МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Введение в сферу гостеприимства и общественного питания

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.03. Гостиничное дело
ПрофильРесторанно-гостиничная деятельность
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план43_03_03_ГД-2-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 90
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 90 90 90 90
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
ст.преподаватель, Игнатенко Мария Николаевна;к.г.н, доцент , Редькин Александр Германович

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Введение в сферу гостеприимства и общественного питания

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.03.03 Гостиничное дело (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017г. №515)

составлена на основании учебного плана:
43.03.03 Гостиничное дело
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н, доцент Редькин Александр Германович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой к.г.н, доцент Редькин Александр Германович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Введение в сферу гостеприимства и общественного питания» является ознакомление студентов с основными понятими и определениями индустрии гостеприимства, тенденциями развития гостиничного и ресторанного дела в России и в мире, знакомство с основными закономерностями развития индустрии гостеприимства и общественного питания; формирование профессионального мировоззрения; воспитание профессиональных качеств личности, воспитание интереса к будущей профессии

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные определения индустрии размещения.Концепции, определения и классификации, принятые Всемирной туристской организации (ВТО) для статистики туризма. Рекомендации Секретариата ВТО по межрегиональной гармонизации критериев гостиничной классификации на основе стандартов, принятых региональными комиссиями ВТО
3.2.Уметь:
3.2.1.Определять факторы, влияющие на развитие гостиничного бизнеса. Анализировать овременное состояние гостиничного комплекса России, тенденции и проблемы развития.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владения общими правилами общения персонала е клиентами, а также знанием основ взаимоотношений в коллективе современной гостиницы.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Тенденциями развития гостиничного дела в России и в мире. Основные закономерностеи развития индустрии гостеприимства.
1.1. История развития и становления гостиничного дела Лекции 1 2 Л2.1, Л1.2
1.2. Зарождение и развитие индустрии гостеприимства в Древнем мире. Древняя Греция, Древний Рим, Вавилон (кодекс царя Хаммурапи). Развитие гостиниц в Средние века и эпоху Возрождения. Первые гильдии хотельеров. Практические 1 4 Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.3. Подготовка рефератов и докладов по темам: Зарождение и развитие индустрии гостеприимства в Древнем мире. Древняя Греция, Древний Рим, Вавилон (кодекс царя Хаммурапи). Развитие гостиниц в Средние века и эпоху Возрождения. Первые гильдии хотельеров. Сам. работа 1 12 Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.4. Современное состояние и перспективы развития рынка гостиничных услуг Лекции 1 2 Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.5. Мировая сегментация рынка гостиничных услуг. Практические 1 4 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.6. Риски и проблемы в индустрии гостеприимства в России и в мире. Сам. работа 1 10 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.7. Международные гостиничные сети Лекции 1 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.8. Особенности управления и функционирования, деловой стиль международной гостиничной цепи. Практические 1 8 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.9. Подготовка презентаций по теме международные гостиничные цепи: География, структура. Сам. работа 1 10 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.10. Организационная структура гостиничных предприятий различного типа. Тенденции и перспективы развития гостиничного бизнеса в современном мире. Лекции 1 4 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.11. Характеристика гостиничного хозяйства России Сам. работа 1 10 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.12. Способы и методы оценки эффективности деятельности гостиницы. Практические 1 4 Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Тенденции развития сферы общественного питания в России и в мире. Основные закономерностеи развития сферы общественного питания
2.1. История развития предприятий общественного питания Лекции 1 2 Л2.1
2.2. Основные этапы развития общественного питания в России 1. Древняя Русь, которая охватывает весь период до 18 века; 2. Начало 18 - середина 19 века; 3. Середина 19 века – 1917; 4. 1918 – 1985: 5. 1986 – 1991; 6. 1992 – 1998; 7. 1999 – настояшее время. Практические 1 4 Л2.1
2.3. Подготовка презентаций по теме История развития общественного питания в Европе, Азии, Америке (страна на выбор студента) Сам. работа 1 12 Л2.1
2.4. Классификация предприятий общественного питания Лекции 1 2 Л2.1
2.5. Общие требования, предъявляемые к предприятиям общественного питания.Нормативы для предприятий в зависимости от типа и класса Практические 1 4 Л2.1
2.6. Подготовка рефератов по видам и классам предприятий общественного питания Сам. работа 1 12 Л2.1
2.7. Особенности организации питания в гостиничном предприятии Лекции 1 2 Л2.1
2.8. Общие принципы функционирования предприятий питания на базе гостиничного предприятия Практические 1 4 Л2.1
2.9. Дизайн-проект ресторана Сам. работа 1 12 Л2.1
2.10. Современные тендеции в общественном питании Лекции 1 2 Л2.1
2.11. Правила и стандарты ресторанного обслуживания Практические 1 4 Л2.1
2.12. Подготовка презентаций по теме франчайзинг в сфере общественного питания: география, структура. особенности управления и функционирования Сам. работа 1 12 Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см Приложение ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см Приложение ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см Приложение ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сергеева Ю. С. Гостиничный бизнес. Конспект лекций: Учебное пособие ( ЭБС «Университетская библиотека online») Приор-издат , 2009 biblioclub.ru
Л1.2 Тимохина Т. Л. ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСТИНИЧНОГО ДЕЛА.: Учебник для прикладного бакалавриата Юрайт, 2019 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Березовая Л. Г. ИСТОРИЯ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2017 https://biblio-online.ru/bcode/404118
Л2.2 Гаврилова С. В. , Томская А. Г. , Дмитриев А. В. Организация туристического и гостиничного бизнеса: Учебно-методический комплекс ( ЭБС «Университетская библиотека online») Евразийский открытый институт, 2011 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Ratanews [ Электронный ресурс] : Еженедельная туристская газета. / Электрон. газета.– М. , 1998 – 2011. – Режим доступа к газете: http://www.ratanews.ru – Загл. с экрана.
Э2 2. Турбизнес[Электронный ресурс]: Ежемесячный туристский журнал/ Электрон.журнал. –М., 1998-2011. - Режим доступа к журналу: http://www.tourbus.ru – Загл. с экрана.
Э3 3. Туризм: практика, проблемы, перспективы[ Электронный ресурс] : Ежемесячный журнал/ Электрон. журнал – М., 1997-2011. Режим доступа к журналу: http://www.tpnews.ru - Загл. с экрана.
Э4 4. Поисковая система: http://www.google.com/
Э5 Курс в Moodle "Введение в сферу гостеприимства и общественного питания" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
В компьютерном классе должны быть установлены средства MS Office _; Word, Excel, PowerPoint u др.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Ratanews [ Электронный ресурс] : Еженедельная туристская газета. / Электрон. газета.– М. , 1998 – 2011. – Режим доступа к газете: http://www.ratanews.ru – Загл. с экрана.
2. Турбизнес[Электронный ресурс]: Ежемесячный туристский журнал/ Электрон.журнал. –М., 1998-2011. - Режим доступа к журналу: http://www.tourbus.ru – Загл. с экрана.
3. Туризм: практика, проблемы, перспективы[ Электронный ресурс] : Ежемесячный журнал/ Электрон. журнал – М., 1997-2011. Режим доступа к журналу: http://www.tpnews.ru - Загл. с экрана.
4. Поисковая система: http://www.google.com/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Советы по подготовке к зачету и экзамену
Подготовка студентов к сдаче экзамена включает в себя:
− работу с программой учебного курса;
− поиск источников информации (печатными: учебников, нормативных правовых актов, дополнительной литературы и электронными: научные сайты, сайты администраций субъектов Федераций, муниципальных районов и т.д.) и их изучение;
− использование конспектов лекций, материалов семинарских занятий;
− консультирование у преподавателя.

Рекомендации по использованию информационных технологий
Информационные технологии позволяют эффективно организовать образовательный процесс (в том числе и самостоятельную работу).
Обработка статистического материала рекомендовано проводить в специальных программах (например, MS Office Microsoft Excel), что облегчает процедуру анализа данных. Данные программы позволяют не только провести необходимые трудоемкие расчеты, но и визуализировать цифровой материал, что способствует более глубокому анализу структурных и временных данных.
Информационные технологии используются на всех этапах обучения студента: подготовительная обработка, этап анализа изучаемого объекта, получение результатов.

Рекомендации по самостоятельной работе студента

Самостоятельная работа направлена на углубление и закрепление знаний студента, развитие аналитических навыков по проблематике учебной дисциплины. Подведение итогов и оценка результатов таких форм самостоятельной работы осуществляется во время контактных часов с преподавателем.
Для подготовки к семинарским занятиям, а также выполнения контрольных работ необходим доступ студентов к Интернет-ресурсам через компьютерные классы факультета и университета.
Для успешного усвоения материала необходимо пользоваться литературой, указанной в перечне учебно-методического комплекса, посещать лекционные занятия. При подготовке докладов на семинарские занятия рекомендуется составить плана ответа, приводить примеры, использовать наглядный материал.
Осознанно подходить к изучению предлагаемого курса, формировать научное системное восприятие изучаемого материала. Учиться применять полученные знания в собственной специальности, переносить теоретический материал на практику. Учиться систематизировать изучаемый материал и интегрировать его в собственный опыт и имеющиеся знания.