МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экология Алтайского края

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz05_03_06_ПП-5-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 90
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 90 90 90 90
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Пивень П.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Экология Алтайского края

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 22.12.2009г. №)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.03.2020 г. № 247
Срок действия программы: 2017-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Антюфеева Т.В. канд. геогр. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.03.2020 г. № 247
Заведующий кафедрой Антюфеева Т.В. канд. геогр. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель- ознакомление студентов с современным состоянием экологических особенностей края, их анализом и прогнозированием.
Задачи:
1. изучить климатические особенности Алтайского края;
2. изучить физико-геограическое районирование Алтайского края;
3. изучить речную сеть и гидрологию Алтайского края;
4. экологические особенности геологического стрения Алтайского края;
5. рассмотреть экологические последствия антропогенной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-7 способностью понимать, излагать и критически анализировать базовую информацию в области экологии и природопользования
ПК-16 владением знаниями в области общего ресурсоведения, регионального природопользования, картографии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- экологическом состоянии России;
- о медико-экологических проблемах и о состоянии здоровья в Алтайском крае;
- о экологических последствиях промышленной деятельности в Алтайском крае;
- экологических последствиях сельскохозяйственной деятельности;
- основные особенности экологических ситуаций в крае, обусловленные совокупностью внутренних природных и антропогенных факторов состояния окружающих сред;
- исключительное значение для территории Алтайского края трансграничных загрязнений всех типов, включая радиоактивные и ракетно-космические, с учетом расположения его в центре Евразийского континента и на начальных путях соответствующих испытательных направлений и трасс запусков ракет и спутников;
3.2.Уметь:
3.2.1.- анализировать различные экологические ситуации, проявляющиеся в антропогенно-природных системах края;
- использовать комплексную экологическую методологию при их оценке;
- быть посредниками и проводниками распространения экологических взглядов, как системы высокой человеческой нравственности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- методами дистанционых исследований при изучении экологических ситуаций;
- методами геоэкологического картографирования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение. Экологический портрет Алтайского края.
1.1. Введение. Экологический портрет Алтайского края. Лекции 4 0,5 ОПК-7, ПК-16 Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3
1.2. Состояние окружающей природной среды Алтайского края Практические 4 0,5 ОПК-7, ПК-16 Л1.1
1.3. Введение. Экологический портрет Алтайского края. Сам. работа 4 10 ОПК-7, ПК-16 Л1.1
Раздел 2. Природные предпосылки развития экологических процессов
2.1. Климатические факторы Лекции 4 0,5 ОПК-7, ПК-16 Л1.1
2.2. Геохимические исследования при изучении экологических ситуаций Практические 4 0,5 ОПК-7, ПК-16 Л1.1
2.3. Геоморфология, ландшафтные и гидрологические обстановки.Геологические и гидрогеологические особенности строения. Лекции 4 0,5 ОПК-7, ПК-16 Л1.1
2.4. Геохимические исследования Практические 4 3 ОПК-7, ПК-16 Л1.1
2.5. Особенности галогенеза. Лекции 4 0,5 ОПК-7, ПК-16 Л1.1
2.6. Педогенез и педогалогенез Лекции 4 0,5 ОПК-7, ПК-16 Л1.1
2.7. Опасные природные процессы. Лекции 4 0,5 ОПК-7, ПК-16 Л1.1
2.8. Природные предпосылки развития экологических процессов Сам. работа 4 12 ОПК-7, ПК-16 Л1.1
Раздел 3. Экологические последствия антропогенного воздействия на природные экосистемы
3.1. Последствия сельскохозяйственных работ Лекции 4 0,5 ОПК-7, ПК-16 Л1.1
3.2. Последствия промышленной деятельности Лекции 4 0,5 ОПК-7, ПК-16 Л1.1
3.3. Экологическое состояние смежных территорий Лекции 4 0,5 ОПК-7, ПК-16 Л1.1
3.4. Трансграничные загрязнения Лекции 4 0,5 ОПК-7, ПК-16 Л1.1
3.5. Экологические последствия антропогенного воздействия на природные экосистемы Сам. работа 4 48 ОПК-7, ПК-16 Л1.1
Раздел 4. Экологическое районирование и зонирование территории Алтайского края
4.1. Экологическое районирование Алтайского края и экологический каркас. Экологическое зонирование городских и сельских поселений Алтайского края. Лекции 4 0,5 ОПК-7, ПК-16 Л1.1
4.2. Экологическое районирование и экологические каркасы Практические 4 2 ОПК-7, ПК-16 Л1.1
4.3. экологическое зонирование Практические 4 2 ОПК-7, ПК-16 Л1.1, Л2.1
4.4. Экологическое районирование и зонирование территории Алтайского края Сам. работа 4 10 ОПК-7, ПК-16 Л1.1
Раздел 5. Экологическое состояние Российской Федерации
5.1. Экологическое состояние Российской Федерации. Экологические проблемы России. Лекции 4 0,5 ОПК-7, ПК-16 Л1.1
5.2. Экологическое состояние Российской Федерации Сам. работа 4 10 ОПК-7, ПК-16 Л1.1
5.3. Зачет 4 4 ОПК-7, ПК-16 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Основные этапы хозяйственного освоения территории Алтайского края.
2. Изменения экологического состояния территории Алтайского края в начальную стадию антропосоциогенеза.
3. Изменения экологического состояния территории Алтайского края в раннюю стадию антропосоциогенеза.
4. Изменения экологического состояния территории Алтайского края в среднюю стадию антропосоциогенеза.
5. Изменения экологического состояния территории Алтайского края в начальный период русской колонизации 17 в. и до19 в.
6. Изменения экологического состояния территории Алтайского края в 19 в.
7. Изменения экологического состояния территории Алтайского края в 20 в.
8. Современное состояние экосистем на территории Алтайского края.
9. Дестабилизирующие факторы экономико-экологических преобразований в России XX в. на территории Алтайского края.
10. Современное реформенное изменение темпов производства и экологического давления на природную среду Алтайского края.
11. Экологическая деградация хозяйственной структуры Алтайского края в период перестройки и реформ.
12. Антиэкологическая динамика современных внешнеэкономических связей Алтайского края.
13. Деструктуризация хозяйственной сферы Алтайского края как возможная угроза национальной безопасности страны.
14. Сравнение нарушенности экосистем Алтайского края с другими регионами РФ.
15. Состояние здоровья населения в Алтайском крае.
16. Природные предпосылки развития экологических процессов в Алтайском регионе. Климатические и погодные факторы.
17. Значение пограничного положения Алтайского края межу орогенными и платформенными структурами.
18. Экологические аспекты геологического строения Алтайского края.
19. Эколого-геоморфологические особенности Алтайского края.
20. Эколого-ландшафтное районирование Алтайского края.
21. Гидрологический режим рек и озер Алтайского края.
22. Гидрологические характеристика Алтайского края и его экологические особенности.
23. Химический состав речных и озерных вод Алтайского края.
24. Особенности галогенеза в озерах Алтайского края и его экологические значение.
25. Особенности педогенеза и педогалогенеза Алтайского края.
26. Экологический «портрет» Алтайского края.
27. Загрязнение почв Алтайского края.
28. Динамические аспекты развития агрокомплекса Алтайского края.
29. Источники и причины засоления почв Кулундинской степи.
30. Закономерности распределения микрокоэлементов и эндемичные провинции Алтайского края.
31. Экологические последствия сельскохозяйственной деятельности в Алтайском крае.
32. Экологические последствия горнодобывающей промышленности в Алтайском крае.
33. Экологические последствия химической промышленности в Алтайском крае.
34. Экологические аспекты машиностроительных предприятий и цементного производства.
35. Последствия «эпопеи» подъема целинных и залежных земель – итоги полувековой давности.
36. Особенности экологии современных городов.
37. Экология городов Алтайского края.
38. Нозография и медико-географическое районирование Алтайского края.
39. Эндемичные заболевания в Алтайском крае.
40. Состояние здоровья населения Алтайского края.
41. Как выглядит Алтай на экологическом фоне России?
42. Экологическая ситуация на территориях прилегающих к Алтайскому краю.
43. Трансграничные загрязнения и их значение для состояния окружающей среды Алтайского края.
44. Проблемы водопользования промышленности, сельского хозяйства и населения Алтайского края
45. Характеристика состояния агропромышленного комплекса Алтайского края.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
письменные работы не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения входного, текущего контроля и промежуточной аттестации. Фонд включает типовые задания, индивидуальные домашние задания, задания для собеседования, вопросы к зачёту.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гурова Т.Ф., Назаренко Л.В. Экология и рациональное природопользование: Учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Трифонова Т.А., Мищенко Н.В., Орешникова Н.В. ПРИКЛАДНАЯ ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Сазонов Э. В. ЭКОЛОГИЯ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Мананков А. В. УРБОЭКОЛОГИЯ И ТЕХНОСФЕРА. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Э.В. Сазонов Экология городской среды: учебное пособие для вузов М. : Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
Л2.3 Ларионов Н. М., Рябышенков А. С. ПРОМЫШЛЕННАЯ ЭКОЛОГИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.4 А.А. Лештаев Агроэкология и урбоэкология : учебно-методическое пособие , 2017 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края www.altairegion22.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft office: word, exсel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
403М лаборатория минералогии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; витрины с наборами минералов - 11 шт.; интерактивная доска: марка SMART Board - 1 единица; космоснимки - 4 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Экология Алтайского края» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Экология Алтайского края» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.
Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы
Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы по дисциплине приведен в РПД «Экология Алтайского края» и Перечне учебников, электронных учебников для изучения дисциплины (модуля), приведенных в УМКД «Экология Алтайского края»
Изучение дисциплины следует начинать с проработки УМКД «Экология Алтайского края», особое внимание, уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса.
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Основные виды занятий по дисциплине «Экология Алтайского края» включают лекционные и практические занятия.
Реализация компетентностного подхода при освоении дисциплины «Экология Алтайского края» предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков студентов.
Использование в учебном процессе активных и интерактивных форм занятий направлено на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности.
В процессе преподавания используются следующие образовательные технологии:
Интерактивные лекции. Использование в процессе изложения лекций компьютерных слайдов, дополненных звуковым сопровождением и элементами анимации. Материал лекций постоянно обновляется и совершенствуется при этом используются разные формы проведения лекций: лекция-визуализация, проблемная лекция, лекция с заранее запланированными ошибками, чтобы привлечь внимание студентов к изучаемому материалу и отслеживать степень внимательности студентов на лекции.
Кейс-методы. С использованием данной технологии проводятся практические занятия у студентов.

Методические указания при подготовке к лекциям

Лекции – форма учебного занятия, цель которого состоит в рассмотрении теоретических вопросов дисциплины в логически выдержанной форме.
Методика чтения лекций
Лекции являются одним из основных методов обучения по дисциплине. Они должны решать следующие задачи:
- изложить важнейший материал программы дисциплины;
-познакомить с последними достижениями и проблематикой в данной области;
- развить у студента умение понять поставленную задачу, создать наиболее оптимальный алгоритм поставленной задачи;
- развить навыки самостоятельного выбора способа решения задачи, выбора технологии решения, составления и документирования информации.
Главной задачей каждой лекции является раскрытие сущности темы и анализ ее основных положений. Рекомендуется на первой лекции довести до внимания студентов структуру дисциплины и его разделы, а в дальнейшем указывать начало каждого раздела (модуля), суть и его задачи, а, закончив изложение, подводить итог по этому разделу, чтобы связать его со следующим.
Содержание лекций
Содержание лекций определяется рабочей программой дисциплины «Экология Алтайского края». Крайне желательно, чтобы каждая лекция охватывала и исчерпывала определенную тему курса и представляла собой логически вполне законченную работу. На лекции желательно большую часть времени уделить рассмотрению примеров. Лучше сократить тему, но не допускать ее перерыва на таком месте, когда основная идея еще полностью не раскрыта.

Методические указания при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Практические занятия – одна из форм учебного занятия, направленная на развитие самостоятельности учащихся и приобретение умений и навыков.
Практические занятия нередко проводятся в форме семинаров, что позволяет студентам привить практические навыки самостоятельной работы с научной литературой, получить опыт публичных выступлений.
Семинары – составная часть учебного процесса, групповая форма занятий при активном участии студентов. Семинары способствуют углубленному изучению наиболее сложных проблем науки и служат основной формой подведения итогов самостоятельной работы студентов. На семинарах студенты учатся грамотно излагать проблемы, свободно высказывать свои мысли и суждения, вести полемику, убеждать, доказывать, опровергать, отстаивать свои убеждения, рассматривают ситуации, способствующие развитию профессиональной компетентности. Все это помогает приобрести навыки и умения, необходимые современному специалисту.
Методика проведения практических занятий (семинаров)
Целью практических занятий (семинаров) является:
- закрепление методов анализа;
- проверка уровня понимания студентами вопросов, рассмотренных на лекциях и по учебной литературе, степени и качества усвоения материала студентами;
- обучение навыкам решения поставленных задач и умение подобрать необходимый метод решения;
- восполнение пробелов в пройденной теоретической части курса и оказание помощи в его усвоении.
Семинарские занятия способствуют овладению студентом навыками подбора литературных, статистических и картографических источников и самостоятельной работы с ними. На основе изучения, обобщения, систематизации и анализа этих материалов студент готовит доклад по выбранной теме. В ходе семинарского занятия студенты и преподаватель задают вопросы докладчику, а также преподаватель задает вопросы аудитории, контролируя понимание и усвоение главных вопросов участниками семинара. Далее студенты высказывают свои соображения по поводу главных вопросов семинарского занятия и доклада. Дискуссия способствует развитию навыков у студентов ведения научной полемики и уточнению ими основных понятий.
Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по данной дисциплине.
Прежде чем приступить к изучению темы, необходимо прокомментировать основные вопросы плана семинара. Такой подход преподавателя помогает студентам быстро находить нужный материал к каждому из вопросов, не задерживаясь на второстепенном.
Начиная подготовку к семинарскому занятию, необходимо, прежде всего, указать студентам страницы в конспекте лекций, разделы учебников и учебных пособий, чтобы они получили общее представление о месте и значении темы в изучаемом курсе. Затем следует рекомендовать им поработать с дополнительной литературой, сделать записи по рекомендованным источникам.
В начале занятия студенты под руководством преподавателя более глубоко осмысливают теоретические положения по теме занятия, раскрывают и объясняют основные положения публичного выступления. В процессе творческого обсуждения и дискуссии вырабатываются умения и навыки использовать приобретенные знания для различного рода ораторской деятельности.

Методическое описание порядка проведения (процедуры) оценивания усвоенных компетенций на зачете:
На зачет выносятся два вопроса из общего перечня вопросов к зачету, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Зачет проводится в устной форме. На подготовку ответа студенту отводится 35 минут. За ответ на теоретические вопросы студент может получить максимально 100 баллов. Перевод баллов в оценку: 85-50 – «зачтено», 0-49 – «не зачтено».
Методическое описание порядка проведения (процедуры) оценивания усвоенных ком-петенций в процессе ответа на вопросы по темам (устный опрос):
Ответы обучающихся на вопросы по темам изучаемой дисциплины происходят в виде беседы преподавателя с обучающимся на темы, связанные с изучаемой дисципли-ной, которая рассчитана на выяснение объема знаний обучающегося по определенному разделу, теме, проблеме и т.п. За каждый правильно отвеченный вопрос дается 50 баллов. Максимальное количество вопросов, на которые можно ответить обучающемуся – 2 во-проса Перевод баллов в оценку: 85-100 – «отлично», 70-84 – «хорошо», 50-69 – «удовле-творительно», 0-49 – «неудовлетворительно».
Общий порядок проведения процедур оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций определены в «Положении о проведении текущего контроля успеваемости и проме-жуточной аттестации обучающихся по образовательным программам высшего обра-зования в ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет» от 29.09.2017, №1690/п.