МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

География художественных промыслов России
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.02. Туризм
ПрофильТехнологии и организация внутреннего и международного туризма
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план43_03_02_Т-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 54
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 54 54 54 54
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент Швецова Л.В.

Рабочая программа дисциплины
География художественных промыслов России

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.03.02 ТУРИЗМ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 14.12.2015г. №1463)

составлена на основании учебного плана:
43.03.02 Туризм
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Редькин А.Г.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Редькин А.Г.

1. Цели освоения дисциплины

1.1. познакомить с географией народных промыслов России, историей их создания и географией происхождения.
расширить знания об обычаях, традициях России, развивать умения пользоваться компьютерными технологиями, картами.
воспитать уважение, любовь, интерес к творчеству народных промыслов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-4: способностью работать в команде, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ПК-8: готовностью к применению прикладных методов исследовательской деятельности в туризме
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.об истории развития промыслов и современном состоянии художественных промыслов и ремёсел промыслов в Сибири;
закономерностях художественного творчества; роли традиций и преемственности в современных достижениях декоративного искусства;
о мерах государственной поддержки народных художественных промыслов;
знать историю возникновения традиционных ремесел и промыслов Сибири;
основные характерные особенности ремесел и промыслов;
географию распространения ремесел и связь с исторически сложившимися традициями;
центры народных промыслов,
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать произведения декоративно-прикладного искусства; копировать;
работать с графическими и живописными материалами;создавать эскизы произведений народного художественного прикладного творчества на основе работ мастеров;
планировать свою работу и рационально использовать свое рабочее время;
определять вид и давать характеристику изделиям народных промыслов. закономерности декоративно-прикладного искусства, как вида художественно-творческой деятельности; своеобразие ремесленных изделий разных областей Сибири. анализировать, использовать в профессиональной деятельности главные этапы и закономерности исторического развития географии культурно-исторических центров России
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеть методами творческого исполнения; технологией изготовления изделий народных художественных промыслов;
анализа произведения различных видов декоративно – прикладного искусства и народных промыслов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. География народов и народных промыслов России. Художественная роспись. Художественная обработка металла. Русская игрушка. Русское деревянное зодчество.
1.1. география народов России Сам. работа 2 12 Л1.2, Л2.1
1.2. География народных промыслов России Лекции 2 6 Л1.3
1.3. География народных промыслов России Сам. работа 2 12 Л1.1
1.4. Элементы русского народного творчества в г. Суздале Лекции 2 4 Л1.5
1.5. Элементы русского народного творчества в г. Суздале Сам. работа 2 10 Л1.3, Л2.1
1.6. Художественная роспись.Художественная обработка металла.Русская игрушка.Русское деревянное зодчество Практические 2 10 Л1.1, Л2.1
1.7. Суздальская керамика Лекции 2 4 Л1.4
1.8. Суздальская керамика Сам. работа 2 10 Л1.4, Л1.5, Л1.6
1.9. Художественная роспись.Художественная обработка металла.Русская игрушка.Русское деревянное зодчество Практические 2 10 Л1.1, Л2.1
1.10. Народные промыслы и ремёсла Владимирской области Лекции 2 4 Л1.6
1.11. Народные промыслы и ремёсла Владимирской области Сам. работа 2 10 Л1.1
1.12. Художественная роспись.Художественная обработка металла.Русская игрушка.Русское деревянное зодчество Практические 2 16 Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Основные понятия и термины в декоративном искусстве.
2. Эстетическая сущность и специфика декоративного искусства.
3. Роль, место и значение декоративного искусства в жизни общества и человека.
4. Синтез декоративного искусства с другими видами художественно- творческой
5. деятельности человека.
6. Содержание понятия "народное художественное творчество".
7. Исторические этапы становления отечественной народной художественной культуры и их характеристика.
8. Особенности, формы и принципы декоративно-прикладного искусства.
9. Сущность утилитарно-эстетической функции народного декоративно-прикладного искусства.
10. Ремесло как явление традиционного декоративно-прикладного искусства.
11. Профессиональное и непрофессиональное в традиционной народной художественной культуре.
12. Крупные центры народных художественных промыслов и ремесел.
13. История развития народных художественных промыслов России.
14. Кустари, мастерские, промысловая кооперация, мануфактуры, художественные артели, фабрики и комбинаты и их влияние на развитие народных художественных промыслов и ремесел.
15. Современное состояние народных художественных промыслов России. Ассоциация «Народные художественные промыслы России».
16. Сохранения народных художественных промыслов в условиях рыночной экономики. Федеральные и региональные нормативно-правовые акты и программы по сохранению народных художественных промыслов.
17. Крестьянское искусство. Функции народных художественных промыслов и ремесел.
18. Народные художественные промыслы и их классификация по видам, по материалу, по способу изготовления.
19. По видам: одежда и головные уборы; украшения; мебель и предметы интерь-ера; кухонная утварь и посуда; ковры и ковровые изделия; детские игрушки.
20. По материалу изготовления: дерево; глина; кости и рога животных; камень; металл; ткань; нитки; стекло; кожа и мех.
21. По способу изготовления: резьба и роспись по дереву; резьба по кости; художественная керамика; художественная обработка металла; лаковая живопись; вышивка; кружевоплетение; узорное ткачество; ковроделие; узорное вязание; ручная роспись тканей; художественная обработка кожи и меха.
22. Понятие «место традиционного бытования народного художественного промысла». Размещение народных художественных промыслов и ремесел по территории России. Основные центры народных художественных промыслов.
23. Понятие и значение сувенира. Значение сувенирной продукции для развития туризма. Сувениры – реклама туристского центра. Сувенир в структуре туристского продукта. Классификация сувениров.
24. Туристские центры России и их сувенирная продукция. Товары местного производства.
25. Особенности создания турпродукта по местам бытования народных художественных промыслов.
26. Технология разработки турпродукта по местам бытования. Требования к туру. Программа и ее составляющие
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ТЕСТ по «ЦЕНТРАЛЬНОЙ РОССИИ»

Какое население преобладает в Центральной России?
А. городское
Б. сельское

Какой народ преобладает в Центральной России?
А. Чуваши.
Б. Мордва
В. Марийцы
Г. Русские

В состав, какого района входят республики?
А Центрального
Б Волго-Вятский
В Центрально-Черноземный

“Золотая Хохлома” --это народный промысел
А. г. Кирова
Б. г. Семенова
Г. Села Богородского

В городе Ростове в Ярославской области изготавливают
А Финифть
Б. деревянные игрушки
В. лаковую миниатюру

На территории Центральной России находятся города миллионники..
А. Москва
Б. Воронеж
В. Нижний Новгород
Г Санкт-Петербург
Д. Псков.

Укажите древние города Центральной России
А. Новгород
Б. Дубна
В. Санкт-Петербург
Г. Псков

Самая высокая доля горожан в
А Центральном районе
Б Волго-Вятском районе
В Центрально-Черноземном районе
Г Северо-Западном районе

Городов миллионников нет в
А Центральном районе
Б Волго-Вятском районе
В Центрально-Черноземном районе
Г Северо-Западном районе


Темы рефератов:

1. Понятие «декоративно-прикладное искусство». Декоративно-прикладное искусство - основа национальной культуры, одна из важнейших областей народного творчества.
2. История декоративно-прикладного искусства Древнего мира, Античного мира, Византии.
3. История декоративно-прикладного искусства эпохи Средневековья, эпохи Возрождения.
4. История декоративно-прикладного искусства Западной Европы XVII - XX вв.
5. Отличительные особенности и влияние стилей классицизм, ампир, модерн и арт-деко на развитие декоративно-прикладного искусства.
6. История развития обработки и создание изделий из дерева, металла, кости, стекла, керамики. Орнаментальное искусство. Возникновение, развитие и значение орнамента в русской культуре.
7. Понятия «промысел», «народные художественные промыслы» и «ремесла». Крупные центры народных художественных промыслов и ремесел.
8. История развития народных художественных промыслов России.
9. Кустари, мастерские, промысловая кооперация, мануфактуры, художественные артели, фабрики и комбинаты и их влияние на развитие народных художественных промыслов и ремесел.
10. Современное состояние народных художественных промыслов России. Ассоциация «Народные художественные промыслы России».
11. Сохранения народных художественных промыслов в условиях рыночной экономики. Федеральные и региональные нормативно-правовые акты и п Крестьянское искусство. Функции народных художественных промыслов и ремесел.
12. Народные художественные промыслы и их классификация по видам, по материалу, по способу изготовления.
13. По видам: одежда и головные уборы; украшения; мебель и предметы интерьера; кухонная утварь и посуда; ковры и ковровые изделия; детские игрушки.
14. По материалу изготовления: дерево; глина; кости и рога животных; камень; металл; ткань; нитки; стекло; кожа и мех.
15. По способу изготовления: резьба и роспись по дереву; резьба по кости; художественная керамика; художественная обработка металла; лаковая живопись; вышивка; кружевоплетение; узорное ткачество; ковроделие; узорное вязание; ручная роспись тканей; художественная обработка кожи и меха.
16. Понятие «место традиционного бытования народного художественного промысла». Размещение народных художественных промыслов и ремесел по территории России. Основные центры народных художественных промыслов.
17. Программы по сохранению народных художественных промыслов
5.3. Фонд оценочных средств
Организация текущей аттестации:
проводится в интерактивной и письменной формах при выполнении практических заданий индивидуального и группового характера, при разработке проекта по (тематика дисциплины), а также в форме выступлений на семинарских занятиях.
Организация итоговой аттестации (с критериями оценивания):
Осуществляется в форме зачета, на котором проверяются знания основных вопросов (тематика дисциплины);
«Зачет» ставится в случае, если студент покажет глубокое, исчерпывающее понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений, продемонстрирует умения анализировать ситуации, релевантные задачам его профессиональной квалификации, студент владеет знаниями теории и практики, показывает достаточное понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений, но имеет некоторые недостатки в ответах. Допускаются несу¬щественные ошибки и неточности.
«Незачет» рекомендуется ставить, если имел место неправильный ответ хотя бы на один из основных вопросов, грубые ошибки в ответе, непонимание сущности излагаемых вопросов, неуверенные и неточные ответы на дополнительные вопросы.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Александрова А.Ю. География туризма: учеб. для вузов М.: КНОРУС, 2008
Л1.2 Кузьбожев Э.Н., Козьева И.А., Клевцова М.Г. Экономическая география и регионалистика (история, методы, состояние и перспективы размещения производительных сил): учеб. пособие для бакалавров М.: Юрайт, 2011
Л1.3 Александрова А.Ю. Международный туризм: учеб. для вузов М.: КноРус, 2010
Л1.4 Бондарович А.А. География туристских центров: учебное пособие Изд-во Алт.ун-та, 2005
Л1.5 Е.А. Джанджугазова Маркетинг туристских территорий: учеб. пособие для вузов Академия, 2006
Л1.6 Бондарович А.А., Праздникова Н.Н. География туризма : практикум Типография АГУ, 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Воскресенский В. Ю. Международный туризм. : Учебное пособие ( ЭБС «Университетская библиотека online») Юнити-Дана, 2015 URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114800
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3607
6.3. Перечень программного обеспечения
В компьютерном классе должны быть установлены средства MS Office _; Word, Excel, PowerPoint u др.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины