrary.asu.ru |
Л2.5 | Каракеян В.И., Никулина И.М. | Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие | М.: Юрайт, 2009 | |
Л2.6 | Михайлов Л.А., Соломин В.П., Беспамятных Т.А., Грунин О.А., Михайлов А.Л., Старостенко А.В., Шатровой О.В., Закревский Н.В., Киселева Э.М., Ребко Э.М., Сопко Г.И., Михайлов Л.А. | Безопасность жизнедеятельности: учеб. для вузов | СПб.: Питер, 2012 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс в Moodle "Безопасность в туризме (заочное отделение)" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
средства MS Office _; Word, Excel, Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
http://elibrary.asu.ru/handle/asu/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
108М | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; интерактивная доска: SMART Board – 1 ед.; персональные компьютеры: NAIO Corp Z520 – 13 ед. |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Методические указания студентам при подготовке семинарских/лабораторных занятий. Семинар (от лат. seminarium – «рассадник», переносное – «школа») - один из основных видов учебных практических занятий, состоящий в обсуждении студентами предложенной заранее темы, а также сообщений, докладов, рефератов, выполненных ими по результатам учебных исследований. Ценность семинара как формы обучения состоит в следующем: - вы имеете возможность не просто слушать, но и говорить, что способствует усвоению материала: подготовленное вами выступление, высказанное дополнение или вывод «включают» дополнительные механизмы вашей памяти; - происходит углубление знаний за счет того, что вопросы рассматриваются на более высоком, методологическом, уровне или через их проблемную постановку; - немаловажную роль играет обмен знаниями: нередко при подготовке к семинару студентам удается найти исключительно интересные и познавательные сюжеты, что расширяет кругозор всей группы; - развивается логическое мышление, способность анализировать, сопоставлять, делать выводы; - на семинаре вы учитесь выступать, дискуссировать, обсуждать, аргументировать, убеждать, что особенно важно для будущих специалистов сервиса и туризма; - имея возможность на занятии говорить, вы учитесь оперировать необходимой в вашей будущей работе терминологией. В данной дисциплине используется 3 основных вида семинаров: а) обычные, или систематические, предназначенные для изучения курса в целом; б) тематические, обычно применяемые для углубленного изучения основных или наиболее важных тем курса; в) спецсеминары исследовательского характера с независимой от лекций тематикой. При подготовке к семинару ваша основная задача – найти ответы на поставленные вопросы, поэтому лучше законспектировать найденный материал. Чтобы наиболее рационально и полно использовать все возможности семинара как вида занятия, для подготовки к нему вам также необходимо: - внимательно прочитать конспект лекции по данной тематике; - ознакомиться с соответствующим разделом учебника; - проработать дополнительную литературу и источники; - выполнить творческие задания. Система университетского образования базируется на рациональном сочетании нескольких видов учебной деятельности, в том числе лекций, практических занятий и самостоятельной работы студентов. Последний компонент является основой полноценного образования: только упорный собственный труд и желание приобрести знания могут стать гарантией превращения студента в высококлассного специалиста. Поэтому стимулирование самостоятельной, индивидуальной работы студентов, как учебной, так и научной, представляется одним из основных направлений в совершенствовании современного высшего образования. Цель самостоятельной работы студентов заключается в глубоком, полном усвоении учебного материала и в развитии навыков самообразования. Самостоятельная работа студентов по данному курсу складывается из нескольких составляющих: - работа с текстами: учебниками, нормативными материалами, дополнительной литературой, в том числе материалами интернета, а также проработка конспектов лекций; - написание докладов, рефератов, курсовых работ; - составление графиков, таблиц, схем; - подготовка к экзамену. Таким образом, самостоятельная работа студентов является необходимым компонентом получения полноценного высшего образования. В учебном плане на нее отводится не менее половины учебного времени.Однако не стоит пренебрегать и аудиторными занятиями. Успехи в учебе напрямую зависят от посещаемости занятий. Здесь действует то же правило, что и при чтении книг: «Тот, кто много читает, грамотно пишет»; «Тот, кто посещает занятия, лучше усваивает материал». Учебные программы и методические материалы составлены таким образом, что каждая дисциплина является необходимой составной частью общего образовательного процесса. Порядок изучения дисциплин находится в строгой логической последовательности. Усвоение одной дисциплины является предпосылкой для успешного перехода к следующему курсу. Задания, проблемные вопросы, предложенные вам при изучении всех дисциплин, в том числе и для самостоятельного выполнения, носят междисциплинарный характер. Содержание лекционных курсов и подбор заданий учитывают специфику получаемой специальности. |