МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Зоология
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование(с двумя профилями подготовки)
ПрофильБиология/Химия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость11 ЗЕТ
Учебный план44_03_05_БиХ-1-2020
Часов по учебному плану 396
в том числе:
аудиторные занятия 144
самостоятельная работа 198
контроль 54
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2, 4
зачеты: 1, 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 18,5 19 19 15
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18 14 14 12 12 62 62
Практические 24 24 26 26 16 16 16 16 82 82
Сам. работа 66 66 37 37 42 42 53 53 198 198
Часы на контроль 0 0 27 27 0 0 27 27 54 54
Итого 108 108 108 108 72 72 108 108 396 396

Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Шапетько Е.В.;ст. преподаватель, Кучина Е.А.

Рецензент(ы):
д.б.н., профессор, Журавлев В.Б.

Рабочая программа дисциплины
Зоология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018г. №125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
А. В. Мацюра

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой А. В. Мацюра

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель преподавания дисциплины: ознакомить студентов с многообразием животных, механизмами их адаптации к окружающей среде, планетарной ролью и большим практическим значением для человека; на их примере продемонстрировать ход эволюционного процесса и другие биологические закономерности.
Задачи дисциплины: в ходе изучения материала студент должен:
– изучить место и роль животных в общей организации жизни;
– изучить систему и филогению животного мира;
– знать характеристику и систематическую структуру типов животных;
– приобрести навыки опознавания представителей основных таксонов, в том числе наиболее практически значимых, мировой и региональной фауны;
– приобрести навыки анатомо-морфологического исследования типичных зоологических объектов с использованием соответствующего оборудования и приборов;
– получить представление об основных этапах филогенетического развития животных и закономерностях их эволюции.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.базовые представления о фаунистических объектах
понимать значение биологического разнообразия для стабильности экологических систем
основные принципы современной систематики и общие морфофизиологические особенности позвоночных животных на разных уровнях организации и в пределах основных таксонов
основные принципы современной систематики и общие морфофизиологические особенности беспозвоночных животных на разных уровнях организации и в пределах основных таксонов; их роль в природе, различных экосистемах и народном хозяйстве. Понятие о филогенетических связях
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать способы наблюдения
использовать способы описания фаунистических систем
культивировать животных для вивария
выделять общие и частные морфофизиологические особенности характерные для разных систематических групп беспозвоночных и позвоночных животных
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками идентификации зоологических объектов
методами проведения наблюдений, описания и сравнительного анализа при изучении животных
составления коллекций позвоночных животных
методами проведения наблюдений, описания и сравнительного анализа при изучении животных с использованием живых объектов, коллекционного материала, микропрепаратов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Предмет и задачи зоологии. Система животного мира. Многообразие животных
1.1. Предмет и задачи зоологии. Краткая история становления зоологии как науки. Классификация животных Лекции 1 2 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.5
1.2. Роль животных в биосфере и жизни человека. Методы наблюдения, описания, таксономических исследований, коллекционирования Лекции 1 2 Л2.1
1.3. Основы систематики животного мира. Сам. работа 1 6 Л2.1
Раздел 2. Раздел 2. Подцарство Рrotozoa–Простейшие
2.1. Общая характеристика подцарства простейшие - их морфология, основы физиологии, образ жизни, географическое распространение, происхождение. Лекции 1 2 Л2.1
2.2. Систематический обзор. Лекции 1 1 Л2.1
2.3. Свободноживущие и паразитические простейшие Практические 1 8 Л2.1
2.4. Циклы развития паразитических простейших. Теории и происхождение многоклеточных Сам. работа 1 20 Л2.1
Раздел 3. Раздел 3. Подцарство Metazoa –Многоклеточные
3.1. Отличительные особенности организации многоклеточных Лекции 1 2 Л2.1
Раздел 4. Раздел 4. Тип Spongia –Губки
4.1. Общая характеристика организации животных типа Губки Лекции 1 2 Л2.1
4.2. Систематический обзор современных губок Лекции 1 1 Л2.1
4.3. Особенности строения представителей губок по классам Практические 1 4 Л2.1
4.4. Работа с терминологическим словарем Сам. работа 1 8 Л2.1
Раздел 5. Раздел 5. Тип Coelenterata –Кишечнополостные
5.1. Общая морфофизиологическая характеристика типа Кишечнополостные Лекции 1 2 Л2.1, Л1.2
5.2. Морфология кишечнополостных по классам Практические 1 6 Л2.1
5.3. Сравнительная характеристика морфологии жизненных форм. Таблица. Сам. работа 1 10 Л2.1
Раздел 6. Раздел 6. Тип Ctenophora –Гребневики
6.1. Тип Ctenophora –Гребневики Сам. работа 1 10 Л2.1
Раздел 7. Раздел 7. Тип Plathelminthes – Плоские черви
7.1. Общая характеристика организации плоских червей Лекции 1 2 Л2.1
7.2. Разноообразие паразитических плоских червей Лекции 1 2 Л2.1
7.3. Разноообразие паразитических плоских червей Практические 1 6 Л2.1
7.4. Сравнительная характеристика циклов развития паразитических плоских червей Сам. работа 1 12 Л2.1
Раздел 8. Раздел 8. Тип Nemathelminthes – Круглые черви
8.1. Морфофизиология собственно круглых червей Лекции 2 2 Л2.1
8.2. Многообразие круглых червей Лекции 2 2 Л2.1
8.3. Строение основных представителей собственно круглых червей Практические 2 8 Л2.1
8.4. Общая характеристика организации первичнополостных животных Лекции 2 2 Л2.1
8.5. Сравнительный обзор био- и геогельминтов Сам. работа 2 11 Л2.1
Раздел 9. Раздел 9. Тип Annelida –Кольчатые черви
9.1. Характеристика кольчатых червей как целомических животных Лекции 2 2 Л2.1
9.2. Систематический обзор кольчатых червей Лекции 2 1 Л2.1
9.3. Сравнительная морфология групп целомических животных Практические 2 4 Л2.1
9.4. Работа с терминологическим словарем. Схематические рисунки внутреннего строения кольчатых червей. Сам. работа 2 4 Л2.1
Раздел 10. Раздел 10. Тип Mollusca –Моллюски
10.1. Общая характеристика типа моллюски Лекции 2 2 Л2.1
10.2. Отличительные черты организации представителей разных классов Лекции 2 1 Л2.1
10.3. Сравнительная морфология представителей разных классов в типе Моллюски Практические 2 6 Л2.1
10.4. Практическое значение моллюсков Сам. работа 2 10
Раздел 11. Раздел 11. Тип Echinodermata –Иглокожие
11.1. Общая характеристика типа Иглокожие Лекции 2 2 Л2.1
11.2. Сравнительная морфология представителей разных классов в типе Иглокожие Сам. работа 2 8 Л2.1
11.3. Морфология представителей разных классов в типе Практические 2 6
Раздел 12. Раздел 12. Тип Arthropoda –Членистоногие
12.1. Общая характеристика Членистоногих как самой многочисленной группы Лекции 2 1 Л2.1
12.2. Общая характеристика морфофизиологии жабернодышащих Лекции 2 1 Л2.1
12.3. Общая характеристика морфофизиологии трахейнодышащих Лекции 2 1 Л2.1
12.4. Общая характеристика морфофизиологии хелицеровых Лекции 2 1 Л2.1
12.5. Особенности морфологии представителей разных классов Практические 2 2 Л2.1
12.6. Систематический обзор насекомых Сам. работа 2 4
Раздел 13. Теории происхождения одноклеточных и многоклеточных животных. Филогенетические связи типов
13.1. Теории происхождения одноклеточных и многоклеточных животных. Филогенетические связи типов. Сам. работа 3 2 Л2.3
Раздел 14. Происхождение хордовых животных. Отличие от беспозвоночных.
14.1. Происхождение хордовых животных. Лекции 3 2 Л2.3, Л1.3
14.2. Отличие позвоночных от беспозвоночных. Сам. работа 3 4 Л2.3, Л1.3
Раздел 15. Подтип Туникаты. Особенности организации асцидий, сальп и аппендикулярий.
15.1. Основные черты организации подтипа. Класс Асцидии. Класс Сальпы. Сальпы и боченочники. Класс Аппендикулярии как группа личиночнохордовых неотенического происхождения. Лекции 3 2 Л2.3, Л1.3, Л2.5
15.2. Класс Асцидии - особенности биологии. Класс Сальпы - особенности метагенеза. Класс Аппендикулярии - черты уникальности. Практические 3 4 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л2.4, Л2.5
15.3. Гипотезы о происхождении и эволюции личиночнохордовых. Сам. работа 3 4 Л1.3, Л2.5
Раздел 16. Подтип Бесчерепные. Черты сходства с беспозвоночными.
16.1. Организация, развитие и биология ланцетника. Лекции 3 2 Л1.3, Л2.5
16.2. Отличительные черты строения бесчерепных по сравнению с позвоночными. Практические 3 4 Л1.2, Л2.5, Л1.4
16.3. Систематика подтипа. Сам. работа 3 8 Л1.3, Л2.5
Раздел 17. Подтип Vertebrata. Класс Cyclostomata. Систематика группы. Строение речной миноги.
17.1. Класс Круглоротые. Лекции 3 2 Л1.3, Л2.5
17.2. Характеристика круглоротых как бесчелюстных, отличающихся особым строением органов дыхания и пищеварения. Практические 3 2 Л1.2, Л1.3, Л2.5
17.3. Место круглоротых в системе позвоночных. Современные отряды. Сам. работа 3 6 Л2.2, Л1.3, Л2.5
Раздел 18. Систематика кл. Chondrichthyes. Отличительные особенности акул, скатов и химер. Изучение внешней и внутренней морфологии акул и скатов.
18.1. Отличительные особенности акул, скатов и химер. Лекции 3 2 Л1.3, Л2.5
18.2. Систематика кл. Chondrichthyes. Практические 3 2 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.5
18.3. Подкласс Цельноголовые Сам. работа 3 8 Л1.3, Л2.5
Раздел 19. Внешняя и внутренняя морфология костных рыб на примере окуня.
19.1. Отличительные особенности костных рыб по сравнению с хрящевыми. Лекции 3 4 Л1.3, Л2.5
19.2. Проведение вскрытия костной рыбы. Практические 3 2 Л1.2, Л1.3, Л2.5
19.3. Отличительные особенности костных рыб по сравнению с хрящевыми. Сам. работа 3 10 Л1.3, Л2.5
Раздел 20. Систематика кл. Osteichthyes. Основные надотряды. Определение костных рыб.
20.1. Подкласс Лопастеперые. Подкласс Лучеперые. Группа Костистые рыбы. Надотряды костистых рыб. Практические 3 2 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.5
Раздел 21. Изучение внешнего и внутреннего строения земноводных на примере остромордой лягушки. Проведение вскрытия.
21.1. Общая морфологическая и биологическая характеристика амфибий. Лекции 4 1 Л1.3, Л2.5
21.2. Особенности строения в связи с двойственностью приспособлений к водному и наземному образу жизни. Практические 4 2 Л1.2, Л1.3, Л2.5, Л2.6
21.3. Географическое распространение земноводных. Хозяйственное значение земноводных. Сам. работа 4 8 Л1.3, Л2.5
Раздел 22. Систематика кл. Amphibia. Определение хвостатых и бесхвостых земноводных
22.1. Разделение земноводных на отряды: хвостатые и бесхвостые. Практические 4 2 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.5
22.2. Отряд Безногие. Характеристика семейств, их главнейших представителей. Сам. работа 4 6 Л1.3, Л2.5
Раздел 23. Внешняя и внутренняя морфология пресмыкающихся на примере прыткой ящерицы. Проведение вскрытия.
23.1. Морфологическая и биологическая характеристика рептилий. Лекции 4 1 Л1.3, Л2.4
23.2. Особенности метаболизма рептилий. Систематика рептилий. Практические 4 4 Л1.2, Л1.3, Л2.4
23.3. Географическое распространение рептилий. Экономическое значение рептилий. Сам. работа 4 6 Л1.3, Л2.4
Раздел 24. Систематика кл.Reptilia. Определение черепах, ящериц и змей.
24.1. Подкласс Черепахи. Подкласс Архозавры. Подкласс Чешуйчатые. Отряды: ящерицы, змеи, хамелеоны. Практические 4 2 Л1.2, Л1.3, Л2.4
24.2. Подкласс Клювоголовые. Котилозавры. Вымирание древних пресмыкающихся и причина этого явления. Сам. работа 4 7 Л1.3, Л2.4
Раздел 25. Изучение внешнего и внутреннего строения птиц на примере сизого голубя. Проведение вскрытия. Черты приспособленности птиц к полету.
25.1. Класс Птицы. Обзор организации птиц как амниот, приспособившихся к полету. Лекции 4 4 Л1.3, Л2.4
25.2. Проведение вскрытия птицы. Анатомо-морфологичепские особенности. Практические 4 2 Л1.2, Л1.3, Л2.4
25.3. Географическое распространение. Миграция и ориентация птиц. Экономическое значение. Домашние птицы и их происхождение. Сам. работа 4 8 Л1.3
Раздел 26. Систематика кл. Aves. Определение птиц
26.1. Систематика птиц. Подклассы: ящерохвостые, веерохвостые. Лекции 4 2 Л1.2, Л1.3, Л2.4
26.2. Разделение веерохвостых птиц на основные группы: бескилевые, или ходящие птицы. Характеристика и краткий обзор главнейших отрядов. Практические 4 2 Л1.2, Л1.3, Л2.4
26.3. Происхождение птиц. Сам. работа 4 8 Л1.3, Л2.4
Раздел 27. Внешняя и внутренняя морфология млекопитающих на примере серой крысы. Проведение вскрытия. Уникальные черты строения млекопитающих.
27.1. Морфо-физиологическая организация млекопитающих как высшего класса позвоночных. Лекции 4 4 Л2.2, Л1.3, Л2.4
27.2. Проведение вскрытия. Морфо-физиологическая организация млекопитающих как высшего класса позвоночных. Практические 4 2 Л1.2, Л1.3, Л2.4
27.3. Промысловые млекопитающие России. Домашние млекопитающие и их происхождение. Географическое распространение млекопитающих. Сам. работа 4 10 Л1.3, Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. в Приложении ФОС
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. в Приложении ФОС


5.3. Фонд оценочных средств
/СМ. в Приложении ФОС
Приложения
Приложение 1.   ФОС Зоология пед..docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Черепанов Г.О., Иванов А.О. Палеозоология позвоночных: учеб. пособие М.: Академия, 2007
Л1.2 Н. Н. Карташев, В. Е. Соколов, И. А. Шилов Практикум по зоологии позвоночных: учеб. пособие для вузов/ М. : Аспект Пресс, 2004 25
Л1.3 Константинов В.М., Наумов С.П., Шаталова С.П. Зоология позвоночных: учеб. для вузов М.: Академия, 2000 52
Л1.4 Иорданский Н. Н. Эволюция жизни : учебное пособие для академического бакалавриата М. : Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/evolyuciya-zhizni-416030
Л1.5 Овчаренко Н.Д., Кучина Е.А., Кудряшова И.В., Черевко Л.С. Практикум по зоологии беспозвоночных : учебное пособие АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/xmlui/bitstream/handle/asu/1040/read.7book?sequence=1&isAllowed=y
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. В. М. Константинова Лабораторный практикум по зоологии позвоночных: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2004 29
Л2.2 Абдурахманов Г.М. Основы зоологии и зоогеографии: Учебник для вузов М.: Академия, 2001 15
Л2.3 Лопатин И.К. Функциональная зоология: учеб. пособие для вузов Минск : Вышсш. школа, 2002. 5
Л2.4 Н. П. Наумов, Н. Н. Карташе Зоология позвоночных: учеб. для вузов. Ч.2: М. : Высш. шк, 1979 76
Л2.5 Н. П. Наумов, Н. Н. Карташев. Зоология позвоночных: учеб. для вузов. Ч.1: М. : Высш. шк, 1979 68
Л2.6 Ф. Я. Дзержинский Сравнительная анатомия позвоночных животных: учеб. для вузов М. : Аспект Пресс, 2005
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Бесплатная электронная биологическая библиотека [Электронный ресурс]. http:// www.zoomet.ru
Э2 Информационный проект по вопросам российской природы [Электронный ресурс]. http://www. biodat.ru.
Э3 Зоология позвоночных. ч.1. Низшие хордовые. Анамнии http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/869
Э4 Курс на платформе "Moodle" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1576
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/);
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
405Л лаборатория беспозвоночных животных - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя – 2; лабораторные электрифицированные столы – 8 шт.; лабораторные столы – 1 шт.; доска меловая 1 шт.; раковина; шкафы для хранениятаблиц и коллекций беспозвоночных животных – 6 единиц; тумбочки – 3 единицы; телевизор JVC-290С, микромер окулярный винтовой, бинокуляры МБС-10, видеоокуляр DCM-310, микроскопы: Альтами 104, МБС-10, микромед, Микмед-1 вар. 1; коллекции беспозвоночных животных, микропрепараты по зоологии беспозвоночных и БИР
423Л препараторская - помещение для хранения и профилактического обслуживания оборудования Рабочее место преподавателя; шкафы для хранения зоологического оборудовани – 5 единиц; лабораторные столы – 3 единицы; дночерпатели, сачки, энтомологические булавки, препаровальные иглы, пинцеты энтомологические, эксикаторы, одноразовые микротомные ножи для криотомии, лезвия для микротомов в кассетах, мешки спальные, палатки, бинокли, сети рыбацкие, лотки почкообразные.
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
404Л лаборатория позвоночных животных - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; стационарный экран: марка dIGIS oPTIMAL-C модель MW DSOC-1103 - 1 единица; шкафы для хранения муляжей и препаратов по зоологии позвоночных – 6 шт.; лабораторные столы – 9 шт.; раковина; проектор: марка Casio модель XJ-M140 - 1 единица; телевизор Samsung CK-2139VR; бинокли: Levenhuk Atom 10x50 – 12; картографический материал, табличный материал, муляжи внутренних органов позвоночных животных, фиксированные препараты позвоночных животных, коллекции скелетов, чучел позвоночных животных

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины Зоология.
Дисциплина Зоология включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельную работу.
Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Зоология». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче экзамена.
При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы практикума и продумать ответы на контрольные вопросы.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.

В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме экзамена.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы.