МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Валеология
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.01. Сервис
ПрофильСоциально-культурный сервис и туризм
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz43_03_01_С-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 87
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 87 87 87 87
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Валеология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.03.01 "Сервис" (квалификация (степень) "бакалавр"). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 октября 2015 года № 1169

составлена на основании учебного плана:
43.03.01 Сервис
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н, доцент Редькин Александр Германович

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой к.г.н, доцент Редькин Александр Германович

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса состоит в формировании у студентов целостного представления о состоянии здоровья, о факторах риска ухудшения здоровья и условиях его сохранения и укрепления, об основных методах коррекции и формирования здоровья.

Основные задачи программы:

1. Заложить основы знаний в области сохранения и укрепления здоровья.
2. Углубить теоретические знания студентов в вопросах биологического развития организма, формирования личностных качеств, культуры питания и здоровья, рациональной двигательной активности, образа жизни.
3. Сформировать у студентов умения оценивать своё здоровье, выявлять факторы риска его ухудшения, строить образ жизни, способствующий сохранению и укреплению здоровья.
4. Смотивировать студентов на использование полученных знаний и умений в своей жизнедеятельности и профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-7: способностью поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности; пропаганды активного долголетия, здорового образа жизни и профилактики заболеваний
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- теоретические основы здоровья и здорового образа жизни;
- основные механизмы воздействия окружающей среды на здоровье человека;
- условия формирования здоровой личности;
- методы и средства оценки уровня здоровья и его коррекции;
– факторы, составляющие основу здоровья;
– основные индивидуальные потребности человека, их взаимосвязь с социальной активностью человека;
- особенности социальной политики российского государства, действие социальных стандартов, направленных на качество жизни.
3.2.Уметь:
3.2.1.– применять современные, научно обоснованные подходы к оценке состояния здоровья человека и разработке индивидуальных и групповых оздоровительных программ;
- использовать многообразный опыт в организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга;
- составлять программу по формированию здорового образа жизни;
– самостоятельно изучать и анализировать новейшие данные по адаптации человека к экстремальным условиям окружающей среды;
- с помощью экспресс-диагностики определять функциональные особенности различных систем и резервных возможностей организма человека на разных этапах онтогенеза;
- определить темперамент, индивидуальность и функциональную асимметрию мозга, типологические особенности личности, ее психические процессы и возможность своевременной индивидуальной коррекции.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- выявления факторов риска здоровья;
- оценки уровня здоровья;
- использования методов коррекции здоровья;
- составления рекомендаций по организации здоровьесберегающего отдыха;
- составления рекомендаций по внедрению здорового образа жизни;
- формирования заключения по результатам физиологических исследований;
- использования информационных средств и здоровьесберегающих технологий для диагностики, контроля, прогноза индивидуального здоровья и его коррекции.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в валеологию.
1.1. Общие вопросы валеологии. Лекции 2 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Основные понятия, цели, задачи валеологии, история становления Сам. работа 2 4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Общие вопросы валеологии. Практические 2 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.4. Методические принципы и методы валеологии Лекции 2 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.5. Оценка уровня здоровья различными методами Практические 2 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.6. Понятие здоровья, его компоненты и качества Сам. работа 2 14 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Теоретические основы валеологии
2.1. Факторы, определяющие здоровье. Лекции 2 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.2. Выявление факторов риска здоровья Практические 2 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.3. Факторы здоровья Сам. работа 2 14 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.4. Экологические аспекты здоровья Лекции 2 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.5. Экологические факторы здоровья Практические 2 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.6. Экологические факторы здоровья Сам. работа 2 14 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.7. Образ жизни и здоровье Лекции 2 0 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.8. Индивидуальные особенности человека и здоровье Практические 2 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.9. Индивидуальные особенности человека и здоровье Сам. работа 2 14 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Коррекция здоровья
3.1. Роль двигательной активности в поддержании и формировании здоровья Лекции 2 0 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.2. Оценка рациональности питания Практические 2 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.3. Физиологические основы влияния движения на здоровье. Сам. работа 2 14 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.4. Оздоровительные системы Лекции 2 0 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.5. Составление индивидуальной оздоровительной программы Практические 2 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.6. Составление индивидуальной оздоровительной программы Сам. работа 2 13 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.7. Экзамен 2 9

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
См. Приложение ФОС
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение ФОС
5.3. Фонд оценочных средств
См. Приложение ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов М.: Флинта: Наука, 2011
Л1.2 Кайгородова Н.З. Основы физиологии и психологии здоровья: Учебное пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2011 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/21
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Э. Н. Вайнер Валеология: учеб. для вузов: М.: Флинта, 2007
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Валеология" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3661
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office, MS Power Point
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
306аМ центр изучения реформ П.А. Столыпина - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; кафедра; шкаф с наглядными учебными пособиями - 2 шт.; стационарный проектор: марка Optoma, модель S331 DLP - 1 ед.; стационарный экран: марка Iprojecta - 1ед.; стационарные наглядные учебные пособия; плакаты; фото
317М кабинет кафедры востоковедения – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-X31 - 1 единица; стационарный экран: REDLEAF; карты; плакаты
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
403аМ кабинет рекреационной географии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 24 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; географические карты - 4 шт.
404М кабинет метеорологии географии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 28 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; карта мира настенная, карта России настенная

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины