МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Философия
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки43.03.02. Туризм
ПрофильТехнологии и организация внутреннего и международного туризма
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план43_03_02_Т-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 45 45 45 45
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.филос.н. , доцент, Пивень П.В.

Рецензент(ы):
к.г.н. , доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Философия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.03.02 Туризм (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 14.12.2015г. №1463)

составлена на основании учебного плана:
43.03.02 Туризм
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 30.05.2018 г. № 228
Срок действия программы: 2017-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Антюфеева Т.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 30.05.2018 г. № 228
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Антюфеева Т.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование представления о философии как способе познания и духовного освоения мира, об основных разделах современного философского знания, философских проблемах и методах их исследования; овладение основными принципами и приемами философского познания; а также введение в круг философских проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами. Изучение философии направлено, кроме того, на развитие навыков критического восприятия и оценки источников информации, умения логично формулировать, излагать и аргументированно отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения; овладение приемами ведения дискуссии, полемики, диалога.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1: способностью использовать основы философских знаний, анализировать главные этапы и закономерности исторического развития для осознания социальной значимости своей деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.иметь представление об основных этапах развития человека, природы, общества, культуры.
3.2.Уметь:
3.2.1.формулировки основных философских проблем, варианты их решения в истории философии, современные подходы и специфику;отличить философские проблемы от иных, формулировать проблему с использованием философских категорий и понятий; сравнивать их;содержание основных проблем отношений человека и природы, варианты их решения в истории философии, современные подходы и специфику;отличить этико-экологические проблемы от иных, формулировать проблему с использованием философских категорий и понятий;сравнивать варианты их решения в разных системах ценностей; принимать этически обоснованные решения в отношениях с другими людьми и природой.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.анализа сути философских проблем с разных позиций;философского анализа сути этико-экологических и биоэтических проблем с разных аксиологических позиций.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Философия, ее предмет и место в культуре
1.1. Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Философия как форма духовной культуры. Философские вопросы в жизни современного человека. Основные характеристики философского знания. Функции философии Лекции 3 1 ОК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.2. Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Философия как форма духовной культуры. Философские вопросы в жизни современного человека. Основные характеристики философского знания. Функции философии Практические 3 0.5 ОК-1 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.3
1.3. Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Философия как форма духовной культуры. Философские вопросы в жизни современного человека. Основные характеристики философского знания. Функции философии. Сам. работа 3 2 ОК-1 Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания.
2.1. Становление философии. Философия древнего мира. Средневековая философия. Философия XVII-XIX веков. Современная философия. Традиции отечественной философии Лекции 3 1 ОК-1 Л1.2, Л2.2
2.2. Становление философии. Философия древнего мира. Средневековая философия. Философия XVII-XIX веков. Современная философия. Традиции отечественной философии Практические 3 10 ОК-1 Л1.2, Л3.1, Л2.2
2.3. Становление философии. Философия древнего мира. Средневековая философия. Философия XVII-XIX веков. Современная философия. Традиции отечественной философии Сам. работа 3 10 ОК-1 Л1.2, Л2.2
Раздел 3. Философская онтология
3.1. Учение о бытии. Бытие как проблема философии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Специфика человеческого бытия. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные проблемы мира. Проблема жизни, ее конечности и бесконечности, уникальности и множественности во Вселенной. Движение и развитие, диалектика. Идея развития в философии. Бытие и сознание. Проблема сознания в философии. Сознание, самосознание и личность. Знание. Природа мышления. Действительность, мышление, логика и язык Лекции 3 2 ОК-1 Л1.2, Л2.2
3.2. Учение о бытии. Бытие как проблема философии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Специфика человеческого бытия. Пространство, время. Проблема жизни, ее конечности и бесконечности, уникальности и множественности во Вселенной. Движение и развитие, диалектика. Идея развития в философии. Бытие и сознание. Проблема сознания в философии. Сознание, самосознание и личность. Знание. Природа мышления. Действительность, мышление, логика и язык. Практические 3 1 ОК-1 Л1.1, Л3.1, Л2.2
3.3. Учение о бытии. Бытие как проблема философии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Специфика человеческого бытия. Пространство, время. Проблема жизни, ее конечности и бесконечности, уникальности и множественности во Вселенной. Движение и развитие, диалектика. Идея развития в философии. Бытие и сознание. Проблема сознания в философии. Сознание, самосознание и личность. Знание. Природа мышления. Действительность, мышление, логика и язык. Лекции 3 2 ОК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Теория познания
4.1. Познание как предмет философского анализа. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Субъект и объект познания. Основные формы и методы познания. Многообразие форм познания и типы рациональности. Истина, оценка, ценность Лекции 3 4 ОК-1 Л1.1, Л2.1
4.2. Познание как предмет философского анализа. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Субъект и объект познания. Основные формы и методы познания. Многообразие форм познания и типы рациональности. Истина, оценка, ценность Практические 3 1 ОК-1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.3. Познание как предмет философского анализа. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика, язык. Научное и вненаучное знание. Критерии раучности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Науки и техника.Субъект и объект познания. Основные формы и методы познания. Многообразие форм познания и типы рациональности. Истина, оценка, ценность. Смысл человеческого бытия. Насилие и иненасилие. Свобода и ответственность Сам. работа 3 14 ОК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Философия и методология науки
5.1. Философия и наука. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Проблема обоснования научного знания. Верификация и фальсификация. Проблема индукции. Структура научного познания, его методы и формы. Специфика социально-гуманитарного познания. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Позитивистские и постпозитивистские концепции в методологии науки. Рациональные реконструкции истории науки. Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого. Наука и техника Лекции 3 2 ОК-1 Л1.1, Л2.1
5.2. Философия и наука. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Проблема обоснования научного знания. Верификация и фальсификация. Проблема индукции. Структура научного познания, его методы и формы. Специфика социально-гуманитарного познания. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Позитивистские и постпозитивистские концепции в методологии науки. Рациональные реконструкции истории науки. Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого. Наука и техника Практические 3 1 ОК-1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
5.3. Философия и наука. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Проблема обоснования научного знания. Верификация и фальсификация. Проблема индукции. Структура научного познания, его методы и формы. Специфика социально-гуманитарного познания. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Позитивистские и постпозитивистские концепции в методологии науки. Рациональные реконструкции истории науки. Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого. Наука и техника. Сам. работа 3 3 ОК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Социальная философия и философия истории
6.1. Философское понимание общества и его истории. Общество и его структура. Общество как саморазвивающаяся система. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Культура и цивилизация. Многовариантность исторического развития. Динамика и типология исторического развития. Общественно-политические идеалыи их историческая судьба (марксистская теория классового общества; «открытое общество» К.Поппера; «свободное общество» Ф.Хайека; неолиберальная теория глобализации). Насилие и ненасилие. Источники и субъекты исторического процесса. Основные концепции философии истории Лекции 3 2 ОК-1 Л1.1, Л2.1
6.2. Философское понимание общества и его истории. Общество и его структура. Общество как саморазвивающаяся система. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Культура и цивилизация. Многовариантность исторического развития. Динамика и типология исторического развития. Общественно-политические идеалыи их историческая судьба (марксистская теория классового общества; «открытое общество» К.Поппера; «свободное общество» Ф.Хайека; неолиберальная теория глобализации). Насилие и ненасилие. Источники и субъекты исторического процесса. Основные концепции философии истории Практические 3 0.5 ОК-1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
6.3. Философское понимание общества и его истории. Общество и его структура. Общество как саморазвивающаяся система. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Культура и цивилизация. Многовариантность исторического развития. Динамика и типология исторического развития. Общественно-политические идеалыи их историческая судьба (марксистская теория классового общества; «открытое общество» К.Поппера; «свободное общество» Ф.Хайека; неолиберальная теория глобализации). Насилие и ненасилие. Источники и субъекты исторического процесса. Основные концепции философии истории. Сам. работа 3 2 ОК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Философская антропология
7.1. Человек и мир в современной философии. Человек, общество, культура. Чеоловек и природа. Общество и его сруктура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке. Антропосоциогенез и его комплексный характер. Смысл жизни: смерть и бессмертие. Человек, свобода, творчество. Человек в системе коммуникаций: от классической этики к этике дискурса. Этика ответственности. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести Лекции 3 4 ОК-1 Л1.1, Л2.1
7.2. Человек и мир в современной философии. Человек, общество, культура. Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке. Антропосоциогенез и его комплексный характер. Смысл жизни: смерть и бессмертие. Человек, свобода, творчество. Человек в системе коммуникаций: от классической этики к этике дискурса. Этика ответственности. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. Практические 3 1 ОК-1 Л2.1, Л1.2, Л3.1
7.3. Человек и мир в современной философии. Человек, общество, культура. Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке. Антропосоциогенез и его комплексный характер. Смысл жизни: смерть и бессмертие. Человек, свобода, творчество. Человек в системе коммуникаций: от классической этики к этике дискурса. Этика ответственности. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. Сам. работа 3 2 ОК-1 Л2.1, Л1.2
Раздел 8. Философские проблемы экологии
8.1. Человек и природа. Проблема взаимоотношения человека и природы.Мировоззренческие аспекты экологических проблем.Концепция коэволюции человека и природы Лекции 3 1 ОК-1 Л1.1, Л2.1
8.2. Человек и природа. Проблема взаимоотношения человека и природы.Мировоззренческие аспекты экологических проблем.Концепция коэволюции человека и природы Практические 3 1 ОК-1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
8.3. Человек и природа. Проблема взаимоотношения человека и природы.Мировоззренческие аспекты экологических проблем.Концепция коэволюции человека и природы. Сам. работа 3 12 ОК-1 Л1.1, Л2.1
8.4. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего Лекции 3 1 ОК-1 Л1.1, Л2.1
8.5. Экзамен 3 27 ОК-1 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Предмет философии и ее основные проблемы.
2. Происхождение философии. Структура философского знания.
3. Функции философии в культуре.
4. Основные черты восточной философии.
5. Понятие Дао.
6. Понятие Дхарма.
7. Факторы возникновения и специфика греческой философии.
8. Периодизация греческой философской традиции.
9. Греческий атомизм.
10. Идеализм Платона.
11. Общая характеристика философских взглядов Аристотеля.
12. Формирование и основные черты средневековой схоластической философии.
13. Проблема доказательства бытия Бога в средневековой философии.
14. Ключевые идеи философии Возрождения.
15. Философские взгляды Джордано Бруно.
16. Формирование традиции эмпиризма в европейской философии.
17. Философские взгляды Ф. Бэкона. Учение об идолах на материале работы Новый Органон.
18. Формирование традиции рационализма в европейской философии.
19. Принцип cogito ergo sum в философии Р.Декарта на материале работы Рассуждение о ме-тоде.
20. Основные идеи и представители немецкой классической философии.
21. Философские взгляды И.Канта.
22. Философская система Гегеля.
23. Основные философские взгляды иррационалистической линии европейской философии XIX и начала XX века.
24. Позитивистская философия.
25. Основные идеи марксистской философии.
26. Факторы формирования и ключевые идеи русской философии.
27. Сущность и структура сознания.
28. Предмет онтологии.
29. Категории бытия и небытия.
30. Проблема первоначал бытия.
31. Идеалистические и материалистические онтологии.
32. Детерминизм.
33. Индетерминизм.
34. Философские подходы к понятию развития. Развитие и круговорот.
35. Субъект и объект познания.
36. Сущность познания и его виды.
37. Истина в теории познания.
38. Критерии истины.
39. Истоки кризиса современной техногенно-потребительской цивилизации.
40. Перспективы становления духовно-экологической цивилизации.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
письменные работы не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств
Контролем самостоятельной работы студентов по дисциплине «Философия» являются следующие формы КСР: проверка конспектов, выступление на семинаре с докладом, выполнение практической работы, кейс-задач.
Приложения
Приложение 1.   ФОС Филос.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. А. Ивин, И. П. Никитина Философия: учебник для академического бакалавриата Издательство ЭБС "ЮРАЙТ", 2017 www.biblio-online.ru/book/EDA36C20-BFA3-4ECD-A67D-781737E3C317
Л1.2 Гуревич П. С. Философия: учебник для академического бакалавриата Издательство Юрайт, , 2018 www.biblio-online.ru/book/BF2BCA75-A360-480A-B6A9-9596A671AFDA
Л1.3 Кочеров С.Н., Сидорова Л.П. ФИЛОСОФИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/DC3412A8-91C5-4C84-8A22-971B6975B0FB
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Родзинский Д. Л. Философия: учебное пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2021 https://urait.ru/book/filosofiya-472382
Л2.2 Лавриненко В.Н. - Отв. ред. ФИЛОСОФИЯ В 2 Т. ТОМ 1 ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ 7-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/41495CC7-ADA5-40D0-9AE9-33D3113E84B2
Л2.3 Лавриненко В.Н. - Отв. ред. ФИЛОСОФИЯ В 2 Т. ТОМ 2 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ 7-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/244F7F6C-BF78-4D72-AD61-483BD361DCB5
Л2.4 Гриненко Г.В. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/F5C83C0F-AE29-47AF-B02D-23015D052E65
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Бессонов Б.Н. ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ 2-е изд. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/28BA6339-B31C-4C8C-844B-8895985A570C
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт «Философия без границ». Режим доступа http://platonanet.org.ua/
Э2 Журнал «Вопросы философии». Режим доступа http://vphil.ru/
Э3 Библиотека по философии. Режим доступа http://lib.ru/FILOSOF/
Э4 Сайт «Философы древности». Режим доступа http://www.philosoma.ru
Э5 Институт философии РАН: философия в России www.philosophy.ru
Э6 LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ http://www.library.ru/)
Э7 Электронная библиотека Максима Мошкова www.lib.ru
Э8 Поисковая система Google
Э9 Курс в Moodle «Философия» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3594
6.3. Перечень программного обеспечения
4.www.konkurs.dnttm.ru – обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров конкурсов и пр
7.http://www.nlr.ru:8101/ - Российская национальная библиотека
9.http://www.rubricon.ru/ - Крупнейший энциклопедический ресурс Интернета
11.http://lib.febras.ru/katalog.htm – Центральная научная библиотека ДВО РАН
13.http://uwh.lib.msu.su/ - Научная библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова
19.Доступ онлайн Электронная библиотека eLIBRARY.RU
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
403М лаборатория минералогии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; витрины с наборами минералов - 11 шт.; интерактивная доска: марка SMART Board - 1 единица; космоснимки - 4 шт.
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Философия»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Философия» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Философия» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.
Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению
лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «Философия» не предусмотрены.
Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Философия» не предусмотрены.
Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендо-ванной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисци-плине приведен в РПД «Философия» и Перечне учебников, электронных учебников для изучения дисциплины (модуля), приведенных в УМКД «Философия»
Изучение дисциплины следует начинать с проработки УМКД «Философия», особое внимание, уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса.
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.


Методические указания по проведению преподавателями основных видов учебных занятий по дисциплине

Основные виды занятий по дисциплине «Философия» включают лекционные и практические занятия.
Реализация компетентностного подхода при освоении дисциплины «Философия» предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков студентов.
Использование в учебном процессе активных и интерактивных форм занятий направлено на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности.
В процессе преподавания используются следующие образовательные технологии:
Интерактивные лекции. Использование в процессе изложения лекций компьютерных слайдов, дополненных звуковым сопровождением и элементами анимации. Материал лекций постоянно обновляется и совершенствуется при этом используются разные формы проведения лекций: лекция-визуализация, проблемная лекция, лекция с заранее запланированными ошибками, чтобы привлечь внимание студентов к изучаемому материалу и отслеживать степень внимательности студентов на лекции.
Кейс-методы. С использованием данной технологии проводятся практические занятия у студентов.

Методические указания при подготовке к лекциям

Лекции– форма учебного занятия, цель которого состоит в рассмотрении теоретических вопросов дисциплины в логически выдержанной форме.
Методика чтения лекций
Лекции являются одним из основных методов обучения по дисциплине. Они должны решать следующие задачи:
- изложить важнейший материал программы дисциплины;
-познакомить с последними достижениями и проблематикой в данной области;
- развить у студента умение понять поставленную задачу, создать наиболее оптимальный алгоритм поставленной задачи;
- развить навыки самостоятельного выбора способа решения задачи, выбора технологии решения, составления и документирования информации.
Главной задачей каждой лекции является раскрытие сущности темы и анализ ее основных положений. Рекомендуется на первой лекции довести до внимания студентов структуру дисциплины и его разделы, а в дальнейшем указывать начало каждого раздела (модуля), суть и его задачи, а, закончив изложение, подводить итог по этому разделу, чтобы связать его со следующим.
Содержание лекций
Содержание лекций определяется рабочей программой дисциплины «Философия». Крайне желательно, чтобы каждая лекция охватывала и исчерпывала определенную тему курса и представляла собой логически вполне законченную работу. На лекции желательно большую часть времени уделить рассмотрению примеров. Лучше сократить тему, но не допускать ее перерыва на таком месте, когда основная идея еще полностью не раскрыта.

Методические указания при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Практические занятия – одна из форм учебного занятия, направленная на развитие самостоятельности учащихся и приобретение умений и навыков.
Практические занятия нередко проводятся в форме семинаров, что позволяет студентам привить практические навыки самостоятельной работы с научной литературой, получить опыт публичных выступлений.
Семинары – составная часть учебного процесса, групповая форма занятий при активном участии студентов. Семинары способствуют углубленному изучению наиболее сложных проблем науки и служат основной формой подведения итогов самостоятельной работы студентов. На семинарах студенты учатся грамотно излагать проблемы, свободно высказывать свои мысли и суждения, вести полемику, убеждать, доказывать, опровергать, отстаивать свои убеждения, рассматривают ситуации, способствующие развитию профессиональной компетентности. Все это помогает приобрести навыки и умения, необходимые современному специалисту.
Методика проведения практических занятий (семинаров)
Целью практических занятий (семинаров) является:
- закрепление методов анализа;
- проверка уровня понимания студентами вопросов, рассмотренных на лекциях и по учебной литературе, степени и качества усвоения материала студентами;
- обучение навыкам решения поставленных задач и умение подобрать необходимый метод решения;
- восполнение пробелов в пройденной теоретической части курса и оказание помощи в его усвоении.
Семинарские занятия способствуют овладению студентом навыками подбора литературных, статистических и картографических источников и самостоятельной работы с ними. На основе изучения, обобщения, систематизации и анализа этих материалов студент готовит доклад по выбранной теме. В ходе семинарского занятия студенты и преподаватель задают вопросы докладчику, а также преподаватель задает вопросы аудитории, контролируя понимание и усвоение главных вопросов участниками семинара. Далее студенты высказывают свои соображения по поводу главных вопросов семинарского занятия и доклада. Дискуссия способствует развитию навыков у студентов ведения научной полемики и уточнению ими основных понятий.
Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по данной дисциплине.
Прежде чем приступить к изучению темы, необходимо прокомментировать основные вопросы плана семинара. Такой подход преподавателя помогает студентам быстро находить нужный материал к каждому из вопросов, не задерживаясь на второстепенном.
Начиная подготовку к семинарскому занятию, необходимо, прежде всего, указать студентам страницы в конспекте лекций, разделы учебников и учебных пособий, чтобы они получили общее представление о месте и значении темы в изучаемом курсе. Затем следует рекомендовать им поработать с дополнительной литературой, сделать записи по рекомендованным источникам.
В начале занятия студенты под руководством преподавателя более глубоко осмысливают теоретические положения по теме занятия, раскрывают и объясняют основные положения публичного выступления. В процессе творческого обсуждения и дискуссии вырабатываются умения и навыки использовать приобретенные знания для различного рода ораторской деятельности.

Методическое описание порядка проведения (процедуры) оценивания усвоенных компетенций на экзамене:
В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса, соответству-ющие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку ответа студенту отводится 35 минут. За ответ на теоретические вопро-сы студент может получить максимально 100 баллов. Перевод баллов в оценку: 85-100 – «отлично», 70-84 – «хорошо», 50-69 – «удовлетворительно», 0-49 – «неудовле-творительно».
Методическое описание порядка проведения (процедуры) оценивания усвоенных компетенций в процессе ответа на вопросы по темам (устный опрос):
Ответы обучающихся на вопросы по темам изучаемой дисциплины происхо-дят в виде беседы преподавателя с обучающимся на темы, связанные с изучаемой дисциплиной, которая рассчитана на выяснение объема знаний обучающегося по определенному разделу, теме, проблеме и т.п. За каждый правильно отвеченный во-прос дается 50 баллов. Максимальное количество вопросов, на которые можно отве-тить обучающемуся – 2 вопроса Перевод баллов в оценку: 85-100 – «отлично», 70-84 – «хорошо», 50-69 – «удовлетворительно», 0-49 – «неудовлетворительно».
Общий порядок проведения процедур оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций определены в «Положении о проведении текущего контроля успеваемости и проме-жуточной аттестации обучающихся по образовательным программам высшего образования в ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет» от 29.09.2017, №1690/п.