МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Философские проблемы естествознания

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.04.02. География
ПрофильМониторинг и планирование окружающей среды
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_04_02_МиПОС-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 13
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 72 45 72 45
Итого 108 81 108 81

Программу составил(и):
к.филос.н. , доцент , Пивень П.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент , Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Философские проблемы естествознания

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.04.02 География (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 28.08.2015г. №908)

составлена на основании учебного плана:
05.04.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 30.05.2018 г. № 228
Срок действия программы: 2018-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Антюфеева Т.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 30.05.2018 г. № 228
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Антюфеева Т.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.ознакомления магистрантов географического факультета с неотъемлемым компонентом единой культуры – философией естествознания (в том числе и географии) и формирования целостного взгляда на окружающий мир.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1 способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу
ОК-2 готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения
ОПК-1 владением знаниями о философских концепциях естествознания, месте естественных наук в выработке научного мировоззрения, а также основами методологии научного познания при изучении различных уровней организации материи, пространства и времени
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о специфике естественнонаучной культуры и её отношениях с философией, развитии научного метода, истории естествознания; корпускулярную и континуальную концепции описания природы, основные идеи современной физики и космологии, химии и биологии, географии, геологии и экологии, принципы построения современной научной картины мира;
основы организации интенсивной научно-исследовательской и научно-изыскательской деятельности;
правовые и этические нормы при оценке последствий своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально значимых проектов в области образования.
3.2.Уметь:
3.2.1.отличать философские проблемы естествознания от научных, применять полученные знания в профессиональной деятельности и практике повседневной жизни;
находить, анализировать и контекстно обрабатывать информацию, в том числе относящуюся к новым областям знаний, непосредственно не связанную со сферой профессиональной деятельности;осмысленно оперировать философскими категориями в профессинальной деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.представлениями о современных естественных науках и их проблемах, навыками выявления и формулирования философских проблем естествознания, их мировоззренческом значении;
принимать решения в рамках своей профессиональной компетенции;
навыками системного мышления.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Наука и естествознание в современной культуре.
1.1. Наука и естествознание в современной культуре. Лекции 1 1 ОК-1, ОК-2, ОПК-1 Л2.1, Л1.1
1.2. Наука и естествознание. Практические 1 1 ОК-1, ОК-2, ОПК-1 Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.1
1.3. Наука и естествознание в современной культуре. Сам. работа 1 4 ОК-2, ОПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Периодизация истории естествознания. Естественно-научная картина мира в контексте философских проблем.
2.1. Периодизация истории естествознания. Естественно-научная картина мира в контексте философских проблем. Лекции 1 2 ОК-1 Л2.1, Л1.1
2.2. История естествознания. Практические 1 2 ОК-1, ОК-2, ОПК-1 Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.3. Периодизация истории естествознания. Естественно-научная картина мира в контексте философских проблем. Сам. работа 1 4 ОК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Бытие науки.
3.1. Бытие науки. Лекции 1 2 ОК-1 Л2.1, Л1.1
3.2. Методология науки. Практические 1 2 ОК-1 Л2.1, Л3.1, Л1.1
3.3. Бытие науки. Сам. работа 1 2 ОК-1, ОК-2, ОПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Философские аспекты современной космологии. Земля – планета Солнечной системы.
4.1. Философские аспекты современной космологии. Земля – планета Солнечной системы. Лекции 1 1 ОК-1 Л2.1, Л1.1
4.2. Космологическая картина мира. Практические 1 2 ОК-1 Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л3.2, Л2.5, Л1.1, Л2.3
4.3. Философские аспекты современной космологии. Земля – планета Солнечной системы. Сам. работа 1 6 ОК-1 Л1.1
Раздел 5. Философские аспекты современной физики.
5.1. Философские аспекты современной физики. Лекции 1 1 ОК-1 Л2.1, Л1.1
5.2. Физическая картина мира. Практические 1 2 ОК-1, ОК-2, ОПК-1 Л2.1, Л1.1
5.3. Философские аспекты современной физики. Сам. работа 1 2 ОК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Концепции самоорганизации материи. Науки о сложных системах.
6.1. Концепции самоорганизации материи. Науки о сложных системах. Лекции 1 2 ОК-1, ОК-2, ОПК-1 Л2.1, Л1.1
6.2. Синергетика и самоорганизация. Задание Практические 1 2 ОК-1, ОК-2, ОПК-1 Л2.1, Л3.1, Л1.1
6.3. Концепции самоорганизации материи. Науки о сложных системах. Сам. работа 1 5 ОК-1, ОК-2, ОПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 7. Физическое мироздание и концептуальные основы его описания. Структурные уровни организации материи.
7.1. Физическое мироздание и концептуальные основы его описания. Структурные уровни организации материи. Лекции 1 1 ОК-1, ОК-2, ОПК-1 Л2.1, Л1.1
7.2. Структурные уровни организации материи. Практические 1 1 ОК-1, ОК-2, ОПК-1 Л2.1, Л3.1, Л1.1
7.3. Физическое мироздание и концептуальные основы его описания. Структурные уровни организации материи. Сам. работа 1 2 ОК-1, ОК-2, ОПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 8. Философские аспекты современной химии.
8.1. Философские аспекты современной химии. Лекции 1 1 ОК-1, ОК-2, ОПК-1 Л2.1, Л1.1
8.2. Химическая картина мира. Практические 1 1 ОК-1, ОК-2, ОПК-1 Л2.1, Л3.1, Л1.1
8.3. Философские аспекты современной химии. Сам. работа 1 3 ОК-1, ОК-2, ОПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 9. Философские аспекты современной биологии.
9.1. Философские аспекты современной биологии. Лекции 1 1 ОК-1, ОК-2, ОПК-1 Л2.1, Л1.1
9.2. Биологическая картина мира. Практические 1 1 ОК-1, ОК-2, ОПК-1 Л2.1, Л3.1, Л1.1
9.3. Философские аспекты современной биологии. Сам. работа 1 2 ОК-1, ОК-2, ОПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 10. Феномен человека.
10.1. Феномен человека. Лекции 1 2 ОК-1, ОК-2, ОПК-1 Л2.1, Л1.1
10.2. Проблемы антропосоциогенеза. Практические 1 1 ОК-1, ОК-2, ОПК-1 Л2.1, Л3.1, Л1.1
10.3. Феномен человека. Сам. работа 1 5 ОК-1, ОК-2, ОПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 11. Биосфера и ноосферогенез.
11.1. Биосфера и ноосферогенез. Лекции 1 2 ОК-1, ОК-2, ОПК-1 Л2.1, Л1.1
11.2. Биосфера – ноосфера – космос. Практические 1 1 ОК-1, ОК-2, ОПК-1 Л2.1, Л3.1, Л1.1
11.3. Биосфера и ноосферогенез. Сам. работа 1 5 ОК-1, ОК-2, ОПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 12. Философские аспекты глобальных проблем человечества.
12.1. Философские аспекты глобальных проблем человечества. Лекции 1 2 ОК-1, ОК-2, ОПК-1 Л2.1, Л3.1, Л1.1
12.2. Философские аспекты глобальных проблем современности и пути их решения. Практические 1 2 ОК-1, ОК-2, ОПК-1 Л2.1, Л3.1, Л1.1
12.3. Философские аспекты глобальных проблем человечества. Сам. работа 1 5 ОК-1, ОК-2, ОПК-1 Л2.1, Л3.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Философия науки и естествознания, их предмет, структура, функции.
2. Наука как форма духовной деятельности и социальный институт. Идеалы научности.
3. Многообразие форм знания. Научное и вненаучное знание.
4. Сциентизм и антисциентизм. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.
5. Основные философские парадигмы в исследовании науки (аналитическая, феноменологическая, герменевтическая, диалектическая, постмодернистская и др.).
6. Генезис науки и проблемы периодизации ее истории.
7. Динамика науки как процесс порождения нового знания. Кумулятивистская и антикумулятивистская модели развития науки.
8. Общие закономерности развития науки. Интернализм и экстернализм. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.
9. Понятие научной рациональности и ее исторические типы.
10. Научное знание как система, его структура и функции.
11. Понятие научной картины мира, ее типы и методологическое значение.
12. Методология и логика научного исследования. Их роль в историческом развитии науки.
13. Методы научного познания. Критерии и нормы научного познания.
14. Структура и функции научной теории, их классификация, структура.
15. Единство эмпирического, теоретического и метатеоретического уровней научного знания. Взаимосвязь теории и практики.
16. Проблемная ситуация в науке как возникновение противоречия в познании.
17. Методы предвидения, предсказания и прогнозирования в естествознании.
18. Характерные особенности системного метода исследования.
19. Строение и структура системы. Классификация систем.
20. Самоорганизация, организация систем и эволюция систем.
21. Методы и перспективы системного исследования.
22. Системный метод и современное научное мировоззрение.
23. Современные философские и естественнонаучные представления о материи. Проблема физической реальности.
24. Иерархия структурных уровней организации материи. Фундаментальные физические представления о единстве природы.
25. Место математики в системе наук. Специфика математического знания
26. Исторические виды и современное представление о физической картине мира; её общенаучное и философское значение.
27. Пространство и время в марко-, микро- и мега- мире. Взаимосвязь пространства, времени и материи.
28. Онтологические, гносеологические и методологические проблемы синергетики.
29. Детерминизм в современной физике. Формы проявления закономерной связи и причинной обусловленности явлений. Индетерминизм.
30. Мировоззренческие проблемы космологии. Антропный принцип: его виды и философское значение.
31. Проблемы объективности знания в современной астрономии и космологии.
32. Эволюционная проблема в астрономии и космологии.
33. Предмет биологии как науки. Система мировоззренческих и методологических принципов в современной биологии.
34. Проблема живого. Демаркация живой и неживой природы. Философские проблемы происхождения жизни.
35. Философские проблемы современной теории эволюции.
36. Философские проблемы теорий антропогенеза и социогенеза.
37. Глобальный эволюционизм и теория коэволюции.
38. Философские проблемы современной экологии.
39. Философские проблемы химии.
40. Геохимическое учение В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере.
41. Коэволюционная стратегия её понятие, сущность, основания, механизмы.
42. Этическое измерение науки. Проблема социальной ответственности ученого.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)

Письменные работы не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения входного, текущего контроля и промежуточной аттестации. Фонд включает типовые задания, индивидуальные домашние задания, задания для собеседования, вопросы к зачёту.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шуталева А.В. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Бессонов, Б. Н. История и философия науки : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт //ЭБС «Юрайт» , 2020 www.biblio-online.ru/book/28BA6339-B31C-4C8C-844B-8895985A570C.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Митрошенков О.А. ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
Л2.2 Яскевич Я.С. ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 2-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Шуталева А. В. Философские проблемы естествознания: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Издательство Уральского университета, 2012 biblioclub.ru
Л2.4 Светлов В.А. ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ. МАТЕМАТИКА 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.5 Липкин А.И. - Отв. ред. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Багдасарьян Н.Г. - отв. ред. ИСТОРИЯ, ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л3.2 Ушаков Е.В. ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Сайт «Философия без границ». platonanet.org.ua
Э2 2. Журнал «Вопросы философии». http://vphil.ru/ vphil.ru
Э3 3. Библиотека по философии. lib.ru
Э4 4. Сайт «Философы древности». www.philosoma.ru
Э5 5. Институт философии РАН www.philosophy.ru
Э6 6. LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ www.library.ru
Э7 7. Электронная библиотека Максима Мошкова www.lib.ru
Э8 8. Курс в Moodle "Философские проблемы естествознания" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
403М лаборатория минералогии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; витрины с наборами минералов - 11 шт.; интерактивная доска: марка SMART Board - 1 единица; космоснимки - 4 шт.
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

По учебной дисциплине «Философские проблемы естествознания» предусмотрены домашние задания и выступления на практических занятиях, как формы промежуточного контроля, контроль текущей работы студентов на лекциях и на практических занятиях. В ходе самостоятельной работы сту-денты выполняют индивидуальные задания к практическим работам, знакомятся с предложенной литературой. Форма итогового контроля – экзамен после первого семестра. При выставлении студенту итоговой оценки учитывается его работа в течении изучения учебной дисциплины, оценки за выступления на практических занятиях, домашние и индивидуальные задания.
В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку ответа студенту отводится 35 минут. За ответ на теоретические вопросы студент может получить максимально 100 бал-лов. Перевод баллов в оценку: 85-100 – «отлично», 70-84 – «хорошо», 50-69 – «удовлетворительно», 0-49 – «неудовлетворительно».
Методическое описание порядка проведения (процедуры) оценивания усвоенных компетенций в процессе ответа на вопросы по темам (устный опрос):
Ответы обучающихся на вопросы по темам изучаемой дисциплины происходят в виде беседы преподавателя с обучающимся на темы, связанные с изучаемой дисциплиной, которая рассчитана на выяснение объема знаний обучающегося по определенному разделу, теме, проблеме и т.п. За каждый правильно отвеченный вопрос дается 50 баллов. Максимальное количество вопросов, на которые можно ответить обучающемуся – 2 вопроса Перевод баллов в оценку: 85-100 – «отлично», 70-84 – «хорошо», 50-69 – «удовлетворительно», 0-49 – «неудовлетворительно».
Общий порядок проведения процедур оценивания знаний, умений, навы-ков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций определены в «Положении о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по образова-тельным программам высшего образования в ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет» от 29.09.2017, №1690/п.