МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Гостиничные услуги в санаторно-курортном комплексе Алтайского края

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.03. Гостиничное дело
ПрофильГостиничное дело
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz43_03_03_ГД-5-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 92
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 92 92 92 92
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
ст.преподаватель, Козырева И.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Гостиничные услуги в санаторно-курортном комплексе Алтайского края

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.03.03 ГОСТИНИЧНОЕ ДЕЛО (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 04.12.2015г. №1432)

составлена на основании учебного плана:
43.03.03 Гостиничное дело
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Редькин А.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 19.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Редькин А.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Гостиничные услуги в санаторно-курортном комплексе Алтайского края» является ознакомление студентов с историей развития и современным состоянием санаторно-курортного комплекса Алтайского края, а также с местом, ролью, принципами организации и предоставления гостиничных услуг в данном комплексе,организация работы санаторно-курортных учреждений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ОПК-2 способностью организовывать работу исполнителей
ОПК-3 готовностью применять нормативно-правовую и технологическую документацию, регламентирующую гостиничную деятельность
ПК-11 готовностью к применению инновационных технологий в гостиничной деятельности и новых форм обслуживания потребителей
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные теоретические положения, касающиеся понятий «гостиничная услуга», «санаторно-курортный комплекс», место в структуре гостиничного продукта, в структуре туристско – рекреационного комплекса; виды и особенности предоставления гостиничных услуг; законодательную базу, регулирующую процесс организации и предоставления гостиничных услуг; правила и порядок предоставления услуг СКУ; процедуру оценки качества предоставляемых услуг; инновационные технологии в процессе предоставления санаторно-курортных услуг; теоретические основы новых форм обслуживания гостей
3.2.Уметь:
3.2.1.организовывать обслуживание клиентов СКУ в подразделениях по предоставлению сопутствующих и дополнительных услуг с учётом правил и норм международного сервиса, современных технологий, форм и методов; вести документацию, связанную с данным обслуживанием; осуществлять координацию деятельности функциональных подразделений гостиниц и других средств размещения; организовывать труд обслуживающего персонала; использовать технические средства, оборудование для повышения эффективности предлагаемых услуг; контролировать соблюдение персоналом требований к стандартам и качеству обслуживания гостей;использовать инновационные технологии при организации процесса обслуживания потребителей, в том числе при предоставлении гостиничных услуг в CКК.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками организации и предоставления услуг СКУ; навыками использования нормативной и технологической документации в области санаторно-курортного дела, а также инновационных технологий и новых форм обслуживания потребителей.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Особенности предоставления гостиничных услуг в санаторно-курортном комплексе.Специфика предприятий, предоставляющих гостиничные услуги в санаторно-курортном комплексе Алтайского края
1.1. Гостиничные услуги и санаторно-курортное дело: основные термины и определения. Этапы обслуживания гостей. Стандарты обслуживания для персонала в процессе предоставления гостиничных услуг Лекции 5 1 ОК-6, ОПК-2 Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.2. Курортология, ее направления. Лечебный и оздоровительный туризм. туризм. Особенности оздоровительного туризма. Курортная инфраструктура Основные типы курортов Практические 5 2 ОК-6, ОПК-2, ОПК-3, ПК-11 Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.3. Понятие о рекреации. Рекреационные и туристские ресурсы в санаторно-курортном деле. Рекреационная сеть. Учреждения лечебно-оздоровительного отдыха на курортах. Сам. работа 5 8 ОК-6, ОПК-2, ОПК-3, ПК-11 Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.4. Гостиничные услуги в санаторно-куротном комплексе Алтайского края: общая характеристика Лекции 5 1 ОК-6, ОПК-2, ОПК-3, ПК-11 Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.5. Город-курорт Федерального значения Белокуриха: основные гостиные услуги Практические 5 4 ОК-6, ОПК-2, ОПК-3, ПК-11 Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.6. Характеристика санаторных комплексов: разнообразие преддоставляемых гостиничных услуг. инновационные технологии и различные формы осблуживания потребителей в процессе оказания гостиничных услуг в СКК. Сам. работа 5 12 ОК-6, ОПК-2, ОПК-3, ПК-11 Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.7. Лечебные услуги в санаторно-курортном комплексе как важнейшая составляющая гостиничных услуг. Лекции 5 1 ОК-6, ОПК-2, ОПК-3, ПК-11 Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.8. Бальнеология: определения и основные понятия. Лечебные минеральные воды России и Алтайского края. Основные методы бальнеологического лечения. Грязелечение в курортной практике. Климатология и ландшафтная рекреалогия. Курортная диетотерапия. Практические 5 2 ОК-6, ОПК-2, ОПК-3, ПК-11 Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.9. Исторические аспекты санаторно-курортного дела. Зарождение и развитие курортов. Развитие санаторно-курортного дела в России в разные периоды истории. Сам. работа 5 12 ОК-6, ОПК-2, ОПК-3, ПК-11 Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.10. Активные виды оздоровления Анимационная деятельность в санаторно-курортных учреждениях Лекции 5 1 ОК-6, ОПК-2, ОПК-3, ПК-11 Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.11. Услуги питания в гостиничном комплексе и их значение. Активные виды отдыха и оздоровления. Основные режимы двигательной активности на курортах. Спортивно-оздоровительная база и кадровые ресурсы в санаторно-курортной деятельности. Сам. работа 5 12 ОК-6, ОПК-2, ОПК-3, ПК-11 Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.12. Спортивно-оздоровительная база и кадровые ресурсы в санаторно-курортной деятельности в Алтайском крае. Сам. работа 5 12 ОК-6, ОПК-2, ОПК-3, ПК-11 Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.13. Материальная база, необходимая для организации и проведения анимационной деятельности. Виды досуговых программ. Требования, предъявляемые к аниматорам. Сам. работа 5 12 ОК-6, ОПК-2, ОПК-3, ПК-11 Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.14. Управление курортами. Формы курортной деятельности в РФ Сам. работа 5 12 ОК-6, ОПК-2, ОПК-3, ПК-11 Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.15. Различные подходы к управления курортами. Управление курортами на различных уровнях. Основные формы курортной деятельности в РФ. Организация работы санатория. Сам. работа 5 12 ОК-6, ОПК-2 Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.16. Зачет 5 4 ОК-6, ОПК-2, ОПК-3, ПК-11 Л2.2, Л2.3, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
в приложении


Критерии оценки выполнения практически заданий

4-балльная шкала
(уровень освоения) Критерии
Отлично
(повышенный уровень) Даны исчерпывающие и обоснованные ответы на все поставленные вопросы, правильно и рационально (с использованием рациональных методик) решена задача; ответы были четкими и полными, а мысли излагались в логической последовательности; показано умение самостоятельно анализировать факты, события, явления, процессы в их взаимосвязи и диалектическом развитии.
Хорошо
(базовый уровень) Даны полные, достаточно обоснованные ответы на поставленные вопросы, правильно решена практическая задача, однако при решении не всегда использовались рациональные методики; ответы в основном были полными и развернутыми, но не всегда четкими.
Удовлетворительно
(пороговый уровень) Даны в основном правильные ответы на все поставленные вопросы, но без должной глубины и обоснования, при решении практических задач студент использовал прежний опыт и не применял новые методики; ответы были нечеткими и без должной логической последовательности.
Неудовлетворительно
(уровень не сформирован) Не выполнены требования, предъявляемые к знаниям, оцениваемым “удовлетворительно”.



Критерии оценки ответа на теоретические вопросы

4-балльная шкала
(уровень освоения) Критерии
Отлично
(повышенный уровень) Студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные теоретические задания без ошибок.
Хорошо
(базовый уровень) Студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе. Решил предложенные теоретические задания с небольшими неточностями.
Удовлетворительно
(пороговый уровень) Студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении теоретических заданий.
Неудовлетворительно
(уровень не сформирован) Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Решение теоретических заданий не выполнено. Т.е студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

Критерии оценивания аналитических задач

4-балльная шкала
(уровень освоения) Критерии
Отлично
(повышенный уровень) Даны исчерпывающие и обоснованные ответы на все поставленные вопросы, правильно и рационально (с использованием рациональных методик) решены задания; при ответах выделялось главное, все теоретические положения умело увязывались с требованиями руководящих документов; ответы были четкими и краткими, а мысли излагались в логической последовательности; показано умение самостоятельно анализировать факты, события, явления, процессы в их взаимосвязи и диалектическом развитии
Хорошо
(базовый уровень) Даны полные, достаточно обоснованные ответы на поставленные вопросы, правильно решены практические задания; при ответах не всегда выделялось главное, отдельные положения недостаточно увязывались с требованиями руководящих документов, при решении практических задач не всегда использовались рациональные методики; ответы в основном были краткими, но не всегда четкими.
Удовлетворительно
(пороговый уровень) Даны в основном правильные ответы на все поставленные вопросы, но без должной глубины и обоснования, при решении задач студент использовал прежний опыт и не применял новые методики, однако, на уточняющие вопросы даны правильные ответы; при ответах не выделялось главное; ответы были многословными, нечеткими и без должной логической последовательности; на отдельные дополнительные вопросы не даны положительные ответы.
Неудовлетворительно
(уровень не сформирован) Не выполнены требования, предъявляемые к знаниям, оцениваемым «удовлетворительно».

Критерии оценивания ситуативных задач

4-балльная шкала
(уровень освоения) Критерии
Отлично
(повышенный уровень) Даны исчерпывающие и обоснованные ответы на все поставленные вопросы; ответы были четкими и полными, а мысли излагались в логической последовательности; показано умение самостоятельно анализировать факты, события, явления, процессы в их взаимосвязи и диалектическом развитии. Профессиональная задача решена полностью.
Хорошо
(базовый уровень) Даны полные, достаточно обоснованные ответы на поставленные вопросы, ответы в основном были полными и развернутыми, но не всегда четкими. Профессиональная задача решена с небольшими ошибками.
Удовлетворительно
(пороговый уровень) Даны в основном правильные ответы на все поставленные вопросы, но без должной глубины и обоснования, при решении практических задач студент использовал прежний опыт и не применял новые методики; ответы были нечеткими и без должной логической последовательности. Профессиональная задача не решена в полной мере.
Неудовлетворительно
(уровень не сформирован) Не выполнены требования, предъявляемые к знаниям, оцениваемым “удовлетворительно”.

Критерии оценки ответа на зачете

100-балльная шкала 4-балльная шкала
(уровень освоения) Критерии
85-100 Отлично
(повышенный уровень) Студент твёрдо знает программный материал, системно и грамотно излагает его, демонстрирует необходимый уровень компетенций, чёткие, сжатые ответы на дополнительные вопросы, свободно владеет понятийным аппаратом.
65-84 Хорошо
(базовый уровень) Студент проявил полное знание программного материала, демонстрирует сформированные на достаточном уровне умения и навыки, указанные в программе компетенции, допускает непринципиальные неточности при изложении ответа на вопросы.
45-64 Удовлетворительно
(пороговый уровень) Студент обнаруживает знания только основного материала, но не усвоил детали, допускает ошибки, демонстрирует не до конца сформированные компетенции, умения систематизировать материал и делать выводы.
0-44 Неудовлетворительно
(уровень не сформирован) Студент не усвоил основное содержание материала, не умеет систематизировать информацию, делать необходимые выводы, чётко и грамотно отвечать на заданные вопросы, демонстрирует низкий уровень овладения необходимыми компетенциями.


6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сергеева Ю. С. Гостиничный бизнес. Конспект лекций: Учебное пособие ( ЭБС «Университетская библиотека online») Приор-издат, 2009 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=72787
Л2.2 Вакуленко Р. Я. , Кочкурова Е. А. Управление гостиничным предприятием: Учебное пособие ( ЭБС «Университетская библиотека online») Логос, 2008 biblioclub.ru
Л2.3 Медлик С. , Инграм Х. Гостиничный бизнес: Учебник ( ЭБС «Университетская библиотека online») Юнити-Дана, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436731
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Балашова Е.В. Гостиничный бизнес. Как достичь безупречного сервиса/Е.В. Балашова [Электронный ресурс] - М: ООО "Вершина", 2005 -176 с. - Режи доступа: http://hunter02.ru/images/features/balashova.pdf
Э2 Быстров С. А. Организация гостиничного дела: Учебное пособие / С.А. Быстров. [Электронный ресурс] – Издательство: М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 432 с. – Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=529356
Э3 Курс в Moodle "Гостиничные услуги в санаторно-курортном комплексе Алтайского края" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Стандартно оборудованные лекционные аудитории, аудитории для проведения практических занятий.
MS Office; Word, Excel, PowerPoint u др.
Microsoft Windows
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1.Гостиничный бизнес. Интернет портал о гостиницах, про гостиницы, про гостиничный бизнес https://hotelier.pro
2.Информационно-справочная система "Консультант Плюс" - http://www.consultant.ru/
3.Официальный сайт Федерального агентства по туризму Министерства экономического развития РФ - https://www.russiatourism.ru/
4.Российская Гостиничная Ассоциация (РГА) http://rha.ru/
5.Сообщество профессионалов гостиничного бизнеса. Гостиничный бизнес, управление гостиницей, новости гостиниц. http://www.frontdesk.ru/
6.Туризм и гостиничный бизнес. Ресторанный бизнес и гостиничный маркетинг http://prohotelia.com.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе обучения основными видами учебных занятий являются лекции и практические занятия.
В ходе лекций рассматриваются основные понятия тем, связанные с ними теоретические и
практические проблемы, даются рекомендации для самостоятельной работы и подготовке к практическим занятиям. В ходе практических занятий углубляются и закрепляются знания студентов по ряду рассмотренных на лекциях вопросов.
Лекция выполняет очень важную функцию в обучении студентов, поскольку позволяет студентам видеть образец для устных выступлений. Кроме того, лекционные занятия не предполагают пассивное слушание. Для студентов важным моментом будет постоянная активность и постановка вопросов, в случае непонимания отдельных положений в лекции.
Важной составной частью учебного процесса в вузе являются семинарские и практические занятия. Семинарские занятия помогают студентам глубже усвоить учебный материал, приобрести навыки творческой работы над документами и первоисточниками. Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по данной дисциплине.
В ходе подготовки к семинарским занятиям изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на семинар. Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления. Продумать примеры с целью обеспечения тесной связи изучаемой теории с реальной жизнью. Своевременное и качественное выполнение самостоятельной работы базируется на соблюдении настоящих рекомендаций и изучении рекомендованной литературы. Студент может дополнить список использованной литературы современными источниками, не представленными в списке рекомендованной литературы, и в дальнейшем использовать собственные подготовленные учебные материалы при написании курсовых и дипломных работ.
Прежде чем приступить к изучению темы, необходимо прокомментировать основные вопросы плана семинара, что позволит студентам сориентироваться в основном материале к каждому из вопросов, не задерживаясь на второстепенном. Начиная подготовку к семинарскому занятию, необходимо, прежде всего, указать студентам страницы в конспекте лекций, разделы учебников и учебных пособий, чтобы они получили общее представление о месте и значении темы в изучаемом курсе. Затем следует рекомендовать им поработать с дополнительной литературой, сделать записи по рекомендованным источникам. Подготовка к семинарскому занятию условно включает 2 этапа: 1й - организационный; 2й - закрепление и углубление теоретико-практических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: уяснение задания на самостоятельную работу, подбор рекомендованной литературы, составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. Записи имеют первостепенное значение для самостоятельной работы студентов. Они помогают понять построение изучаемого материала, выделить основные положения, проследить их логику и тем
самым проникнуть в творческую лабораторию автора. Ведение записей способствует превращению чтения в активный процесс. Студент должен систематически вести записи, создавая свой индивидуальный фонд материалов для быстрого повторения прочитанного, для мобилизации накопленных знаний. Важно развивать у студентов умение сопоставлять источники, продумывать изучаемый материал. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
По всем видам работ (включая и работу с нормативно-технической документацией) студенты могут получить консультации у преподавателя: как пользоваться информативным материалом, правильно выбрать специальную литературу и выдержки из неё, оформить библиографический список, проводить исследования, собирать, обобщать и анализировать результаты исследований, составлять тезисы докладов (рефератов).
Для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации студенты всех форм обучения могут воспользоваться электронной библиотекой ВУЗа