МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Гидробиология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки06.04.01. Биология
ПрофильБиоразнообразие и ресурсы животного мира
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_04_01_Биоразн-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
доктор биологических наук, профессор, Яныгина Л.В.

Рецензент(ы):
доктор биологических наук, профессор, Журавлев В.Б.

Рабочая программа дисциплины
Гидробиология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.04.01 Биология (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.10.2015г. №1052)

составлена на основании учебного плана:
06.04.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2017-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Мацюра А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование экологического мировоззрения на основе знаний особенностей населения гидросферы, структуры и функционирования водных экосистем; изучение экологических процессов в гидросфере для нахождения путей управления водными экосистемами.
задачи курса:
- изучить абиотические особенности водной среды обитания гидробионтов;
- дать характеристику населению Мирового океана и континентальных водоемов;
- изучить основные адаптации гидробионтов к жизни в нейстали, пелагиали, бентали; познакомить с основными экологическими группировками гидробионтов;
-рассмотреть пищевые взаимоотношения водных организмов;
-раскрыть основы биологической продуктивности водоемов и рационального использования гидросферы.
- изучить особенности водных биоценозов и экосистем;
- изучить экологические аспекты рационального использования и охраны биосферы.
-показать пути и формы взаимоотношений, при которых обеспечивается оптимум жизненных интересов человека и безопасность функционирования водных экосистем.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 способностью применять методические основы проектирования, выполнения полевых и лабораторных биологических, экологических исследований, использовать современную аппаратуру и вычислительные комплексы (в соответствии с направленностью (профилем) программы магистратуры)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- принцип действия и устройство основных современных приборов полевых гидробиологических исследований;
- правила организации и традиционные методики полевых работ при решении различных гидробиологических задач;
- принцип действия и устройство основных современных приборов полевых гидробиологических исследований, правила организации, а также традиционные и современные методики полевых работ при решении различных гидробиологических задач
методы интерпретации результатов гидробиологической исследования с применением современного вычислительного программного обеспечения/
3.2.Уметь:
3.2.1.- собирать гидробиологический материал в полевых условиях, проводить камеральную обработку материала в соответствии с общепринятыми методиками;
- планировать отбор гидробиологических проб в соответствии с целями и задачами исследования, определять представителей основных систематических групп гидробионтов;
- определять расположение точек отбора гидробиологических наблюдений, проводить фаунистические исследования и составлять коллекции водных животных; пользоваться методами и программами для интерпретации результатов исследований/
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками работы с основными современными полевыми приборами, приемами первичной обработки полевого материала;
- методами сбора и камеральной обработки различных групп гидробионтов;
- методами математической обработки результатов исследований по заданной программе; навыками организации полевых гидробиологических съемок в водоемах разного типа (в морях, озерах, водохранилищах, реках и др.); программами статистической обработки данных гидробиологических исследований.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Важнейшие факторы внешней среды и реакция на них организмов (проблемы аутоэкологии)
1.1. Место гидробиологии в системе биологических наук. Цели и задачи гидробиологии как науки. история гидробиологии. Лекции 3 2 ПК-3
1.2. Свет как фактор, регулирующий условия существования и пове¬дения гидробионтов. Фототаксис животных. Температура и распространение организмов. Стено- и эвритермные, тепловодные и холодноводные, пойкилотермные и гомойотермные организмы.организмы. Соленость как фактор, определяющий распространение гидробионтов. Лабораторные 3 2 ПК-3
1.3. Адаптация гидробионтов к изменению солености. Осморегуляция и понятие критической солености. Газовый режим. Особенности дыхания гидробионтов в воде. Вода как среда обитания гидробионтов и приспособ¬ленности гидробионтов к водному образу жизни Сам. работа 3 12 ПК-3
Раздел 2. Раздел 2 Структурные характеристики биотической компоненты экосистемы (сообществ)
2.1. Воспроизводство и динамика популяций гидробионтов. Рождаемость. Смертность и выживаемость. Рост популяций. Динамика численности и биомассы популяций. Трофическая структура сообществ. Понятие о трофическом уров¬не и трофической группировке. Трофические цепи и сети. Классификация гидробионтов по типу пита¬ния. Лабораторные 3 4 ПК-3
2.2. Структура популяций, видовая структура сообществ. Методы количественной оценки структуры (биомасса, число видов, разнообразие связей). Лекции 3 4 ПК-3
2.3. Жизненные формы гидробионтов. Планктон и нектон. Бентос и перифитон. Пелагобентос, нейстон и плейстон. Граница биоценозов. Понятие об экотоне. Сам. работа 3 12 ПК-3
Раздел 3. Раздел 3 Функциональные характеристики сообществ
3.1. Представления о продукции как о важнейшей функциональной характеристике сообществ. Основные понятия - первичная, вторичная и конечная продукция. Лекции 3 2 ПК-3
3.2. Продукция сообществ. Чистая и валовая продукция сообществ. Методы ее определения, П/Б-коэффициенты. Сравнение сообществ по продуктивности. Деструкция органического вещества. Дыхание и пищеварение как основные функциональные механизмы разрушения органического вещества живым организмом, их количественная оценка. Лабораторные 3 2 ПК-3
3.3. Связь между интенсивностью обмена и весом тела. Актив¬ный, пассивный и стандартный обмен. Сам. работа 3 8 ПК-3
Раздел 4. Раздел 4 Формирование, развитие и устойчивость экосистем
4.1. Гидробиоценозы. Структура гидробиоценозов. Межпопуляционные отношения в гидробиоценозах. Трансформация веществ и энергии. Основные биоценозы морей и континентальных водоемов. Устойчивость природных экосистем. Различные способы ее оцен¬ки. Гомеостаз системы как основной механизм поддержания устойчивости. Устойчи¬вость экосистем к антропогенному воздействию и концепция предель¬но допустимого воздействия (ПДВ). Лабораторные 3 4 ПК-3
4.2. Понятие баланса органического вещества в экосистеме. Пирамида биомасс. Поток энергии через экосистему. Эффек¬тивность использования энергии организмами различных трофических уровней. Энергетическая пирамида. Поток энергии через систему по цепи хищник - жертва и по детритной цепи. Сравнение эффективности использования энергии в системах разного типа. Лабораторные 3 4 ПК-3
Раздел 5. Раздел 5 Проблемы прикладной гидробиологии
5.1. Промысел рыбы и других водных организмов. Эксплуатация природных сообществ и аквакультура. Акклиматизация кормовых объектов и промысловых организмов. Проблема обрастания судов и технических сооружений. Зараста¬ние водотоков и меры борьбы с ними. Принципы биологического мониторинга. Механизм повреждения водных экосистем и вопросы водной токсикологии. Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязнителей Лабораторные 3 4 ПК-3
5.2. Водоемы как источники хозяйственного и питьевого водоснабже¬ния. Проблема чистой воды. Вопросы биологического самоочищения водоемов. Организмы и сообщества - показатели сапробности и таксобности вод. Задачи санитарной гидробиологии и охрана водоемов. Лабораторные 3 4 ПК-3
5.3. Загрязнение водной среды. Основные загрязнители водоемов и их влияние на функционирование и устойчи¬вость водных сообществ. Нефть, тяжелые металлы, пестициды, детергенты, бытовые стоки. Радиоактивное и термическое загрязнение. Сам. работа 3 24 ПК-3
5.4. Проблема рационального использования биологических ресурсов водоемов и управление их продуктивностью. Сам. работа 3 20 ПК-3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
система "Экологический контроль природной среды по данным биологического и физико-химического мониторинга" (Кафедра общей экологии Биологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова) [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://ecograde.bio.msu.ru/db/vars/quality.html
Сайт "Биометрика" о корректном использовании методов статистического анализа для медиков и биологов [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.biometrica.tomsk.ru/
Сайт о методах биоиндикации Biological Indicators of Watershed Health. EPA Bioindicators - Bioassessment Programs [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.epa.gov/bioindicators/index.html

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;
423Л препараторская - помещение для хранения и профилактического обслуживания оборудования Рабочее место преподавателя; шкафы для хранения зоологического оборудовани – 5 единиц; лабораторные столы – 3 единицы; дночерпатели, сачки, энтомологические булавки, препаровальные иглы, пинцеты энтомологические, эксикаторы, одноразовые микротомные ножи для криотомии, лезвия для микротомов в кассетах, мешки спальные, палатки, бинокли, сети рыбацкие, лотки почкообразные.
405Л лаборатория беспозвоночных животных - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя – 2; лабораторные электрифицированные столы – 8 шт.; лабораторные столы – 1 шт.; доска меловая 1 шт.; раковина; шкафы для хранениятаблиц и коллекций беспозвоночных животных – 6 единиц; тумбочки – 3 единицы; телевизор JVC-290С, микромер окулярный винтовой, бинокуляры МБС-10, видеоокуляр DCM-310, микроскопы: Альтами 104, МБС-10, микромед, Микмед-1 вар. 1; коллекции беспозвоночных животных, микропрепараты по зоологии беспозвоночных и БИР

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Гидробиология».
Дисциплина «Гидробиология» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельную работу.
Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Гидробиология. Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета.
При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы практикума; продумать ответы на контрольные вопросы.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы.