МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Геоурбанистика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.02. Туризм
ПрофильТехнологии и организация внутреннего и международного туризма
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz43_03_02_Т-34-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 128
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 128 128 128 128
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Быкова В.А.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Геоурбанистика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.03.02 "Туризм" (квалификация (степень) "бакалвр"). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2015 года № 1463

составлена на основании учебного плана:
43.03.02 Туризм
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Редькин А.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Редькин А.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у будущих специалистов прочных теоретических знаний и практических навыков, позволяющих анализировать проблемы городов и в научных, проектных, образовательных организациях, а также административных и предпринимательских структурах;
изучение историко-географических, социальных, экономико-географических, градостроительных и других аспектов развития городов и их систем;
анализ сложных процессов урбанизации, получивших глобальный характер;
усвоение значения и содержания географических подходов к разработке стратегии развития городов и систем расселения;
знакомство с основами проектирования городов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-5 способностью к самоорганизации и самообразованию
ПК-8 готовностью к применению прикладных методов исследовательской деятельности в туризме
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.об истории развития геоурбанистики и ее современных проблемах развития;
правовых основах городской политики;
основные исторические этапы развития городов;
главные понятия, особенности и перспективы современной урбанизации;
географические аспекты урбанизации и особенности развития крупнейших урбанизированных зон;
особенности и закономерности формирования городов и систем городов в районах различных экономико-географических типов;
основы планировочной организации города;
принципы и структуру комплексной градостроительной оценки территории в городах; научные основы эффективной градостроительной (городской) политики;
методах проведения экологического и экономико-географического проектирования и экспертизы.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять основные понятия географии городов и географического мышления к практическим задачам туристского проектирования;
выполнять оценку экономико-географического положения городов;
производить расчет перспективной численности городов различными методами(демографический прогноз; метод трудового баланса);
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.исследования планировочной ситуации городов, разработки, анализа и комплексной оценки вариантов проектных решений;
оценки природных условий территории по степени благоприятности для туристского освоения города;
оценки стоимости освоения территорий с различными природными условиями.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет, объект, задачи геоурбанистики и ее место в системе наук
1.1. Цели и задачи курса. Особенности географического подхода в изучении городских систем и процессов урбанизации. Предмет и объект исследования геоурбанистики. Структура геоурбанистики и её эволюция. Лекции 3 1 ОК-5 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Главные понятия, особенности и перспективы современной урбанизации
2.1. Урбанизация, широкое и узкое толкование данного понятия. Урбанизация, как пространственный процесс. Особенности пространственной эволюции урбанизации. Урбанистическая структура. Территориально-урбанистическая структура. Субурбанизация. Рурбанизация. Антропокультурная парадигма современной урбанизации. Уровни проявления процесса урбанизации. Динамика и концентрация городского населения мира. Основные очаги урбанизации. Перспективы урбанизации. Лекции 3 1 ОК-5 Л2.1, Л2.2
2.2. Динамика и концентрация городского населения мира. Практические 3 2 ОК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Исследование урбанизации. Зарождение и становление географии городов в России (К.И. Арсеньев, А.И. Воейков, В.П. Семёнов-Тян-Шанский, Л.Д. Синицкий и К. Гассерт, А.А. Крубер). Выделение из экономической географии географии городов (М.Г. Диканьский, Н.П. Анциферов, О.А. Константинов, В.В. Покшишевский, Н.Н. Баранский). Исследование урбанизации в 70-80-е годы XX века. Современное состояние и перспективы исследований урбанизации. Сам. работа 3 20 ОК-5, ПК-8 Л1.1
Раздел 3. Городские системы
3.1. Иерархия городских систем. Свойства города. Элементы города и их взаимодействие в городской системе. Градообразующий потенциал города и его оценка. Градообразующие (базовые) функции: промышленность, строительство, научные, культурные, административные, транспортно-распределительные. Сочетание и взаимообусловленность функций. Лекции 3 1 ОК-5 Л1.1, Л2.2
3.2. Планировочная структура города и её типы. Сам. работа 3 12 ОК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.2
3.3. Экономико-географическое положение городов. Сам. работа 3 16 ОК-5, ПК-8 Л2.1
3.4. Экономико-географическое положение городов. Практические 3 2 ОК-5, ПК-8
3.5. Экономико-географическое положение городов. Основные черты ЭГП: историзм, уникальность, многогранность. Влияние ЭГП на развитие города и роль города в улучшении ЭГП. Необходимость логического расчленения понятия ЭГП (оценки отдельных его компонентов). Категории ЭГП с точки зрения масштаба. Проблема количественного измерения ЭГП – нерешённая проблема экономической географии. Сам. работа 3 16 ОК-5 Л1.1, Л2.2
Раздел 4. Основные исторические этапы развития городов
4.1. Исторические стадии развития городов в процессе общественного разделения труда. Главные черты географии городов России. Сам. работа 3 16 ОК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.2. Исторические стадии развития городов в процессе общественного разделения труда. Практические 3 1 ОК-5
4.3. Главные черты географии городов России Практические 3 1 ОК-5, ПК-8 Л2.1
4.4. Города Древнего мира (рабовладельческое общество). Средневековые города (феодальное общество). Развитие географических, архитектурных, философских представлений о городах и теориях города. Города мира в новое время. География городов России. Географическое изучение городов в России. Формирование сети российских городов. Региональная география городов России. Сам. работа 3 16 ОК-5, ПК-8 Л2.1
Раздел 5. Основы проектирования городов и географические основы городской (градостроительной) политики
5.1. Комплексная градостроительная оценка территории и методы выбора вариантов размещения строительства в городах. Географические основы городской (градостроительной) политики. Учет закономерностей развития систем расселения и городов, зональных и региональных особенностей. Концепции развития города и системы расселения. Городская политика в России. Лекции 3 1 ОК-5 Л1.1, Л2.2
5.2. Управление развитием городского социума. Практические 3 1 ОК-5, ПК-8
5.3. Концепции развития города и системы расселения Практические 3 1 ОК-5, ПК-8 Л2.2
5.4. Процесс принятия решений при проектировании городов: разработка, анализ и комплексная оценка вариантов проектных решений; экспертиза и утверждение. Сам. работа 3 16 ОК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.5. Состав графических и текстовых материалов генерального плана города. Стадии проектирования города: генеральный план, проект детальной планировки, проект застройки. Масштаб и содержание чертежей. Состав участников работы. Роль географа, архитектора, инженера. Процесс принятия решений при проектировании городов: исследование планировочной ситуации; разработка, анализ и комплексная оценка вариантов проектных решений; экспертиза и утверждение. Научный и инженерный подход в процессе исследований и принятия решений. Реализация и корректура проекта. Сам. работа 3 16 ОК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1
5.6. Зачет 3 4 ОК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Перечень вопросов к зачёту
1. Понятие расселения.
2. История науки геоурбанистики.
3. Особенности современного периода в развитии науки.
4. Основные закономерности размещения населения в России и мире.
5. Теория центральных мест.
6. Виды сельских населенных пунктов.
7. Зонирование России по типам сельского расселения.
8. Сельское расселение в России, основные проблемы и черты.
9. Отличие городских поселений от сельских. Критерии города.
10. Урбанизация с точки зрения географии.
11. Виды урбанизации.
12. Стадии урбанизации по Джибсу.
13. Урбанизация по регионам России и мира.
14. Типологии городов.
15. Город как объект восприятия.
16. Население как основная подсистема города.
17. Экологическая подсистема города.
18. Экономическая подсистема города.
19. Планировочная структура города.
20. ЭГП городов.
21. Города – центры территорий.
22. Города - специализированные центры.
23. Экологические проблемы городов.
24. Демографические проблемы городов.
25. Экономические проблемы городов.
26. Города в составе агломераций.
27. Опорный каркас расселения.
28. Развитие сети городов России до середины 19-го века.
29. Города России в период индустриализации.
30. Современный этап развития городской сети в России.
31. Новые города России.
32. Особенности сети городов РФ.
33. Функциональные особенности городов России.
34. Особенности опорного каркаса расселения РФ
35. Российские агломерации.
36. Факторы, влияющие на региональную географию городов РФ.
37. Города Северо-Запада.
38. Города Центра.
39. Города Поволжья.
40. Города Урала.
41. Города Сибири.
42. Отличительные особенности северных городов.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Практические задания
1. Сравнительный анализ экономико-географического положения столиц, занимающих центральное экономико-географическое положение стране: Москва, Париж, Берлин.
2. Сравнительный анализ влияния экономико-географического положения на развитие Лондона, Петербурга, Нью-Йорка (особенности, общие черты).
3. Проекты «городов» будущего: критическая оценка.
4. Изучите и покажите на карте основные городские агломерации мира.
5. Нанести на контурную карту крупнейшие города Древнего мира, Средневековья и Нового времени (до XIX века). Цветом значков показать период наивысшего расцвета этих городов (то есть в каком периоде наносимые города являлись крупнейшими в мире). Отобразить: синим цветом - Древний Мир; красным - Средневековье; зеленым - Новое время. Размером значков показать максимально достигнутую городами численность населения в этот период.
Выделить основные географические центры возникновения древних городов, дать объяснение причинам их формирования, указать отличительные особенности городов Древнего мира, Средневековья и Нового времени в планировочном, социальном и экономическом плане.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
в Приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Перцик Е. Н. Геоурбанистика: учебник М.: Академия, 2009
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Лаппо Г.М. География городов: учебное пособие для студентов вузов М., 1997
Л2.2 Пивоваров Ю.Л. Основы геоурбанистики: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.undp.org/popin/popin.html
Э2 http://www.perepis2002.ru
Э3 Курс в Moodle "Геоурбанистика" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Средства MSOffice; Word, Excel, PowerPointuдр.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
https://elibrary.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
 Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.