МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Агроэкология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра ботаники
Направление подготовки05.04.06. Экология и природопользование
ПрофильАгроэкология и рациональное природопользование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_04_06_Агро-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Сперанская Н.Ю.

Рецензент(ы):
д.б.н., профессор, Соколова Г.Г.

Рабочая программа дисциплины
Агроэкология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.04.06 Экология и природопользование (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015г. №1041)

составлена на основании учебного плана:
05.04.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра ботаники

Протокол от 16.06.2020 г. № 7
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Силантьева М.М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра ботаники

Протокол от 16.06.2020 г. № 7
Заведующий кафедрой Силантьева М.М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Приобретение систематизированных знаний о специфике контроля и управления качеством окружающей природной среды в процессе сельскохозяйственного производства, структуре и особенностях функционирования агроэкосистем в условиях техногенеза, формирование у студентов агроэкологической грамотности.
изучение типов, структуры и функций агроэкосистем;
формирование знаний об особенностях функционирования агроэкосистем в условиях техногенеза;
углубление знаний о влиянии аграрного производства на биоразнообразие и состояние природных ландшафтов;
овладение методами организации и проведения агроэкологического мониторинга;
развитие навыков использования в образовательном процессе разнообразных ресурсов, в том числе потенциала других учебных предметов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способностью творчески использовать в научной и производственно-технологической деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов специальных дисциплин программы магистратуры
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Перечень нормативных документов, регламентирующих организацию производственно-технологических экологических работ, основные экологические проблемы сельскохозяйственного производства;
особенности применения нормативных документов, регламентирующих организацию производственно-технологических экологических работ, принципы создания агроэкосистем и управления их функционированием; принципы сохранения биоразнообразия на землях сельхозназначения.
3.2.Уметь:
3.2.1.Составить план мероприятий по оценке воздействия агропроизводства на окружающую среду, объяснять причины возникновения экологических проблем сельскохозяйственного производства;
разработать систему мероприятий, конкретизирующих действия каждого из факторов планируемого воздействия на окружающую среду, методически грамотно разработать план мероприятий по сохранению биоразнообразия на землях сельхозназначения.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Подходами организации работ по оценке воздействия агропроизводства на окружающую среду, навыками разработки плана мероприятий по экологическому аудиту, экологическому контролю и управлению в области агропроизводства;
проведения экологической экспертизы различных проектов, экологического аудита и разработкой рекомендаций по сохранению природной окружающей среды; нормативно-правовой базой и эколого-технологическими стандартами ОВОС.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Агроэкология, как новый раздел экологии
1.1. Природно-ресурсный потенциал сельскохозяйственного производства. Лекции 3 2 Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.2. Определение концентрации и активности хлорофилла у растений. Лабораторные 3 4 Л1.2, Л1.1
1.3. Сельскохозяйственные экосистемы (агроэкосистемы) Лекции 3 2 Л1.2, Л1.1, Л2.4
1.4. Определение энергии прорастания и всхожести семян различных с/х культур. Лабораторные 3 4 Л1.2, Л1.1
1.5. Техногенез и загрязнение окружающей среды в условиях интенсификации аграрного производства Сам. работа 3 24 Л1.2, Л1.1, Л2.3
Раздел 2. Особенности функционирования агроэкосистем в условиях техногенеза
2.1. Экологические проблемы химизации сельского хозяйства. Лекции 3 2 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.2. Минеральное питание растений и оценка эффективности применения различных систем удобрения. Лабораторные 3 4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.3. Оценка качества растительного сырья и продуктов Лабораторные 3 4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.4. Экологические проблемы мелиорации и механизации сельского хозяйства. Животноводческие комплексы и охрана природы Сам. работа 3 26 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.4
Раздел 3. Организация устойчивых агроэкосистем
3.1. Альтернативные системы земледелия и их экологическое значение. Агроэкологический мониторинг Лекции 3 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3
3.2. Определение потерь гумуса и биогенных элементов в результате поверхностного смыва почвы. Расчет баланса органического вещества в почве Лабораторные 3 4 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3
3.3. Эколого-экономическая эффективность ландшафтных систем земледелия Лабораторные 3 4 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3
3.4. Создание устойчивых агроэкосистем Сам. работа 3 26 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Куликов Я.К. Агроэкология: учебное пособие. : Учебное пособие Вышэйшая школа, 2012
Л1.2 Герасименко В.П. Практикум по агроэкологии: Учебное пособие для студентов СПб.: Изд-во Лань, 2009 5
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сафонов А.Ф., Гатаулин А.М., Платонов И.Г. и др. Системы земледелия: Учебное пособие для вузов М.: Изд-во КолосС, 2009 5
Л2.2 Под ред. Саевича К.Ф. Общая и прикладная экология: Учебник Вышэйшая школа, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=452747
Л2.3 Кирюшин В.И. Теория адаптивно-ландшафтного земледелия и проектирования ландшафтов: монография М.: Изд-во КолосС, 2013 www.studentlibrary.ru
Л2.4 Шапиро Я.С. Агробиология: учеб. пособие для общеобразоват. учреждений СПб.: Проспект Науки, 2010 5
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Агроэкология" portal.edu.asu.ru
Э2 База мировых данных по видам вирусов, грибов, бактерий, растений и животных www.catalogueoflife.org
Э3 СПС КонсультантПлюс www.consultant.ru
Э4 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э5 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 2007; Word, Excel, PowerPoint u др.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
База мировых данных по видам вирусов, грибов, бактерий, растений и животных http://www.catalogueoflife.org/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
301Л лаборатория агробиологии и агроэкологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 8 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитная маркерная – 1 шт.; компьютерные столы – 3 шт., компьютер Aquarius Pro P30 S46 - 1 шт.; моноблок RAMEC Gale Custom G1610 - 3 шт.; микроскоп Биомед 6 - 1 шт.; микроскоп медицинский БИОМЕД-6 - 3 шт.; мини-лаборатория "Экотест-120-ИП(16)" в кейсе - 1 шт.; портативная система для измерения газообмена в образцах растений GFS-3000 Walz - 1 шт., рН-метр полевой с длинным щупом - 1 шт.; спектрофотометр ПЭ-5 400 УФ - 1 шт.; центрифуга ЦЛМН-Р 10-01 - 1 шт.; электронный регистрирующий почвенный пенетрометр Eijelkamp P1.52 в комплекте -1 шт.; ноутбук полностью защищенный трансформируемый Panassonic Toughobook CF-19 - 1 шт.; флуориметр универсальный переносной Walz Junior-PAM - 1шт.; аквадистиллятор Адэа- С3СМО - 1 шт.; весы аналитические CY-224C - 1 шт.; весы электронные Acom JW-1-300 - 1 шт.; влагомер зерна PM-650 - 1 шт.; комплект приборов PNT3000 Combi и pH3000 (10700) - 1 шт.; шкаф для хранения лабораторной посуды и оборудования – 3 шт., стол лабораторный 3 шт.
016Л склад кафедры ботаники – помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Палатка Lair4 - 7 шт.; палатка Скаут Sahara-4 - 8 шт.; палатка Comfort 4 - 2 шт.; пенетромер почвенный (трость агронома) - 1 шт.; полный набор буров для отбора всех типов почв и донных осадков на глубину до 5 м - 1 шт.; почвенный цилиндрический бур 05.07 - 1 шт.; пробоотборник почвенный с подножкой - 1 шт.; мешок спальный - 9 шт.; мешок спальный Mountain зеленый - 20 шт.; спальный мешок - 20 шт.
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Агроэкология».
Дисциплина «Агроэкология» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельную работу.
Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Агроэкология». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы и тестов. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета. При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, продумать ответы на контрольные вопросы.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в ходе проведения тестирования, письменного и устного опроса, подготовки и обсуждения презентаций по темам рефератов, посвященных различным вопросам агроэкологии.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы.