МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Зоология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость12 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология-4-2020
Часов по учебному плану 432
в том числе:
аудиторные занятия 186
самостоятельная работа 192
контроль 54
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2, 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 15,5 19 15 18
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 24 24 22 22 16 16 16 16 78 78
Лабораторные 32 32 36 36 20 20 20 20 108 108
Сам. работа 16 16 59 59 72 72 45 45 192 192
Часы на контроль 0 0 27 27 0 0 27 27 54 54
Итого 72 72 144 144 108 108 108 108 432 432

Программу составил(и):
д.б.н., профессор, Овчаренко Н.Д.;к.б.н., доцент, Шапетько Е.В.;к.б.н., доцент, Антоненко Т.В.;ст. преподаватель, Кучина Е.А.

Рецензент(ы):
д.б.н., профессор, Соколова Г.Г.

Рабочая программа дисциплины
Зоология

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки 06.03.01 Биология (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ «07» августа 2014 г. № 944.

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
А. В. Мацюра


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой А. В. Мацюра


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель преподавания дисциплины: ознакомить студентов с многообразием животных, механизмами их адаптации к окружающей среде, планетарной ролью и большим практическим значением для человека; на их примере продемонстрировать ход эволюционного процесса и другие биологические закономерности.
Задачи дисциплины: в ходе изучения материала студент должен:
– изучить место и роль животных в общей организации жизни;
– изучить систему и филогению животного мира;
– знать характеристику и систематическую структуру типов животных;
– приобрести навыки опознавания представителей основных таксонов, в том числе наиболее практически значимых, мировой и региональной фауны;
– приобрести навыки анатомо-морфологического исследования типичных зоологических объектов с использованием соответствующего оборудования и приборов;
– получить представление об основных этапах филогенетического развития животных и закономерностях их эволюции.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 способностью понимать базовые представления о разнообразии биологических объектов, значение биоразнообразия для устойчивости биосферы, способностью использовать методы наблюдения, описания, идентификации, классификации, культивирования биологических объектов
ОПК-6 способностью применять современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.базовые представления о фаунистических объектах;
понимать значение биологического разнообразия для стабильности экологических систем;
основные принципы современной систематики и общие морфофизиологические особенности позвоночных животных на разных уровнях организации и в пределах основных таксонов;
современные методы работы с позвоночными животными;
принципы работы современной аппаратуры (фотоловушки и пр.);
знать основные методы коллеционирования позвоночных животных.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать способы наблюдения;
использовать способы описания фаунистических систем;
культивировать животных для вивария;
применять современные экспериментальные методы работы с позвоночными животными в полевых и лабораторных условиях;
выделять общие и частные морфофизиологические особенности характерные для разных систематических групп позвоночных;
на практике использовать современное экспериментальное оборудование.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками идентификации зоологических объектов;
методами проведения наблюдений, описания и сравнительного анализа при изучении животных;
составления коллекций позвоночных животных;
методами препарирования животных;
навыками описания и сравнительного анализа при изучении животных с использованием живвых объектов;
навыками работы с современной аппаратурой как лабораторной, так и в полевых условиях.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Предмет и задачи зоологии. Система животного мира. Многообразие животных
1.1. Предмет и задачи зоологии. Краткая история становления зоологии как науки. Классификация животных Лекции 1 2 ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.4
1.2. Роль животных в биосфере и жизни человека. Методы наблюдения, описания, таксономических исследований, коллекционирования Лекции 1 2 ОПК-3 Л2.3
1.3. Основы систематики животного мира. Сам. работа 1 4 ОПК-3, ОПК-6 Л2.3
Раздел 2. Раздел 2. Подцарство Рrotozoa–Простейшие
2.1. Общая характеристика подцарства простейшие - их морфология, основы физиологии, образ жизни, географическое распространение, происхождение. Лекции 1 2 ОПК-3 Л2.3
2.2. Систематический обзор. Лекции 1 4 ОПК-3 Л2.3
2.3. Свободноживущие и паразитические простейшие Лабораторные 1 10 ОПК-6 Л2.3
2.4. Циклы развития паразитических простейших. Теории и происхождение многоклеточных Сам. работа 1 2 ОПК-3, ОПК-6 Л2.3
Раздел 3. Раздел 3. Подцарство Metazoa –Многоклеточные
3.1. Отличительные особенности организации многоклеточных Лекции 1 2 ОПК-3 Л2.3
Раздел 4. Раздел 4. Тип Spongia –Губки
4.1. Общая характеристика организации животных типа Губки Лекции 1 2 ОПК-3 Л2.3
4.2. Систематический обзор современных губок Лекции 1 2 ОПК-3 Л2.3
4.3. Особенности строения представителей губок по классам Лабораторные 1 6 ОПК-6 Л2.3
4.4. Работа с терминологическим словарем Сам. работа 1 6 ОПК-3, ОПК-6 Л2.3
Раздел 5. Раздел 5. Тип Coelenterata –Кишечнополостные
5.1. Общая морфофизиологическая характеристика типа Кишечнополостные Лекции 1 2 ОПК-3 Л2.3, Л1.1
5.2. Морфология кишечнополостных по классам Лабораторные 1 6 ОПК-6 Л2.3
5.3. Сравнительная характеристика морфологии жизненных форм. Таблица. Сам. работа 1 1 ОПК-3, ОПК-6 Л2.3
Раздел 6. Раздел 6. Тип Ctenophora –Гребневики
6.1. Тип Ctenophora –Гребневики Сам. работа 1 1 ОПК-3, ОПК-6 Л2.3
Раздел 7. Раздел 7. Тип Plathelminthes – Плоские черви
7.1. Общая характеристика организации плоских червей Лекции 1 4 ОПК-3 Л2.3
7.2. Разноообразие паразитических плоских червей Лекции 1 2 ОПК-3 Л2.3
7.3. Разноообразие паразитических плоских червей Лабораторные 1 10 ОПК-6 Л2.3
7.4. Сравнительная характеристика циклов развития паразитических плоских червей Сам. работа 1 2 ОПК-3, ОПК-6 Л2.3
Раздел 8. Раздел 8. Тип Nemathelminthes – Круглые черви
8.1. Морфофизиология собственно круглых червей Лекции 2 2 ОПК-3 Л2.3
8.2. Многообразие круглых червей Лекции 2 2 ОПК-3 Л2.3
8.3. Строение основных представителей собственно круглых червей Лабораторные 2 2 ОПК-6 Л2.3
8.4. Общая характеристика организации первичнополостных животных Лекции 2 4 ОПК-3 Л2.3
8.5. Сравнительный обзор био- и геогельминтов Сам. работа 2 12 ОПК-3, ОПК-6 Л2.3
Раздел 9. Раздел 9. Тип Annelida –Кольчатые черви
9.1. Характеристика кольчатых червей как целомических животных Лекции 2 2 ОПК-3 Л2.3
9.2. Систематический обзор кольчатых червей Лекции 2 1 ОПК-3 Л2.3
9.3. Сравнительная морфология групп целомических животных Лабораторные 2 4 ОПК-6 Л2.3
9.4. Работа с терминологическим словарем. Схематические рисунки внутреннего строения кольчатых червей. Сам. работа 2 10 ОПК-3, ОПК-6 Л2.3
Раздел 10. Раздел 10. Тип Mollusca –Моллюски
10.1. Общая характеристика типа моллюски Лекции 2 2 ОПК-3 Л2.3
10.2. Отличительные черты организации представителей разных классов Лекции 2 2 ОПК-3 Л2.3
10.3. Сравнительная морфология представителей разных классов в типе Моллюски Лабораторные 2 6 ОПК-6 Л2.3
10.4. Практическое значение моллюсков Сам. работа 2 12 ОПК-3, ОПК-6
Раздел 11. Раздел 11. Тип Echinodermata –Иглокожие
11.1. Общая характеристика типа Иглокожие Лекции 2 2 ОПК-3 Л2.3
11.2. Сравнительная морфология представителей разных классов в типе Иглокожие Сам. работа 2 10 ОПК-3, ОПК-6 Л2.3
11.3. Морфология представителей разных классов в типе Лабораторные 2 6 ОПК-6
Раздел 12. Раздел 12. Тип Arthropoda –Членистоногие
12.1. Общая характеристика Членистоногих как самой многочисленной группы Лекции 2 1 ОПК-3 Л2.3
12.2. Общая характеристика морфофизиологии жабернодышащих Лекции 2 1 ОПК-3 Л2.3
12.3. Общая характеристика морфофизиологии трахейнодышащих Лекции 2 2 ОПК-3 Л2.3
12.4. Общая характеристика морфофизиологии хелицеровых Лекции 2 1 ОПК-3 Л2.3
12.5. Особенности морфологии представителей разных классов Лабораторные 2 14 ОПК-6 Л2.3
12.6. Систематический обзор насекомых Сам. работа 2 15 ОПК-3, ОПК-6
Раздел 13. Теории происхождения одноклеточных и многоклеточных животных. Филогенетические связи типов
13.1. Теории происхождения одноклеточных и многоклеточных животных. Филогенетические связи типов. Сам. работа 3 8 ОПК-3, ОПК-6 Л2.4
Раздел 14. Происхождение хордовых животных. Отличие от беспозвоночных.
14.1. Происхождение хордовых животных. Лекции 3 1 ОПК-3 Л2.4, Л1.2
14.2. Отличие позвоночных от беспозвоночных. Сам. работа 3 8 ОПК-3, ОПК-6 Л2.4, Л1.2
Раздел 15. Подтип Туникаты. Особенности организации асцидий, сальп и аппендикулярий.
15.1. Основные черты организации подтипа. Класс Асцидии. Класс Сальпы. Сальпы и боченочники. Класс Аппендикулярии как группа личиночнохордовых неотенического происхождения. Лекции 3 1 ОПК-3 Л2.4, Л1.2, Л2.5
15.2. Класс Асцидии - особенности биологии. Класс Сальпы - особенности метагенеза. Класс Аппендикулярии - черты уникальности. Лабораторные 3 4 ОПК-6 Л2.3, Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.5
15.3. Гипотезы о происхождении и эволюции личиночнохордовых. Сам. работа 3 6 ОПК-3, ОПК-6 Л1.2, Л2.5
Раздел 16. Подтип Бесчерепные. Черты сходства с беспозвоночными.
16.1. Организация, развитие и биология ланцетника. Лекции 3 2 ОПК-3 Л1.2, Л2.5
16.2. Отличительные черты строения бесчерепных по сравнению с позвоночными. Лабораторные 3 8 ОПК-6 Л1.1, Л2.5, Л1.3
16.3. Систематика подтипа. Сам. работа 3 14 ОПК-3, ОПК-6 Л1.2, Л2.5
Раздел 17. Подтип Vertebrata. Класс Cyclostomata. Систематика группы. Строение речной миноги.
17.1. Класс Круглоротые. Лекции 3 4 ОПК-3 Л1.2, Л2.5
17.2. Характеристика круглоротых как бесчелюстных, отличающихся особым строением органов дыхания и пищеварения. Лабораторные 3 2 ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.5
17.3. Место круглоротых в системе позвоночных. Современные отряды. Сам. работа 3 8 ОПК-3, ОПК-6 Л2.2, Л1.2, Л2.5
Раздел 18. Систематика кл. Chondrichthyes. Отличительные особенности акул, скатов и химер. Изучение внешней и внутренней морфологии акул и скатов.
18.1. Отличительные особенности акул, скатов и химер. Лекции 3 4 ОПК-3 Л1.2, Л2.5
18.2. Систематика кл. Chondrichthyes. Лабораторные 3 2 ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.5
18.3. Подкласс Цельноголовые Сам. работа 3 16 ОПК-3, ОПК-6 Л1.2, Л2.5
Раздел 19. Внешняя и внутренняя морфология костных рыб на примере окуня.
19.1. Отличительные особенности костных рыб по сравнению с хрящевыми. Лекции 3 4 ОПК-3 Л1.2, Л2.5
19.2. Проведение вскрытия костной рыбы. Лабораторные 3 2 ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.5
19.3. Отличительные особенности костных рыб по сравнению с хрящевыми. Сам. работа 3 12 ОПК-3, ОПК-6 Л1.2, Л2.5
Раздел 20. Систематика кл. Osteichthyes. Основные надотряды. Определение костных рыб.
20.1. Подкласс Лопастеперые. Подкласс Лучеперые. Группа Костистые рыбы. Надотряды костистых рыб. Лабораторные 3 2 ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.5
Раздел 21. Изучение внешнего и внутреннего строения земноводных на примере остромордой лягушки. Проведение вскрытия.
21.1. Общая морфологическая и биологическая характеристика амфибий. Лекции 4 1 ОПК-3 Л1.2, Л2.5
21.2. Особенности строения в связи с двойственностью приспособлений к водному и наземному образу жизни. Лабораторные 4 4 ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.5
21.3. Географическое распространение земноводных. Хозяйственное значение земноводных. Сам. работа 4 1 ОПК-3, ОПК-6 Л1.2, Л2.5
Раздел 22. Систематика кл. Amphibia. Определение хвостатых и бесхвостых земноводных
22.1. Разделение земноводных на отряды: хвостатые и бесхвостые. Лабораторные 4 2 ОПК-6 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.5
22.2. Отряд Безногие. Характеристика семейств, их главнейших представителей. Сам. работа 4 1 ОПК-3, ОПК-6 Л1.2, Л2.5
Раздел 23. Внешняя и внутренняя морфология пресмыкающихся на примере прыткой ящерицы. Проведение вскрытия.
23.1. Морфологическая и биологическая характеристика рептилий. Лекции 4 1 ОПК-3 Л1.2, Л2.1
23.2. Особенности метаболизма рептилий. Систематика рептилий. Лабораторные 2 2 ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
23.3. Географическое распространение рептилий. Экономическое значение рептилий. Сам. работа 4 3 ОПК-3, ОПК-6 Л1.2, Л2.1
Раздел 24. Систематика кл.Reptilia. Определение черепах, ящериц и змей.
24.1. Подкласс Черепахи. Подкласс Архозавры. Подкласс Чешуйчатые. Отряды: ящерицы, змеи, хамелеоны. Лабораторные 2 2 ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
24.2. Подкласс Клювоголовые. Котилозавры. Вымирание древних пресмыкающихся и причина этого явления. Сам. работа 4 10 ОПК-3, ОПК-6 Л1.2, Л2.1
Раздел 25. Изучение внешнего и внутреннего строения птиц на примере сизого голубя. Проведение вскрытия. Черты приспособленности птиц к полету.
25.1. Класс Птицы. Обзор организации птиц как амниот, приспособившихся к полету. Лекции 4 4 ОПК-3 Л1.2, Л2.1
25.2. Проведение вскрытия птицы. Анатомо-морфологичепские особенности. Лабораторные 4 4 ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
25.3. Географическое распространение. Миграция и ориентация птиц. Экономическое значение. Домашние птицы и их происхождение. Сам. работа 4 10 ОПК-3, ОПК-6 Л1.2
Раздел 26. Систематика кл. Aves. Определение птиц
26.1. Систематика птиц. Подклассы: ящерохвостые, веерохвостые. Лекции 4 4 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
26.2. Разделение веерохвостых птиц на основные группы: бескилевые, или ходящие птицы. Характеристика и краткий обзор главнейших отрядов. Лабораторные 4 4 ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
26.3. Происхождение птиц. Сам. работа 4 10 ОПК-3, ОПК-6 Л1.2, Л2.1
Раздел 27. Внешняя и внутренняя морфология млекопитающих на примере серой крысы. Проведение вскрытия. Уникальные черты строения млекопитающих.
27.1. Морфо-физиологическая организация млекопитающих как высшего класса позвоночных. Лекции 4 6 ОПК-3 Л2.2, Л1.2, Л2.1
27.2. Проведение вскрытия. Морфо-физиологическая организация млекопитающих как высшего класса позвоночных. Лабораторные 4 6 ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
27.3. Промысловые млекопитающие России. Домашние млекопитающие и их происхождение. Географическое распространение млекопитающих. Сам. работа 4 10 ОПК-3, ОПК-6 Л1.2, Л2.1
27.4. Экзамен 4 27

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. в Приложении ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. в Приложении ФОС


5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. в Приложении ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н. Н. Карташев, В. Е. Соколов, И. А. Шилов Практикум по зоологии позвоночных: учеб. пособие для вузов/ М. : Аспект Пресс, 2004 25
Л1.2 Константинов В.М., Наумов С.П., Шаталова С.П. Зоология позвоночных: учеб. для вузов М.: Академия, 2000 52
Л1.3 Иорданский Н. Н. Эволюция жизни : учебное пособие для академического бакалавриата М. : Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.4 Овчаренко Н.Д., Кучина Е.А., Кудряшова И.В., Черевко Л.С. Практикум по зоологии беспозвоночных : учебное пособие АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/xmlui/bitstream/handle/asu/1040/read.7book?sequence=1&isAllowed=y
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н. П. Наумов, Н. Н. Карташе Зоология позвоночных: учеб. для вузов. Ч.2: М. : Высш. шк, 1979 76
Л2.2 Абдурахманов Г.М. Основы зоологии и зоогеографии: Учебник для вузов М.: Академия, 2001 15
Л2.3 под ред. В. М. Константинова Лабораторный практикум по зоологии позвоночных: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2004 29
Л2.4 Лопатин И.К. Функциональная зоология: учеб. пособие для вузов Минск : Вышсш. школа, 2002. 5
Л2.5 Н. П. Наумов, Н. Н. Карташев. Зоология позвоночных: учеб. для вузов. Ч.1: М. : Высш. шк, 1979 68
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Бесплатная электронная биологическая библиотека [Электронный ресурс]. http:// www.zoomet.ru
Э2 Информационный проект по вопросам российской природы [Электронный ресурс]. http://www. biodat.ru.
Э3 Зоология позвоночных. ч.1. Низшие хордовые. Анамнии elibrary.asu.ru
Э4 Курс на платформе "Moodle" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/);
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
404Л лаборатория позвоночных животных - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; стационарный экран: марка dIGIS oPTIMAL-C модель MW DSOC-1103 - 1 единица; шкафы для хранения муляжей и препаратов по зоологии позвоночных – 6 шт.; лабораторные столы – 9 шт.; раковина; проектор: марка Casio модель XJ-M140 - 1 единица; телевизор Samsung CK-2139VR; бинокли: Levenhuk Atom 10x50 – 12; картографический материал, табличный материал, муляжи внутренних органов позвоночных животных, фиксированные препараты позвоночных животных, коллекции скелетов, чучел позвоночных животных
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
405Л лаборатория беспозвоночных животных - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя – 2; лабораторные электрифицированные столы – 8 шт.; лабораторные столы – 1 шт.; доска меловая 1 шт.; раковина; шкафы для хранениятаблиц и коллекций беспозвоночных животных – 6 единиц; тумбочки – 3 единицы; телевизор JVC-290С, микромер окулярный винтовой, бинокуляры МБС-10, видеоокуляр DCM-310, микроскопы: Альтами 104, МБС-10, микромед, Микмед-1 вар. 1; коллекции беспозвоночных животных, микропрепараты по зоологии беспозвоночных и БИР
423Л препараторская - помещение для хранения и профилактического обслуживания оборудования Рабочее место преподавателя; шкафы для хранения зоологического оборудовани – 5 единиц; лабораторные столы – 3 единицы; дночерпатели, сачки, энтомологические булавки, препаровальные иглы, пинцеты энтомологические, эксикаторы, одноразовые микротомные ножи для криотомии, лезвия для микротомов в кассетах, мешки спальные, палатки, бинокли, сети рыбацкие, лотки почкообразные.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины Зоология.
Дисциплина Зоология включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельную работу.
Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Зоология». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче экзамена.
При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы практикума и продумать ответы на контрольные вопросы.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.

В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме экзамена.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы.