Закреплена за кафедрой | Кафедра ботаники |
---|---|
Направление подготовки | 05.04.06. Экология и природопользование |
Профиль | Агроэкология и рациональное природопользование |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 05_04_06_Агро-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Лабораторные | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 76 | 76 | 76 | 76 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра ботаники
Протокол от 16.06.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Силантьева М.М.
1.1. | Приобретение систематизированных знаний о специфике контроля и управления качеством окружающей природной среды в процессе сельскохозяйственного производства, структуре и особенностях функционирования агроэкосистем в условиях техногенеза, формирование у студентов агроэкологической грамотности. изучение типов, структуры и функций агроэкосистем; формирование знаний об особенностях функционирования агроэкосистем в условиях техногенеза; углубление знаний о влиянии аграрного производства на биоразнообразие и состояние природных ландшафтов; овладение методами организации и проведения агроэкологического мониторинга; развитие навыков использования в образовательном процессе разнообразных ресурсов, в том числе потенциала других учебных предметов. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.03 |
ПК-2 | способностью творчески использовать в научной и производственно-технологической деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов специальных дисциплин программы магистратуры |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Перечень нормативных документов, регламентирующих организацию производственно-технологических экологических работ, основные экологические проблемы сельскохозяйственного производства; особенности применения нормативных документов, регламентирующих организацию производственно-технологических экологических работ, принципы создания агроэкосистем и управления их функционированием; принципы сохранения биоразнообразия на землях сельхозназначения. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Составить план мероприятий по оценке воздействия агропроизводства на окружающую среду, объяснять причины возникновения экологических проблем сельскохозяйственного производства; разработать систему мероприятий, конкретизирующих действия каждого из факторов планируемого воздействия на окружающую среду, методически грамотно разработать план мероприятий по сохранению биоразнообразия на землях сельхозназначения. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Подходами организации работ по оценке воздействия агропроизводства на окружающую среду, навыками разработки плана мероприятий по экологическому аудиту, экологическому контролю и управлению в области агропроизводства; проведения экологической экспертизы различных проектов, экологического аудита и разработкой рекомендаций по сохранению природной окружающей среды; нормативно-правовой базой и эколого-технологическими стандартами ОВОС. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Агроэкология, как новый раздел экологии | ||||||
1.1. | Природно-ресурсный потенциал сельскохозяйственного производства. | Лекции | 3 | 2 | Л1.2, Л2.2, Л1.1 | |
1.2. | Определение концентрации и активности хлорофилла у растений. | Лабораторные | 3 | 4 | Л1.2, Л1.1 | |
1.3. | Сельскохозяйственные экосистемы (агроэкосистемы) | Лекции | 3 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л2.4 | |
1.4. | Определение энергии прорастания и всхожести семян различных с/х культур. | Лабораторные | 3 | 4 | Л1.2, Л1.1 | |
1.5. | Техногенез и загрязнение окружающей среды в условиях интенсификации аграрного производства | Сам. работа | 3 | 24 | Л1.2, Л1.1, Л2.3 | |
Раздел 2. Особенности функционирования агроэкосистем в условиях техногенеза | ||||||
2.1. | Экологические проблемы химизации сельского хозяйства. | Лекции | 3 | 2 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
2.2. | Минеральное питание растений и оценка эффективности применения различных систем удобрения. | Лабораторные | 3 | 4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 | |
2.3. | Оценка качества растительного сырья и продуктов | Лабораторные | 3 | 4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 | |
2.4. | Экологические проблемы мелиорации и механизации сельского хозяйства. Животноводческие комплексы и охрана природы | Сам. работа | 3 | 26 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.4 | |
Раздел 3. Организация устойчивых агроэкосистем | ||||||
3.1. | Альтернативные системы земледелия и их экологическое значение. Агроэкологический мониторинг | Лекции | 3 | 2 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3 | |
3.2. | Определение потерь гумуса и биогенных элементов в результате поверхностного смыва почвы. Расчет баланса органического вещества в почве | Лабораторные | 3 | 4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3 | |
3.3. | Эколого-экономическая эффективность ландшафтных систем земледелия | Лабораторные | 3 | 4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3 | |
3.4. | Создание устойчивых агроэкосистем | Сам. работа | 3 | 26 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. Приложение ФОС |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. Приложение ФОС |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. Приложение ФОС |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Куликов Я.К. | Агроэкология: учебное пособие. : Учебное пособие | Вышэйшая школа, 2012 | |
Л1.2 | Герасименко В.П. | Практикум по агроэкологии: Учебное пособие для студентов | СПб.: Изд-во Лань, 2009 | 5 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Сафонов А.Ф., Гатаулин А.М., Платонов И.Г. и др. | Системы земледелия: Учебное пособие для вузов | М.: Изд-во КолосС, 2009 | 5 |
Л2.2 | Под ред. Саевича К.Ф. | Общая и прикладная экология: Учебник | Вышэйшая школа, 2014 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=452747 |
Л2.3 | Кирюшин В.И. | Теория адаптивно-ландшафтного земледелия и проектирования ландшафтов: монография | М.: Изд-во КолосС, 2013 | www.studentlibrary.ru |
Л2.4 | Шапиро Я.С. | Агробиология: учеб. пособие для общеобразоват. учреждений | СПб.: Проспект Науки, 2010 | 5 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Научная электронная библиотека elibrary | elibrary.ru | ||
Э2 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
Э3 | СПС КонсультантПлюс | www.consultant.ru | ||
Э4 | База мировых данных по видам вирусов, грибов, бактерий, растений и животных | www.catalogueoflife.org | ||
Э5 | Курс в Moodle "Агроэкология" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Office 2007; Word, Excel, PowerPoint u др. Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/ Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) База мировых данных по видам вирусов, грибов, бактерий, растений и животных http://www.catalogueoflife.org/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
301Л | лаборатория агробиологии и агроэкологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 8 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитная маркерная – 1 шт.; компьютерные столы – 3 шт., компьютер Aquarius Pro P30 S46 - 1 шт.; моноблок RAMEC Gale Custom G1610 - 3 шт.; микроскоп Биомед 6 - 1 шт.; микроскоп медицинский БИОМЕД-6 - 3 шт.; мини-лаборатория "Экотест-120-ИП(16)" в кейсе - 1 шт.; портативная система для измерения газообмена в образцах растений GFS-3000 Walz - 1 шт., рН-метр полевой с длинным щупом - 1 шт.; спектрофотометр ПЭ-5 400 УФ - 1 шт.; центрифуга ЦЛМН-Р 10-01 - 1 шт.; электронный регистрирующий почвенный пенетрометр Eijelkamp P1.52 в комплекте -1 шт.; ноутбук полностью защищенный трансформируемый Panassonic Toughobook CF-19 - 1 шт.; флуориметр универсальный переносной Walz Junior-PAM - 1шт.; аквадистиллятор Адэа- С3СМО - 1 шт.; весы аналитические CY-224C - 1 шт.; весы электронные Acom JW-1-300 - 1 шт.; влагомер зерна PM-650 - 1 шт.; комплект приборов PNT3000 Combi и pH3000 (10700) - 1 шт.; шкаф для хранения лабораторной посуды и оборудования – 3 шт., стол лабораторный 3 шт. |
119Л | абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
016Л | склад кафедры ботаники – помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования | Палатка Lair4 - 7 шт.; палатка Скаут Sahara-4 - 8 шт.; палатка Comfort 4 - 2 шт.; пенетромер почвенный (трость агронома) - 1 шт.; полный набор буров для отбора всех типов почв и донных осадков на глубину до 5 м - 1 шт.; почвенный цилиндрический бур 05.07 - 1 шт.; пробоотборник почвенный с подножкой - 1 шт.; мешок спальный - 9 шт.; мешок спальный Mountain зеленый - 20 шт.; спальный мешок - 20 шт. |
Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Агроэкология». Дисциплина «Агроэкология» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельную работу. Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Агроэкология». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников. Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы и тестов. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета. При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, продумать ответы на контрольные вопросы. Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем. В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в ходе проведения тестирования, письменного и устного опроса, подготовки и обсуждения презентаций по темам рефератов, посвященных различным вопросам агроэкологии. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета. Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы. |