МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

География сферы услуг
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.01. Сервис
ПрофильСоциально-культурный сервис и туризм
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz43_03_01_С-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 92
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 92 92 92 92
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Праздникова н.Н.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырква Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
География сферы услуг

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.03.01 "Сервис" (квалификация (степень) "бакалавр"). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 октября 2015 года № 1169

составлена на основании учебного плана:
43.03.01 Сервис
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Редькин А.Г.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Редькин А.Г.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины _География сферы услуг формирование у будущих специалистов представлений о сфере обслуживания, территориальных особенностях ее развития и географических подходах к ее изучению.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3: готовностью к изучению научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта в сервисной деятельности
ПК-4: готовностью к участию в проведении исследований социально-психологических особенностей потребителя с учетом национально-региональных и демографических факторов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.– знает основные базовые понятия в области географии сферы услуг;
– знает в полном объеме терминологическую базу дисциплины и умеет ей грамотно пользоваться при ответах на вопросы и в дискуссии;
- знает особенности работы сферы услуг в разных странах;
- знает закономерности развития сферы услуг способы анализа и оценки развития сферы обслуживания;

3.2.Уметь:
3.2.1.– умеет определить современные значимые проблемы в области географии сферы услуг;
– умеет прогнозировать направления развития географии сферы услуг;
- может обосновать социальные и экономические принципы функционирования сферы обслуживания;
- умеет оценивать факторы определяющие состояние развития отраслей сферы услуг и выделять проблемные вопросы рынка услуг;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.– владеет навыками обоснования путей решения актуальных междисциплинарных проблем в сфере услуг;
– способен произвести оценку социальной значимость проблем и процессов в сфере услуг
– способен самостоятельно интерпретировать статистические данные, характеризующие уровень развития сферы обслуживания населения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в географию сферы услуг
1.1. Введение. цели, задачи, структура курса Лекции 2 2 ПК-3, ПК-4 Л2.3, Л1.1
1.2. роль и место сферы услуг в мировой экономике Практические 2 2 ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.3. История развития сферы услуг Лекции 2 2 ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.4. исторические этапы развития сферы услуг в мире Сам. работа 2 1 ПК-3, ПК-4 Л2.2, Л1.1
1.5. особенности развития сферы услуг в современной России Сам. работа 2 2 ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.6. Состав сферы обслуживания населения. Значение сферы услуг в современном обществе и экономике. Сам. работа 2 4 ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.3, Л1.1
1.7. анализ деятельности сферы услуг в России Практические 2 2 ПК-3, ПК-4 Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.8. Факторы, определяющие развитие сферы услуг Сам. работа 2 2 ПК-3, ПК-4 Л2.3, Л1.1
Раздел 2. Территориальная организация сферы обслуживания
2.1. Территориальная организация обслуживания населения в городах и сельской местности. Сам. работа 2 2 ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.3, Л1.1
2.2. проблемы развития сферы услуг Сам. работа 2 2 ПК-3, ПК-4 Л2.4, Л1.1
2.3. Эффективность и производительность сферы услуг. Сам. работа 2 3 ПК-3, ПК-4 Л1.1
2.4. бизнес-идеи в сфере услуг Сам. работа 2 2 ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л1.1
2.5. Взаимодействие систем расселения и обслуживания. Модели размещения предприятий сферы услуг. Модели Коля, Айзарда, Бекмана. Логистика и развитие инфраструктуры. Сам. работа 2 2 ПК-3, ПК-4 Л2.2, Л2.3, Л1.1
Раздел 3. География отраслей сферы услуг
3.1. Общая характеристика мирового третичного сектора. Сам. работа 2 4 ПК-3, ПК-4 Л2.3, Л2.4, Л1.1
3.2. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и бытовые услуги. Сам. работа 2 2 ПК-3, ПК-4 Л2.3, Л2.4, Л1.1
3.3. Перспективные направления и перспективы развития географии торговли услугами. Сам. работа 2 6 ПК-3, ПК-4 Л2.3, Л2.4, Л1.1
3.4. Финансовые услуги. Проблемы оффшоров для развития экономик стран мира Сам. работа 2 2 ПК-3, ПК-4 Л2.2, Л2.3, Л1.1
3.5. география сферы образования в мире. современные проблемы образования в россии. Сам. работа 2 4 ПК-3, ПК-4 Л2.2, Л2.3, Л1.1
3.6. современная система образования в России Сам. работа 2 6 ПК-3, ПК-4 Л2.2, Л1.1
3.7. анализ данных международной статистики уровня образования в странах мира Сам. работа 2 2 ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.8. особенности функционирования социальной сферы в современных условиях Сам. работа 2 4 ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.9. Значение социальных услуг для повышения качества жизни населения. Сам. работа 2 6 ПК-3, ПК-4 Л2.2, Л2.3, Л1.1
3.10. образование в сфере сервиса и туризма: региональные особенности (мир и Россия) Сам. работа 2 6 ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.3, Л1.1
3.11. география здравоохранения в мире. современные проблемы российского здравоохранения Сам. работа 2 4 ПК-3, ПК-4 Л2.3, Л1.1
3.12. анализ данных международной статистики по уровню развития здравоохранения Сам. работа 2 2 ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
3.13. особенности функционирования индустрии гостеприимства Практические 2 4 ПК-3 Л2.3, Л1.1
3.14. современные гостиничные цепи Сам. работа 2 8 ПК-3, ПК-4 Л2.3, Л1.1
3.15. география транспорта Сам. работа 2 6 ПК-3, ПК-4 Л2.3, Л1.1
3.16. география транспорта России Сам. работа 2 2 ПК-3, ПК-4 Л2.3, Л1.1
3.17. роль транспорта в российской экономике Сам. работа 2 2 ПК-3, ПК-4 Л2.3, Л2.4, Л1.1
3.18. современные логистические центры Сам. работа 2 6 ПК-3, ПК-4 Л2.2, Л2.4, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
См. приложение ФОС
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение ФОС
5.3. Фонд оценочных средств
СМ. приложение ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Праздникова Н.Н. Сервисная деятельность: учебное пособие АлтГУ, 2014 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/2177
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Хлебович Д.И., Бурменко Т.Д. Сфера услуг: маркетинг: учеб. пособие для вузов М.: КНОРУС, 2007
Л2.2 Аванесова Г А Сервисная деятельность: Историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент: учеб. пособие для вузов Аспект Пресс, 2006
Л2.3 Сервис PLUS : научный журнал ФГОУ ВПО РГУТИС., 2 раза в месяц https://e.lanbook.com/journal/2540#journal_name
Л2.4 Хлебович Д.И. Сфера услуг: маркетинг: учеб. пособие для вузов М.:Кнорус, 2007
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в мудл https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3607
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 7: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Научная электронная библиотека (http://elibrary.ru/)
2. Справочное пособие «Россия в цифрах и картах» (http://www.sci.aha.ru/map/rus/index.htm)
3. Справочное пособие «Страны мира в цифрах и картах» (http://www.sci.aha.ru/map/world/index.htm)
4. Платное обслуживание населения в России. 2015: Стат. сб./ Росстат. - M., 2015. URL:http://gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/publishing/catalog/statisticCollections/doc_1260453359625
5. Жилищное хозяйство и бытовое обслуживание населения в России. 2015: Стат. сб./ Росстат. - M., 2015. – 326 c. URL: http://gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/publishing/catalog/statisticCollections/doc_1138887300516
6. Торговля в России. 2015: Стат. сб./ Росстат. - M., 2015. – 519 с. URL: http://gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/publishing/catalog/statisticCollections/doc_1139916653609

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
501М лаборатория технологий туристско-рекреационного проектирования и освоения территорий - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; карты - 14 шт.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Советы по подготовке к зачету
Подготовка студентов к сдаче зачета включает в себя:
− работу с программой учебного курса;
− поиск источников информации (печатными: учебников, нормативных правовых актов, дополнительной литературы и электронными: научные сайты, сайты администраций субъектов Федераций, муниципальных районов и т.д.) и их изучение;
− использование конспектов лекций, материалов семинарских занятий;
− консультирование у преподавателя.

Рекомендации по использованию информационных технологий
Информационные технологии позволяют эффективно организовать образовательный процесс (в том числе и самостоятельную работу).
Обработка статистического материала рекомендовано проводить в специальных программах (например, MS Office Microsoft Excel), что облегчает процедуру анализа данных. Данные программы позволяют не только провести необходимые трудоемкие расчеты, но и визуализировать цифровой материал, что способствует более глубокому анализу структурных и временных данных.
Использование ГИС-технологий для изучения пространственного распределения социально-экономических процессов и явлений для географов является необходимой составной частью образовательного процесса. ГИС обеспечивают работу с базой данных определенных территорий, позволяют обрабатывать информацию и получать результат в виде карт.
Информационные технологии используются на всех этапах обучения студента: подготовительная обработка, этап анализа изучаемого объекта, получение результатов в виде графического или картографического материалов и их презентация. Подготовка презентаций (например, в программе MS Office Power Point) дополнительно к сообщению повышают уровень выступления с докладом на семинарском занятии.

Рекомендации по самостоятельной работе студента

Согласно учебному плану на самостоятельную работу студентов отводится 3/4 общей трудоемкости данной дисциплины. Самостоятельная работа студентов подразделяется а обязательную и контролируемую.
Обязательная самостоятельная работа обеспечивают подготовку студента к текущим аудиторным занятиям. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и качественном уровне сделанных докладов, выполненных контрольных работ, тестовых заданий и др. форм текущего контроля.
Контролируемая самостоятельная работа направлена на углубление и закрепление знаний студента, развитие аналитических навыков по проблематике учебной дисциплины. Подведение итогов и оценка результатов таких форм самостоятельной работы осуществляется во время контактных часов с преподавателем.
Для проведения части лекционных и семинарских занятий требуется мультимедиа проектор. Проведение семинарских занятий предусмотрено в кабинете экономичесокй географии. Для подготовки к семинарским занятиям, а также выполнения контрольных работ необходим доступ студентов к Интернет-ресурсам через компьютерные классы факультета и университета.
Для успешного усвоения материала необходимо пользоваться литературой, указанной в перечне учебно-методического комплекса, посещать лекционные занятия. При подготовке докладов на семинарские занятия рекомендуется составить плана ответа, приводить примеры, использовать наглядный материал.
Осознанно подходить к изучению предлагаемого курса, формировать научное системное восприятие изучаемого материала. Учиться применять полученные знания в собственной специальности, переносить теоретический материал на практику. Учиться систематизировать изучаемый материал и интегрировать его в собственный опыт и имеющиеся знания.