МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Агрофитоценология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра ботаники
Направление подготовки05.04.06. Экология и природопользование
ПрофильАгроэкология и рациональное природопользование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_04_06_Агро-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 12,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 76 49 76 49
Итого 108 81 108 81

Программу составил(и):
к.с.-х.н., доцент, Соколова Людмила Валерьевна

Рецензент(ы):
д.б.н., проф., Соколова Галина Геннадьевна

Рабочая программа дисциплины
Агрофитоценология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.04.06 Экология и природопользование (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015 г. №1041)

составлена на основании учебного плана:
05.04.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра ботаники

Протокол от 16.06.2020 г. № 7
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Силантьева М.М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра ботаники

Протокол от 16.06.2020 г. № 7
Заведующий кафедрой Силантьева М.М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины «Агрофитоценология» заключается в усвоении знаний, практических умений и навыков о растительных сообществах, искусственно созданных человеком;
формирование у студентов представлений об агрофитоценологии как новой отрасли биологической науки, овладение знаниями основных методов агрофитоценологии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью формулировать проблемы, задачи и методы научного исследования, получать новые достоверные факты на основе наблюдений, опытов, научного анализа эмпирических данных, реферировать научные труды, составлять аналитические обзоры накопленных сведений в мировой науке и производственной деятельности, обобщать полученные результаты в контексте ранее накопленных в науке знаний и формулировать выводы и практические рекомендации на основе репрезентативных и оригинальных результатов исследований
ПК-4 способностью использовать современные методы обработки и интерпретации экологической информации при проведении научных и производственных исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.проблемы, задачи и методы научного исследования; основные современные теоретические положения агрофитоценологии; флористическую структуру агрофитоценозов, современные методы агрофитоценотических исследований, экологические проблемы функционирования агрофитоценозов; основные черты, характеризующие типы нарушенной растительности.
3.2.Уметь:
3.2.1.получать новые достоверные факты на основе наблюдений, опытов, научного анализа эмпирических данных агрофитоценологическах исследований; обобщать полученные результаты в контексте ранее накопленных в науке знаний; определять основные типы агрофитоценозов, давать характеристику нарушенной растительности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками реферирования научных трудов, составления аналитических обзоров накопленных сведений в мировой науке и производственной деятельности в области агрофитоценологии; навыками формулировки выводов и составления практических рекомендаций на основе репрезентативных и оригинальных результатов исследований в области агрофитоценологии; навыками описания структуры агрофитоценоза, применения на практике полученных знаний и умений.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Видовой состав агрофитоценозов
1.1. Культурные растения. Сорные растения. Паразитические грибы и бактерии. Микроорганизмы и животное население агрофитоценозов. Лекции 2 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Основные культурные растения Алтайского края. Основные сорные растения Алтайского края. Лабораторные 2 6 ПК-1 Л2.1, Л1.2
1.3. Понятие об агрофитоценозе. Флористический состав арофитоценоза луга и пастбища. Популяционная структура фитоценоза. Количественный и возрастной состав ценопопуляций. Сам. работа 2 10 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Структура агрофитоценоза.
2.1. Видовые популяции как основные структурные элементы агрофитоценоза. Лекции 2 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Изучение структуры травянистого фитоценоза (на примере луга). Лабораторные 2 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Микрофитоценозы. Парцеллы. Мозаичность. Площадь выявления фитоценоза. Сам. работа 2 10 ПК-1 Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Местообитание агрофитоценоза
3.1. Почвенно-климатические условия местообитания агрофитоценоза. Агротехнические мероприятия по улучшению местообитания агрофитоценоза. Лекции 2 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Составление технологических карт возделывания культурных растений. Лабораторные 2 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.3. Закономерности распределения растений в агрофитоценозе. Геоботаническое профилирование. Геоботаническое картирование. Сам. работа 2 14 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Взаимоотношения между компонентами агрофитоценоза
4.1. Типы взаимоотношений между компонентами агрофитоценоза. Внутривидовая и межвидовая конкуренция в агрофитоценозах. Лекции 2 2 ПК-1 Л2.1, Л1.2
4.2. Экологическая ниша. Значение экологических ниш в жизнедеятельности агрофитоценозов. Лабораторные 2 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.3. Классификация взаимных влияний растений. Сам. работа 2 5 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Динамика агрофитоценозов
5.1. Суточные и сезонные изменения арофитоценозов. Севообороты. Формирование растительности на техногенно нарушенных землях. Лабораторные 2 6 ПК-1 Л2.1, Л1.2
5.2. Смена флористического состава, аспектов, фенофаз, количественных соотношений в агрофитоценозе. Сам. работа 2 5 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 6. Классификация агрофитоценозов
6.1. Обработка описаний растительности. Картирование агрофитоценозов. Выявление дифференциальных видов. Лабораторные 2 4 ПК-1 Л2.1, Л1.2
6.2. Современное состояние проблемы классификации. Сам. работа 2 5 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложения ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложения ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложения ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А.А. Лештаев Агроэкология и урбоэкология : учебно-методическое пособие , 2017 biblioclub.ru
Л1.2 Терехина Т. А. Особенности растительного покрова нарушенных местообитаний: учеб. пособие Барнаул: [Пять плюс], 2017 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Марков М.В. Агрофитоценология: учебник Изд-во КГУ,, 1972 7
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Агрофитоценология" portal.edu.asu.ru
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э3 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э4 СПС КонсультантПлюс www.consultant.ru
Э5 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 2007; Word, Excel, PowerPoint u др.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
016Л склад кафедры ботаники – помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Палатка Lair4 - 7 шт.; палатка Скаут Sahara-4 - 8 шт.; палатка Comfort 4 - 2 шт.; пенетромер почвенный (трость агронома) - 1 шт.; полный набор буров для отбора всех типов почв и донных осадков на глубину до 5 м - 1 шт.; почвенный цилиндрический бур 05.07 - 1 шт.; пробоотборник почвенный с подножкой - 1 шт.; мешок спальный - 9 шт.; мешок спальный Mountain зеленый - 20 шт.; спальный мешок - 20 шт.
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
214Л лаборатория систематики высших растений; кабинет ботаники и физиологии растений - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка ScreenMedia Economy - 1 шт.; микроскоп МБС-10 - 12 шт.; микроскоп Микромед - 4 шт.; микроскоп монокулярный Микмед - 4 шт., микроскоп ЛОМО – 4 шт., шкаф для хранения оптики – 1 шт.; шкаф для хранения демонстрационных материалов - 5 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения курса "Агрофитоценология" магистрант знакомится с основными понятиями и подходами изучения антропогенных экосистем разного ранга. При изучении следует обратить внимание на основные понятия и определения агрофитоценологии как науки. Следует иметь представление о математических и полевых методах используемых при изучении агроэкосистем, иметь представление об основных видах растений участвующих в формировании ярусности, различать вклад каждого вида в структуру сообщества, уметь провести оценку степени нарушенности экосистем. Знать видовой состав карантинных, рудеральных, сегетальных сорных растений. Следует обратить внимание на изменение ареалов возделывания культурных растений. Часть времени магистрантам отводится на знакомство с методами обработки описаний и составление сводных таблиц с указанием степени нарушенности. При выполнении различных видов самостоятельной работы магистранты отчитываются рефератами и сообщениями с презентациями, которые рассматриваются на лабораторных занятиях.
Приступая к изучению дисциплины "Агрофитоценология", магистрант должен ознакомиться с содержанием ее рабочей программы. Дисциплина "Агрофитоценология" включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельную работу. Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете "Агрофитоценология". Изучая и прорабатывая материал лекций, магистрант должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников. Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, в также, в ходе самостоятельной работы. При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, продумать ответы на контрольные вопросы. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче экзамена. Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем. Конспекты научной литературы при самостоятельной подготовке к занятиям должны быть выполнены также аккуратно, содержать ответы на каждый поставленный в теме вопрос, иметь ссылку на источник информации с обязательным указанием автора, названия и года издания используемой научной литературы. Конспект может быть опорным (содержать лишь основные ключевые позиции), но при этом позволяющим дать полный ответ по вопросу, но может быть и подробным. Объем конспекта определяется самим студентом. В процессе работы с учебной и научной литературой студент может: делать записи по ходу чтения в виде простого или развернутого плана (создавать перечень основных вопросов, рассмотренных в источнике); составлять тезисы (цитирование наиболее важных мест статьи или монографии, короткое изложение основных мыслей автора); готовить аннотации (краткое обобщение основных вопросов работы); создавать конспекты (развернутые тезисы).
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме экзамена. Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы.