Закреплена за кафедрой | Кафедра зоологии и физиологии |
---|---|
Направление подготовки | 06.03.01. Биология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 06_03_01_Биология-4-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 14 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Лабораторные | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 66 | 66 | 66 | 66 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра зоологии и физиологии
Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.
1.1. | Целью освоения дисциплины «Зоогеография» является формирование целостного представления о фауне Земли и ее структуре. Освоение дисциплины предполагает: - изучение ареалов определенных видов; - изучение закономерностей формирования фаун под влиянием природных и антропогенных факторов; - формирование экологического образа мышления |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.04 |
ПК-2 | способностью применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок, излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основы зоогеографии, особенности формирования фауны Земли под влиянием климатических и геофизических процессов. особенности формирования фауны Земли под влиянием антропогенных процессов. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять свои знания на практике, уметь осуществлять биогеографическое районирование территорий. Формулировать и решать задачи, возникающие в ходе деятельности; Обрабатывать полученные результаты, анализировать их с учетом имеющихся данных |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | принципами зоогеографического районирования и типизации животного населения комплексом полевых и лабораторных исследований приемами картографии, компьютерной обработки данных и моделирования |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в зоогеографию. | ||||||
1.1. | Зоогеография как часть биогеографии | Лекции | 8 | 1 | ПК-2 | Л1.1 |
1.2. | Геологическая история Земли | Лекции | 8 | 1 | ПК-2 | Л1.2, Л1.4 |
1.3. | Геологическая история земли | Лабораторные | 8 | 4 | ПК-2 | Л1.2, Л1.5 |
1.4. | Геологическая история земли | Сам. работа | 8 | 12 | ПК-2 | Л1.2, Л1.4, Л1.5 |
Раздел 2. Общая характеристика океанической и материковой фауны | ||||||
2.1. | Островная фауна | Лекции | 8 | 2 | ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л1.5 |
2.2. | Океаническая фауна | Лекции | 8 | 2 | ПК-2 | Л1.1, Л1.4 |
2.3. | Островная фауна | Лабораторные | 8 | 4 | ПК-2 | Л1.5 |
2.4. | Океаническая фауна | Лабораторные | 8 | 4 | ПК-2 | Л1.1 |
2.5. | Океаническая фауна | Сам. работа | 8 | 18 | ПК-2 | Л1.4 |
Раздел 3. Характеристика основных зоогеографических областей. | ||||||
3.1. | Нотогейская суша | Лекции | 8 | 2 | ПК-2 | Л1.1 |
3.2. | Палеогейская суша | Лекции | 8 | 2 | ПК-2 | Л1.2 |
3.3. | Неогейская суша | Лекции | 8 | 2 | ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л1.4 |
3.4. | Арктогейская суша | Лекции | 8 | 2 | ПК-2 | Л1.1 |
3.5. | Нотогейская суша Палеогейская суша | Лабораторные | 8 | 4 | ПК-2 | Л1.5 |
3.6. | Неогейская суша Арктогейская суша | Лабораторные | 8 | 4 | ПК-2 | Л1.1 |
3.7. | Неогейская суша Арктогейская суша | Сам. работа | 8 | 18 | ПК-2 | Л1.2 |
Раздел 4. Зоогеографическое районирование Алтайского края | ||||||
4.1. | Зоогеографическое районирование Алтайского края | Лекции | 8 | 4 | ПК-2 | Л1.3 |
4.2. | Зоогеографическое районирование Алтайского края | Лабораторные | 8 | 4 | ПК-2 | Л2.1, Л1.5 |
4.3. | Зоогеографическое районирование Алтайского края | Сам. работа | 8 | 18 | ПК-2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. Приложение ФОС |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. Приложение ФОС |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. Приложение ФОС |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Абдурахманов Г.М., Криволуцкий Д.А., Мяло Е.Г., Огуреева Г.Н. | Биогеография: учеб. для вузов | М.: Академия, 2007 | |
Л1.2 | Лопатин И .К | Зоогеография: | М.: Выш. шк, 1989 | 50 |
Л1.3 | Ревякина, Надежда Васильевна | География Алтайского края: учебное пособие | АГУ, 2004 г. | |
Л1.4 | Абдурахманов Г.М. | Основы зоологии и зоогеографии: Учебник для вузов | М.: Академия, 2001 | 15 |
Л1.5 | Воронов А.Г. | Биогеография с основами экологии: | М.: Изд-во МГУ, 1987 | 28 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Красная книга Алтайского края. Особо охраняемые природные территории: | Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2002 | ||
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Зоогеография | Богданов И. И.. Геоэкология с основами биогеографии: учебное пособие [Электронный ресурс] / М.:Флинта,2011. -210с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=83074 | ||
Э2 | Зоогеография | Харченко, Н.А. Харченко. — Электрон. дан. — СПб. : Лань, 2015. — 432 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/58168 — Загл. с экрана. | ||
Э3 | Зоогеография | Машкин, В.И. Методы изучения охотничьих и охраняемых животных в полевых условиях. [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — СПб. : Лань, 2013. — 432 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/12969 — Загл. с экрана. | ||
Э4 | Курс на Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/); Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
320Л | медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду; |
423Л | препараторская - помещение для хранения и профилактического обслуживания оборудования | Рабочее место преподавателя; шкафы для хранения зоологического оборудовани – 5 единиц; лабораторные столы – 3 единицы; дночерпатели, сачки, энтомологические булавки, препаровальные иглы, пинцеты энтомологические, эксикаторы, одноразовые микротомные ножи для криотомии, лезвия для микротомов в кассетах, мешки спальные, палатки, бинокли, сети рыбацкие, лотки почкообразные. |
404Л | лаборатория позвоночных животных - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; стационарный экран: марка dIGIS oPTIMAL-C модель MW DSOC-1103 - 1 единица; шкафы для хранения муляжей и препаратов по зоологии позвоночных – 6 шт.; лабораторные столы – 9 шт.; раковина; проектор: марка Casio модель XJ-M140 - 1 единица; телевизор Samsung CK-2139VR; бинокли: Levenhuk Atom 10x50 – 12; картографический материал, табличный материал, муляжи внутренних органов позвоночных животных, фиксированные препараты позвоночных животных, коллекции скелетов, чучел позвоночных животных |
На лекциях рассматриваются основные понятия предметной области, место зоогеографии в системе наук, анализируется влияние факторов, обусловливающих современное распространение видов на суше и в водной среде. Для активизации учебной работы студентов очной формы обучения на лекционных занятиях проводится тестирование студентов в течение 10÷15 мин. В дальнейшем текущий контроль учебы студентов проводится на практических занятиях. Оценки результатов тестирования и практических работ учитываются при аттестации по дисциплине. Особое место в структуре дисциплины занимают лабораторные занятия, которые предусматривают освоение методов картографии ареалов, составление списков эндемичных для зоогеографических выделов видов животных. По каждому лабораторному занятию оформляется отчет, на основании которого проводится защита работы (цель – оценка уровня освоения учебного материала). Результаты выполнения работ учитываются при итоговой аттестации по дисциплине. Зоогеография – наука широкого профиля, учитывающая данные систематики, экологии, ландшафтоведения и теоретической геологии для создания наиболее вероятной теории формирования современной фауны Земли. Ее выводы используются в практических целях, в частности в рациональной эксплуатации природных ресурсов человеком и в организации заповедников и других охраняемых территорий. Учебный курс «Зоогеография» касается практически всех частей науки – описательной, сравнительной и каузальной (причинной). В разделах, касающихся экологических основ зоогеографии, обсуждаются экологические факторы (абиотические, биотические и антропические), влияющие на географическое распространение, плотность популяций, адаптивные модификации, позволяющие преодолевать преграды к расселению. В курсе обсуждаются такие вопросы как причины существования ареалов различных размеров и форм, т.е. их разнообразие, а также условия образования дизъюнктивных ареалов. Расселение и миграция животных, как предпосылки к изменению границ ареалов, обсуждаются специально, как и роль деятельности человека, приводящая к изменению границ ареалов. Для успешного освоения дисциплины необходимо своевременно выполнять предусмотренные в семестрах учебные задания, по дисциплине «Зоогеография» к ним относятся задания к лабораторным работам. Систематическое освоение необходимого учебного материала позволяет быть готовым для тестирования и выполнения контрольной работы. |