МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Агроэкология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра ботаники
Направление подготовки05.04.06. Экология и природопользование
ПрофильАгроэкология и рациональное природопользование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_04_06_Агро-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Сперанская Н.Ю.

Рецензент(ы):
д.б.н., профессор, Соколова Г.Г.

Рабочая программа дисциплины
Агроэкология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.04.06 Экология и природопользование (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015г. №1041)

составлена на основании учебного плана:
05.04.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра ботаники

Протокол от 16.06.2020 г. № 7
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Силантьева М.М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра ботаники

Протокол от 16.06.2020 г. № 7
Заведующий кафедрой Силантьева М.М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Приобретение систематизированных знаний о специфике контроля и управления качеством окружающей природной среды в процессе сельскохозяйственного производства, структуре и особенностях функционирования агроэкосистем в условиях техногенеза, формирование у студентов агроэкологической грамотности.
изучение типов, структуры и функций агроэкосистем;
формирование знаний об особенностях функционирования агроэкосистем в условиях техногенеза;
углубление знаний о влиянии аграрного производства на биоразнообразие и состояние природных ландшафтов;
овладение методами организации и проведения агроэкологического мониторинга;
развитие навыков использования в образовательном процессе разнообразных ресурсов, в том числе потенциала других учебных предметов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способностью творчески использовать в научной и производственно-технологической деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов специальных дисциплин программы магистратуры
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Перечень нормативных документов, регламентирующих организацию производственно-технологических экологических работ, основные экологические проблемы сельскохозяйственного производства;
особенности применения нормативных документов, регламентирующих организацию производственно-технологических экологических работ, принципы создания агроэкосистем и управления их функционированием; принципы сохранения биоразнообразия на землях сельхозназначения.
3.2.Уметь:
3.2.1.Составить план мероприятий по оценке воздействия агропроизводства на окружающую среду, объяснять причины возникновения экологических проблем сельскохозяйственного производства;
разработать систему мероприятий, конкретизирующих действия каждого из факторов планируемого воздействия на окружающую среду, методически грамотно разработать план мероприятий по сохранению биоразнообразия на землях сельхозназначения.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Подходами организации работ по оценке воздействия агропроизводства на окружающую среду, навыками разработки плана мероприятий по экологическому аудиту, экологическому контролю и управлению в области агропроизводства;
проведения экологической экспертизы различных проектов, экологического аудита и разработкой рекомендаций по сохранению природной окружающей среды; нормативно-правовой базой и эколого-технологическими стандартами ОВОС.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Агроэкология, как новый раздел экологии
1.1. Природно-ресурсный потенциал сельскохозяйственного производства. Лекции 3 2 Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.2. Определение концентрации и активности хлорофилла у растений. Лабораторные 3 4 Л1.2, Л1.1
1.3. Сельскохозяйственные экосистемы (агроэкосистемы) Лекции 3 2 Л1.2, Л1.1, Л2.4
1.4. Определение энергии прорастания и всхожести семян различных с/х культур. Лабораторные 3 4 Л1.2, Л1.1
1.5. Техногенез и загрязнение окружающей среды в условиях интенсификации аграрного производства Сам. работа 3 24 Л1.2, Л1.1, Л2.3
Раздел 2. Особенности функционирования агроэкосистем в условиях техногенеза
2.1. Экологические проблемы химизации сельского хозяйства. Лекции 3 2 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.2. Минеральное питание растений и оценка эффективности применения различных систем удобрения. Лабораторные 3 4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.3. Оценка качества растительного сырья и продуктов Лабораторные 3 4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.4. Экологические проблемы мелиорации и механизации сельского хозяйства. Животноводческие комплексы и охрана природы Сам. работа 3 26 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.4
Раздел 3. Организация устойчивых агроэкосистем
3.1. Альтернативные системы земледелия и их экологическое значение. Агроэкологический мониторинг Лекции 3 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3
3.2. Определение потерь гумуса и биогенных элементов в результате поверхностного смыва почвы. Расчет баланса органического вещества в почве Лабораторные 3 4 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3
3.3. Эколого-экономическая эффективность ландшафтных систем земледелия Лабораторные 3 4 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3
3.4. Создание устойчивых агроэкосистем Сам. работа 3 26 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Куликов Я.К. Агроэкология: учебное пособие. : Учебное пособие Вышэйшая школа, 2012
Л1.2 Герасименко В.П. Практикум по агроэкологии: Учебное пособие для студентов СПб.: Изд-во Лань, 2009 5
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сафонов А.Ф., Гатаулин А.М., Платонов И.Г. и др. Системы земледелия: Учебное пособие для вузов М.: Изд-во КолосС, 2009 5
Л2.2 Под ред. Саевича К.Ф. Общая и прикладная экология: Учебник Вышэйшая школа, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=452747
Л2.3 Кирюшин В.И. Теория адаптивно-ландшафтного земледелия и проектирования ландшафтов: монография М.: Изд-во КолосС, 2013 www.studentlibrary.ru
Л2.4 Шапиро Я.С. Агробиология: учеб. пособие для общеобразоват. учреждений СПб.: Проспект Науки, 2010 5
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э3 СПС КонсультантПлюс www.consultant.ru
Э4 База мировых данных по видам вирусов, грибов, бактерий, растений и животных www.catalogueoflife.org
Э5 Курс в Moodle "Агроэкология" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 2007; Word, Excel, PowerPoint u др.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
База мировых данных по видам вирусов, грибов, бактерий, растений и животных http://www.catalogueoflife.org/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
301Л лаборатория агробиологии и агроэкологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 8 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитная маркерная – 1 шт.; компьютерные столы – 3 шт., компьютер Aquarius Pro P30 S46 - 1 шт.; моноблок RAMEC Gale Custom G1610 - 3 шт.; микроскоп Биомед 6 - 1 шт.; микроскоп медицинский БИОМЕД-6 - 3 шт.; мини-лаборатория "Экотест-120-ИП(16)" в кейсе - 1 шт.; портативная система для измерения газообмена в образцах растений GFS-3000 Walz - 1 шт., рН-метр полевой с длинным щупом - 1 шт.; спектрофотометр ПЭ-5 400 УФ - 1 шт.; центрифуга ЦЛМН-Р 10-01 - 1 шт.; электронный регистрирующий почвенный пенетрометр Eijelkamp P1.52 в комплекте -1 шт.; ноутбук полностью защищенный трансформируемый Panassonic Toughobook CF-19 - 1 шт.; флуориметр универсальный переносной Walz Junior-PAM - 1шт.; аквадистиллятор Адэа- С3СМО - 1 шт.; весы аналитические CY-224C - 1 шт.; весы электронные Acom JW-1-300 - 1 шт.; влагомер зерна PM-650 - 1 шт.; комплект приборов PNT3000 Combi и pH3000 (10700) - 1 шт.; шкаф для хранения лабораторной посуды и оборудования – 3 шт., стол лабораторный 3 шт.
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
016Л склад кафедры ботаники – помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Палатка Lair4 - 7 шт.; палатка Скаут Sahara-4 - 8 шт.; палатка Comfort 4 - 2 шт.; пенетромер почвенный (трость агронома) - 1 шт.; полный набор буров для отбора всех типов почв и донных осадков на глубину до 5 м - 1 шт.; почвенный цилиндрический бур 05.07 - 1 шт.; пробоотборник почвенный с подножкой - 1 шт.; мешок спальный - 9 шт.; мешок спальный Mountain зеленый - 20 шт.; спальный мешок - 20 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Агроэкология».
Дисциплина «Агроэкология» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельную работу.
Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Агроэкология». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы и тестов. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета. При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, продумать ответы на контрольные вопросы.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в ходе проведения тестирования, письменного и устного опроса, подготовки и обсуждения презентаций по темам рефератов, посвященных различным вопросам агроэкологии.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы.