МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Введение в сервис
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.01. Сервис
ПрофильСоциально-культурный сервис и туризм
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz43_03_01_С-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 87
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 87 87 87 87
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Тяпкина Ольга Александровна

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Юлия Вячеславовна

Рабочая программа дисциплины
Введение в сервис

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.03.01 СЕРВИС (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 20.10.2015г. №1169)

составлена на основании учебного плана:
43.03.01 Сервис
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Редькин А.Г.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Редькин А.Г.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель изучения дисциплины «Сервисная деятельность» является сформировать у будущих специалистов теоретические знания и практические навыки, позволяющие анализировать сервисную деятельность, историю развития сервиса, виды сервисной деятельности, принципы классификации услуг и характеристики, теории организации обслуживании, технологии реализации сервисной деятельности, качество, безопасность, культура, современное состояние и перспективные инновации в совершенствовании сферы сервиса.
Задачи:
- изучение теоретические основы сервисной деятельности: основные понятия, история развития сферы сервиса: зарубежный и российский опыт.
- раскрыть методологические основы и междисциплинарный характер научного анализа сервисной деятельности
- охарактеризовать сервисную деятельность как составную часть экономики, государства, общества, культуры.
- проанализировать организационные основы сервисной деятельности, предприятия, персонал.
- систематизировать технологии реализации сервисной деятельности, качество, безопасность, культура.
- провести анализ современного состояния и выявить перспективные направления совершенствования сферы сервиса.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3: готовностью к изучению научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта в сервисной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1. - исторические предпосылки развития сервиса, современные виды сервисной деятельности, принципы классификации услуг и характеристики, теорию организации обслуживания;
- методологические основы и междисциплинарный характер научного анализа сервисной деятельности;
- системный подход в основе исследования сервисной деятельности, интегрированной с системаи экономика, государство, общество, культуры;
- основы рыночной экономики и менеджмента, специфику их применения в сфере сервиса;
- организационные основы и технологии реализации сервисной деятельности;
3.2.Уметь:
3.2.1. - провести исследование сервиса как составная часть экономики, государства, общества, культуры;
- оценить взаимоотношения в сервисном взаимодействии как «контактной зоне» и улучшить технологии в обслуживании;
- обосновать технологии реализации сервисной деятельности, качество, безопасность, культура;
- провести анализ современного состояния сервисной деятельности в российской практике;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1. - терминологией и основными понятиями сервисной деятельности, подходами к классификации сервиса в основе научного анализа;
- методами исследования сервисной деятельности как составная часть экономики, государства, общества, культуры;
- подходом к исследованию взаимоотношений с потребителем в процессе сервисной деятельности и предложению разрешения конфликтных ситуаций;
- разработкой фактора диверсификации сервисной деятельности для устойчивого развития;
- методами сбора информации для оценки сервисной деятельности в российской практике, выявлению проблем и разработкой решений;
- умением обеспечить оптимальную инфраструктуру обслуживания с учетом природных и социальных факторов;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические и методологические основы сервисной деятельности. Организационные и экономические аспекты сервисной деятельности. Технология организации сервисной деятельности в современных реалиях.
1.1. Теоретические основы сервисной деятельности: основные понятия. История развития сферы сервиса: зарубежный и российский опыт. Лекции 1 1 Л2.1, Л1.1, Л2.4, Л1.2
1.2. Теоретические основы сервисной деятельности: основные понятия. История развития сферы сервиса: зарубежный и российский опыт. Практические 1 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2
1.3. Теоретические основы сервисной деятельности: основные понятия. История развития сферы сервиса: зарубежный и российский опыт. Сам. работа 1 25 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2
1.4. Методологические основы и междисциплинарный характер научного анализа сервисной деятельности Лекции 1 1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2
1.5. Методологические основы и междисциплинарный характер научного анализа сервисной деятельности Практические 1 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4, Л1.2
1.6. Методологические основы и междисциплинарный характер научного анализа сервисной деятельности Сам. работа 1 15 Л2.1, Л1.1, Л2.4, Л1.2
1.7. Сервисная деятельность как составная часть экономики, государства, общества, культуры. Лекции 1 1 Л2.1, Л1.1, Л2.4, Л1.2
1.8. Сервисная деятельность как составная часть экономики, государства, общества, культуры. Практические 1 1 Л2.1, Л1.1, Л2.4, Л1.2
1.9. Сервисная деятельность как составная часть экономики, государства, общества, культуры. Сам. работа 1 15 Л2.1, Л1.1, Л2.4, Л1.2
1.10. Организационные основы сервисной деятельности, предприятия, персонал. Лекции 1 1 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.4, Л1.2
1.11. Организационные основы сервисной деятельности, предприятия, персонал. Практические 1 1 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.4, Л1.2
1.12. Организационные основы сервисной деятельности, предприятия, персонал. Сам. работа 1 24 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.4, Л1.2
1.13. Технологии реализации сервисной деятельности, качество, безопасность, культура. Лекции 1 0 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.4, Л1.2
1.14. Технологии реализации сервисной деятельности, качество, безопасность, культура. Практические 1 1 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.4, Л1.2
1.15. Технологии реализации сервисной деятельности, качество, безопасность, культура. Сам. работа 1 4 Л2.1, Л1.1, Л2.4, Л1.2
1.16. Современное состояние и перспективные инновации в совершенствовании сферы сервиса Лекции 1 0 Л2.1, Л1.1, Л2.4, Л1.2
1.17. Современное состояние и перспективные инновации в совершенствовании сферы сервиса Практические 1 1 Л2.1, Л1.1, Л2.4, Л1.2
1.18. Современное состояние и перспективные инновации в совершенствовании сферы сервиса Сам. работа 1 4 Л2.1, Л1.1, Л2.4, Л1.2
1.19. Экзамен 1 9 Л2.1, Л1.1, Л2.4, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Контрольные вопросы для проведеняи текущего контроляи промежуточной аттестации приведены в приложении к рабочей программе
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы письменных работ приведен в приложении к рабочей программе
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Тётушкин В. А. Сервисная деятельность: основные понятия и современные проблемы (региональный аспект): Учебники и учебные пособия для ВУЗов Издательство ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=445052
Л1.2 Ж.А. Романович, С.Л. Калачев ; под общ. ред. Ж.А. Романович. Сервисная деятельность: учебник М.: ИТК «Дашков и К°»,, 2018 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=496155
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сервис PLUS : научный журнал ФГОУ ВПО РГУТИС., 2 раза в месяц https://e.lanbook.com/journal/2540#journal_name
Л2.2 Г. А. Аванесова Сервисная деятельность: Историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент: учеб. пособие для вузов Аспект Пресс, 2006
Л2.3 Васюкова А.Т., Любецкая Т.Р. Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания: учебник для бакалавров: Учебники Издательство "Дашков и К", 2017 https://e.lanbook.com/book/93452
Л2.4 Современные проблемы сервиса и туризма: Научно-практический журнал Москва, 2018 https://elibrary.ru/contents.asp?titleid=26229
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Введение в сервис https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6722
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)

Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
6.4. Перечень информационных справочных систем
программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
http://elibrary.ru/ – крупнейший российский информационный портал в области науки, технологии, медицины и образования, содержащий рефераты и полные тексты более 14 млн научных статей и публикаций.
http://www.edu.ru/ – федеральный образовательный портал
www.duma.gov.ru – официальный сайт Государственной статистики РФ;
Пособия для студентов, используемые при изучении дисциплины:
1.Донскова Л.И. Управление персоналом в туризме «Менеджмент в СКСиТ»: Учебное пособие / Алт. гос. тех. университет им. И.И. Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2004. (УМО)
2.Донскова Л.И. Рекреационный комплекс в условиях рынка: Учебное пособие / Алт. гос. тех. университет им. И.И. Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2004.- 176 с. (УМО)
3.Донскова, Л.И. Сервис как социальный феномен: концепция и технологии управления: монография / Л.И. Донскова. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2007. – 250 с. (авт. 13 п.л.).
4.Донскова, Л.И. Управление сервисной деятельностью в современных условиях: теория и практика: монография / Л.И. Донскова. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2008. – 184 с. (авт. 10,4 п.л.).
5.Донскова, Л. И. Финансовый менеджмент в туризме: теория и практика: учебное пособие / Л. И. Донскова. – Барнаул : Изд-во АлтГТУ, 2011. – 171 с.
6.Донскова, Л.И. Методология исследования сервиса: системный анализ»: монография / Л.И. Донскова. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2013 г. – 220 с.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания обучающимся при подготовке к лекциям
Методические рекомендации студентам по изучению дисциплины «Сервисная деятельность». В процессе изучения данной дисциплины рекомендуется придерживаться следующей последовательности действий. На первом этапе в соответствии со структурой курса необходимо изучить базовые учебники, которые рекомендуются как основные источники литературы.
На втором – обозначить базовые понятия и определения (возможно составить конспект) из названия тем, привести разные точки зрения, вывести свое определение предпочтительное. Рекомендуется использовать дополнительную литературу из рекомендованного списка.
На следующем этапе необходимо обозначить практическую значимость данной темы. Для чего изучить статистические данные, конкретные примеры из региональной практики. Рекомендуется обращаться к официальной, оперативной информации: http://www Rosstat, региональный официальный сайт государственной статистики.
В результате получения информации, освоения знаний студент должен сформировать свою точку зрения на данную тему, сформулировать одну проблему в нашей стране, свободно отвечать на вопросы на практических занятиях, участвовать в дискуссиях, уметь выделять главные проблемы, логически мыслить для их решения.
Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям
С целью лучшего усвоения материала по дисциплине «Сервисная деятельность» используются комплект заданий, вопросов, тестов, письменных работ. В процессе изучения данной дисциплины студентам предлагается написать письменные работы: реферат, эссе, аналитическую работу.
Подготовка, написание и защита эссе по дисциплине «Сервисная деятельность» на темы: Студенты готовят эссе по теме «Роль и значение сервисной деятельности в обществе¸ экономике, государстве, для человека: современное состояние, проблемы». Выполнение эссе на тему «Сервисная деятельность в современной жизни». Подготовить эссе на тему «Роль, значение и проблемы сервисной деятельности в экономике страны, региона». Подготовьте эссе на тему: «Состояние сервисной деятельности и влияние ее на качество жизни населения (на примере Вашего города)». Подготовьте эссе на тему: «Сервис и инновации: возможности и ограничения».
В эссе используются статьи актуальные по данной тематике российских авторов («Сервис plus», «Менеджмент в России и за рубежом», «Статистика» и др.). Привести мнения зарубежных и российских авторов по данной проблематике. По материалам эссе на практическом занятии проводится дискуссия.
Требования к написанию и оформлению письменных работ приведены в раздаточном материале (Практический кейс по дисциплине «Сервисная деятельность»), который выдается студентам в электронном варианте на первой недели занятий.
В процессе изучения дисциплины «Сервисная деятельность» подготовка студентов к семинарским занятиям организована с использованием научной и периодической литературы, ресурсов INTERNET.
На практическом занятии по дисциплине «Сервисная деятельность» необходимо умение выступать с докладом, делать сообщения, умение включаться в беседу, дискуссию, отвечать на поставленные вопросы, решать предложенные преподавателем тесты, контрольные и проверочные работы.
Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы
Для углубления, расширения и детализирования полученных знаний студентам отводятся 82 часа на самостоятельную работу. Самостоятельная работа предполагает более глубокое освоение учебной программы. Она формирует навыки исследовательской работы и ориентирует студентов на выработку умений применять теоретические навыки на практике.
Самостоятельную работу лучше всего планомерно осуществлять весь семестр, предусматривая при этом регулярное повторение пройденного материала. Это может быть конспектирование и работа с книгой, документами, первоисточниками; доработка и оформление записей по лекционному материалу; проработка материала по учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации и др.
Самостоятельная работа студентов предполагает самостоятельную подготовку к занятиям (изучение лекционного материала, чтение рекомендуемой литературы, подготовка ответов на тестовые задания, решение задач, анализ деловых ситуаций, подготовка реферата (эссе) по основным проблемным вопросам изучаемой дисциплины), подготовку к контрольной работе.
Организация самостоятельной работы студентов по дисциплине «Сервисная деятельность» включает комплект раздаточного материала по темам практических работ в электронном варианте, актуальные статьи по данной теме, проведение метода экспертных оценок с помощью опроса, обработку результатов, обобщение и систематизация данных. Поиск и обработка статистических данных из государственной статистики о показателях развития сферы услуг в мире, России, Алтайском крае.
В рамках самостоятельной работы по дисциплине «Сервисная деятельность» также осуществляется подготовка рефератов, эссе, докладов и выполнение контрольных работ.
Организация самостоятельной работы студентов предполагает выполнение аналитической работы, которая является одной из форм творческой работы студентов.
Цель выполнения состоит в том, чтобы научить студентов связывать теорию с практикой, привить умение разрабатывать планы развития, рассчитывать различные показатели и строить на основе их анализа прогнозы, исследовать сложившуюся ситуацию и предлагать пути решения проблем, свободно ориентироваться в современной экономике, популярно излагать сложные вопросы. Элементы творчества являются обязательными при написании эссе и выполнению КР.
Самостоятельная работа студентов в части эссе, домашних заданий реализуется на соответствующих занятиях в виде докладов-презентаций продолжительностью 5-10 минут с последующим обсуждением – дискуссией и выставлением оценки по 100 бальной шкале. В дискуссионной форме проходит обсуждение докладов и презентаций. Вносятся необходимые коррективы и проводится подготовка к выступлениям на конференции или форуме и опубликованию научных статей. Стимулом для использования элементов научного поиска при изучении дисциплины является повышенный рейтинг при оценке отдельных видов СРС.
Для привлечения студентов к самостоятельной творческой деятельности используются следующие формы и методы:
- элементы творчества являются обязательными при написании реферата по дисциплины «Сервисная деятельность»;
- авторы лучших расчетных заданий рекомендуются для участия в ежегодно проводимой кафедрой научно-практической конференции и конкурсе на лучшую студенческую научную работу.
Стимулом для использования элементов научного поиска при изучении дисциплины является повышенный рейтинг при оценке отдельных видов СРС.