МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Агроэкология с основами проектно-исследовательской деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра ботаники
Направление подготовки44.04.01. Педагогическое образование
ПрофильПедагог школьного и дополнительного образования в сфере биологии и экологии
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz44_04_01_ПО-ПШиДОвСБиЭ-3-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 58
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 58 58 58 58
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д.б.н., проф., Терехина Татьяна Александровна

Рецензент(ы):
д.б.н., проф., Соколова Галина Геннадиевна

Рабочая программа дисциплины
Агроэкология с основами проектно-исследовательской деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 21.11.2014г. №1505)

составлена на основании учебного плана:
44.04.01 Педагогическое образование
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра ботаники

Протокол от 16.06.2020 г. № 7
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.б.н., проф. Силантьева М.М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра ботаники

Протокол от 16.06.2020 г. № 7
Заведующий кафедрой д.б.н., проф. Силантьева М.М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.ознакомить студентов с важнейшими понятиями агроэкологии и подходами к изучению растительных фитосистем антропогенного происхождения;с особенностями выполнения проектных работ по агроэкологии; получить представление о математических методах, используемых в проектных работах; о динамике и формировании структуры сообществ; об основных видах участвующих в сложении изучаемых растительных сообществах.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.07

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 способностью руководить исследовательской работой обучающихся
ПК-12 готовностью к систематизации, обобщению и распространению отечественного и зарубежного методического опыта в профессиональной области
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.как руководить исследовательской работой обучающихся по агроэкологии; как систематизировать, обобщать и распространять отечественный и зарубежный методический опыт в организации исследовательской деятельности учащихся.
3.2.Уметь:
3.2.1.руководить исследовательской работой по агроэкологии обучающихся; систематизировать, обобщать и распространять отечественный и зарубежный методический опыт в организации исследовательской деятельности учащихся.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.в руководстве исследовательской работой обучающихся по агроэкологии; способностью находить главное, актуальное в методическом опыте отечественных и зарубежных исследователей – педагогов и использовать эти сведения в организации исследовательской деятельности учащихся.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Состав и строение агрофитоценозов.
1.1. Основы планирования работы со школьниками по агроэкологии. Практические 2 0,5 ПК-3, ПК-12 Л1.2, Л2.1
1.2. Состав и строение агрофитоценозов. Лекции 2 2 ПК-3, ПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Составление опорного конспекта по характеристике состава и строения агроценозов Сам. работа 2 4 ПК-12 Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Агрофитоценоз и его местообитание.
2.1. Агрофитоценоз и его местообитание. Практические 2 1 ПК-3, ПК-12 Л1.2, Л2.1
2.2. Рассмотрение методик работы со школьниками по агроэкологии. Практические 2 0,5 ПК-3, ПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Составление опорного конспекта про особенностям структуры агрофитоценозов. Сам. работа 2 8 ПК-3, ПК-12 Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Система взаимоотношений между компонентами агрофитоценоза.
3.1. Система взаимоотношений между компонентами агрофитоценоза. Практические 2 1 ПК-3, ПК-12 Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Динамика агрофитоценоза.
4.1. Поиск наиболее актуальных исследований. Выбор темы работы. Практические 2 0,5 ПК-12 Л1.2, Л2.1
4.2. Виды динамики агрофитоценозов и организация НИР. Практические 2 1 ПК-3, ПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.3. Составление схем динамики сообществ написание отчета по НИР Сам. работа 2 6 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 5. Происхождение элементов антропогенного ландшафта.
5.1. Характеристика основных видов сорных растений определение растений Практические 2 2 ПК-3, ПК-12 Л1.2, Л2.1
5.2. составление сравнительной характеристики изучаемых ландшафтов. Сам. работа 2 8 ПК-3 Л1.2, Л2.1
Раздел 6. Другие виды антропогенных фитосистем
6.1. Составление плана проведения НИР со школьниками. Практические 2 0,5 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.2. Состаление опорного конспекта по характеристике изучаемых фитосистем. Сам. работа 2 14 ПК-3, ПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 7. Изучение флоры и растительности населенных пунктов.
7.1. Картирование агроценозов. Выявление доминирующих видов видов. Практические 2 1 ПК-3, ПК-12 Л1.2, Л2.1
7.2. Составление алгоритма по изучению растительного покрова определенной территории. Сам. работа 2 7 ПК-3, ПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 8. Методы изучения нарушенных местообитаний.
8.1. Составление сравнительной характеристики изучаемых ландшафтов. Сам. работа 2 11 ПК-3, ПК-12 Л1.2, Л2.1
8.2. Зачет 2 4 ПК-3, ПК-12 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под ред. Саевича К.Ф. Общая и прикладная экология: Учебник Вышэйшая школа, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=452747
Л1.2 Терехина Т. А. Особенности растительного покрова нарушенных местообитаний: учеб. пособие Барнаул: [Пять плюс], 2017 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шапиро Агробиология: , 5
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС "АлтГУ" elibrary.asu.ru
Э2 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э3 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э4 СПС КонсультантПлюс www.consultant.ru
Э5 Глобальная система по биоразнообразию (GBIF www.gbif.org
Э6 Кадастр инвазивных видов Алтайского края old.ssbg.asu.ru
Э7 Курс в системе Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 45900294 от 16.09.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная)
Windows 7 Professional, № 49464762 от 14.12.2011 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 60357319 от 05.05.2012 (бессрочная);
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru
XnView, http://xnviewload.ru/
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf
DjVu reader, http://djvureader.org/
Putty, https://putty.org.ru/licence.html
VLC, http://www.videolan.org/legal.html
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html
GIMP, https://docs.gimp.org/2.8/ru/
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС Консультант Плюс http://www.consultant.ru/
Электронная база данных «Scopus» http://www.scopus.com
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета http://elibrary.asu.ru/
Научная электронная библиотека elibrary http://elibrary.ru
База данных «Глобальная система по биоразнообразию (GBIF)». Содержит данные о распространении животных, растений, грибов и микроорганизмов на планете, изображения в природе и коллекциях: https://www.gbif.org
База данных «Кадастр инвазивных видов Алтайского края». База данных содержит справочную информацию об инвазивных видах, произрастающих на территории Алтайского края: http://old.ssbg.asu.ru/advent.php

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Агроэкология с основами проектно-исследовательской деятельности». Дисциплина «Агроэкология с основами проектно-исследовательской деятельности» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, практические занятия, самостоятельную работу.
Во время лекций студент получает систематизированные научные знания об изучаемом предмете. Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Практические занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с оборудованием, наглядным материалом, гербарием. Выполнение всех практических работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета.
При подготовке к практическому занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, продумать ответы на контрольные вопросы.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
При освоении курса магистранту следует обратить внимание на основные понятия и определения антропогенных экосистем. Для успешного изучения данной дисциплины необходимо прежде всего знать отличия антропогенно нарушенных экосистем разного уровня от естественно нарушенных сообществ.
Магистранту следует иметь представление о математических и полевых методах используемых при изучении агроэкосистем. Начинается процесс изучения с рассмотрения вопросов по динамике сезонной и разногодичной. Следует четко различать эти два понятия и уметь объяснить в чем их сходство и отличие. Магистрант должен иметь представление об основных видах растений участвующих в формировании ярусности. Различать вклад каждого вида в структуру сообщества.
Магистрант должен уметь оценить воздействие человека на экосистемы, уметь провести оценку степени нарушенности экосистем. Знать видовой состав карантинных, рудеральных, сегетальных сорных растений.
Основные теоретические положения агроэкологии касающиеся эволюции агроэкосистем. Должен называть и иметь представление о экологии отдельных групп организмов участвующих в формировании агроэкосистем.
часть времени отводится на знакомство с методами лабораторных, полевых и экспериментальных исследований, проводимых со школьниками. На практических занятиях магистранты составляют планы работы со школьниками разного возраста, подбирают адекватные методы изучения агроэкосистем. При выполнении различных видов самостоятельной работы магистранты пишут две контрольные работы и готовят одну презентацию и доклад по выбранной теме.
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины.