МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

География сферы услуг

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.03. Гостиничное дело
ПрофильГостиничное дело
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план43_03_03_ГД-3-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 63
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 63 63 63 63
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
География сферы услуг

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.03.03 ГОСТИНИЧНОЕ ДЕЛО (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 04.12.2015г. №1432)

составлена на основании учебного плана:
43.03.03 Гостиничное дело
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Редькин А.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Редькин А.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины _География сферы услуг формирование у будущих специалистов представлений о сфере обслуживания, территориальных особенностях ее развития и географических подходах к ее изучению.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-6 готовностью к сервисной деятельности в соответствии с этнокультурными, историческими и религиозными традициями, к выявлению потребностей потребителя, формированию гостиничного продукта, развитию клиентурных отношений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.– знает основные базовые понятия в области географии сферы услуг;
– знает в полном объеме терминологическую базу дисциплины и умеет ей грамотно пользоваться при ответах на вопросы и в дискуссии;
- знает особенности работы сферы услуг в разных странах;
- знает закономерности развития сферы услуг способы анализа и оценки развития сферы обслуживания;

3.2.Уметь:
3.2.1.– умеет определить современные значимые проблемы в области географии сферы услуг;
– умеет прогнозировать направления развития географии сферы услуг;
- может обосновать социальные и экономические принципы функционирования сферы обслуживания;
- умеет оценивать факторы определяющие состояние развития отраслей сферы услуг и выделять проблемные вопросы рынка услуг;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.– владеет навыками обоснования путей решения актуальных междисциплинарных проблем в сфере услуг;
– способен произвести оценку социальной значимость проблем и процессов в сфере услуг
– способен самостоятельно интерпретировать статистические данные, характеризующие уровень развития сферы обслуживания населения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в географию сферы услуг
1.1. Введение. цели, задачи, структура курса Лекции 3 2 ПК-6 Л2.5, Л1.1
1.2. роль и место сферы услуг в мировой экономике Практические 3 2 ПК-6 Л1.2, Л2.2
1.3. История развития сферы услуг Лекции 3 2 ПК-6 Л2.3, Л1.1
1.4. исторические этапы развития сферы услуг в мире Практические 3 2 ПК-6 Л2.4, Л1.2
1.5. особенности развития сферы услуг в современной России Сам. работа 3 6 ПК-6 Л2.4, Л1.2, Л1.1
1.6. Состав сферы обслуживания населения. Значение сферы услуг в современном обществе и экономике. Лекции 3 2 ПК-6 Л2.4, Л1.1
1.7. анализ деятельности сферы услуг в России Практические 3 2 ПК-6 Л2.4, Л1.1
1.8. Факторы, определяющие развитие сферы услуг Лекции 3 2 ПК-6 Л2.4, Л2.3, Л1.1
Раздел 2. Территориальная организация сферы обслуживания
2.1. Территориальная организация обслуживания населения в городах и сельской местности. Лекции 3 2 ПК-6 Л2.3, Л1.2, Л2.5
2.2. проблемы развития сферы услуг Практические 3 4 ПК-6 Л2.1, Л1.1
2.3. Эффективность и производительность сферы услуг. Практические 3 4 ПК-6 Л2.4, Л1.2, Л1.1
2.4. бизнес-идеи в сфере услуг Практические 3 4 Л2.3, Л1.1
2.5. Взаимодействие систем расселения и обслуживания. Модели размещения предприятий сферы услуг. Модели Коля, Айзарда, Бекмана. Логистика и развитие инфраструктуры. Сам. работа 3 11 ПК-6 Л2.4, Л2.3, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. География отраслей сферы услуг
3.1. Общая характеристика мирового третичного сектора. Лекции 3 2 ПК-6 Л1.2, Л2.5, Л1.1
3.2. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и бытовые услуги. Практические 3 2 ПК-6 Л1.2, Л2.5, Л1.1
3.3. Перспективные направления и перспективы развития географии торговли услугами. Сам. работа 3 7 ПК-6 Л2.5, Л1.1
3.4. Финансовые услуги. Проблемы оффшоров для развития экономик стран мира Сам. работа 3 7 ПК-6 Л2.2, Л1.1
3.5. география сферы образования в мире. современные проблемы образования в россии. Лекции 3 2 ПК-6 Л2.2, Л1.1
3.6. современная система образования в России Практические 3 2 ПК-6 Л2.2, Л1.1
3.7. анализ данных международной статистики уровня образования в странах мира Практические 3 2 ПК-6 Л2.2, Л1.1
3.8. особенности функционирования социальной сферы в современных условиях Практические 3 2 ПК-6 Л2.2, Л1.1
3.9. Значение социальных услуг для повышения качества жизни населения. Сам. работа 3 8 ПК-6 Л2.4, Л2.3, Л1.1
3.10. образование в сфере сервиса и туризма: региональные особенности (мир и Россия) Сам. работа 3 8 ПК-6 Л2.4, Л2.3, Л1.1
3.11. география здравоохранения в мире. современные проблемы российского здравоохранения Лекции 3 2 ПК-6 Л2.4, Л2.3, Л1.1
3.12. анализ данных международной статистики по уровню развития здравоохранения Практические 3 2 ПК-6
3.13. особенности функционирования индустрии гостеприимства Практические 3 4 ПК-6 Л2.2, Л2.5, Л1.1
3.14. современные гостиничные цепи Сам. работа 3 9 ПК-6 Л2.3, Л2.5, Л1.1
3.15. география транспорта Лекции 3 2 Л2.4, Л1.1
3.16. география транспорта России Практические 3 2 ПК-6 Л2.4, Л2.5, Л1.1
3.17. роль транспорта в российской экономике Практические 3 2 ПК-6 Л1.2, Л2.5
3.18. современные логистические центры Сам. работа 3 7 ПК-6 Л1.2, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
СМ. приложение ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Праздникова Н.Н. Сервисная деятельность: учебное пособие АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
Л1.2 Лойко О.Т. Сервисная деятельность: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2010
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Хлебович Д.И. Сфера услуг: маркетинг: учеб. пособие для вузов М.:Кнорус, 2007
Л2.2 Аванесова Г А Сервисная деятельность: Историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент: учеб. пособие для вузов Аспект Пресс, 2006
Л2.3 Хлебович Д.И., Бурменко Т.Д. Сфера услуг: маркетинг: учеб. пособие для вузов М.: КНОРУС, 2007
Л2.4 под ред. Т. Д. Бурменко Сфера услуг: менеджмент: учеб. пособие для вузов М.: КНОРУС, 2007
Л2.5 Сервис PLUS : научный журнал ФГОУ ВПО РГУТИС., 2 раза в месяц e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "География сферы услуг" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 7: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Научная электронная библиотека (http://elibrary.ru/)
2. Справочное пособие «Россия в цифрах и картах» (http://www.sci.aha.ru/map/rus/index.htm)
3. Справочное пособие «Страны мира в цифрах и картах» (http://www.sci.aha.ru/map/world/index.htm)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
202Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка HP - 14 единиц; мониторы: марка ASUS модель VS197DE - 14 единиц
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Советы по подготовке к экзамену
Подготовка студентов к сдаче экзамена включает в себя:
− работу с программой учебного курса;
− поиск источников информации (печатными: учебников, нормативных правовых актов, дополнительной литературы и электронными: научные сайты, сайты администраций субъектов Федераций, муниципальных районов и т.д.) и их изучение;
− использование конспектов лекций, материалов семинарских занятий;
− консультирование у преподавателя.

Рекомендации по использованию информационных технологий
Информационные технологии позволяют эффективно организовать образовательный процесс (в том числе и самостоятельную работу).
Обработка статистического материала рекомендовано проводить в специальных программах (например, MS Office Microsoft Excel), что облегчает процедуру анализа данных. Данные программы позволяют не только провести необходимые трудоемкие расчеты, но и визуализировать цифровой материал, что способствует более глубокому анализу структурных и временных данных.
Использование ГИС-технологий для изучения пространственного распределения социально-экономических процессов и явлений для географов является необходимой составной частью образовательного процесса. ГИС обеспечивают работу с базой данных определенных территорий, позволяют обрабатывать информацию и получать результат в виде карт.
Информационные технологии используются на всех этапах обучения студента: подготовительная обработка, этап анализа изучаемого объекта, получение результатов в виде графического или картографического материалов и их презентация. Подготовка презентаций (например, в программе MS Office Power Point) дополнительно к сообщению повышают уровень выступления с докладом на семинарском занятии.

Рекомендации по самостоятельной работе студента

Согласно учебному плану на самостоятельную работу студентов отводится 3/4 общей трудоемкости данной дисциплины. Самостоятельная работа студентов подразделяется а обязательную и контролируемую.
Обязательная самостоятельная работа обеспечивают подготовку студента к текущим аудиторным занятиям. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и качественном уровне сделанных докладов, выполненных контрольных работ, тестовых заданий и др. форм текущего контроля.
Контролируемая самостоятельная работа направлена на углубление и закрепление знаний студента, развитие аналитических навыков по проблематике учебной дисциплины. Подведение итогов и оценка результатов таких форм самостоятельной работы осуществляется во время контактных часов с преподавателем.
Для проведения части лекционных и семинарских занятий требуется мультимедиа проектор. Проведение семинарских занятий предусмотрено в кабинете экономичесокй географии. Для подготовки к семинарским занятиям, а также выполнения контрольных работ необходим доступ студентов к Интернет-ресурсам через компьютерные классы факультета и университета.
Для успешного усвоения материала необходимо пользоваться литературой, указанной в перечне учебно-методического комплекса, посещать лекционные занятия. При подготовке докладов на семинарские занятия рекомендуется составить плана ответа, приводить примеры, использовать наглядный материал.
Осознанно подходить к изучению предлагаемого курса, формировать научное системное восприятие изучаемого материала. Учиться применять полученные знания в собственной специальности, переносить теоретический материал на практику. Учиться систематизировать изучаемый материал и интегрировать его в собственный опыт и имеющиеся знания.